Рабочая программа факультатива "Математика и конструирование"
Рабочая программа факультатива "Математика и конструирование"
Рабочая программа факультатива «Математика и конструирование» ориентирована на учащихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ.
Программы общеобразовательных учреждений начальные классы. – М.: Просвещение, 2010. В 2 ч. Ч. 1.
Авторская программа С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина «Математика и конструирование». – М.: Просвещение, 2010
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Математика и конструирование"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ____________/С.К. Валиулина/
Приказ от «_____»__________201__г. №________
Рабочая программа
факультатива «Математика и конструирование»
для 2 - 4 классов
на 2016 – 2017 учебный год
Автор:
Сидорова Ильсиярь Ризвановна,
учитель начальных классов
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Математика и конструирование» ориентирована на учащихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ.
Программы общеобразовательных учреждений начальные классы. – М.: Просвещение, 2010. В 2 ч. Ч. 1.
Авторская программа С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина «Математика и конструирование». – М.: Просвещение, 2010
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение факультатива «Математика и конструирование» отводится не менее 102 часа из расчета 1 ч в неделю со 2 по 4 класс.
На изучение курса в 2 - 4 классах отводится по 34часа в год (из расчёта 1 час в неделю).
Список литературы
1. Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1-4 кл. четырёхлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 2011.
2. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1 – 4 кл.: Пособие для учителя / С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2004.
3. Моро М. И., Бантова, Г.В. Бельтюкова Г. В. Математика. Рабочие программы. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011
Результаты освоения курса
Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения
Выпускники, используя математические термины, будут описывать некоторые свойства пространственных тел и плоских фигур, которые можно выявить при наблюдениях реальных объектов. Они будут находить проявления симметрии в непосредственном окружении, создавать образцы симметричных объектов. Они научатся давать простые указания о направлении и следовать им, использовать для описания местоположения, пользуясь понятиями; расстояние, путь, поворот, стороны горизонта (на север, юго-запад и т.п.).
Промежуточные тематические результаты, характеризующие уровень базовой подготовки учащихся
Концу 1 года обучения учащиеся научатся:
группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;
исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками и телами вращения;
устанавливать, моделировать и описывать расположение объектов и зданий, находящихся в непосредственном окружении относительно заданного тела отсчета, используя общеупотребительную лексику (внутри, вне, вверху/выше, внизу/ ниже, слева/левее, справа/правее, рядом с, перед/впереди, за/сзади/ позади, между и т.п.).
Концу 1 года обучения учащиеся получат возможность научиться:
различать плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, пятиугольник)
выполнять простейшие чертежи с помощью линейки,
сравнивать длины отрезков и предметов,
классифицировать объекты, сравнивать,
планировать свою деятельность,
развивать геометрическую наблюдательность и пространственное мышление.
К концу 2 класса ученики научатся:
оценивать "на глаз" длины предметов, временные интервалы с последующей проверкой измерением;
группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;
распознавать, находить на чертежах, рисунках, схемах прямые и ломаные линии, лучи и отрезки;
с помощью линейки и от руки строить и обозначать отрезки заданной длины, отмечая концы отрезка; измерять длину отрезка на глаз и с помощью линейки;
с помощью линейки и/или клетчатой бумаги (от руки) проводить прямые линии и лучи, обозначать их, использовать их для изображения числовой оси, линий симметрии, сетки, таблиц;
проводить с помощью клетчатой бумаги и/или угольника прямые линии, направленные вдоль и под углом (прямым, тупым и острым) к числовому лучу;
выявлять углы в реальных предметах; распознавать на чертежах.
К концу 3 класса ученики научатся:
устанавливать соотношения между значениями одноименных величин и выражать все величины в одних и тех же единицах при выполнении вычислений;
использовать навыки измерений и зависимости между величинами для решения практических задач;
исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром, конусом);
классифицировать, группировать, называть, обозначать и строить с помощью линейки, угольника, циркуля, “по клеточкам” и от руки все типы треугольников:
разносторонний/ равносторонний/ равнобедренный;
остроугольный/ тупоугольный/ прямоугольный;
выявлять, обозначать и называть элементы треугольника: стороны, углы, вершины;
измерять с помощью линейки и оценивать “на глаз” длину сторон треугольника;
распознавать круги и окружности в ряду других фигур, называть их и строить с помощью циркуля, обозначая центр.
Ученики получат возможность научиться:
оценивать "на глаз" массы, объемы, с последующей проверкой измерением;
измерять с помощью измерительных приборов, фиксировать результаты измерений (в т.ч. в форме таблиц и диаграмм), сравнивать величины с использованием произвольных и стандартных способов и единиц измерений;
выбирать меры, шкалы и измерительные приборы, адекватные измеряемой величине и задаче измерения (включая нужную точность); правильно пользоваться измерительными приборами с простыми шкалами для измерения:
масс – балансовые и пружинные весы (в т. ч. бытовые),
объемов – мензурки и сосуды известной емкости;
находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;
с помощью ИКТ-технологий создавать и использовать простейшие электронные таблицы и базы данных с двумя – тремя полями; при работе с таблицами и базой данных пользоваться возможностями сортировки и группировки данных, подсчета промежуточных итогов и построения диаграмм.
- изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;
- читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие;
- собирать изделие по образцу из деталей набора «Конструктор»;
- делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей.
Содержание учебного курса
класс (32 ч)
Вводный урок.
Знакомство с целями занятий по программе «Математика и конструирование». Связь со школьными предметами. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм».
Расширить представления детей о геометрических фигурах – треугольниках и четырехугольниках. Учить строить треугольники и четырехугольники из пластилина, палочек и кусочков проволоки. Учить видеть треугольную форму в предметах повседневной жизни. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.
Отрезок, точка.
Дать понятие о точке и отрезке как геометрических фигурах. Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка)
Измерение длины отрезка. Сантиметр.
Уточнение знаний об отрезках, их применении при вычерчивании геометрических фигур. Познакомить с единицей измерения длины – сантиметром. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков)
Вычерчивание отрезка заданной длины
Формирование умения сравнивать отрезки, строить отрезки определенной длины на клетчатой и нелинованной бумаге.
Единица длины – дециметр.
Знакомство с более крупной единицей измерения длины – дециметром. Соотношение сантиметра и дециметра. Измерение длин отрезков в дециметрах.
Проект «Что меряют, чем меряют»
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Многоугольник.
Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур.
Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм»
По рисункам составить фигуры из частей квадрата
Элементы графического диктанта
Уточнение пространственных представлений (вправо-влево, вверх, вниз)
Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус, пирамида. Поиск геометрических тел в предметах повседневной жизни. Моделирование геометрических тел из пластилина (шар, конус). Моделирование геометрических тел из бумаги (цилиндр). Моделирование геометрических тел из проволоки (пирамида).
Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел»
Симметрия.
Зеркальное отражение предметов. Понятие симметрии. Симметрия в природе. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков (на клетчатой бумаге), перегибанием и отпечатыванием на нелинованной бумаге.
Проект «Моя головоломка»
2 класс (32 ч)
Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
Знакомство с понятием «кривая линия», «замкнутая и незамкнутая линия». Изображение кривой линии на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.
Ломаная линия. Длина ломаной.
Понятие «ломаная линия», признаки ломаной. Звенья и вершины ломаной. Поиск ломаной линии в окружающих предметах, геометрических фигурах. Построение ломаной линии и нахождение ее длины.
Проект «Создание узоров в графическом редакторе».
Примеры подтем: закономерности в узорах, исследование «Узоры в культуре нашего края», узоры в одежде, узоры в архитектуре, узоры на оружии, узоры на посуде, узоры в оформлении книг, коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
Луч и его обозначение.
Понятие «луч». Построение луча на бумаге, из пластилина, ниток.
Числовой луч.
Понятия «числовой луч», «единичный отрезок», «координата точки». Определение координаты точки. Нахождение точки с заданными координатами.
Метр. Соотношение между единицами длины.
Знакомство с новой единицей длины – метр. Измерение длины в метрах. Практическая работа «Мой класс»
Проект «Единицы измерения в Древней Руси».
Примеры подтем: измерение длины (массы) на Руси, инструменты для измерения, словарь устаревших мер длины.
Многоугольник и его элементы.
Виды многоугольников. Вершина, сторона, угол многоугольника. Обозначение многоугольников буквами. Построение на бумаге (вычерчивание) и на плоскости при помощи палочек (равных и неравных по длине).
Периметр многоугольника.
Нахождение периметра любого геометрического многоугольника.
Окружность и круг.
Знакомство с новыми понятиями: «окружность», «круг». Признаки круга. Место положения окружности по отношению к кругу.
Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник.
