Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (Моро, М. И. [и др.]. Математика. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.)
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
– развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи;
– формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
– освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение математики во втором классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов (34 учебные недели).
- названия и последовательность чисел от 1 до 100, названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
- таблицу умножения и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
- находить сумму и разность, частное и произведение чисел в пределах 1000: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз;
- находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- читать несложные готовые таблицы.
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
- научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 3 А классе учащиеся в процессе изучения математики анализируют и сравнивают предметы, классифицируют их; распознают в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывают их свойства, изображают; моделируют операции сложения и вычитания, умножения и деления чисел с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики; используют числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел; образовывают, называют и записывают числа в пределах 1000; составляют таблицу умножения и деления; задачи по рисункам, схемам, выражениям; решают уравнения, простые и сложные задачи изученных видов; применяют знания и способы действий в поисковых ситуациях, находят способ решения нестандартной задачи; выполняют задания творческого характера; собирают информацию в справочной литературе.
Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. На уроках математики ученики могут сотрудничать в парах, группах, контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью математических диктантов, контрольных и проверочных работ, тестов, перфокарт и карточек для самостоятельной работы. Все задания в перечисленных работах соответствуют требованиям действующего стандарта и образовательных программ младшей школы.
В конце каждой четверти проводится письменная контрольная работа или тест, результаты которых служат учителю ориентиром в организации дальнейшего обучения учащихся. Задания в контрольной работе и в тесте могут быть разнородными по содержанию: это задания арифметического характера, арифметические текстовые задачи, геометрический материал, задачи на логическое мышление и т.д. Начиная учебный год, учитель должен учитывать тот уровень подготовленности, который имеют учащиеся данного класса после летних каникул. С целью изучения этого уровня в начале сентября проводится входная контрольная работа. Контрольные работы, проводимые в конце года, предусматривают выявление минимума необходимых знаний, которыми должны обладать учащиеся к концу учебного года. В целях экономии времени ученики на уроке выполняют тестовые работы. И контрольные и, тестовые работы всегда даются детям в нескольких вариантах. Каждая контрольная работа предваряется несколькими проверочными работами, которые позволяют подготовить класс к контрольной. С той же целью, там, где это необходимо, проводятся математические диктанты.
М. : Просвещение, 2012.
№ | Содержание | Кол-во часов | Обучающая цель | Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгорит-мы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Сроки |
Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия (УДД) | Личностные | План. | Факт. |
| Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание | 8 | | | | | | | |
1. | Сложение и вычитание | 1 | Повторение и обобщение ранее полученных знаний | Сложение и вычитание | Усваивать последовательность чисел до 100. Читать.записывать и сравнивать числа в пределах 100. | Умение контролировать свою деятельность, проверять правильность выполнения вычислений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действ | 1 нед. | |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток | 1 | Повторение и обобщение ранее полученных знаний | Сложение и вычитание | Записывать и сравнивать числа в пределах 100, находить сумму и разность | Умение контролировать и оценивать УД в соответствии с поставленной задачей | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действ | | |
3. | Решение уравнений с неизвестным слагаемым | 1 | Повторение алгоритма решения уравнений | Уравнение, слагаемое | Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении уравнений. Установление причинно-следственных связей | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действ | | |
4. | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | 1 | Повторение алгоритма решения уравнений | Уравнение, слагаемое | Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении уравнений. Установление причинно-следственных связей | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действ | | |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым | 1 | Повторение алгоритма решения уравнений | Уравнение, слагаемое | Решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении уравнений. Установление причинно-следственных связей | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действ | 2 нед. | |
6. | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | Развитие умений обозначать буквами геометрические фигуры и читать их | геометрия | Читать латинские буквы и понимать как обозначают и называют на чертеже концы отрезка и вершины многоугольника | Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-практических задач | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
7. | Проверочная работа № 1. «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Контроль и самокон-троль | Понимать закономерность по которой составлены числовые ряды | Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | | |
8. | Вводная диагностическая работа | 1 | Контроль за качеством усвоения материала за второй класс. | | Проверять прочность усвоения программного материала первого класса | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
| Табличное умножение и деление | 28 | | | | | | | |
9.. | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | Закреплять знания о связи между компонентами и результатом умножения | Множители, произвепдение | Называть компоненты и результаты умножения и деления | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | 3 нед. | |
10. | Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления на 3. | 1 | Определение признаков делимости на 2. | Четные и нечетные числа | Называть четные и нечетные числа. Применять при вычислениях таблицу умножения и деления с числом 3. | Рефлексия способов и условий действия. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | | |
11. | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | Анализировать текстовую задачу с указанными величинами | Цена, стоимость | Называть связи между величинами: цена, количество, стоимость | Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
12. | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса | 1 | Анализировать текстовую задачу с указанными величинами | Масса, общая масса | Называть связи между величинами: цена, количество, стоимость | Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
13. | Порядок выполнения действий | 1 | Отрабатывать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | Порядок действий, выражения | Применять порядок действий в выражениях в 2-3 действия | Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка действий | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | 4 нед. | |
14 | Тест №1 «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | Контроль за качеством усвоения материала | Контроль и самоконт-роль | Применять правила порядка выполнения действий | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
15. | Решение задач | 1 | Анализировать текстовую задачу с указанными величинами | Задача, краткая запись | Называть зависимости между пропорциональными величинами | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
16. | Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | Выявление пробелов при изучении темы | ЗУН | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
17. | Закрепление пройденного «Что узнали?», «Чему научились?» | 1 | Контроль за качеством усвоения материала | | Применять порядок действий в выражениях в 2-3 действия | Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка действий | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | 5 нед. | |
18 | Контрольная работа по теме «Таблица умножения и деления на 2, 3» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Контроль и самокон-троль | Понимать закономерность по которой составлены числовые ряды | Умение контролировать свою деятельность, проверять правильность выполнения вычислений | Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации. | | |
19. | Умножение четырех и на 4 и соответствующих случаев деления | 1 | Заучивание таблицы умножения на 4 и соответствующих случаев деления | Табличные случаи умноже-ния и деления | Воспроизводить таблицу умножения и деления на 4 | Применять знание таблицы при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
20. | Закрепление пройденного. Таблица умножения | 1 | Заучивание таблицы умножения на 4 и соответствующих случаев деления | Табличные случаи умноже-ния и деления | Воспроизводить таблицу умножения и деления на 4 | Применять знание таблицы при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
21-22. | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 2 | Моделирование зависимости между пропорциональными единицами | Увеличе-ние в несколько раз | Объяснять смысл «больше в 2, 3, 4 раза». Применять полученные знания для решения задач | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Актуализация знаний для проведения простейших математических доказательств | 6 нед. | |
23. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | Моделирование зависимости между пропорциональными единицами | Уменьше-ние в несколько раз | Объяснять смысл «меньше в 2, 3, 4 раза». Применять полученные знания для решения задач | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Актуализация знаний для проведения простейших математических доказательств | | |
24. | Умножение пяти, на 5, и соответствующие случаи деления | 1 | Заучивание таблицы умножения на 5 и соответствующих случаев деления | Табличные случаи умноже-ния и деления | Воспроизводить таблицу умножения и деления на 5 | Применять знание таблицы при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
