Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей учащихся" 5-8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей учащихся" 5-8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей учащихся" составлена на основе авторской Программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов Н.А. Криволаповой. ( Внеурочная деятельность. Программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей учащихся" 5-8 класс»
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования, утвержденной
приказом ОУ от 29.08.2016г. № 275
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
Старооскольского городского округа
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Развитие познавательных способностей учащихся»
4 года обучения
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Класс: 5-8
Кирсанова Галина Николаевна
Старый Оскол
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся» составлена на основе авторской Программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов Н.А. Криволаповой. ( Внеурочная деятельность. Программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.)
В рабочую программу внесены изменения: авторская программа «Развитие познавательных способностей учащихся» рассчитана на 136 часов( по 34 часа в год в каждом классе), но в 5-8 классах по 35 учебных недель в учебном году, поэтому добавлено по 1 часу на изучение тем:
«Классификация понятий. Логические задачи» 5кл
« Решение творческих задач» 6кл
«Решение творческих задач» 7кл
«Справочник. Работа со справочной литературой» 8 кл.
Направление программы внеурочной деятельности
Программа «Развитие познавательных способностей учащихся» - программа общеинтеллектуального направления.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности
Программа рассчитана на детей в возрасте 11-14 лет (5- 8классы)
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся» рассчитана на 4 года, 1 ч в неделю,35 ч за каждый год обучения, всего 140 ч. И состоит из блоков:1) развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) – 105ч; 2) учимся работать с информацией (8 класс) – 35 ч
В 5-6 классах в начале года проводится диагностическое тестирование, а в конце года - итоговое тестирование
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности школьников «Развитие познавательных способностей учащихся»:
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- освоение новой информации, способов и приёмов работы с информацией, методов её структурирования;
- освоение методов решения изобретательных задач;
- развитие речи: письменной и устной, монологической и диалогической, обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами.;
- развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать
- развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения.
- Планирование учебного сотрудничества в парах, в группах, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление собственным поведением и поведением другого человека, владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка.
- Умение выступать перед аудиторией, выражать правильно свои мысли, презентовать свои достижения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Развитие интеллектуальных умений 5-7 классы(105 ч)
5 класс (35 ч.)
Развиваем логическое мышление
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант, труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития. Понятие.Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее — менее общее — частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий Развивающиеигры. Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры. Функциональные отношения между понятиями. Часть — целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания. Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии, Развивающие игры. Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.Развивающие игры.
6 класс (35 ч.)
Учимся мыслить творчески
Классификация, сравнение понятий. Словосочетания Правила классификации. Отношения между понятиями. Существенные и несущественные признаки. Смысловые словосочетания
Творчество Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задачи и развивающие игры
Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм .Головоломки на плоскости Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения Формирование умений и задавать вопросы , видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задачи и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
7 класс (35 часов)
Методы решения творческих задач
Творчество Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Творчество и фантастика. Фантастика в литературных произведениях. Практические задания и развивающие игры.
Закономерность Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Логические рассуждения. Практические задания и развивающие игры.
Методы решения изобретательских задач. Что такое изобретение. Из истории изобретательства.Альфред Нобель.Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии: алгоритм применения метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
Воображение Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, ребусы. Практические задания и развивающие игры.
Методы решения творческих задач Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод. Метод преобразования свойств. Метод фокальных объектов. Что такое идеальный конечный результат. Метод морфологического ящика. Методы решения творческих задач: творческий практикум
Учимся работать с информацией
8 класс (35 часов)
Учимся работать с информацией
Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико- критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
Приемы работы с текстами Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный тренинг
Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные( факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный тренинг.
Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.
Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный тренинг.
Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков. Методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания . Компьютерный тренинг.
Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические. Каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный тренинг.
Формы организации занятий
Занятия проводятся в форме тренингов,творческих практикумов, развивающих игр.
Формирование обобщенных умений предметного характера на занятиях осуществляется путем организации специального предметно-ориентированного тренинга .Занятия , направленные на развитие приемов и способов мыслительной деятельности, рассчитаны на работу со всем классом. Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых предметов.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Формы работы разнообразные: групповые, индивидуальные, фронтальные. Используются методы проблемного обучения, исследования, учебного поиска. В ходе работы учащиеся выявляют сходства и различия, проводят аналогии, ищут закономерности. Проводимые занятия носят безоценочный характер, поэтому важно научить учащихся проводить самоконтроль и самооценку успешности усвоения различных умений и видов деятельности.
Формы подведения итогов
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий
- тестирование .
На занятиях используется Сборник заданий для развития познавательных способностей
учащихся 5-8 классов./Н.А.Криволапова – М.: Просвещение, 2012., карточки с заданиями , оборудование для развивающих игр
Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
Наименование раздела, темы занятия
Часы
учебного времени
1
Что такое интеллект
2
2
Понятие. Отношения между понятиями: род — вид
2
3
Выделение существенных признаков понятий
3
4
Функциональные отношения между понятиями
3
5
Сравнение понятий
10
6
Классификация понятий. Логические задачи
15
Итого
35
6 класс
№
п/п
Наименование раздела, темы занятия
Часы
учебного времени
1
Классификация, сравнение понятий. Словосочетания
10
2
Творчество
6
3
Оценка явлений, событий с разных точек зрения
2
4
Конструирование на плоскости, в пространстве
6
5
Постановка и разрешение проблем
11
Итого
35
7 класс
№
п/п
Наименование раздела, темы занятия
Часы
учебного времени
1
Творчество
4
2
Закономерность
6
3
Методы решения изобретательских задач
10
4
Воображение
3
5
Методы решения творческих задач
12
Итого
35
8класс
№
п/п
Наименование раздела, темы занятия
Часы
учебного времени
1
Чтение как способ получения информации
5
2
Приемы работы с текстом
9
3
Недостатки традиционного чтения. Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения
4
4
Способы обработки полученной информации.
2
5
Способы представления информации в различных видах.
5
6
Работа с устными текстами
3
7
Библиографический поиск. Справочная литература
7
Итого
35
Список литературы
1. .Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012
2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы/ Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012
3. Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию творческого мышления учащихся: 7 кл / Н.А. Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2012
4. Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 классы/ Е.С. Смирнова. М.: УЦ «Перспектива», 2014