Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дивовская средняя общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
Рассмотрено на заседании МО
протокол № __ от «____»______2019г.
Руководитель МО
____________ / Афанасенко Т.П./
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
МБОУ «Дивовская СОШ»
_________/ Зайцева А.Е./
«____»_______2019 год
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Дивовская СОШ»
___________ / Пузанов Е.Б. /
«____»________2019 год
Рабочая программа
по математике для 5 класса
Разработал: учитель математики
Афанасенко Татьяна Павловна
2019-2020 учебный год
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, примерной программы по математике , авторской программы по математике для основной школы Т.А.Бурмистрова (Сборник рабочих программ 5-6 классы. Пособие для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвящение» 2016 год.) и соответствует учебному плану МБОУ «Дивовская СОШ» на 2019-2020 учебный год. Предметная линия учебников Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, 35-е издание , Москва, «Мнемозина»,2016 г. соответствует государственному образовательному стандарту основного общего образования(ФГОС ООО).
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение математики на этапе основного общего образования в объеме 175 часов в 5 классе.
Согласно авторской программы по математике для основной школы Т.А.Бурмистрова (Сборник рабочих программ 5-6 классы. Пособие для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвящение» 2016 год.) на изучение математики в 5 классе отводится 170 часов.
Данная рабочая программа рассчитана на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 часов в год в соответствии с Федеральным базисным планом и учебным планом МБОУ «Дивовская СОШ».
Пять часов резервное время, которое распределено следующим образом: на тему: « Повторение» добавлено 3 часа, 2 часа -резерв
Планируемые результатыосвоения учебного предмета
Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.
Личностными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Общими предметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Выпускник научится:
1. Понимать особенности десятичной системы счисления;
2. Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3. Выражать числа в эквивалентных формах записи числа, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации;
4. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби с одинаковыми знаменателями и числителями;
5. Выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6. Использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения задач;
7. Решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
8. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире отрезки, треугольники, прямые, лучи, плоскости, прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды;
9. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
10. Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
11. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
12. вычислять площадь прямоугольников.
Выпускник получит возможность:
1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями , отличными от 10;
2. Углубить и развить представление о натуральных числах как способе образования других чисел;
3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ ;
4. Научиться вычислять объёмы геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
5. Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольнико
Содержание учебного курса.
1. Натуральные числа и шкалы (15 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (12 ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (23 ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7.Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8.Инструменты для вычислений и измерений (17 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (21 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
Календарно-тематическое планированиепо математике в 5 классе
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Повторение Порядок выполнения действий.
1
Повторение.
Решение текстовых задач.
1
Обозначение натуральных чисел. Повторение. Решение текстовых задач.
1
Обозначение натуральных чисел.
1
Обозначение натуральных чисел.
1
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
1
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
1
Плоскость. Прямая. Луч
1
Плоскость. Прямая. Луч
1
10
Шкалы и координаты
1
11
Шкалы и координаты
1
12
Меньше или больше
1
13
Меньше или больше
1
14
Меньше или больше. Подготовка к контрольной работе.
1
15
Контрольная работа№ 1 по теме «Натуральные числа и шкалы.»
1
16.
Сложение натуральных чисел и его свойства.
1
17.
Сложение натуральных чисел и его свойства.
1
18.
Сложение натуральных чисел и его свойства. Решение задач.
1
19.
Сложение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа.
1
20
Вычитание натуральных чисел.
1
21
Вычитание натуральных чисел.
1
22
Вычитание, свойства вычитания. Решение текстовых задач.
1
23
Вычитание. Подготовка к контрольной работе.
1
24
Контрольная работа №2: по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
1
25
Числовые и буквенные выражения
1
26
Числовые и буквенные выражения
1
27
Обобщающий урок. Самостоятельная работа. Числовые и буквенные выражения.
1
28
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
1
29
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
1
30
Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Самостоятельная работа.
1
31
Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Обобщающий урок.
1
32
Уравнение.
1
33
Уравнение.
1
34
Решение уравнений.
1
35
Уравнения. Подготовка к контрольной работе.
1
36
Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения.»
1
37
Умножение натуральных чисел и его свойства.
1
38
Умножение натуральных чисел и его свойства.
1
39
Умножение натуральных чисел и его свойства. Решение задач.
1
40
Умножение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа.
1
41
Умножение натуральных чисел и его свойства. Решение задач.
1
42
Обобщающий урок по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойств.»
1
43
Деление.
1
44
Деление. Самостоятельная работа.
1
45
Деление Решение задач..
1
46
Деление. Решение уравнений.
1
47
Умножение и деление натуральных чисел.
1
48
Решение текстовых задач с применением деления.
1
49
Деление с остатком.
1
50
Деление с остатком. Самостоятельная работа.
1
51
Деление с остатком. Подготовка к контрольной работе
1
52
Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
1
53
Упрощение выражений.
1
54
Применение распределительного свойства умножения.
1
55
Распределительное свойство умножения относительно сложения.
1
56
Распределительное свойство умножения относительно вычитания.
1
57
Решение задач на упрощение выражений.
1
58
Порядок выполнения действий.
1
59
Порядок выполнения действий.
1
60
Порядок выполнения действий. Самостоятельная работа.
1
61
Квадрат и куб числа. Степень числа.
1
62
Квадрат и куб числа.
1
63
Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений»
1
64
Формулы.
1
65
Формулы.
1
66
Площадь. Формула площади прямоугольника
1
67
Площадь. Формула площади квадрата.
1
68
Единицы измерения площадей
1
69
Единицы измерения площадей
1
70
Единицы измерения площадей. Самостоятельная работа.
1
71
Прямоугольный параллелепипед
1
72
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
1
73
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
1
74
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. Решение задач на объем.
1
75
Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы»
1
76
Окружность и круг
1
77
Окружность и круг
1
78
Доли. Обыкновенные дроби
1
79
Доли. Обыкновенные дроби
1
80
Доли. Обыкновенные дроби. Решение задач.
1
81
Доли. Обыкновенные дроби. Самостоятельная работа.
1
Сравнение дробей
1
83
Сравнение дробей
1
84
Сравнение дробей.
Самостоятельная работа.
1
85
Правильные и неправильные дроби
1
86
Правильные и неправильные дроби
1
87
Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби»
1
88
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
1
89
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
1
90
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
1
91
Деление и дроби.
1
92
Деление и дроби
1
93
Смешанные числа
1
94
Смешанные числа
1
95
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
96
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
97
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
98
Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»