25-26. | Задачи на кратное сравнение | 2 | Моделирование зависимости между пропорциональными единицами | Уменьше-ние в несколько раз | Объяснять задачи на кратное сравнение | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Актуализация знаний для проведения простейших математических доказательств | 7 нед. | |
27. | Проверочная работа по теме «Решение задач» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
28. | Умножение шести, на 6, и соответствующие случаи деления | 1 | Заучивание таблицы умножения на 6 и соответствующих случаев деления | Табличные случаи умноже-ния и деления | Воспроизводить таблицу умножения и деления на 6 | Применять знание таблицы при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
29-31. | Решение задач | 3 | Составлять план решения задачи, действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану | Алгоритм решения задач | Называть зависимости между пропорциональными величинами | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | 8 нед. | |
32-33. | Умножение семи, на 7, и соответствующие случаи деления | 2 | Заучивание таблицы умножения на 7 и соответствующих случаев деления | Табличные случаи умноже-ния и деления | Воспроизводить таблицу умножения и деления на 7 | Применять знание таблицы при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
9 нед. | |
34 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
35 | Работа над ошибками | 1 | Уметь анализировать допущенные ошибки | | Соотнести результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Выбирать верное решение из нескольких предъявленных решений | Творческий подход к выполнению заданий | | |
36. | Проект «Математическая сказка» | 1 | Цели и задачи проекта | Проектная деятель-ность | Составление сказок, рассказов с использованием математических понятий | Определять цель проекта, работать с известной информацией, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Сбор и классифицирование информации, работа в парах. | | |
| Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 28 часов |
37. | Площадь, единицы площади | 1 | Сравнивать геометрические фигуры по площади на глаз | палетка | Определение площади фигур с помощью палетка | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Творческий подход к выполнению заданий | 10 нед. | 2 четв. |
38. | Квадратный сантиметр | 1 | Познакомить с единицами площади | Единицы площади | Измерять площади фигур в квадратных см | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
39 | Площадь прямоугольника | 1 | Познакомить с нахождением площади прямоугольника | площадь | Вычислять площадь прямоугольника по формуле | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Актуализация знаний для проведения простейших математических доказательств | | |
40. | Умножение восьми, на 8, и соответствующие случаи деления | 1 | Заучивание таблицы умножения на 8 и соответствующих случаев деления | Табличные случаи умноже-ния и деления | Воспроизводить таблицу умножения и деления на 8 | Применять знание таблицы при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
41-42. | Решение задач | 2 | Совершенствовать умения решать текстовые задачи | Алгоритм решения задач | Называть зависимости между пропорциональными величинами | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | 11 нед. | |
43. | Умножение девяти, на 9, и соответствующие случаи деления | 1 | Заучивание таблицы умножения на 9 и соответствующих случаев деления | Табличные случаи умноже-ния и деления | Воспроизводить таблицу умножения и деления на 9 | Применять знание таблицы при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
44. | Квадратный дециметр | 1 | Познакомить с единицами площади | Единицы площади | Измерять площади фигур в квадратных дм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
45-46. | Таблица умножения | 2 | Закреплять знания таблицы умножения и соответствующих случаев деления | Таблица умножения | Применять знание таблицы при вычислении значений выражений | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | 12 нед. | |
47 | Квадратный метр | 1 | Познакомить с единицами площади | Единицы площади | Измерять площади фигур в квадратных м | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
48. | Решение задач | 1 | Совершенствовать умения решать текстовые задачи | Алгоритм решения задач | Называть зависимости между пропорциональными величинами | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
49. | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | 13 нед. | |
50. | Работа над ошибками | 1 | Уметь анализировать допущенные ошибки | | Соотнести результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Выбирать верное решение из нескольких предъявленных решений | Творческий подход к выполнению заданий | | |
51. | Умножение на 1 | 1 | Учить умножать на 1 | Алгоритм умноже-ния | Называть результат умножения любого числа на 1 | Применять полученные знания при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
52. | Умножение на 0 | 1 | Учить умножать на о | Алгоритм умноже-ния | Называть результат умножения любого числа на 1 | Применять полученные знания при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
53. | Деление на 1 | 1 | Учить делить на 1 | Алгоритм деления | Называть результат деления любого числа на 1 | Применять полученные знания при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | 14 нед. | |
54. | Деление нуля на число | 1 | Учит делить 0 на число | Алгоритм деления | Называть результат деления 0 на любое число | Применять полученные знания при вычислении значения числовых выражений | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
55. | Решение задач | 1 | Совершенствовать умения решать текстовые задачи | Алгоритм решения задач | Называть зависимости между пропорциональными величинами | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
56. | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
57. | Доли | 1 | Учить называть и записывать доли | Доли числа | Называть, записывать доли, находить доли числа | Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифмети-ческое действие | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | 15 нед. | |
58. | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
59 | Работа над ошибками | 1 | Уметь анализировать допущенные ошибки | | Соотнести результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Выбирать верное решение из нескольких предъявленных решений | Творческий подход к выполнению заданий | | |
60. | Окружность.круг | 1 | Познакомить с окружностью и кругом, учить чертить окружность | циркуль | Определять центр, радиус окружности, чертить окружность | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
61. | Диаметр окружность | 1 | Познакомить с окружностью и кругом, учить чертить окружность | Циркуль, радиус, диаметр | Определять центр, радиус окружности, диаметр, чертить окружность | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | 16 нед. | |
62-63. | Единицы времени | 2 | Познакомить с единицами времени. Соотношением между ними | Единицы времени | Соотносить единицы времени, составлять таблицу единиц времени | Делать выводы на основе предъявленного банка данных | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
64. | Повторение пройденного «Что узнали, чему научились» | 1 | Выполнение заданий творческого и поискового характера | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
| Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 27 часов |
65 | Приемы умножения и деления для случаев 20.3, 60:3 | 1 | Познакомить с внетабличными случаями умножения и деления | Внетаблич-ное умножение | Объяснять приемы умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся на 0. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | 17 нед. | |
66 | Случаи деления 80:20 | 1 | Познакомить с внетабличными случаями умножения и деления | Внетаблич-ное умножение | Объяснять приемы деления двузначных чисел, оканчивающихся на 0. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
67-68. | Умножение суммы на число | 2 | Познакомить с алгоритмом умножения суммы на число | Внетаблич-ное умножение | Объяснять приемы умножения суммы на число | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
69-70. | Умножение двузначного числа на однозначное | 2 | Познакомить с алгоритмом умножения двузначного числа на однозначное | Внетаблич-ное умножение | Объяснять прием умножения двузначного числа на однозначное | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
71. | Решение задач | 1 | Совершенствовать умения решать текстовые задачи | Алгоритм решения задач | Называть зависимости между пропорциональными величинами | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
72. | Выражения с двумя переменными | 1 | Отработка навыков нахождения значении я выражений с двумя переменными | Выражения с нескольки-ми переменны-ми | Применять знание приемов вычисления значений выражений с двумя переменными | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
73-74. | Деление суммы на число | 2 | Познакомить с алгоритмом деления суммы на число | Внетаблич-ное умножение и деление | Объяснять приемы деления суммы на число | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
75. | Приемы деления вида 69:3, 78:2 | 1 | Познакомить с алгоритмом внетабличного деления | Внетаблич-ноеумноже-ние и деление | Объяснять приемы деления суммы на число | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
76. | Связь между числами при делении | 1 | Совершенствовать навыки нахождения делимого и делителя | Связь между компонен-тами деления | Применять навыки нахождения делимого и делителя | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
77. | Проверка деления | 1 | Учить разными способами проверять результат деления | Связь между компонен-тами деления | Применять навыки нахождения делимого и делителя | Прогнозировать результаты вычислений. | Контроль деятельности, проверка правильности выполнения вычислений изученными способами | | |
78 | Прием деления для случаев 87:29, 66:22 | 1 | Познакомить с алгоритмом внетабличного деления | Внетаблич-ноеумноже-ние и деление | Объяснять приемы деления двузначного числа на двузначное методом подбора | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
79. | Проверка умножения делением | 1 | Учить проверять умножение делением | Связь между умножением и делением | Применять навыки выполнения проверки умножения делением | Прогнозировать результаты вычислений. | Контроль деятельности, проверка правильности выполнения вычислений изученными способами | | |
80. | Решение уравнений | 1 | Отрабатывать алгоритмы решения уравнений разных видов | уравнения | Объяснять приемы решения уравнений на нахождение неизвестных делимого и делителя, отрабатывать способы проверки | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
81. | Закрепление пройденного. Проверочная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
82. | Что узнали? Чему научились? | 1 | Выполнение заданий творческого и поискового характера | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
83 | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
84-86. | Деление с остатком | 3 | Разъяснять смысл деления с остатком. | Деление с остатком | Применять прием деления с остатком. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
87. | Задачи на деление с остатком | 1 | Учить решать задачи на деление с остатком | Деление, остаток | Применять прием деления с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
88. | Проверочная работа по теме «деление с остатком» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
89-90. | Проверка деления с остатком | 2 | Учить проверять правильность выполнения деления с остатком | Деление, остаток | Применять навыки выполнения проверки деления с остатком | Прогнозировать результаты вычислений. | Контроль деятельности, проверка правильности выполнения вычислений изученными способами | | |
91 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Выполнение заданий творческого и поискового характера | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
| Числа от 1 до 1000. Нумерация 13 часов | |
92-93. | Устная нумерация чисел в пределах 1000 | 2 | Учить читать трехзначные числа, образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000 | тысяча | Составлять числа, состоящие из сотен, десятков, единиц, называть эти числа | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
94-95. | Разряды счетных единиц | 2 | Учить заменять трехзначные числа на сумму разрядных слагаемых | Разрядные слагаемые | Называть десятичный состав трехзначных чисел, записывать и читать трехзначные числа | Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка действий | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
96-97. | Письменная нумерация чисел в пределах 1000 | 2 | Учить читать и записывать трехзначные числа | Разрядные слагаемые | Читать и записывать трехзначные числа | Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка действий | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
98. | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз. | 1 | Учить увеличивать, уменьшать число в 10, 100 раз. | Увеличить в, уменьшить в | Называть результат, полученный при увеличении, уменьшении числа в 10, 100 раз | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
99 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | Проверить качество усвоения программного материала за 3 четверть | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
100 | Работа над ошибками | 1 | Уметь анализировать допущенные ошибки | | Соотнести результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Выбирать верное решение из нескольких предъявленных решений | Творческий подход к выполнению заданий | | |
101 | Сравнение трехзначных чисел | 1 | Учить сравнивать трехзначные числа | сравнение | Рассмотрение приемов сравнения трехзначных чисел | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации | | |
102 | Проверочная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 1000» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
103 | Единицы массы | 1 | Учить соотносить между собой единицы массы | Единицы массы, таблица | Переводить мелкие единицы в более крупные и наоборот | Называть результат при переводе единиц массы | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
104 | Проверим себя и оценим свои достижения «Что узнали и чему научились?» | 1 | Выполнение заданий творческого и поискового характера | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 10 часов | | | | | |
105 | Приемы устных вычислений | 1 | Познакомить с приемами устных вычислений чисел, заканчивающихся нулями | Круглые числа | Устное сложение и вычитание трехзначных чисел - алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
106 | Приемы устных вычислений вида: 450+30,620-200 | 1 | Познакомить с приемами устных вычислений чисел, заканчивающихся нулями | Круглые числа | Устное сложение и вычитание трехзначных чисел - алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
107 | Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90 | 1 | Познакомить с приемами устных вычислений чисел, заканчивающихся нулями | Круглые числа | Устное сложение и вычитание трехзначных чисел - алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
108 | Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140 | 1 | Познакомить с приемами устных вычислений чисел, заканчивающихся нулями | Круглые числа | Устное сложение и вычитание трехзначных чисел - алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
109 | Приемы письменных вычислений | 1 | Ознакомить сприемам письменных вычислений в пределах 1000 | Трехзнач-ные числа | Объяснять приемы письменных вычислений в пределах 1000 | Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка действий | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
110 | Письменное сложение трехзначных чисел | 1 | Ознакомить сприемам письменных вычислений в пределах 1000 | Трехзнач-ные числа | Объяснять приемы письменных вычислений в пределах 1000 | Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка действий | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
111. | Письменное вычитание трехзначных чисел | 1 | Ознакомить сприемам письменных вычислений в пределах 1000 | Трехзнач-ные числа | Объяснять приемы письменных вычислений в пределах 1000 | Анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка действий | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | | |
112 | Виды треугольников | 1 | Учить различать треугольники по видам | Равносторонние, равнобедренные | Называть треугольники по видам | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
113. | Закрепление. Решение задач | 1 | Закреплять умения решать задачи разных видов | | Моделировать в тексте задач зависимости, планировать ход решения задач | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат | Работать в парах, излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. | | |
114 | Контрольная работа «Приемы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
| Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 16 часов | | | | | |
115. | Приемы устных вычислений вида: 180.4, 900:3 | 1 | Учить производить устные вычисления указанных видов | Умноже-ние и деление | Устное умножение и деление трехзначных чисел - алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
116 | Приемы устных вычислений вида: 240.4, 960:3, 203.4 | 1 | Учить производить устные вычисления указанных видов | Умноже-ние и деление | Устное умножение и деление трехзначных чисел - алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
117 | Приемы устных вычислений вида: 100:50, 800:400 | 1 | Учить производить устные вычисления указанных видов | Умноже-ние и деление | Устное умножение и деление трехзначных чисел - алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
118 | Виды треугольников | 1 | Учить различать треугольники по видам | Прямо-угольный, тупоуголь ный, остро-угольный | Называть треугольники по видам | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
119 | Приемы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление | 1 | Закреплять навыки проведения устных вычислений указанных видов | Умноже-ние и деление | Устное умножение и деление трехзначных чисел - алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
120-122. | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 3 | Учить умножать на однозначное число без перехода через разряд | Умноже-ние и деление | Письменное умножение и деление трехзначных чисел - алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
123 | Проверочная работа по теме «Умножение трехзначного числа на однозначное» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
124-125 | Приемы письменного деления на однозначное число | 2 | Учить делить на однозначное число без перехода через разряд | Умноже-ние и деление | Письменное деление трехзначных чисел нВ однозначное число алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
126 | Проверка деления | 1 | Отрабатывать навыки деления на однозначное число и проверять результат умножением | Умноже-ние и деление | Письменное умножение и деление трехзначных чисел на однозначное- алгоритм | Самостоятельное создание алгоритма деятельности | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
127 | Проверочная работа по теме «Деление на однозначное число» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
128 | Знакомство с калькулятором | 1 | Учить использовать различные приемы проверки правильности вычислений с использованием калькулятора | Калькуля-тор | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
129 | Проверим себя и оценим свои достижения «Что узнали и чему научились?» | 1 | Выполнение заданий творческого и поискового характера | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
130 | Контрольная работа «Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000» | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
| Итоговое повторение 6 часов | | | | | | |
131 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | Проверить качество усвоения программного материала за год | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
132 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры | 1 | Организация повторения изученных тем | | Оценивать результаты освоения указанных тем | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
133 | Умножение и деление. Задачи | 1 | Организация повторения изученных тем | | Оценивать результаты освоения указанных тем | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
134. | Итоговая диагностика | 1 | Контроль ЗУН | | Соотносить результат самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы | Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее | Контроль своей логической и вычислительной деятельности | | |
135 | Геометрические фигуры и величины | 1 | Организация повторения изученных тем | | Оценивать результаты освоения указанных тем | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
136. | Правила о порядке выполнения действий | 1 | Организация повторения изученных тем | | Оценивать результаты освоения указанных тем | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | | |
| Итого | 136 | | | | | | | |