kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса "В мире чисел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочнойдеятельности по математике для 5 класса"В мире чисел"

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви­тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентиро­ванного тренинга.

Цель данной программы — сформировать компетент­ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­выки, и, таким образом, сделать детей активными участни­ками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы:

  • развитие    познавательных    процессов: мышления, восприятия,  внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти­рованного тренинга;
  • формирование учебно-интеллектуальных умений, при­ёмов мыслительной деятельности,  освоение  рациональных способов её осуществления;
  • формирование собственного стиля мышления;
  • формирование учебно-информационных умений и ос­воение на практике различных приёмов работы с разнообраз­
  • освоение приёмов творчества и методов решения твор­ческих задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса "В мире чисел" »

Пояснительная записка

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, являет­ся значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но неред­ко учитель слишком облегчает ученикам осуществление это­го процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики за­поминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоми­нают). Опасность заключается в том, что сам ученик не об­ращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а ме­ханически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на позна­ние, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма, подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того что они не успевают должным образом усвоить учебный мате­риал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и до­рабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирова­ния общеучебных умений и навыков особенно актуальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требова­ния к результатам освоения обучающимися основной образо­вательной программы. При этом очень важная роль отводит­ся ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, обще­ственно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и инте­ресов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным уме­ниям и способам деятельности, т. е. формированию универ­сальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий про­является в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ре­бёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой дея­тельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетент­ности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися пред­метных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личност­ного морального выбора.

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви­тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентиро­ванного тренинга.

Цель данной программы — сформировать компетент­ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­выки, и, таким образом, сделать детей активными участни­ками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы:

  • развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти­рованного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, при­ёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и ос­воение на практике различных приёмов работы с разнообраз­ными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различ­ных видах;

  • освоение приёмов творчества и методов решения твор­ческих задач.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс «Математические забавы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –

это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

«Математические забавы» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму командами.

Основным методом реализации Программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.

Занятия по Программе проходят один час в неделю (35 часов в год) в форме:

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.

• анализ и решение текстов задач;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)

  • выступление перед другими учащимися школы;

  • экскурсии, организации и проведении КТД..

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы.

В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Математические забавы» предполагается достичь следующих результатов:


Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • овладение начальными сведениями об истории развития счета, о системах счисления,их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.



Метапредметными результаты:


  1. Регулятивные универсальные учебные действия:


  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать информацию.



2. Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Предметные результаты:


  • Первый уровень результатов – учащиеся должны правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение проти­воречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и пред­ставления учебной информации; правила поиска информации, работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и ис­следований; правила сохранения информации, приёмы запомина­ния.


  • Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обоб­щать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запомина­ния, работать с источниками информации, представлять информацию в раз­личных видах (табличном, графическом, схема­тическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию.

  • Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и про­водить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.



Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):

  1. Выставки продуктов детского творчества по каждому разделу.

  2. Наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа;

  3. Диагностика: результативность в предметных конкурсах, олимпиадах.

  4. Анкетирование;

  5. Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:

  • Школьная математическая олимпиада (октябрь)

  • «Предметная неделя по математике» (январь);

  • «Конкурс Кенгуру» (март);

  • «Математика вокруг и рядом с нами» (конкурс проектных работ учащихся – май).







ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Математические забавы»

5 класс

(35 часов в год, 1 час в неделю)


История возникновения чисел (7 часов) История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная. Действия в двоичной системе счисления.

Математика вокруг нас ( 8часов) Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.

Решение практических задач, знакомство с нетрадиционными методами решения задач. Изготовление разверток куба, прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с элементами комбинаторики. Составление и решение практических комбинаторных задач.

Дробные числа ( 4 часа) Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.

Геометрия в нашей жизни (5 часов). Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».

Математика на каждый день ( 7 часов) Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.

Проекты учащихся (5 часов) Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме.


Подготовка и защита проектных работ на общешкольной конференции и перед учащимися МКОУ СОШ № 2 на предметной неделе.






