Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика. 1-4 классы» и ориентирована на учебно-методический комплект «Школа России»
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2020.
Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение предмета в 3 классе выделяется 136 ч (4 ч в неделю. 34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.
Выражения с переменной. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Решение задач.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление(54 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Обозначение геометрических фигур буквами. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление(27 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление(16ч)
Приемы устного умножения и деления.
Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Прием письменного умножения и деления на однозначное число.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (7 ч)
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
план
факт
Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание.
9 часов
1.
Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
1
2
2.
Повторение. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
1
3
3.
Выражение с переменной.
1
7
4.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым.
1
8
5.
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.
1
9
6.
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Обозначение геометрических фигур буквами.
1
10
7.
Повторение пройденного. «Что узнали? Чему научились?» Проверочная работа №1 «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»
1
14
8.
Входная диагностическая работа.
1
15
9.
Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных.
1
16
Табличное умножение и деление
27 часов
10.
Конкретный смысл умножения и деления.
1
17
11.
Таблица умножения и деления с числом 2. Четные и нечетные числа. (стр. 19, 20)
1
21
12.
Таблица умножения и деления с числом 3.
1
22
13.
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.
1
23
14.
Решение задач с понятиями: масса, количество.
1
24
15.
Порядок выполнения действий
1
28
16.
Порядок выполнения действий. Решение задач.
1
29
17
Странички для любознательных. Проверочная работа №2 по теме «Табличное умножение и деление»
1
30
18.
Что узнали? Чему научились? Математический диктант №1
1
1.10
19.
Контрольная работа № 1 по теме «Умножение и деление на 2 и 3».
1
5
20
Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4.
1
6
21
Закрепление пройденного. Таблица умножения.
1
7
22
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
1
8
23
Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление.
1
12
24
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. (Стр. 38,39)
1
13
25
Таблица умножения и деления с числом 5.
1
14
26
Задачи на кратное сравнение чисел.
1
15
27
Задачи на кратное сравнение чисел. Решение задач. (стр. 42, 43)
1
19
28
Таблица умножения и деления с числом 6.
1
20
29
Закрепление. Решение задач.
1
21
30
Задачи на нахождение четвертого пропорционального.
1
22
31
Закрепление. Решение задач.
1
26
32
Таблица умножения и деления с числом 7.
1
27
33
Странички для любознательных. Математический диктант №2
1
28
34
Наши проекты «Математические сказки»
1
29
35
Что узнали? Чему научились? Проверочная работа №3 «Табличное умножение и деление»
1
2.11
36
Контрольная работа №2 по теме «Табличное умножение и деление»
1
3
Числа от 1 до 100.
Табличное умножение и деление.
27 часов
37
Площадь. Единицы площади.
1
16
38
Квадратный сантиметр.
1
17
39
Площадь прямоугольника.
1
18
40
Таблица умножения и деления с числом 8.
1
19
41
Закрепление изученного.
1
23
42
Решение задач.
1
24
43
Таблица умножения и деления с числом 9.
1
25
44
Единица площади – квадратный дециметр.
1
26
45
Таблица умножения. Закрепление.
1
30
46
Закрепление изученного. Решение задач.
1
1.12
47
Единица площади – квадратный метр.
1
2
48
Закрепление изученного.
1
3
49
Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились? Математический диктант №3
1
7
50
Промежуточная диагностика. Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения»
1
8
51
Умножение на 1.
1
9
52
Умножение на 0.
1
10
53
Умножение и деление с числами 1, 0.
1
14
54
Деление нуля на число.
1
15
55
Закрепление изученного. Решение задач. Странички для любознательных.
1
16
56
Контрольная работа №3 по теме « Табличное умножение и деление»
1
17
57
Работа над ошибками. Доли.
1
21
58
Окружность. Круг.
1
22
59
Диаметр круга.
1
23
22
60
Решение задач. Проверочная работа №4 по теме «Табличное умножение и деление»
1
24
23
61
Единицы времени.
2
28
24, 11. 01
62
Страничка для любознательных.
Что узнали? Чему научились? Математический диктант №4
1
29
63
Контрольная работа №4 за 2 четверть.
1
Числа от 1 до 100.
Внетабличное умножение и деление.
27 часов
64
Анализ контрольной работы.
Приемы умножения и деления для случаев вида
20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 69 : 3.
1
12
65
Прием деления для случаев вида 80 : 20.
1
13
66
Умножение суммы на число.
1
14
67
Умножение суммы на число. Закрепление.
1
18
68
Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23.
1
19
69
Закрепление.
1
20
70
Решение задач.
1
21
71
Выражение с двумя переменными. Странички для любознательных.
1
25
72
Деление суммы на число.
1
26
73
Деление суммы на число. Закрепление.
1
27
74
Приемы деления вида 69:3, 78:2
1
28
75
Связь между числами при делении.
1
02
76
Проверка деления.
1
2
77
Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22.
1
3
78
Проверка умножения .
1
4
79
Решение уравнений
1
8
80
Закрепление пройденного.
1
9
81
Страничка для любознательных.
Что узнали? Чему научились?
1
10
82
Контрольная работа №5 по теме «Внетабличное умножение и деление».
1
11
83
Анализ контрольной работы. Деление с остатком.
1
156
84
Деление с остатком.
1
17
85
Деление с остатком методом подбора.
1
18
86
Деление с остатком методом подбора. Закрепление.
1
22
87
Решение задач на деление с остатком.
1
23
88
Деление меньшего числа на большее.
1
24
89
Проверка деления с остатком.
1
25
90
Что узнали? Чему научились? Проект «Задачи-расчеты».
1
1
Числа от 1 до 1000. Нумерация
13 часов
91
Устная нумерация чисел в пределах 1000.
1
2
92
Устная нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление.
3
93
Разряды счетных единиц.
1
4
94
Письменная нумерация чисел в пределах 1000.
1
9
95
Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.
1
10
96
Замена числа суммой разрядных слагаемых.
1
11
97
Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений.
1
15
98
Контрольная работа №6 по теме « Решение задач и уравнений. Деление с остатком»
1
16
99
Работа над ошибками. Сравнение трехзначных чисел.
1
17
100
Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000.
1
18
101
Единицы массы.
1
31
102
Страничка для любознательных.
Что узнали? Чему научились? Тест №3
1
04
103
Контрольная работа №7 за 3 четверть
1
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
10 часов
104
Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений.
1
5
105
Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 – 200.
1
6
106
Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90.
1
7
107
Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 – 140.
1
8
108
Приемы письменных вычислений.
1
12
109
Алгоритм сложения трехзначных чисел.
1
13
110
Алгоритм вычитания трехзначных чисел.
1
14
111
Виды треугольников. Проверочная работа №5 по теме «Сложение и вычитание»
1
15
112
Страничка для любознательных.
Что узнали? Чему научились? Тест №5
1
19
113
Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел».
1
20
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.
16 часов
114
Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений вида: 180*4, 900:3