kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей учащихся" 5-8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей учащихся" составлена на основе авторской  Программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов Н.А. Криволаповой.  ( Внеурочная деятельность. Программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.:  Просвещение, 2012.) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей учащихся" 5-8 класс»


Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования, утвержденной

приказом ОУ от 29.08.2016г. № 275





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

Старооскольского городского округа








Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Развитие познавательных способностей учащихся»

4 года обучения

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Класс: 5-8

Кирсанова Галина Николаевна

















Старый Оскол

2016



Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся» составлена на основе авторской Программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов Н.А. Криволаповой. ( Внеурочная деятельность. Программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.)

В рабочую программу внесены изменения: авторская программа «Развитие познавательных способностей учащихся» рассчитана на 136 часов( по 34 часа в год в каждом классе), но в 5-8 классах по 35 учебных недель в учебном году, поэтому добавлено по 1 часу на изучение тем:

  1. «Классификация понятий. Логические задачи» 5кл

  2. « Решение творческих задач» 6кл

  3. «Решение творческих задач» 7кл

  4. «Справочник. Работа со справочной литературой» 8 кл.

Направление программы внеурочной деятельности

Программа «Развитие познавательных способностей учащихся» - программа общеинтеллектуального направления.

Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности

Программа рассчитана на детей в возрасте 11-14 лет (5- 8классы)

Сроки реализации программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся» рассчитана на 4 года, 1 ч в неделю,35 ч за каждый год обучения, всего 140 ч. И состоит из блоков:1) развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) – 105ч; 2) учимся работать с информацией (8 класс) – 35 ч

В 5-6 классах в начале года проводится диагностическое тестирование, а в конце года - итоговое тестирование



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности школьников «Развитие познавательных способностей учащихся»:

- формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- освоение новой информации, способов и приёмов работы с информацией, методов её структурирования;

- освоение методов решения изобретательных задач;

- развитие речи: письменной и устной, монологической и диалогической, обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами.;

- развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать

- развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения.

Регулятивные УУД

- Учатся ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать свою деятельность, оценивать.

Коммуникативные УУД

- Планирование учебного сотрудничества в парах, в группах, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление собственным поведением и поведением другого человека, владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка.

- Умение выступать перед аудиторией, выражать правильно свои мысли, презентовать свои достижения.



Содержание курса внеурочной деятельности

  1. Развитие интеллектуальных умений 5-7 классы(105 ч)

5 класс (35 ч.)

Развиваем логическое мышление

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант, труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее — менее общее — частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями. Часть — целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии, Развивающие игры.
Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.


6 класс (35 ч.)

Учимся мыслить творчески

Классификация, сравнение понятий. Словосочетания Правила классификации. Отношения между понятиями. Существенные и несущественные признаки. Смысловые словосочетания

Творчество Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей
секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задачи и развивающие игры

Конструирование на плоскости и в пространстве.
Танграм .Головоломки на плоскости Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения Формирование умений и задавать вопросы , видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задачи и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.

7 класс (35 часов)

Методы решения творческих задач

Творчество Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Творчество и фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Практические задания и развивающие игры.

Закономерность Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Логические рассуждения. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения изобретательских задач. Что такое изобретение. Из истории изобретательства. Альфред Нобель. Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии: алгоритм применения метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

Воображение Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, ребусы. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения творческих задач Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод. Метод преобразования свойств. Метод фокальных объектов. Что такое идеальный конечный результат. Метод морфологического ящика. Методы решения творческих задач: творческий практикум

  1. Учимся работать с информацией

8 класс (35 часов)

Учимся работать с информацией

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико- критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Приемы работы с текстами Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный тренинг

Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные( факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный тренинг.

Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный тренинг.

Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков. Методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания . Компьютерный тренинг.

Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические. Каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный тренинг.

Формы организации занятий


Занятия проводятся в форме тренингов,творческих практикумов, развивающих игр.

Формирование обобщенных умений предметного характера на занятиях осуществляется путем организации специального предметно-ориентированного тренинга .Занятия , направленные на развитие приемов и способов мыслительной деятельности, рассчитаны на работу со всем классом. Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых предметов.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Формы работы разнообразные: групповые, индивидуальные, фронтальные. Используются методы проблемного обучения, исследования, учебного поиска. В ходе работы учащиеся выявляют сходства и различия, проводят аналогии, ищут закономерности. Проводимые занятия носят безоценочный характер, поэтому важно научить учащихся проводить самоконтроль и самооценку успешности усвоения различных умений и видов деятельности.

Формы подведения итогов

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий

- тестирование .

На занятиях используется Сборник заданий для развития познавательных способностей

учащихся 5-8 классов./Н.А.Криволапова – М.: Просвещение, 2012., карточки с заданиями , оборудование для развивающих игр



Тематическое планирование

5 класс

п/п


Наименование раздела, темы занятия

Часы

учебного времени

1

Что такое интеллект

2

2

Понятие. Отношения между понятиями: род — вид

2

3

Выделение существенных признаков понятий

3

4

Функциональные отношения между понятиями

3

5

Сравнение понятий

10

6

Классификация понятий. Логические задачи

15


Итого

35

6 класс

п/п


Наименование раздела, темы занятия

Часы

учебного времени

1

Классификация, сравнение понятий. Словосочетания

10

2

Творчество

6

3

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

2

4

Конструирование на плоскости, в пространстве

6

5

Постановка и разрешение проблем

11


Итого

35



7 класс

п/п


Наименование раздела, темы занятия

Часы

учебного времени

1

Творчество

4

2

Закономерность

6

3

Методы решения изобретательских задач

10

4

Воображение

3

5

Методы решения творческих задач

12


Итого

35





8класс

п/п


Наименование раздела, темы занятия

Часы

учебного времени

1

Чтение как способ получения информации

5

2

Приемы работы с текстом

9

3

Недостатки традиционного чтения. Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения

4

4

Способы обработки полученной информации.

2

5

Способы представления информации в различных видах.

5

6

Работа с устными текстами

3

7

Библиографический поиск. Справочная литература

7


Итого

35










Список литературы



1. .Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012

2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012

3. Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию творческого мышления учащихся: 7 кл / Н.А. Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2012

4. Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 классы/ Е.С. Смирнова. М.: УЦ «Перспектива», 2014










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кирсанова Галина Николаевна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Рабочая программа  внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "146158"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419096515"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Рабочая программа  внеурочной деятельности театральный кружок  «Чудесники» для учащихся  начальной школы "
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-chudiesniki-dlia-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "177270"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424613429"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа внеурочной деятельности клуба "Юный книголюб". "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kluba-iunyi-knigholiub"
    ["file_id"] => string(6) "199044"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428506117"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "рабочая программа внеурочной деятельности по изо. искусству в 1-2 классах "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-izo-iskusstvu-v-1-2-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "122070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414147633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства