Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива»
Пояснительная записка
Современные тенденции по модернизации среднего образования направлены на
создание в старшем звене школы классов различных профилей. Такие преобразования
диктуются специальным заказом общества, который ставит перед школой задачу:
дать учащимся полное среднее образование и помочь ему в профессиональном
выборе. Однако учебным планом школы не предусматривается профильное изучение
математики из-за большого количества часов, необходимых при делении класса на
профильные подгруппы. Но многим учащимся необходима математика при
поступлении в СГАУ и СТУ- это с одной стороны, а с другой всем необходимо при
подготовке к ЕГЭ, а результаты по региону, и особенно сельских школьников,
говорят о недостаточно высоком уровне подготовленности обучающихся. С этой
целью и введен дополнительный час для изучения математики из школьного
компонента.
Разработанная программа представляет собой программу дополнительного курса
алгебры и начал анализа, на изучение которой отведено 34 ч. в 11 классе.
Программы расширенного курса на федеральном уровне не разработаны, поэтому
возникла необходимость их создания.
Содержание программы определено с учетом приоритета углубленного изучения
тем, нестандартных заданий и подготовки к ЕГЭ. Для обучающихся данный курс
отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям
КИМов ЕГЭ.
Основная задача - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися
системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных
дисциплин и продолжение образования.
Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса математики соответствующих классов
общеобразовательной школы (за основу взята "Программа для общеобразовательныхшкол, гимназий, лицеев. Математика 5-11 классы" Дрофа, Москва, 2010г.,
по учебнику А. Н. Колмогорова, А. М. Абросимова, Ю. П. Дудницына и др. "Алгебраи начала анализа, 10-11";, но ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции:
1. Создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике и ориентированных на профили, где математика заявлена как профильный общеобразовательный предмет.
2. Восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность.
Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты.
Цель курса - способствовать формированию математической культуры,
формированию интеллектуально - грамотной личности, способной самостоятельно получать знания, осмысленно выбирать профессию и специальность в соответствии с заявленным профилем образования в условиях модернизации системы образования РФ.
Требования к математической подготовки учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
находить значения тригонометрических выражений, выполнять тождественные
преобразования тригонометрических выражений;
решать тригонометрические уравнения, неравенства, системы, включая с
параметрами и модулем, а также комбинированных типов аналитическими и
строить графики тригонометрических функций, проводить преобразования
графиков, используя изученные методы, описывать свойства функций и уметь
применять их при решении задач;
применять аппарат математического анализа к решению задач.
Особенности программы:
1. Структурным стержнем предполагаемой программы является систематическое
изучение функций как важнейшего математического объекта.
2. Ведущая содержательно-методическая линия - решение уравнений, неравенств, систем.
3. В 11 кл. включены разделы повторения курса алгебры 7-9 кл., что не
предусмотрено ни одной действующей федеральной программой, с
одновременным изучением нового материала:
4. Расширение реализуется также и за счет включения в программу "Решение
уравнений и неравенств, содержащих параметры и модули", умения решать
задания по которым проверяют части 2 и 3 КИМов ЕГЭ.
5. Курс тригонометрии проходят в 10 классе , причем начинают с числовой
окружности, как основной из моделей множества чисел, и по ходу изучения
осуществляется глубокая пропедевтика темы "Решение тригонометрических
уравнений, неравенств, систем" знакомство с которой начинается только после
того, как полностью изучены формулы преобразований тригонометрических
выражений, а уже в 11 классе на эту тему вообще не отведено ни часа, поэтому
можно и здесь вернуться и отработать те знания, что были получены раньше.
6. Курс математического анализа разбит на 2 года обучения ("Производная и ее
применение" - 2 пол. 10 кл., «Первообразная и интеграл» - 1полугодие 11 класса),
причем тема "Применение производной" полностью перенесена из 11-го кл. в 10-й, что способствует формированию целостного представления о производной. Такой подход позволяет показать учащимся идеи и методы одномерного анализа сразу же на большом числе примеров, кроме того, стиль изложения как математического анализа, так и вообще все расширенного курса Алгебры и начал анализа в 11 кл., предполагает активное использование лекционно-зачетной формы обучения, что, несомненно, является важным этапом для успешной адаптации к обучению к вузах.
7. Программа нацелена на формирование и отработку навыков нестандартных
методов решения уравнений, неравенств, систем, а также конкурсных задач.
8. Повторение курса позволяет учащимся получить более прочные навыки в решении математических задач. Углубление и расширение реализуются не только за счет включения аналитических и функционально-графических методов решения задач с параметрами, модулем, но и за счет новых приемов решения уравнений, неравенств, систем смешанны типов.
№ Разделы курса Кол-во часов
Учебник А. Н. Колмогорова, А. М. Абросимова, Ю. П. Дудницына и др
1 Решение рациональных уравнений и неравенств 5
2 Иррациональные уравнения и неравенства 7
4 Показательные уравнения и неравенства 6
5 Логарифмические уравнения и неравенства 6
6 Тригонометрические уравнения и неравенства 7
7 Уравнения и неравенства смешанного типа 4
Спецкурс по математике, 11 класс.
«Решение нестандартных задач».
1 занятие. Решение рациональных уравнений (разложение на множители).
2 занятие. Подстановки при решении рациональных уравнений.
3 занятие. Искусственные приёмы при решении рациональных уравнений.
4 занятие. Дробно-рациональные неравенства.
5 занятие. Введение новой переменной при решении иррациональных