Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7 ( ФГОС)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 7 составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждёна приказом директора от30.08.16г №244;
Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от30,08,16г№244;
Годовой календарный график ОУ (утверждён приказом директора от28,05,16г№171;
Примерная программа по предмету геометрия для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Л.С. Атанасяна.
Состав УМК:
1.«Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-18-е изд.–-М. : Просвещение,, 2008 г.
2. Зив Б.Г., Мейлер В.М. «Дидактические материалы по геометрии 7 класс».–М.: Просвещение,, 2008 г.
3. Н.Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии. 7 класс
Особенностью данного класса является общеобразовательная направленность.
Целью изучения предмета « геометрия» в 7 «А» классе является:
1)в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
3) в предметном направлении
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов
Основными задачами обучения предмету « геометрия» в 7 «А» классе являются:
- введение терминологии и отработка умения её грамотного использования;
- развитие навыков изображения планиметрических геометрических конфигураций;
- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
- совершенствование навыков решения задач на доказательство;
- отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 2 часа для обязательного изучения геометрии на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.
В 7 «А» классе на изучение предмета отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю (34 учебных недель). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2016-2017учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Ученик научится.
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;
4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
5) строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
6) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
7) переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников;
8) выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графической культуры.
9) передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;
10) работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
11) проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
12) использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
13) распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом.
14) проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;
15) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
16) осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
17) приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;
18) различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;
19) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.
Учащийся получит возможность научиться:
1) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
2) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
3) исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
4) выполнять проекты по темам (по выбору).
5) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
6) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
7) проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
8) проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить её защиту.
9) работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
10) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
11) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.
12) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;
13) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
14) осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.
Содержание учебного предмета геометрия 7.
Начальные геометрические сведения. (11 часов).Точка, прямая, отрезок. Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. Луч. Угол. Биссектриса угла. Понятие о равенстве геометрических фигур. Равенство отрезков и углов. Длина отрезка и ее свойства. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.
Цели и задачи: систематизировать наглядные представления и знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур;ввести терминологию, использующуюся в изложении курса.
Треугольники. (18 часов). Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы. Биссектрисы и
высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цели и задачи: сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки;
совершенствовать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Цели и задачи: дать систематические сведения о параллельности прямых, первое представление об аксиомах и систематическом
методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. (20 часов). Сумма углов треугольника; внешний угол треугольника;
остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство
треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольников по трем элементам с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение.
Цели и задачи: расширить знания учащихся о треугольниках; совершенствовать навыки решения задач.
5. Повторение. Решение задач (6 часов). Решение задач на нахождение смежных, вертикальных, односторонних, накрест лежащих и
соответствующих углов. Решение треугольников с применением признаков равенства и неравенства треугольника.
Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении курса геометрии 7 класса.
Основные виды и формы учебной деятельности.
Ведущими методами обучения геометрии являются:
проблемно-поисковый,
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный,
частично-поисковый ;
творчески-репродуктивный.
Виды учебно-познавательной деятельности:
Наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний,
решение познавательных задач (проблем), проведение исследовательского эксперимента, построение графиков.
I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Вывод и доказательство формул.
Анализ формул.
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
Анализ проблемных ситуаций.
III - виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа со схемами.
Решение задач.
Работа с раздаточным материалом.
Измерение величин.
Выполнение фронтальных самостоятельных работ.
Выполнение работ практикума.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Моделирование и конструирование.
Формы организации учебного процесса
индивидуальные,
групповые,
индивидуально-групповые,
фронтальные
В системе уроков выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, интерактивные уроки. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности , тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-зачет. Устный и письменный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».
Календарно-тематическое планирование геометрия 7.
№п/п
Дата проведения
Тема урока
1.Начальные геометрические сведения. (11 часов).
1
2,09
Точка, прямая, отрезок
2
7.09
Луч. Угол.
3
9.09
Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов.
4
14.09
Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты.
5
16.09
Решение задач по теме «Измерение отрезков».
6
21.09
Градусная мера углов. Измерение углов на местности.
7
23.09
Смежные и вертикальные углы.
8
28.09
Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности.
9
30.09
Решение задач.
10
5.10
Решение задач
11
7.10
Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения».
2.Треугольники. (18 часов)
12
12.10
Треугольники.
13
14.10
Первый признак равенства треугольников.
14
19.10
Решение задач.
15
21.10
Перпендикуляр к прямой.
16
26.10
Медианы, биссектрисы и высоты треугольников.
17
28.10
Свойства равнобедренного треугольника.
18
9.11
Решение задач по теме: «Равнобедренный треугольник».