Центр окружности. Радиус. Диаметр. Работа с циркулем. Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля. Моделирование из бумаги (кругов) подвесные шары (оригами).
Взаимное расположение фигур на плоскости.
Уточнение понятий «внутри», «вне», «на пересечении».
Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка.
Понятие «площадь фигуры». Способы сравнения площадей. Квадратный сантиметр – единица измерения площади. Палетка. Нахождение площади фигуры с помощью палетки.
Угол. Вершина угла, его стороны.
Понятие «угол». Построение углов на бумаге и сгибанием листа. Сравнение углов наложением друг на друга. Вершина угла. Стороны.
Прямой угол.
Знакомство с прямым углом. Обозначение угла буквами.
Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат.
Уточнение количества вершин, сторон, углов четырехугольника. Классификация углов внутри четырехугольника. Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на линованной и нелинованной бумаге, из пластилина и проволоки.
Свойства прямоугольника.
Свойства сторон, углов и диагоналей прямоугольника. Периметр прямоугольника и квадрата.
Площадь прямоугольника.
Площадь прямоугольника и квадрата.
Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов»
3 класс (34 ч)
Решение топологических задач. Лабиринты.
Составление топологического плана местности. Отличие плана от рисунка. Легенда о Минотавре и Тесее. Моделирование различных лабиринтов. Нахождение выхода из лабиринтов. Решение задач, связанных с поиском на местности по плану.
Километр.
Новая единица измерения длины – километр. Сферы использования.
Миллиметр.
Новая единица измерения длины – миллиметр. Работа с миллиметровой бумагой. Измерения с точностью до миллиметра.
Проект «Логические игры»
Примеры подтем: шашки, шахматы, нарды, уголки, крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске), морской бой, логические игры в древней истории, логические игры в книгах, логические игры в фильмах, забытые игры.
Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре).
Симметрия на клетчатой бумаге.
Построение симметричных фигур и узоров на бумаге.
Проект «Симметрия в природе»
Примеры подтем: симметрия в мире растений, симметрия в мире животных, симметрия неживой природы, симметрия в жизни человека.
Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»
Работа с циркулем, деление окружности на 4, 6, 3 равные части. Узоры из окружностей.
Построение вписанных многоугольников.
Понятие «вписанный многоугольник». Построение вписанных правильных многоугольников.
Прямая. Параллельные и непараллельные прямые.
Понятие о прямой как бесконечном множестве точек. Горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые. Прямые параллельные и непараллельные. Параллельные прямые в природе.
Перпендикулярность прямых.
Понятия «перпендикулярные прямые», «перпендикуляр». Построение прямого угла на нелинованной бумаге (с помощью циркуля).
Построение симметричных фигур с помощью угольника, линейки и циркуля.
Построения симметричных отрезков, фигур с помощью чертежных инструментов на клетчатой и нелинованной бумаге.
Параллельность прямых.
Построение параллельных прямых при помощи угольника и линейки.
Построение прямоугольников.
Повторение основных свойств противоположных сторон прямоугольника и квадрата. Построение чертежей с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге.
Измерение времени.
Единицы времени. Соотношение между единицами времени. Приборы для измерения времени.
Логические задачи, связанные с мерами длины, площади, времени. Графические модели, схемы, карты. Моделирование из бумаги с опорой на графическую карту с инструкцией.
Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)
Примеры подтем: способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, игра «Поиск сокровищ», конкурс дешифраторов, создание приспособления для шифрования.
4 класс (34 ч)
Десятичная система счисления.
Значение цифры в зависимости от места в записи числа. Десятичная система счисления: почему так называется? (исследование)
Проект «Системы счисления»
Примеры подтем: десятичная система счисления, двоичная система счисления, ЭВМ и система счисления, системы счисления в разных профессиях.
Координатный угол.
Знакомство с координатным углом, осью ординат и осью абсцисс. Ввести понятие передачи изображений, умение ориентироваться по координатам точек на плоскости. Построение координатного угла. Чтение, запись названных координатных точек, обозначение точек координатного луча с помощью пары чисел.
Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office.
Использование в справочной литературе и СМИ графиков, таблиц, диаграмм. Сбор информации по таблицам, графикам, диаграммам. Виды диаграмм (столбчатая, круговая). Построение диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office.
Проект «Стратегии».
Примеры подтем: игры с выигрышными стратегиями, стратегии в играх, стратегии в спорте, стратегии в компьютерных играх, стратегии в жизни (стратегии поведения), боевые стратегии, стратегии в древности, стратегия в рекламе, чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии», коллекция игр с выигрышными стратегиями, альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям, спортивные командные игры, рекламные ролики и плакаты.
