РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика, решение текстовых задач» 11 класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика, решение текстовых задач» 11 класс.
Разработка рабочей программы для дополнительного учебного часа по математике в 11 классе.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала, поэтому актуальность курса заключается в том, что здесь шире рассматриваются задачи не только на составление уравнений и систем уравнений, но и арифметическими способами. В данном курсе показаны методы и алгоритмы решения основных типов текстовых задач, встречающиеся на итоговой аттестации в школе, при сдаче ЕГЭ, на что не уделяется внимание при решении задач на уроках математики в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика, решение текстовых задач» 11 класс. »
Муниципальное образовательное учреждение
Большевишенская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
Большевишенская СОШ
____________Панова В.А.
«_____»_______________2014 г.
Рабочаяпрограмма
по учебному предмету
«Математика, решение текстовых задач»
11 класс.
Преподавателя Ι квалификационной категории
Мячиковой Любови Николаевны
2014– 2015учебный год
В обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. Пока мы будем учить детей на русском языке – не только великом и могучем, но и достаточно трудном, пока мы хотим учить их сравнивать, выбирать наиболее простой путь достижения поставленной цели, пока мы не отказались от воспитания гибкости и критичности мышления, пока мы стараемся увязывать обучение математике с жизнью, нам будет трудно обойтись без текстовых задач.
В школьном курсе математики применяется раннее использование уравнений в решении текстовых задач, хотя использование арифметических способов решения задач способствует общему развитию учащихся, развитию не только логического, но и образного мышления, лучшему освоению естественного языка, а это повышает эффективность обучения математике и смежных дисциплин. Ориентируя школьников на поиск красивых, изящных решений математических задач, учитель тем самым способствует эстетическому воспитанию учащихся и повышению их математической культуры.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала, поэтому актуальность курса заключается в том, что здесь шире рассматриваются задачи не только на составление уравнений и систем уравнений, но и арифметическими способами. В данном курсе показаны методы и алгоритмы решения основных типов текстовых задач, встречающиеся на итоговой аттестации в школе, при сдаче ЕГЭ, на что не уделяется внимание при решении задач на уроках математики в школе.
Введение курса позволит учащимся 11 класса убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.
Важное место уделяется способам общения учащихся на занятиях, которые содержат элементы коллективного решения проблемных ситуаций, самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля, создание и защита презентаций.
Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности повышенный.
Основная цель курса: расширить и систематизировать знания учащихся, связанных с решением текстовых задач; определить уровень способностей учащихся и уровень их подготовки к профильному обучению в школе и вузе, продолжить работу по интеллектуальному развитию учащихся, формированию определённого уровня абстрактного и логического мышления.
Основные задачи, стоящие перед данным курсом:
сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
расширить рамки школьной программы;
способствовать развитию логического мышления.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
классификацию и основные типы текстовых задач;
алгоритм решения текстовой задачи;
особенности выбора переменных в зависимости от типа задач;
способы и методы их решения.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, использовать при решении различные способы;
применять полученные математические знания при решении задач;
применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1.
Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики.
1
2.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
3
3.
Задачи на движение
7
4.
Задачи на производительность.
4
5.
Задачи на проценты
6
6.
Задачи на смеси и сплавы.
6
7.
Задачи на прогрессии.
2
8.
Текстовые задачи на конкурсном экзамене.
4
9.
Резервный урок.
1
Итого
34
Содержание курса
1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (1 ч.) Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.
2. Решение текстовых задач арифметическим способом (3 ч.) Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.
3. Задачи на движение (7 ч.) Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение по эскалатору. Относительность движения. Чтение графиков движения.
4. Задачи на производительность(4 ч.) Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу. Задачи на перекачивание жидкостей насосами.
5. Задачи на проценты (6 ч.) Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.
6. Задачи на смеси и сплавы (6 ч.) Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.
7. Задачи на прогрессии (2 ч.) Формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|
8. Текстовые задачи на конкурсном экзамене (4 ч.) Задачи из ЕГЭ. Задачи для конкурсных экзаменов (МГУ, МГИМО, МГПУ и другие).
Литература для учащихся:
Кочагина М.Н., Кочагин В.В. «Малое ЕГЭ» по математике: 9 класс – М.: Эксмо, 2008
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение, 1990
Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. – 5-изд. – М.: Просвещение, 2010
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Доп. Главы к школьному учебнику 9 кл.: учеб. Пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: Просвещение, 2003
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999
Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М. Просвещение, 1984
Шевкин А.В. Текстовые задачи. 7-11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: Русское слово РС, 2003
Литература для учителя:
Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П. и др. задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: Пособие для учителя. – М. Просвещение, 1999
Кочагина М.Н., Кочагин В.В. «Малое ЕГЭ» по математике: 9 класс – М.: Эксмо, 2008
Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на составление уравнений. – М.; Наука, 1990
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: АСТ-Астрель, 2002
Прокофьев А., Соколова Т., Бардушкин В., Фадеичева Т. Текстовые задачи. Материалы вступительных экзаменов в МИЭТ. // Математика, 2005, № 9.
Сканави М.Н., Егерев В.К., Зайцев В.В. и др., 2500 задач по математике с решениями для поступающих в вузы. – М. «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2002
Тоом А. Как я учу решать текстовые задачи. // Математика, 2004, № 46, № 47
Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика. Справочник для старшеклассников, поступающих в вузы. – М. «АСТ-ПРЕСС», 2001
Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики (5-9-е классы). – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006
№ урока
Раздел, название урока в
поурочном планировании
Дидактические единицы образовательного процесса
Контроль
знаний
учащихся
Кол-во
часов
Дата
знать
уметь
План.
Факт.
1
Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики.
1
Решение текстовых задач арифметическим способом.
3
2
3
Задачи на вычисления и округление
п/р по материалам КИМ
4
Задачи на деление с остатком
Задачи на движение
7
5
Движение по прямой(навстречу и вдогонку)
6
Движение по замкнутой трассе
7
8
Движение на воде
п/р по материалам КИМ п/р по материалам КИМ
9
10
Движение протяжных тел
11
Задачи на среднюю скорость
п/р по материалам КИМ
Задачи на производительность
4
12
13
Задачи на совместную работу.
14
15
Задачи на бассейны и трубы
п/р по материалам КИМ
Задачи на проценты
6
16
Нахождение процентов от числа
17
Нахождение числа по его проценту
18
Сколько процентов одна величина составляет от другой