kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультатива "Математика и конструирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа  факультатива «Математика и конструирование» ориентирована на учащихся 1-4 классов и реализуется на   основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ.

Программы общеобразовательных учреждений начальные классы. – М.: Просвещение, 2010.  В 2 ч. Ч. 1.

Авторская программа С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина «Математика и конструирование». – М.: Просвещение, 2010

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Математика и конструирование"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы ____________/С.К. Валиулина/

Приказ от «_____»__________201__г. №________






Рабочая программа

факультатива «Математика и конструирование»

для 2 - 4 классов

на 2016 – 2017 учебный год






Автор:

Сидорова Ильсиярь Ризвановна,

учитель начальных классов





















2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа факультатива «Математика и конструирование» ориентирована на учащихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ.

Программы общеобразовательных учреждений начальные классы. – М.: Просвещение, 2010. В 2 ч. Ч. 1.

Авторская программа С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина «Математика и конструирование». – М.: Просвещение, 2010



Место предмета в учебном плане


Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение факультатива «Математика и конструирование» отводится не менее 102 часа из расчета 1 ч в неделю со 2 по 4 класс.

На изучение курса в 2 - 4 классах отводится по 34часа в год (из расчёта 1 час в неделю).



Список литературы


1. Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1-4 кл. четырёхлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 2011.

2. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1 – 4 кл.: Пособие для учителя / С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2004.

3. Моро М. И., Бантова, Г.В. Бельтюкова Г. В. Математика. Рабочие программы. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011























Результаты освоения курса


Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения

Выпускники, используя математические термины, будут описывать некоторые свойства пространственных тел и плоских фигур, которые можно выявить при наблюдениях реальных объектов. Они будут находить проявления симметрии в непосредственном окружении, создавать образцы симметричных объектов. Они научатся давать простые указания о направлении и следовать им, использовать для описания местоположения, пользуясь понятиями; расстояние, путь, поворот, стороны горизонта (на север, юго-запад и т.п.).


Промежуточные тематические результаты, характеризующие уровень базовой подготовки учащихся

Концу 1 года обучения учащиеся научатся:

  • группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;

  • исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками и телами вращения;

  • устанавливать, моделировать и описывать расположение объектов и зданий, находящихся в непосредственном окружении относительно заданного тела отсчета, используя общеупотребительную лексику (внутри, вне, вверху/выше, внизу/ ниже, слева/левее, справа/правее, рядом с, перед/впереди, за/сзади/ позади, между и т.п.).


Концу 1 года обучения учащиеся получат возможность научиться:

различать плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, пятиугольник)

выполнять простейшие чертежи с помощью линейки,

сравнивать длины отрезков и предметов,

классифицировать объекты, сравнивать,

планировать свою деятельность,

развивать геометрическую наблюдательность и пространственное мышление.



К концу 2 класса ученики научатся:

  • оценивать "на глаз" длины предметов, временные интервалы с последующей проверкой измерением;

  • группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;

  • распознавать, находить на чертежах, рисунках, схемах прямые и ломаные линии, лучи и отрезки;

  • с помощью линейки и от руки строить и обозначать отрезки заданной длины, отмечая концы отрезка; измерять длину отрезка на глаз и с помощью линейки;

  • с помощью линейки и/или клетчатой бумаги (от руки) проводить прямые линии и лучи, обозначать их, использовать их для изображения числовой оси, линий симметрии, сетки, таблиц;

  • проводить с помощью клетчатой бумаги и/или угольника прямые линии, направленные вдоль и под углом (прямым, тупым и острым) к числовому лучу;

  • выявлять углы в реальных предметах; распознавать на чертежах.


К концу 3 класса ученики научатся:

  • устанавливать соотношения между значениями одноименных величин и выражать все величины в одних и тех же единицах при выполнении вычислений;

  • использовать навыки измерений и зависимости между величинами для решения практических задач;

  • исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром, конусом);

  • классифицировать, группировать, называть, обозначать и строить с помощью линейки, угольника, циркуля, “по клеточкам” и от руки все типы треугольников:

разносторонний/ равносторонний/ равнобедренный;

остроугольный/ тупоугольный/ прямоугольный;

  • выявлять, обозначать и называть элементы треугольника: стороны, углы, вершины;

  • измерять с помощью линейки и оценивать “на глаз” длину сторон треугольника;

  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника, квадрата;

  • распознавать круги и окружности в ряду других фигур, называть их и строить с помощью циркуля, обозначая центр.


