- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, предоставляющем средства для ее решения;
- осознанное чтение, построение речевых высказываний, использование введенных математических символов, знаков, терминов математической речи;
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и по форме (круглый, квадратный, треугольный и т.д.)
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.)
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, на сколько больше (меньше).
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа путем прибавления единицы к предыдущему, вычитания единицы из числа, следующего за данным при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки ,=. Состав чисел в пределах первого десятка.
Точка. Линии (кривая, прямая). Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины и стороны многоугольника.
Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе пересчета предметов). Практическая работа: сравнение длин отрезков, .измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «=», «-», «+».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в одно-два действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов |
| Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления | 9 ч |
1 | Учебник мат-ки. Роль мат-ки в жизни людей и общества | Учатся работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. | |
2 | Счет предметов. | Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов). | |
3 | Пространственные представления «вверху». «внизу», «направо», «налево» | Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов. | |
4 | Пространственные и временные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом» | Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). | |
5 | Сравнение групп предметов. отношения «столько же», « больше». « меньше». | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. | |
6 | Сравнение групп предметов. «На сколько больше?», «на сколько меньше?» | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. | |
7 | Сравнение групп предметов. «На сколько больше?», «на сколько меньше?» | Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке. | |
8 | Закрепление знаний по теме «Сравнение групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа. | Выполнение задания творческого и поискового характера. | |
9 | Закрепление знаний по теме «Сравнение групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа. | Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы по заданному признаку. | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация | 27 ч. |
10 | Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. | Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. | |
11 | Числа 1 и 2. образование числа 2. Письмо цифры 2. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов. | |
12 | Число 3. Письмо цифры 3. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. | |
13 | Числа 1; 2; 3.Знаки «+, –, =». «Прибавить», «вычесть», «получится». составление и чтение равенств. | Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. | |
14 | Число 4. Письмо цифры 4. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Отработка состава чисел 2, 3, 4. | |
15 | Понятие «длиннее», «короче», « одинаковые по длине». | Упорядочивание объектов по длине (наложением, с использованием мерок, на глаз). | |
16 | Число 5. Письмо цифры 5. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел. | |
17 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5 из двух слагаемых. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. | |
18 | Странички для любознательных. проверочная работа | Выполнение задания творческого и поискового характера. | |
19 | Точка. Линия: кривая. Отрезок. Луч. | Различение и называние прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной. | |
20 | Ломаная линия. Звено ломаной линии. Вершины. | Различение, называние и изображение геометрических фигур: прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной. | |
21 | Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5. Проверочная работа. | Соотнесение реальных предметов и их элементов с изученными геометрическими линиями и фигурами. | |
22 | Знаки «больше», «меньше», «равно». | Сравнение двух чисел и запись результата сравнения с использованием знаков сравнения «», « | |
23 | Равенство. Неравенство. | Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов. | |
24 | Многоугольник. | Различение, называние многоугольников (треугольники, четырехугольники и т.д.). Нахождение предметов окружающей действительности, имеющих форму различных многоугольников. | |
25 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. | |
26 | Закрепление. Письмо цифры 7. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. | |
27 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. | |
28 | Закрепление. Письмо цифры 9. | Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. | |
29 | Число 10. Запись числа 10. | Определение места каждого числа в последовательности чисел от 1 до 10, а также места числа 0 среди изученных чисел. | |
30 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. | |
31 | Проект «математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». | Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки). | |
31 | Сантиметр – единица измерения длины. | Измерение отрезков и выражение их длины в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины (в см). Сравнение отрезков различной длины. | |
32 | Увеличить на … Уменьшить на … | | |
33 | Число 0. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. | |
34 | Сложение и вычитание числа 0. | Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. | |
35 | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» | Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способов действий в измененных условиях. | |
36 | Закрепление изученного материала. Проверочная работа. | Называние чисел в порядке их следования при счёте. Письмо цифр. Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10. | |
| Числа от 1 до10. Число 0. | Сложение и вычитание | 56 ч. |
37 | Прибавить и вычесть 1. Знаки +, –, =. | Сложение и вычитание по единице. Счет с помощью линейки. Воспроизведение числовой последовательности в пределах 10. | |
38 | Прибавить и вычесть 1 | Составление таблиц сложения и вычитания с единицей. Называние чисел в порядке их следования при счёте. | |