Многогранник.
Понятие «многогранника» как фигуры, поверхность которой состоит из многоугольников. Грани, ребра, вершины многогранника.
Прямоугольный параллелепипед.
Определение количества вершин, углов, граней многогранника. Знакомство с прямоугольным параллелепипедом. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Развертка куба.
Куб – прямоугольный параллелепипед, все грани которого квадраты. Строим развертку геометрического тела (параллелепипед и куб) из бумаги. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба.
Каркасная модель параллелепипеда.
Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда и куба из проволоки. Решение практических задач (расчет материала).
Игральный кубик. Игры с кубиком.
Изготовление игрального кубика для настольных игр. Коллекция игр с кубиком.
Объем прямоугольного параллелепипеда.
Понятие «объём геометрического тела». Кубический сантиметр. Изготовление модели кубического сантиметра. Кубический дециметр. Кубический метр. Два способа нахождения площади прямоугольного параллелепипеда.
Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске)
Новый вид наглядного соотношения между величинами. Построение координаты на луче, на плоскости. Организация игр «Морской бой», «Крестики-нолики» на бесконечной доске.
Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки.
Практическое задание: как разделить отрезок на 2 (4, 8, …) равные части, пользуясь только циркулем и линейкой (без шкалы)?
Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов.
Повторение и обобщение знаний об угле как геометрической фигуре. Величина угла. Измерение величины угла в градусах при помощи транспортира. Разные способы сравнения углов. Построение углов заданной величины.
Виды углов.
Классификация углов в зависимости от величины угла. Острый, прямой, тупой, развернутый угол. Построение и измерение.
Классификация треугольников.
Классификация треугольников в зависимости от величины углов и длины сторон. Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольник. Разносторонний, равнобедренный, равносторонний треугольник.
Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира.
Практическое задание: как можно построить прямоугольник с заданными сторонами с помощью транспортира и линейки. Повторение способов нахождения площади и периметра прямоугольника.
План и масштаб.
План. Понятие «масштаб». Чтение масштаба, определение соотношения длины на плане и местности. Запись масштаба плана. Чертеж плана классной комнаты, одной из комнат своей квартиры (по выбору). Соблюдение масштаба.
Карта. Игра «Поиск сокровищ».
Карта. Координатная сетка из параллелей и меридианов. Масштаб карты: чтение и запись. Вычисление реальных расстояний с помощью карты. Игра «Поиск сокровищ»
Проект «Топонимика моего края».
История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц. Проектная и поисковая деятельность учащихся: проект «Улицы нашего города» (установление истории названия); проект «Почему Данков носит такое название?»
Построение отрезка и угла, равных данным.
Построение отрезка и угла, равных данным (без выполнения измерений), с помощью линейки без шкалы и циркуля.
Построение треугольников.
Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим углам, по трем сторонам.
Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки»)
Виды деятельности школьников
Тела и формы
экспериментирование и описание форм реальных объектов с целью выявления основных групп пространственных геометрических фигур;
группировка, классификация, описание и сравнение по размерам и форме пространственных геометрических фигур;
исследование моделей пространственных и плоских геометрических фигур;
выявление, распознавание, моделирование, классификация, изображение, построение и измерение некоторых плоских фигур и их элементов;
моделировании, измерение и вычисление периметра и площади некоторых плоских фигур.
Преобразования
игры и экспериментирование с реальными объектами и геометрическими фигурами с целью выявления симметричных объектов/фигур, подобных фигур;
конструирование и создание иных, по сравнению с уже известными, плоских и пространственных геометрических фигур.
Пространственные отношения
нахождение, моделирование и описание положения объектов и зданий, находящихся в непосредственном окружении, известных географических объектов;
описание направления движения на плоскости и в пространстве, подготовка и использование простых указаний о передвижениях, поисках и размещении объектов и в иных аналогичных целях.
Тематическое планирование рабочей программы «Математика и конструирование», 1 класс
№ раздела
Название раздела
Часов
Всего
Кон. работ
Пр. работ
1
Вводное занятие. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм»
1
0
0
2
Геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации
2
0
0
3
Отрезок, точка. Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка)
2
0
0
4
Измерение длины отрезка. Сантиметр. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков)
2
0
0
5
Вычерчивание отрезка заданной длины
1
0
0
6
Единица длины – дециметр.
Измерение длин отрезков в дециметрах
2
0
1
7
Проект «Что меряют, чем меряют»
2
0
1
8
Многоугольник. Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур
3
0
0
9
Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм»
3
0
0
10
Элементы графического диктанта
2
0
0
11
Геометрические тела: цилиндр, конус, шар, пирамида. Моделирование геометрических тел из пластилина. Моделирование геометрических тел из бумаги
6
0
0
12
Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел»
2
0
1
13
Симметрия. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков
2
0
0
14
Проект «Моя головоломка»
2
1
Итого:
32
0
3
Тематическое планирование рабочей программы «Математика и конструирование», 2 класс
№ раздела
Название раздела
Часов
Всего
Кон. работ
Пр. работ
1
Замкнутые и незамкнутые кривые линии
1
0
0
2
Ломаная линия. Длина ломаной
1
0
0
3
Проект «Создание узоров в графическом редакторе»
4
0
1
4
Луч и его обозначение
1
0
0
5
Числовой луч
1
0
0
6
Метр. Соотношение между единицами длины
2
0
0
7
Проект «Единицы измерения в Древней Руси»
3
0
1
8
Многоугольник и его элементы
1
0
0
9
Периметр многоугольника
2
0
0
10
Окружность и круг
1
0
0
11
Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник
2
0
0
12
Взаимное расположение фигур на плоскости
1
0
0
13
Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка
2
0
0
14
Угол. Вершина угла, его стороны
1
0
0
15
Прямой угол
1
0
0
16
Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат
2
0
0
17
Свойства прямоугольника
2
0
0
18
Площадь прямоугольника
2
0
0
19
Проект «Коллекция самодельных измерительных приборов»
4
0
1
Итого:
34
0
3
Тематическое планирование рабочей программы «Математика и конструирование», 3 класс
№ раздела
Название раздела
Часов
Всего
Кон. работ
Пр. работ
1
Решение топологических задач. Лабиринты
2
0
0
2
Километр
1
0
0
3
Миллиметр
1
0
0
4
Проект «Логические игры»
3
0
1
5
Чемпионат класса по шахматам (или другой логической игре)
2
0
0
6
Симметрия на клетчатой бумаге
2
0
0
7
Проект «Симметрия в природе»
4
0
1
8
Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»
2
0
0
9
Построение вписанных многоугольников
2
0
0
10
Прямая. Параллельные и непараллельные прямые
1
0
0
11
Перпендикулярность прямых
1
0
0
12
Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки
1
0
0
13
Параллельность прямых
1
0
0
14
Построение прямоугольников
2
0
0
15
Измерение времени.
1
0
0
16
Проект «Как измеряли время в древности»
3
0
1
17
Решение логических задач. Шифрование текста
2
0
0
18
Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)
3
0
1
Итого:
34
0
4
Тематическое планирование рабочей программы «Математика и конструирование», 4 класс
№ раздела
Название раздела
Часов
Всего
Кон. работ
Пр. работ
1
Десятичная система счисления
1
0
0
2
Проект «Системы счисления»
2
0
1
3
Координатный угол
1
0
0
4
Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм, графиков, таблиц с помощью MS Office
3
0
0
5
Проект «Стратегии»
3
0
1
6
Многогранник
1
0
0
7
Прямоугольный параллелепипед
1
0
1
8
Куб. Развертка куба
1
0
0
9
Каркасная модель параллелепипеда
1
0
0
10
Игральный кубик. Игры с кубиком
1
0
0
11
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
0
0
12
Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики» (в том числе на бесконечной доске)
1
0
0
13
Деление отрезка на 2, 4, 8,… равных частей с помощью циркуля и линейки
1
0
0
14
Угол и его величина. Транспортир. Сравнение углов
2
0
0
15
Виды углов
1
0
0
16
Классификация треугольников
1
0
0
17
Построение прямоугольника с помощью линейки и транспортира
1
0
0
18
План и масштаб
1
0
0
19
Карта. Игра «Поиск сокровищ»
1
0
0
20
Проект «Топонимика моего края»
3
0
1
21
Построение отрезка и угла, равных данным
1
0
0
22
Построение треугольников
1
0
0
23
Геометрические тела: параллепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар. Обобщение изученного материала
2
0
0
24
Итоговая работа. Защита проекта «Математика вокруг нас» (или «Профессии, требующие хорошей математической подготовки»)