Ученики получат возможность научиться:

  • оценивать "на глаз" массы, объемы, с последующей проверкой измерением;

  • измерять с помощью измерительных приборов, фиксировать результаты измерений (в т.ч. в форме таблиц и диаграмм), сравнивать величины с использованием произвольных и стандартных способов и единиц измерений;

  • выбирать меры, шкалы и измерительные приборы, адекватные измеряемой величине и задаче измерения (включая нужную точность); правильно пользоваться измерительными приборами с простыми шкалами для измерения:

длин, расстояний – линейки, рулетки, деревянный метр,

площадей – палетку, миллиметровую бумагу,

масс – балансовые и пружинные весы (в т. ч. бытовые),

объемов – мензурки и сосуды известной емкости;

  • находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;

  • с помощью ИКТ-технологий создавать и использовать простейшие электронные таблицы и базы данных с двумя – тремя полями; при работе с таблицами и базой данных пользоваться возможностями сортировки и группировки данных, подсчета промежуточных итогов и построения диаграмм.

Знать:

- определение площади геометрических фигур,

- единицы измерения площади, массы тел,

- правило определения площади прямоугольника,

- свойства арифметических действий;

- вычислять периметр прямоугольника (квадрата), треугольника;

- находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне;

- переводить одни единицы измерения величин в другие;

- соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;

- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;

- выполнять технический рисунок не сложного изделия;

- читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;

- вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям.

Уметь:

- сравнивать площади различной конфигурации,

- строить прямоугольник с заданной длиной сторон,

- определять площадь прямоугольника по его длине и ширине,

- выражать площадь, массу, используя разные единицы измерения этих величин; - выполнять краткую запись задачи.



Универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания чувств других людей;

– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

– понимания своей этнической принадлежности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

– внутренней позиции обучающегося

на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем, классом

находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– выполнять учебные действия в письменной речи;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

Обучающиеся должны знать:

- термины: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружности (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;

- свойства диагоналей прямоугольника;

- правила безопасной работы ручным и чертёжным инструментом;

- название и назначение различных инструментов (гаечный ключ, отвёртка);

- виды соединений и их различия.


Обучающиеся должны уметь:

- чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;

- изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;

- читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие;

- собирать изделие по образцу из деталей набора «Конструктор»;

- делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей.




























Содержание учебного курса

  1. класс (32 ч)

  1. Вводный урок.

Знакомство с целями занятий по программе «Математика и конструирование». Связь со школьными предметами. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм».

  1. Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник.

Расширить представления детей о геометрических фигурах – треугольниках и четырехугольниках. Учить строить треугольники и четырехугольники из пластилина, палочек и кусочков проволоки. Учить видеть треугольную форму в предметах повседневной жизни. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.

  1. Отрезок, точка.

Дать понятие о точке и отрезке как геометрических фигурах. Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка)

  1. Измерение длины отрезка. Сантиметр.

Уточнение знаний об отрезках, их применении при вычерчивании геометрических фигур. Познакомить с единицей измерения длины – сантиметром. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков)

  1. Вычерчивание отрезка заданной длины

Формирование умения сравнивать отрезки, строить отрезки определенной длины на клетчатой и нелинованной бумаге.

  1. Единица длины – дециметр.

Знакомство с более крупной единицей измерения длины – дециметром. Соотношение сантиметра и дециметра. Измерение длин отрезков в дециметрах.

  1. Проект «Что меряют, чем меряют»

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

  1. Многоугольник.

Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур.

  1. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм»

По рисункам составить фигуры из частей квадрата

  1. Элементы графического диктанта

Уточнение пространственных представлений (вправо-влево, вверх, вниз)

  1. Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида.

Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус, пирамида. Поиск геометрических тел в предметах повседневной жизни. Моделирование геометрических тел из пластилина (шар, конус). Моделирование геометрических тел из бумаги (цилиндр). Моделирование геометрических тел из проволоки (пирамида).

  1. Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел»

  2. Симметрия.

Зеркальное отражение предметов. Понятие симметрии. Симметрия в природе. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков (на клетчатой бумаге), перегибанием и отпечатыванием на нелинованной бумаге.

  1. Проект «Моя головоломка»



2 класс (32 ч)

  1. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

Знакомство с понятием «кривая линия», «замкнутая и незамкнутая линия». Изображение кривой линии на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.

  1. Ломаная линия. Длина ломаной.

Понятие «ломаная линия», признаки ломаной. Звенья и вершины ломаной. Поиск ломаной линии в окружающих предметах, геометрических фигурах. Построение ломаной линии и нахождение ее длины.

  1. Проект «Создание узоров в графическом редакторе».

Примеры подтем: закономерности в узорах, исследование «Узоры в культуре нашего края», узоры в одежде, узоры в архитектуре, узоры на оружии, узоры на посуде, узоры в оформлении книг, коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.

  1. Луч и его обозначение.

Понятие «луч». Построение луча на бумаге, из пластилина, ниток.

  1. Числовой луч.

Понятия «числовой луч», «единичный отрезок», «координата точки». Определение координаты точки. Нахождение точки с заданными координатами.

  1. Метр. Соотношение между единицами длины.

Знакомство с новой единицей длины – метр. Измерение длины в метрах. Практическая работа «Мой класс»

  1. Проект «Единицы измерения в Древней Руси».

Примеры подтем: измерение длины (массы) на Руси, инструменты для измерения, словарь устаревших мер длины.

  1. Многоугольник и его элементы.

Виды многоугольников. Вершина, сторона, угол многоугольника. Обозначение многоугольников буквами. Построение на бумаге (вычерчивание) и на плоскости при помощи палочек (равных и неравных по длине).

  1. Периметр многоугольника.

Нахождение периметра любого геометрического многоугольника.

  1. Окружность и круг.

Знакомство с новыми понятиями: «окружность», «круг». Признаки круга. Место положения окружности по отношению к кругу.

  1. Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник.

Центр окружности. Радиус. Диаметр. Работа с циркулем. Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля. Моделирование из бумаги (кругов) подвесные шары (оригами).

  1. Взаимное расположение фигур на плоскости.

Уточнение понятий «внутри», «вне», «на пересечении».

  1. Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка.

Понятие «площадь фигуры». Способы сравнения площадей. Квадратный сантиметр – единица измерения площади. Палетка. Нахождение площади фигуры с помощью палетки.

  1. Угол. Вершина угла, его стороны.

Понятие «угол». Построение углов на бумаге и сгибанием листа. Сравнение углов наложением друг на друга. Вершина угла. Стороны.

  1. Прямой угол.

Знакомство с прямым углом. Обозначение угла буквами.

  1. Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат.

Уточнение количества вершин, сторон, углов четырехугольника. Классификация углов внутри четырехугольника. Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на линованной и нелинованной бумаге, из пластилина и проволоки.

  1. Свойства прямоугольника.

Свойства сторон, углов и диагоналей прямоугольника. Периметр прямоугольника и квадрата.

  1. Площадь прямоугольника.

Площадь прямоугольника и квадрата.

  1. Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов»

3 класс (34 ч)

  1. Решение топологических задач. Лабиринты.

Составление топологического плана местности. Отличие плана от рисунка. Легенда о Минотавре и Тесее. Моделирование различных лабиринтов. Нахождение выхода из лабиринтов. Решение задач, связанных с поиском на местности по плану.

  1. Километр.

Новая единица измерения длины – километр. Сферы использования.

  1. Миллиметр.

Новая единица измерения длины – миллиметр. Работа с миллиметровой бумагой. Измерения с точностью до миллиметра.

  1. Проект «Логические игры»

Примеры подтем: шашки, шахматы, нарды, уголки, крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске), морской бой, логические игры в древней истории, логические игры в книгах, логические игры в фильмах, забытые игры.

  1. Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре).

  2. Симметрия на клетчатой бумаге.

Построение симметричных фигур и узоров на бумаге.

  1. Проект «Симметрия в природе»

Примеры подтем: симметрия в мире растений, симметрия в мире животных, симметрия неживой природы, симметрия в жизни человека.

  1. Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»

Работа с циркулем, деление окружности на 4, 6, 3 равные части. Узоры из окружностей.

  1. Построение вписанных многоугольников.

Понятие «вписанный многоугольник». Построение вписанных правильных многоугольников.

  1. Прямая. Параллельные и непараллельные прямые.

Понятие о прямой как бесконечном множестве точек. Горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые. Прямые параллельные и непараллельные. Параллельные прямые в природе.

  1. Перпендикулярность прямых.

Понятия «перпендикулярные прямые», «перпендикуляр». Построение прямого угла на нелинованной бумаге (с помощью циркуля).

  1. Построение симметричных фигур с помощью угольника, линейки и циркуля.

Построения симметричных отрезков, фигур с помощью чертежных инструментов на клетчатой и нелинованной бумаге.

  1. Параллельность прямых.

Построение параллельных прямых при помощи угольника и линейки.

  1. Построение прямоугольников.

Повторение основных свойств противоположных сторон прямоугольника и квадрата. Построение чертежей с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге.

  1. Измерение времени.

Единицы времени. Соотношение между единицами времени. Приборы для измерения времени.

  1. Проект «Как измеряли время в древности»

Примеры подтем: древний календарь, солнечные часы, водные часы, часы-цветы, измерительные приборы в древности.

  1. Решение логических задач. Шифрование текста.

Логические задачи, связанные с мерами длины, площади, времени. Графические модели, схемы, карты. Моделирование из бумаги с опорой на графическую карту с инструкцией.

  1. Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)

Примеры подтем: способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, игра «Поиск сокровищ», конкурс дешифраторов, создание приспособления для шифрования.



4 класс (34 ч)

  1. Десятичная система счисления.

Значение цифры в зависимости от места в записи числа. Десятичная система счисления: почему так называется? (исследование)

  1. Проект «Системы счисления»

Примеры подтем: десятичная система счисления, двоичная система счисления, ЭВМ и система счисления, системы счисления в разных профессиях.

  1. Координатный угол.

Знакомство с координатным углом, осью ординат и осью абсцисс. Ввести понятие передачи изображений, умение ориентироваться по координатам точек на плоскости. Построение координатного угла. Чтение, запись названных координатных точек, обозначение точек координатного луча с помощью пары чисел.

  1. Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office.

Использование в справочной литературе и СМИ графиков, таблиц, диаграмм. Сбор информации по таблицам, графикам, диаграммам. Виды диаграмм (столбчатая, круговая). Построение диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office.

  1. Проект «Стратегии».

Примеры подтем: игры с выигрышными стратегиями, стратегии в играх, стратегии в спорте, стратегии в компьютерных играх, стратегии в жизни (стратегии поведения), боевые стратегии, стратегии в древности, стратегия в рекламе, чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии», коллекция игр с выигрышными стратегиями, альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям, спортивные командные игры, рекламные ролики и плакаты.

  1. Многогранник.

Понятие «многогранника» как фигуры, поверхность которой состоит из многоугольников. Грани, ребра, вершины многогранника.

  1. Прямоугольный параллелепипед.

Определение количества вершин, углов, граней многогранника. Знакомство с прямоугольным параллелепипедом. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

  1. Куб. Развертка куба.

Куб – прямоугольный параллелепипед, все грани которого квадраты. Строим развертку геометрического тела (параллелепипед и куб) из бумаги. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба.

  1. Каркасная модель параллелепипеда.

Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда и куба из проволоки. Решение практических задач (расчет материала).

  1. Игральный кубик. Игры с кубиком.

Изготовление игрального кубика для настольных игр. Коллекция игр с кубиком.

  1. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Понятие «объём геометрического тела». Кубический сантиметр. Изготовление модели кубического сантиметра. Кубический дециметр. Кубический метр. Два способа нахождения площади прямоугольного параллелепипеда.

  1. Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске)

Новый вид наглядного соотношения между величинами. Построение координаты на луче, на плоскости. Организация игр «Морской бой», «Крестики-нолики» на бесконечной доске.

  1. Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки.

Практическое задание: как разделить отрезок на 2 (4, 8, …) равные части, пользуясь только циркулем и линейкой (без шкалы)?

  1. Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов.

Повторение и обобщение знаний об угле как геометрической фигуре. Величина угла. Измерение величины угла в градусах при помощи транспортира. Разные способы сравнения углов. Построение углов заданной величины.

  1. Виды углов.

Классификация углов в зависимости от величины угла. Острый, прямой, тупой, развернутый угол. Построение и измерение.

  1. Классификация треугольников.

Классификация треугольников в зависимости от величины углов и длины сторон. Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольник. Разносторонний, равнобедренный, равносторонний треугольник.

  1. Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира.

Практическое задание: как можно построить прямоугольник с заданными сторонами с помощью транспортира и линейки. Повторение способов нахождения площади и периметра прямоугольника.

  1. План и масштаб.

План. Понятие «масштаб». Чтение масштаба, определение соотношения длины на плане и местности. Запись масштаба плана. Чертеж плана классной комнаты, одной из комнат своей квартиры (по выбору). Соблюдение масштаба.

  1. Карта. Игра «Поиск сокровищ».

Карта. Координатная сетка из параллелей и меридианов. Масштаб карты: чтение и запись. Вычисление реальных расстояний с помощью карты. Игра «Поиск сокровищ»

  1. Проект «Топонимика моего края».

История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц. Проектная и поисковая деятельность учащихся: проект «Улицы нашего города» (установление истории названия); проект «Почему Данков носит такое название?»

  1. Построение отрезка и угла, равных данным.

Построение отрезка и угла, равных данным (без выполнения измерений), с помощью линейки без шкалы и циркуля.

  1. Построение треугольников.

Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим углам, по трем сторонам.

  1. Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Обобщение изученного материала.

  2. Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки»)


Виды деятельности школьников

Тела и формы

  • экспериментирование и описание форм реальных объектов с целью выявления основных групп пространственных геометрических фигур;

  • группировка, классификация, описание и сравнение по размерам и форме пространственных геометрических фигур;

  • исследование моделей пространственных и плоских геометрических фигур;

  • выявление, распознавание, моделирование, классификация, изображение, построение и измерение некоторых плоских фигур и их элементов;

  • моделировании, измерение и вычисление периметра и площади некоторых плоских фигур.

Преобразования

  • игры и экспериментирование с реальными объектами и геометрическими фигурами с целью выявления симметричных объектов/фигур, подобных фигур;

  • конструирование и создание иных, по сравнению с уже известными, плоских и пространственных геометрических фигур.

Пространственные отношения

  • нахождение, моделирование и описание положения объектов и зданий, находящихся в непосредственном окружении, известных географических объектов;

  • описание направления движения на плоскости и в пространстве, подготовка и использование простых указаний о передвижениях, поисках и размещении объектов и в иных аналогичных целях.

Тематическое планирование рабочей программы «Математика и конструирование», 1 класс


№ раздела

Название раздела




Часов

Всего

Кон. работ

Пр. работ

1

Вводное занятие. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм»

1

0

0

2

Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации

2

0

0

3

Отрезок, точка. Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка)

2

0

0

4

Измерение длины отрезка. Сантиметр. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков)

2

0

0

5

Вычерчивание отрезка заданной длины

1

0

0

6

Единица длины – дециметр.

Измерение длин отрезков в дециметрах

2

0

1

7

Проект «Что меряют, чем меряют»

2

0

1

8

Многоугольник. Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур

3

0

0

9

Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм»

3

0

0

10

Элементы графического диктанта

2

0

0

11

Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида. Моделирование геометрических тел из пластилина. Моделирование геометрических тел из бумаги

6

0

0

12

Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел»

2

0

1

13

Симметрия. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков

2

0

0

14

Проект «Моя головоломка»

2


1


Итого:

32

0

3
















Тематическое планирование рабочей программы «Математика и конструирование», 2 класс


№ раздела

Название раздела




Часов

Всего

Кон. работ

Пр. работ

1

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

1

0

0

2

Ломаная линия. Длина ломаной

1

0

0

3

Проект «Создание узоров в графическом редакторе»

4

0

1

4

Луч и его обозначение

1

0

0

5

Числовой луч

1

0

0

6

Метр. Соотношение между единицами длины

2

0

0

7

Проект «Единицы измерения в Древней Руси»

3

0

1

8

Многоугольник и его элементы

1

0

0

9

Периметр многоугольника

2

0

0

10

Окружность и круг

1

0

0

11

Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник

2

0

0

12

Взаимное расположение фигур на плоскости

1

0

0

13

Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка

2

0

0

14

Угол. Вершина угла, его стороны

1

0

0

15

Прямой угол

1

0

0

16

Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат

2

0

0

17

Свойства прямоугольника

2

0

0

18

Площадь прямоугольника

2

0

0

19

Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов»

4

0

1


Итого:

34

0

3
























Тематическое планирование рабочей программы «Математика и конструирование», 3 класс


№ раздела

Название раздела


Часов

Всего

Кон. работ

Пр. работ

1

Решение топологических задач. Лабиринты

2

0

0

2

Километр

1

0

0

3

Миллиметр

1

0

0

4

Проект «Логические игры»

3

0

1

5

Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре)

2

0

0

6

Симметрия на клетчатой бумаге

2

0

0

7

Проект «Симметрия в природе»

4

0

1

8

Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»

2

0

0

9

Построение вписанных многоугольников

2

0

0

10

Прямая. Параллельные и непараллельные прямые

1

0

0

11

Перпендикулярность прямых

1

0

0

12

Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки

1

0

0

13

Параллельность прямых

1

0

0

14

Построение прямоугольников

2

0

0

15

Измерение времени.

1

0

0

16

Проект «Как измеряли время в древности»

3

0

1

17

Решение логических задач. Шифрование текста

2

0

0

18

Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)

3

0

1


Итого:

34

0

4




















Тематическое планирование рабочей программы «Математика и конструирование», 4 класс


№ раздела

Название раздела


Часов

Всего

Кон. работ

Пр. работ

1

Десятичная система счисления

1

0

0

2

Проект «Системы счисления»

2

0

1

3

Координатный угол

1

0

0

4

Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office

3

0

0

5

Проект «Стратегии»

3

0

1

6

Многогранник

1

0

0

7

Прямоугольный параллелепипед

1

0

1

8

Куб. Развертка куба

1

0

0

9

Каркасная модель параллелепипеда

1

0

0

10

Игральный кубик. Игры с кубиком

1

0

0

11

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

0

0

12

Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске)

1

0

0

13

Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки

1

0

0

14

Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов

2

0

0

15

Виды углов

1

0

0

16

Классификация треугольников

1

0

0

17

Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира

1

0

0

18

План и масштаб

1

0

0

19

Карта. Игра «Поиск сокровищ»

1

0

0

20

Проект «Топонимика моего края»

3

0

1

21

Построение отрезка и угла, равных данным

1

0

0

22

Построение треугольников

1

0

0

23

Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Обобщение изученного материала

2

0

0

24

Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки»)

2

0

0


Итого:

34

0

0











Календарно-тематическое планирование. 2 класс


№ занятия

Тема занятия

Дата

План

Факт

1

Повторение геометри­ческого материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат.



2

Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей»



3

Треугольник.



4

Прямоугольник. Прак­тическая работа «Изготовление модели склад­ного метра».



5

Свойст­во противоположных сторон прямоугольника.



6

Диагонали прямоугольника и их свой­ства.



7

Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства



8

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника.



9

Середина отрезка



10

Середина отрезка



11

Построение отрезка, равного данному, с по­ мощью циркуля



12

Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек»



13

Практическая работа «Изготовле­ние подставки для ки­сточки»



14

Практическая работа «Преобразова­ние фигур по заданно­му правилу и по воображению»



15

Окружность



16

Окружность



17

Окружность



18

Окружность



19

Окружность



20

Построе­ние прямоугольника, вписанного в окружность



21

Практическая работа «Изготовление ребристого шара»



22

Практическая работа «Изготов­ление аппликации «Цы­плёнок»»



23

Деление окружности на 6 равных частей. Вы­черчивание «розеток»



24

Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги»



25

Техноло­гическая карта



26

Чтение чертежа. Соотне­сение чертежа с рисунком будущего изделия



27

Изготовление чертежа по рисунку из­делия



28

Изготовление по черте­жу аппликаций «Трак­тор с тележкой», «Экс­каватор»



29

Изготовление по черте­жу аппликаций «Трак­тор с тележкой», «Экс­каватор»



30

Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук»



31

Работа с набором «Кон­структор»



32

Виды соединений. Конструиро­вание различных пред­метов с использованием деталей набора «Конструктор»



33

Виды соединений. Конструиро­вание различных пред­метов с использованием деталей набора «Конструктор»



34

Виды соединений. Конструиро­вание различных пред­метов с использованием деталей набора «Конструктор»






Календарно-тематическое планирование. 3 класс


№ занятия

Тема занятия

Дата

План

Факт

1

Решение топологических задач. Лабиринты



2

Решение топологических задач. Лабиринты



3

Километр



4

Миллиметр



5

Проект «Логические игры»



6

Проект «Логические игры»



7

Проект «Логические игры»



8

Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре)



9

Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре)



10

Симметрия на клетчатой бумаге



11

Симметрия на клетчатой бумаге



12

Проект «Симметрия в природе»



13

Проект «Симметрия в природе»



14

Проект «Симметрия в природе»



15

Проект «Симметрия в природе»



16

Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»



17

Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»



18

Построение вписанных многоугольников



19

Построение вписанных многоугольников



20

Прямая. Параллельные и непараллельные прямые



21

Перпендикулярность прямых



22

Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки



23

Параллельность прямых



24

Построение прямоугольников



25

Построение прямоугольников



26

Измерение времени.



27

Проект «Как измеряли время в древности»



28

Проект «Как измеряли время в древности»



29

Проект «Как измеряли время в древности»



30

Решение логических задач. Шифрование текста



31

Решение логических задач. Шифрование текста



32

Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)



33

Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)



34

Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)












Календарно-тематическое планирование. 4 класс

Тема занятия

Дата

План

Факт

1

Десятичная система счисления



2

Проект «Системы счисления»



3

Проект «Системы счисления»



4

Координатный угол



5

Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office



6

Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office



7

Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office



8

Проект «Стратегии»



9

Проект «Стратегии»



10

Проект «Стратегии»



11

Многогранник



12

Прямоугольный параллелепипед



13

Куб. Развертка куба



14

Каркасная модель параллелепипеда



15

Игральный кубик. Игры с кубиком



16

Объем прямоугольного параллелепипеда



17

Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики»



18

Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля



19

Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов



20

Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов



21

Виды углов



22

Классификация треугольников



23

Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира



24

План и масштаб



25

Карта. Игра «Поиск сокровищ»



26

Проект «Топонимика моего края»



27

Проект «Топонимика моего края»



28

Проект «Топонимика моего края»



29

Построение отрезка и угла, равных данным



30

Построение треугольников



31

Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида



32

Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида



33

Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас»



34

Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас»




РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

учителей начальных классов.

Протокол от «______»________________201_ года №_____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________201__г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультатива "Математика и конструирование"

Автор: Сидорова Ильсиярь Ризвановна

Дата: 31.05.2017

Номер свидетельства: 419842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ работы ШМО учителей физико-математических наук за 2014-2015 уч. г."
    ["seo_title"] => string(70) "analizrabotyshmouchitielieifizikomatiematichieskikhnaukza20142015uchgh"
    ["file_id"] => string(6) "282734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453730918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства