Программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по геометрии к УМК Л.С. Атанасяна для 10-11 классов (составитель Бурмистрова Т. А.– М: «Просвещение», 2011. – с. 26-27)
МБОУ г. Иркутска лицей-интернат №1
.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 10 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа по геометрии для 10 класса рассчитана на это же количество часов
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.
Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основные термины, понятия | ЗУН | Оборудование для практических работ | Дата планируемая | Дата фактическая |
| Некоторые сведения из планиметрии. | 12 | | | | | |
1 | Углы и отрезки, связанные с окружностью. | 1 | Хорда, отрезки касательных | Уметь решать задачи, применяя теоретические знания по теме. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
2 | Углы и отрезки связанные с окружностью. | 1 | | Уметь решать задачи, применяя теоретические знания по теме. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
3 | Углы и отрезки связанные с окружностью. | 1 | | Уметь решать задачи, применяя теоретические знания по теме. | Иллюстрация на доске, раздаточный материал. | | |
4 | Углы и отрезки связанные с окружностью. | 1 | | Уметь решать задачи, применяя теоретические знания по теме. | Иллюстрация на доске, раздаточный материал. | | |
5 | Решение треугольников. | 1 | Теорема Пифагора, теорема синусов, теорема косинусов. | Уметь решать треугольники с помощью. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
6 | Решение треугольников. | 1 | | Уметь решать треугольники с помощью. | Иллюстрация на доске, раздаточный материал. | | |
7 | Решение треугольников. | 1 | | Уметь решать треугольники с помощью. | Иллюстрация на доске, раздаточный материал. | | |
8 | Решение треугольников. | 1 | | Уметь решать треугольники с помощью. | Иллюстрация на доске, раздаточный материал. | | |
9 | Теоремы Менелая и Чевы. | 1 | Теоремы Менелая и Чевы. | Уметь применять теоретический материал при решении задач. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
10 | Теоремы Менелая и Чевы. | 1 | | Уметь применять теоретический материал при решении задач. | Иллюстрация на доске, раздаточный материал. | | |
11 | Эллипс, гипербола и парабола. | 1 | Эллипс, гипербола, парабола. | Уметь применять теоретический материал при решении задач. | Иллюстрация на доске, раздаточный материал. | | |
12 | Эллипс, гипербола и парабола. | 1 | | Уметь применять теоретический материал при решении задач. | Иллюстрация на доске, раздаточный материал. | | |
| Аксиомы стереометрии и их следствия | 3 | Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии. | | |
13 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 | стереометрия, аксиома | Знать аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
14 | Некоторые следствия из аксиом. | 1 | Аксиома, лемма | Знать две теоремы, доказательство которых основано на изученных аксиомах стереометрии. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
15 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. | 1 | | Уметь решать задачи на применение аксиом стереометрии и их следствий. | Раздаточный материал. | | |
| Глава I. Параллельность прямых и плоскостей | 16 | Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей. | | |
16 | Параллельность прямых. Параллельность прямой и плоскости. | 1 | параллельные и скрещивающиеся прямые | Знать понятие параллельных и скрещивающихся прямых, взаимное расположение двух прямых в пространстве. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
17 | Параллельность прямых. Параллельность прямой и плоскости. | 1 | параллельность прямой и плоскости | Знать понятие параллельности прямой и плоскости, признак параллельности прямой и плоскости. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
18 | Параллельность прямых. Параллельность прямой и плоскости. | 1 | | Сформировать навыки по применению изученных теорем при решении задач. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
19 | Параллельность прямых. Параллельность прямой и плоскости. | 1 | | Уметь решать задачи на использование изученных теорем | Раздаточный материал | | |
20 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. | 1 | скрещивающиеся прямые | Знать определение скрещивающихся прямых. Уметь доказывать признак и свойство скрещивающихся прямых. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
21 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. | 1 | углы с сонаправленными сторонами, угол между прямыми | Уметь находить угол между прямыми в пространстве, Знать формулировку и доказательство теоремы о равенстве углов с сонаправленными сторонами. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
22 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. | 1 | | Уметь решать задачи по данной теме. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
23 | Контрольная работа №1 по теме «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости». | 1 (20мин) | | Уметь демонстрировать теоретические и практические знания по теме «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости». | Контрольно-измерительный дифференцированный материал. | | |
24 | Параллельность плоскостей. | 1 | параллельные плоскости | Знать понятие параллельных плоскостей, признак параллельности двух плоскостей. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
25 | Параллельность плоскостей. | 1 | параллельные плоскости | Уметь решать задачи на применение изученных свойств параллельных плоскостей | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
26 | Тетраэдр и параллелепипед. | 1 | тетраэдр | Знать понятие тетраэдра, уметь решать задачи, связанные с тетраэдром. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
27 | Тетраэдр и параллелепипед. | 1 | параллелепипед | Сформировать навыки по решению задач на применение свойств параллелепипеда. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
28 | Тетраэдр и параллелепипед. | 1 | Тетраэдр и параллелепипед | Уметь решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
29 | Тетраэдр и параллелепипед. | 1 | | Уметь решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда | Раздаточный материал. | | |
30 | Контрольная работа №2 по теме «Параллельность плоскостей. Тетраэдр. Параллелепипед». | 1 | | Уметь демонстрировать теоретические и практические знания по теме «Параллельность плоскостей. Тетраэдр. Параллелепипед». | Контрольно-измерительный дифференцированный материал. | | |
31 | Зачет №1. | 1 | | Знать теоретические знания по теме, уметь продемонстрировать знание основных геометрических понятий и умение применять их на практике. | Карточки к зачету. | | |
| Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 17 | Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей. | | |
32 | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | перпендикулярные прямые в пространстве, перпендикулярность прямой и плоскости | Знать понятие перпендикулярных прямых в пространстве, лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой, теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
33 | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | Уметь решать задачи на применение признака перпендикулярности прямой и плоскости. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
34 | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | Знать и уметь доказывать теорему существования и единственности прямой, перпендикулярной плоскости. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
35 | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | | Сформировать навыки решения основных типов задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
36 | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | | Сформировать навыки решения основных типов задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | Раздаточный материал. | | |
37 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 1 | расстояние от точки до плоскости, теорема о трех перпендикулярах | Сформировать навыки решения задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
38 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 1 | угол между прямой и плоскостью | Сформировать навыки решения задач, в которых используется угол между прямой и плоскостью. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
39 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 1 | | Сформировать навыки решения задач, в которых используется угол между прямой и плоскостью, а также задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
40 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 1 | | уметь применять изученный теоретический материал на практике | Раздаточный материал. | | |
41 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 1 | | Уметь решать задачи с использованием теоремы о трех перпендикулярах. | Раздаточный материал. | | |
42 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 1 | прямоугольная проекция фигуры | Уметь решать задачи на нахождение угла между прямой и плоскостью. | Раздаточный материал, иллюстрация на доске. | | |
43 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 1 | двугранный угол и его линейный угол | Знать понятия двугранного и его линейного угла, уметь решать задачи на применение этих понятий. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
44 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 1 | угол между плоскостями, перпендикулярные плоскости | Знать понятия угла между плоскостями, определение перпендикулярных плоскостей, признак перпендикулярности двух плоскостей. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
45 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 1 | прямоугольный параллелепипед | уметь применять свойства прямоугольного параллелепипеда в процессе решения задач. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
46 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 1 | | уметь применять свойства прямоугольного параллелепипеда в процессе решения задач. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
47 | Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости». | 1 | | Уметь демонстрировать теоретические и практические знания по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | Контрольно-измерительный дифференцированный материал. | | |
48 | Зачет №2. | 1 | | Знать теоретические знания по теме, демонстрация усвоения основных геометрических понятий и умение применять их на практике. | Карточки к зачету. | | |
| Глава III. Многогранники. | 14 | Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии. | | |
49 | Понятие многогранника. Призма. | 1 | многогранник, призма | Знать понятие многогранника, призмы и их элементов. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
50 | Понятие многогранника. Призма. | 1 | площадь поверхности призмы | Уметь решать задачи на применение формулы для вычисления площади поверхности прямой призмы. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
51 | Понятие многогранника. Призма. | 1 | | Уметь решать задачи на применение формулы площади боковой поверхности призмы. | Слайд-презентация, раздаточный материал. | | |
52 | Пирамида. | 1 | пирамида | Знать понятие пирамиды, уметь решать задачи, связанные с пирамидой. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
53 | Пирамида. | 1 | правильная пирамида | Уметь решать задачи на нахождение площади боковой поверхности правильной пирамиды. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
54 | Пирамида. | 1 | Усеченная пирамида. | Уметь решать задачи на вычисление площади поверхности произвольной пирамиды. | Слайд-презентация, раздаточный материал. | | |
55 | Пирамида. | 1 | | Уметь демонстрировать изученный материал при выполнении самостоятельной работы на вычисление элементов и площади поверхности правильной пирамиды. | Раздаточный материал, иллюстрация на доске. | | |
56 | Правильные многогранники. | 1 | правильный многогранник | Знать понятие «правильного многогранника», уметь решать задачи с правильными многогранниками. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
57 | Правильные многогранники. | 1 | | Знать понятие «правильного многогранника», уметь решать задачи с правильными многогранниками. | Раздаточный материал, иллюстрация на доске. | | |
58 | Правильные многогранники. | 1 | | Знать понятие «правильного многогранника», уметь решать задачи с правильными многогранниками. | Раздаточный материал, иллюстрация на доске. | | |
59 | Правильные многогранники. | 1 | | Знать понятие «правильного многогранника», уметь решать задачи с правильными многогранниками. | Раздаточный материал, иллюстрация на доске. | | |
60 | Правильные многогранники. | 1 | | Знать понятие «правильного многогранника», уметь решать задачи с правильными многогранниками. | Раздаточный материал, иллюстрация на доске. | | |
61 | Контрольная работа №4 по теме «Многогранники». | 1 | | Уметь демонстрировать теоретические и практические знания по теме «Многогранники». | Контрольно-измерительный дифференцированный материал. | | |
62 | Зачет №3 по теме «Многогранники». | 1 | | Знать теоретические знания по теме, демонстрация усвоения основных геометрических понятий и умение применять их на практике. | Карточки к зачету. | | |
| Итоговое повторение курса стереометрии 10 класса | 6 | | | | | |
63 | Итоговое повторение. | 1 | Итоговое повторение. Аксиомы стереометрии и их следствия. | Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по теме «Аксиомы стереометрии и их следствия». | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
64 | Итоговое повторение. | 1 | Параллельность прямых и плоскостей. | Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по теме «Параллельность прямых и плоскостей». | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
65 | Итоговое повторение. | 1 | Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью. | Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи на вычисление площадей поверхностей призмы, пирамиды. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
66 | Итоговое повторение. | 1 | Многогранники. | Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи на вычисление площадей поверхностей призмы, пирамиды. | Контрольно-измерительный дифференцированный материал. | | |
67 | Итоговое повторение. | 1 | Многогранники. | Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи на вычисление площадей поверхностей призмы, пирамиды. | Слайд-презентация, иллюстрация на доске. | | |
68 | Итоговое повторение. | 1 | | Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по всем темам стереометрии 10 класса. | Слайд-презентация. | | |
1. Основание AD трапеции ABCD лежит в плоскости α. Через точки В и С проведены параллельные прямые, пересекающие плоскость α в точках Е и F соответственно.
2. Дан пространственный четырехугольник ABCD, в котором диагонали АС и BD равны. Середины сторон этого четырехугольника соединены последовательно отрезками.
а) Выполните рисунок к задаче.
б) Докажите, что полученный четырехугольник есть ромб.
1. Треугольники АВС и АDC лежат в разных плоскостях и имеют общую сторону АС. Точка Р – середина стороны AD, а K – середина стороны DC.
2. Дан пространственный четырехугольник АВСD, М и N – середины сторон АВ и ВС соответственно; Е CD, K DA, DE : EC = 1 : 2, DK : KA = 1 : 2.
а) Выполните рисунок к задаче.
1. Прямые a и b лежат в параллельных плоскостях α и β. Могут ли эти прямые быть:
Сделайте рисунок для каждого возможного случая.
2. Через точку О, лежащую между параллельными плоскостями α и β, проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости α и β в точках А1 и А2 соответственно, прямая m – в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка А2В2, если А1В1 = 12 см, В1О : ОВ2 = 3 : 4.
3. Изобразите параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и постройте его сечение плоскостью, проходящей через точки M, N и K, являющиеся серединами ребер АВ, ВС и DD1.
1. Прямые a и b лежат в пересекающихся плоскостях α и β. Могут ли эти прямые быть:
Сделайте рисунок для каждого возможного случая.
2. Через точку О, не лежащую между параллельными плоскостями α и β, проведены прямые l и m. Прямая l пересекает плоскости α и β в точках А1 и А2 соответственно, прямая m – в точках В1 и В2. Найдите длину отрезка А1В1, если А2В2 = 15 см, ОВ1 : ОВ2 = 3 : 5.
3. Изобразите тетраэдр DABC и постройте его сечение плоскостью, проходящей через точки M и N, являющиеся серединами ребер DC и BC, и точку K, такую, что K DA, АK : KD = 1 : 3.
1. Диагональ куба равна 6 см. Найдите:
б) косинус угла между диагональю куба и плоскостью одной из его граней.
2. Сторона АВ ромба ABCD равна a, один из углов равен 60°. Через сторону АВ проведена плоскость α на расстоянии от точки D.
в) Найдите синус угла между плоскостью ромба и плоскостью α.
1. Основанием прямоугольного параллелепипеда служит квадрат; диагональ параллелепипеда равна 2 см, а его измерения относятся как 1 : 1 : 2. Найдите: а) измерения параллелепипеда;
б) синус угла между диагональю параллелепипеда и плоскостью его основания.
2. Сторона квадрата ABCD равна а. Через сторону AD проведена плоскость α на расстоянии от точки В.
в) Найдите синус угла между плоскостью квадрата и плоскостью α.
1. Основанием пирамиды DABC является правильный треугольник АВС, сторона которого равна а. Ребро DA перпендикулярно к плоскости АВС, а плоскость DBC составляет с плоскостью АВС угол в 30°. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
2. Основанием прямого параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 является ромб ABCD, сторона которого равна а и угол равен 60°. Плоскость AD1C1 составляет с плоскостью основания угол в 60°. Найдите:
г) площадь поверхности параллелепипеда.
1. Основанием пирамиды MABCD является квадрат ABCD, ребро MD перпендикулярно к плоскости основания, AD = DM = a. Найдите площадь поверхности пирамиды.
2. Основанием прямого параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 является параллелограмм ABCD, стороны которого равны а и 2а, острый угол равен 45°. Высота параллелепипеда равна меньшей высоте параллелограмма. Найдите:
г) площадь поверхности параллелепипеда.