Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс»
Рабочая программа по математике. 5 класс.
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «Математика» в 5 классе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
1.Закон «Об образовании в РФ» - №273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010г.
3. Основная образовательная программа МБОУ «Школа №111».
4.Учебный план МБОУ «Школа №111» на 2020-2021 учебный год.
Используемый учебно-методический комплект Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И. Шварцбурда (М.:Мнемозина), Математика.5 класс:Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2015
Содержание учебного предмета «Математика 5 класс»
Натуральные числа и шкалы. Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Уравнение.
Умножение и деление натуральных чисел. Умножение, свойства умножения. Деление. Упрощение выражений, раскрытие скобок. Порядок выполнения действий. Степень числа.
Площади и объемы. Площадь, единицы измерения площади. Формула площади прямоугольника. Объем, единицы измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Обыкновенные дроби. Окружность, круг. Доли, обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.
Десятичные дроби. Десятичная запись дробных чисел. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения. Округление чисел.
Умножение и деление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Инструменты для вычислений и измерений. Микрокалькулятор. Проценты. Угол, измерение и построение углов. Чертежный треугольник, транспортир. Круговые диаграммы.
Требования к уровню подготовки учащихся
к окончанию 5 класса
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную – в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;
округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
переводить условия задачи на математический язык;
использовать методы работы с математическими моделями;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
определять координаты точки и изображать числа точками на координатной прямой;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
1. Понимать особенности десятичной системы счисления;
2. Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3. Выражать числа в эквивалентных формах записи числа, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации;
4. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби с одинаковыми знаменателями и числителями;
5. Выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6. Использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения задач;
7. Решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
8. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире отрезки, треугольники, прямые, лучи, плоскости, прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды;
9. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
10. Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
11. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
12. вычислять площадь прямоугольников.
Выпускник получит возможность научиться:
1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями , отличными от 10;
2. Углубить и развить представление о натуральных числах как способе образования других чисел;
3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ ;
4. Научиться вычислять объёмы геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
5. Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
Формы организации учебных занятий: урок, урок-презентация, урок-игра, урок-смотр знаний, урок-исследование, урок-соревнование.
Виды учебной деятельности: взаимопроверка, комплексное повторение, индивидуальная, коллективная и парная работа с дидактическим материалом, контроль и самоконтроль изученных понятий, работа у доски и в тетрадях, выполнение упражнений, решение задач, работа с текстом учебника, самостоятельная работа, устная работа, математический диктант.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, математических диктантов, самостоятельных работ, тестов, итоговый – итоговая промежуточная аттестация.
Календарно- тематическое планирование. Математика. 5 класс 5 часов в неделю = 175 часов
№ урока
Тема
Дата проведения
план
факт
Повторение (6ч)
1-2
Порядок выполнения действий.
3-4
Решение текстовых задач.
5-7
Решение уравнении.
8
Входной контроль
Глава 1. Натуральные числа.
Натуральные числа и шкалы (15 ч)
9-10
Обозначение натуральных чисел.
11-12
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
13-14
Плоскость, прямая, луч.
15-17
Шкалы и координаты.
18-20
Меньше или больше.
21
Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы».
Сложение и вычитание натуральных чисел (20 ч)
22-25
Сложение натуральных чисел и его свойства.
26-29
Вычитание.
30
Контрольная работа №2 «Свойства сложения и вычитания».
31-33
Числовые и буквенные выражения.
34-36
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
37-40
Уравнения.
41
Контрольная работа №3 «Выражения и уравнения».
Умножение и деление натуральных чисел (22 ч)
42-45
Умножение натуральных чисел и его свойства.
46-49
Деление.
50-52
Деление с остатком.
53
Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел».
54-57
Упрощение выражений.
58-59
Порядок выполнения действий.
60-62
Квадрат и куб числа.
63
Контрольная работа №5 «Упрощение выражений».
Площади и объемы (12 ч)
64-65
Формулы.
66-67
Площадь. Формула площади прямоугольника.
68-70
Единицы измерения площадей.
71
Прямоугольный параллелепипед.
72-74
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
75
Контрольная работа №6 «Площади и объемы».
Глава 2. Дробные числа.
Обыкновенные дроби (21 ч)
76-77
Окружность и круг.
78-81
Доли. Обыкновенные дроби.
82-83
Сравнение дробей.
84-85
Правильные и неправильные дроби.
86
Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби».
87-88
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
89-90
Деление и дроби.
91-92
Смешанные числа.
93-95
Сложение и вычитание смешанных чисел.
96
Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Сложение и вычитание десятичных дробей (14 ч)
97-98
Десятичная запись дробных чисел.
99-101
Сравнение десятичных дробей.
102-106
Сложение и вычитание десятичных дробей.
107-109
Приближенные значения чисел. Округление чисел.
110
Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Умножение и деление десятичных дробей (25 ч)
111-113
Умножение десятичных дробей на натуральные числа.
114-117
Деление десятичных дробей на натуральные числа.
118
Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».
119-123
Умножение десятичных дробей.
124-128
Деление десятичных дробей.
129-134
Среднее арифметическое.
135
Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей».
Инструменты для вычислений и измерений (17ч)
136-137
Микрокалькулятор.
138-141
Проценты.
142
Контрольная работа №12 «Проценты».
143-145
Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.
146-148
Измерение углов. Транспортир.
149-151
Круговые диаграммы.
152
Контрольная работа №13 «Инструменты для вычисления и измерения».
Повторение курса математики 5 класса (23ч)
153-154
Арифметические действия с натуральными числами.
155
Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
156-157
Решение арифметических задач.
158
Буквенные выражения.
159
Упрощение выражений.
160-161
Уравнения.
162-163
Решение задач с помощью уравнения.
164
Сложение и вычитание десятичных дробей.
165
Умножение и деление десятичных дробей.
166-167
Арифметические действия с десятичными дробями.
168
Проценты.
169
Решение задач на проценты.
170
Годовая промежуточная аттестация.
171
Решение практико-ориентированных задач.
172
Решение задач на движение.
173
Решение логических задач из коллекции математических праздников.