39 | Прибавить и вычесть 2. | Выполнение сложения и вычитания вида: □ ± 1, □ ± 2. Присчитывание и отсчитывание по 2. | |
40 | Слагаемые. Сумма. | Чтение примеров на сложение различными способами. Составление и решение примеров с 1 и 2. | |
41 | Задача. | Выделение задач из предложенных текстов. Анализ условия задачи, составление плана решения. | |
42 | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала). | |
43 | Прибавить и вычесть 2. Составление и заучивание таблиц. | Составление схемы арифметических действий сложения и вычитания по рисункам. Запись числовых равенств. | |
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. Проверочная работа. | Упражнение в присчитывании и отсчитывании по 2. Запись числовых равенств. | |
45 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания. | |
46 | Закрепление изученного материала Странички для любознательных. | Работа в парах при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры». | |
47 | Закрепление изученного материала. | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач. | |
48 | Закрепление изученного материала. | Чтение равенств с использованием математической терминологии (слагаемые, сумма). | |
49 | Странички для любознательных. Логические задачи. | Выполнение задания творческого и поискового характера. | |
50 | Прибавить и вычесть 3 | Выполнение сложения и вычитания вида □ ± 3. Присчитывание и отсчитывание по 3. | |
51 | Закрепление. Решение текстовых задач. | Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания. | |
52 | Закрепление. Решение текстовых задач. | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснение действий, выбранных для решения задачи. | |
53 | Прибавить и вычесть 3. Составление и заучивание таблицы. | Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с 3. Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. | |
54 | Сложение и соответствующие случаи состава чисел. присчитывание и отсчитывание по 3. | Составление «четверок» примеров вида: 3 + 2 = 5 2 + 3 = 5 5 – 2 = 3 5 – 3 = 2 | |
55 | Решение задач. | Дополнение условия задачи недостающим данным или вопросом. Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | |
56 | Решение задач. Закрепление. | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснение действий, выбранных для решения задачи. | |
57 | Странички для любознательных. | Выполнение заданий творческого и поискового характера с применением знаний и способов действий в изменённых условиях. | |
58 | Закрепление изученного материала. | Выполнение заданий творческого и поискового характера. Простейшие геометрические построения. | |
59 | Закрепление изученного материала. | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. | |
60 | Закрепление изученного материала. | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Решение примеров. Запись числовых выражений. | |
61 | Закрепление изученного материала. | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Сравнение групп предметов. | |
62 | Закрепление изученного материала. | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Сравнение групп предметов. | |
63 | Закрепление изученного материала. Проверочная работа. | Контроль и оценка своей работы. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
64 | Обобщение изученного материала. Работа над ошибками. | | |
65 | Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2,3 | Решение примеров изученных видов. Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение групп предметов. | |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | |
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | Сравнение групп предметов. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. | |
68 | Прибавить и вычесть 4. Приемы вычислений. | Выполнение вычислений вида: ± 4. Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с 4. | |
69 | Закрепление изученного материала. решение задач. Задачи на разностное сравнение чисел. | Сравнение групп предметов. Решение задач на разностное сравнение. Подбор вопросов к условию задачи. Составление задач по рисункам. | |
70 | Задачи на разностное сравнение чисел. | Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение. Решение нестандартных задач. | |
71 | Прибавить и вычесть 4. Составление и заучивание таблицы. | Выполнение вычислений вида: ± 4. Решение задач изученных видов. Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с 4. | |
72 | Закрепление. Решение задач. | Проверка правильности выполнения сложения с помощью другого приёма сложения (приём прибавления по частям). Решение задач на разностное сравнение чисел. | |
73 | Перестановка слагаемых. | Составление числовых выражений, наблюдение над перестановкой слагаемых в самостоятельно составленных «двойках» примеров. | |
74 | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. Сложение и вычитание числа 5. | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. | |
75 | Составление таблицы вычитания и сложения чисел 5, 6, 7, 8, 9. | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Решение «круговых» примеров. | |
76 | Состав чисел в пределах 10. Решение задач Закрепление. | Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение «круговых» примеров, примеров с «окошками». | |
77 | Решение текстовых задач. | Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение нестандартных задач. | |
78 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | Сравнение разных способов сложения, выбор наиболее удобного. | |
79 | Связь между суммой и слагаемыми. | Называние компонентов сложения. Практическое нахождение неизвестного слагаемого. Наблюдения за взаимосвязью между сложением и вычитанием. | |
80 | Связь между суммой и слагаемыми. | Называние компонентов сложения. Практическое нахождение неизвестного слагаемого. Наблюдения за взаимосвязью между сложением и вычитанием. | |
81 | Решение текстовых задач. | Наблюдение и объяснение взаимосвязи между двумя простыми задачами, представленными в одной цепочке. | |
82 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. | |
83 | Вычитание из чисел 6, 7. | Выполнение вычислений вида: 6 – □ , 7 – □ с применением знания состава чисел 6, 7 и знаний о связи суммы и слагаемых. | |
84 | Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания. | Выполнение вычислений вида: 6 – □ , 7 – □ с применением знания состава чисел 6, 7 и знаний о связи суммы и слагаемых. | |
85 | Вычитание из чисел 8, 9. | Выполнение вычислений вида: 8 – □, 9 – □ с применением знания состава чисел 8, 9 и знаний о связи суммы и слагаемых. | |
86 | Вычитание из чисел 8, 9. | Выполнение вычислений вида: 8 – □, 9 – □ с применением знания состава чисел 8, 9 и знаний о связи суммы и слагаемых. | |
87 | Вычитание из числа 10. | Выполнение вычислений вида 10 – □ с применением знания состава чисел 10 и знаний о связи суммы и слагаемых. | |
88 | Закрепление изученного материала. | Выполнение вычислений вида 10 – □ с применением знания состава чисел 10 и знаний о связи суммы и слагаемых. | |
89 | Единица массы - килограмм. | Взвешивание предметов с точностью до килограмма. Сравнение предметов по массе. Упорядочивание предметов в порядке увеличения (уменьшения) массы. | |
90 | Единица вместимости - литр. | Сравнение сосудов по вместимости. Упорядочивание сосудов по вместимости в заданной последовательности. | |
91 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | Выполнение вычислений вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □ с применением знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знаний о связи суммы и слагаемых. | |
92 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). | Контроль и оценка своей работы. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
| Числа от 1 до 20. | Нумерация | 12 ч. |
93 | Устная нумерация чисел в пределах 20. | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись чисел второго десятка. | |
94 | Сравнение, название и последовательность чисел от 11 до 20. | Сравнение чисел в пределах 20 с опорой на порядок их следования при счёте. Чтение и запись чисел второго десятка. | |
95 | Письменная нумерация чисел от 11 до 20. | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись чисел второго десятка. | |
96 | Единица длины - дециметр. | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие – в более крупные, крупные – в более мелкие, используя соотношения между ними. | |
97 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. | Выполнение вычислений вида: 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10 на основе знаний нумерации. | |
98 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. | Представление чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. | |
99 | Закрепление знаний. «Что узнали. Чему научились». | Выполнение заданий творческого и поискового характера. Чтение и запись чисел второго десятка. | |
100 | Закрепление знаний. «Что узнали. Чему научились». | Выполнение заданий творческого и поискового характера. Чтение и запись чисел второго десятка. | |
101 | Решение задач и выражений. | Выполнение вычислений: 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10 на основе знаний нумерации. Построение отрезков заданной величины. Измерение отрезков. | |
102 | Решение задач и выражений. | Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение суммы, на разностное сравнение. | |
103 | Знакомство с составными задачами. | Составление плана решения задачи в два действия. Решение задач в два действия. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
104 | Составные задачи. | Анализ условия задачи, постановка вопросов к данному условию, составление обратных задач. | |
| Числа от 1 до 20. | Сложение и вычитание | 22 ч |
105 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. | Моделирование приёмов выполнения действия сложения с переходом через десяток. Решение текстовых задач. | |
106 | Случаи сложения вида +2, +3. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Решение «круговых» примеров. | |
107 | Случаи сложения вида +4. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
108 | Случаи сложения вида +5. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
109 | Случаи сложения вида +6. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
110 | Случаи сложения вида +7. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
111 | Случаи сложения вида +8, + 9. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
112 | Таблица сложения. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. | |
113 | Решение задач и выражений. | Выполнение задания творческого и поискового характера. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
114 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. | |
115 | Прием вычитания с переходом через десяток. | Моделирование приёмов выполнения действия вычитания с переходом через десяток. | |
116 | Случаи вычитания вида 11–*. | Моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. | |
117 | Случаи вычитания вида 12–*. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. | |
118 | Случаи вычитания вида 13–*. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Решение задач на разностное сравнение. | |
119 | Случаи вычитания вида 14–*. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. | |
120 | Случаи вычитания вида 15–*. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Сравнение геометрических фигур. | |
121 | Случаи вычитания вида 16–*. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Построение четырехугольников с заданными длиной и шириной. | |
122 | Случаи вычитания вида 17–*, 18 - | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. | |
123 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | Выполнение заданий творческого и поискового характера. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. | |
124 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. | |
125 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). | Контроль и самоконтроль полученных ранее знаний. | |
126 | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | Наблюдение, анализ и установление правил чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерности их чередования. Контроль выполнения правила, по которому составлялся узор. | |
| Итоговое повторение | 6 ч |
127 | Закрепление пройденного материала. | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Решение текстовых задач изученных видов. | |
128 | Закрепление пройденного материала по темам «Сложение и вычитание в пределах 10», «Геометрические фигуры» | Выполнение заданий на установление правила, по которому составлена числовая последовательность. Решение текстовых задач. | |
129 | Контрольная работа за год. | Итоговый контроль и проверка знаний | |
| | | |
130 | Резерв. | . | |
131 | Резерв | Выполнение заданий на образование, называние и запись числа в пределах 20, упорядочивание задуманных чисел. | |
132 | Резерв. | | |