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Математические забавы»

5 класс

(35 часов в год, 1 час в неделю)


Тема занятия

Общая характеристика деятельности

Количество часов

Из них

теория

практика

История возникновения чисел.


7



1.


История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры.

участвует в игре «Как возникли числа», подбирает из разных источников материал и выступает перед одноклассниками

2

1

1

2.

Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: « Измерение расстояния шагами»

измеряет шагами длину предмета, и переводит их в другие единицы измерения

2

1

1

3.

Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная

подбирает из разных источников интересный материал и выступает перед одноклассниками

2

1

1

4.

Действия в двоичной системе счисления

участвует командной эстафете

1

0

1

Математика вокруг нас


8



5.

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание

решает геометрические задачи с помощью разрезания бумаги

2

0,5

1,5

6.

Математические софизмы

составляет софизмы

1

0,5

0,5

7.

Секреты некоторых математических фокусов

воспроизводит действия

1

0

1

8.

Решение задач с помощью максимального предположения

составляет алгоритмы для своей команды

2

0,5

1,5

9.

Решение задач методом с «конца»

составляет алгоритмы решения и кроссворды

1

0,5

0,5

10.

Решение задач методом ложного положения

составляет головоломки и ребусы

1

0,5

0,5

Дробные числа


4



11.

Обыкновенные дроби

находит исторический материал и выступает перед одноклассниками

1

0,5

0,5

12.

Десятичные дроби

находит исторический материал и выступает перед одноклассниками

1

0,5

0,5

13.

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

составляет таблицы, диаграммы для задач

2

0,5

1,5

Геометрия в нашей жизни


5



14.

Угол

находит в окружающей обстановке углы

1

0

1

15.

Треугольник

находит в окружающей обстановке треугольники

1

0

1

16.

Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов

выполняет каркасы и развертки куба и прямоугольного параллелепипеда

1

0

1

17.

Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки»

делает необходимые измерения и вычисления

1

0

1

18.

Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам»

делает необходимые измерения и вычисления

1

0

1

Математика на каждый день


7



19.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

сравнивает, устанавливает сходства и различия в окружающих предметах

1

0

1

20.

Решение сюжетных задач

понимает текст задания

1

0,5

0,5

21.

Решение логических задач с помощью таблиц

строит таблицы по предложенному тексту

1

0,5

0,5

22.

Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач

Находит применение графов в жизненных ситуациях

1

1

0

23.

Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц»

выполняет расчеты затрат своей семьи на электроэнергию

1

0

1

24.

Правила произведения и суммы

составляет задания из практической жизни

1

0,5

0,5

25.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

разгадывает кроссворды, ребусы

1

0,5

0,5

Проекты учащихся


4



26.

Разработка и создание проектов.

оформляет материал по выбранной теме

3

1

2

27.

Защита проектов по выбранной теме

выступает перед учащимися класса, школы

1

0

1


Итого


35

11

24



















Список используемой литературы:

        1. А. В. Фарков. Математические кружки в школе М.:Айрис- пресс, 2013.

        2. Е. Л. Мардахаева. Занятия математического кружка. 5 класс. М: Мнемозина, 2013.

        3. М. А. Ефимова, Г. П. Кукин. Задачи на разрезание. М: МЦНМО, 2014

        4. М. А. Гершензон. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. лит.,2014.

        5. И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2014.

        6. П. Р. Оникул. 19 игр по математике. С.- Петербург: Союз, 2014.

        7. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика.- М.: Аванта+, 2013

        8. http://www.tomget.info, http://pedsovet.su, http://festival.1september.ru, http://nic-snail.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса "В мире чисел"

Автор: Верещагина Галина Григорьевна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа по математике 5 класс  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-klass-fgos-2"
    ["file_id"] => string(6) "245524"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446138043"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка рабочей программы по математике 3 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-3-klass-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403152723"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока "Решения задач удобным способом" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-rieshieniia-zadach-udobnym-sposobom"
    ["file_id"] => string(6) "224394"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438766682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства