kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по математике, 4 класс. Авторы учебника М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для 4 класса общеобразовательного учреждения и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2012год «Планета знаний».

Программа курса «Математика» 1-4 классы. Авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова.

     Программа по математике в начальной школе относится к образовательной области «Математика».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по математике, 4 класс. Авторы учебника М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Мулловка


«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы _________ _______ ___________

Протокол № 1 «28» августа 2015 г. Приказ № 352/1

от «28» августа 2015 г. от «28 » августа 2015 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование курса: математика


Класс:


Уровень общего образования: начальная школа


Учитель : Обрезкова Наталья Алексеевна


Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год


Количество часов по учебному плану:136, в неделю 4 часа













Математика

Пояснительная записка


Рабочая программа предназначена для 4 класса общеобразовательного учреждения и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2012год «Планета знаний».

Программа курса «Математика» 1-4 классы. Авторы М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова.



Программа по математике в начальной школе относится к образовательной области «Математика».


Общие цели и задачи учебного предмета.

Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Учебные:

— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие:

— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные:

— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.

Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».

Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.

Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила умножения чисел на 10, 100, 1000).

Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.

Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы).

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.

Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.

Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.

Неравномерный темп развития дошкольников, индивидуальные особенности развития детей порождают большие сложности при обучении 6-летних детей. В целях обеспечения условий для развития каждого первоклассника в курсе математики выделен длительный адаптационный период, соответствующий по времени 1-й четверти обучения. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой заданий, нацеленных на развитие пространственных представлений учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.

В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач, повышенному вниманию к геометрическому материалу.

Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объёма реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д., а также решение задач прикладного характера.

Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников. В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.

В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).

Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и определение последней цифры результата и другие.

Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Особое внимание уделяется оценке возможности применения разных способов вычислений и выбору наиболее подходящего способа вычислений.

Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.

Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.

При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.

В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.

Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.

Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…».

Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.

Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей.

Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу.

Место учебного предмета в учебном плане:

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ№1 р.п. Мулловка

Количество часов в неделю по учебному плану - 2

Учебных недель - 35

Общее количество часов -70




Личностные, метапредметные и предметные РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по математике



ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

    • положительное отношение и интерес к изучению математики;

    • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

    • умение признавать собственные ошибки;

могут быть сформированы:

    • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

    • адекватная самооценка;

    • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);

    • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

    • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

    • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;

    • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

    • правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;

    • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;

    • выполнять арифметические действия с величинами;

    • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);

    • находить неизвестные компоненты арифметических действий;

    • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;

    • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;

    • выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;

    • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;

    • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;

    • проверять результаты арифметических действий разными способами;

    • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;

    • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;

    • понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;

    • решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение/ количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;

    • задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;

    • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);

    • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;

    • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

    • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;

    • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;

    • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;

    • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;

    • решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение/ количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;

    • видеть прямо пропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;

    • решать задачи разными способами.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

    • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

    • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

    • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

    • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

    • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

    • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

    • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);

    • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные

Учащиеся научатся:

    • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;

    • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;

    • сопоставлять разные способы решения задач;

    • использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);

    • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);

    • осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);

    • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;

    • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;

    • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;

    • находить нужную информацию в учебнике.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;

    • решать задачи разными способами;

    • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;

    • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;

    • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;

    • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;

    • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;

    • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;

    • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;

    • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

    • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);

    • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;

    • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;

    • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название раздела

Количество часов

Количество контрольных и проверочных работ

1

Многозначные числа

5

1


2

Сложение и вычитание многозначных чисел

8

1


3

Длина и её измерение

6



4

Умножение на однозначное число

4

1

5

Деление на однозначное число

7

1

1

6

Геометрические фигуры

5

1


7

Масса и её измерение

2



8

Умножение многозначных чисел

7

1

1

9

Площадь и её измерение

2



10

Деление многозначных чисел

8

1

1

11

Время и его измерение

2



12

Работа с данными

3



13

Числа и величины

3



14

Арифметические действия

4

1


15

Фигуры и величины

2



16

Решение текстовых задач

2




Всего:

70

7

4







Содержание предмета

Числа и величины

Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.

Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.

Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.

Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).

Действия с величинами.

Текстовые задачи

Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.

Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.

Геометрические фигуры

Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.

Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.

Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.

Работа с данными)

Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).




УМК и материальное обеспечение программы по математике

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2012год «Планета знаний».

  2. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2011

  3. Башмаков М. И. Математика 4 класс: учебник в 2 ч. Ч. 1-2 / М. И. Башмаков. М. Г. Нефедова. - М.: АСТ: Астрель, 2014.

  4. Башмаков М. И. Математика: рабочая тетрадь № I, 2 к учебнику М. И. Башмаков, М. Г. Нефедовой «Математика 4 класс» / М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова. - АСТ: Астрель, Москва, 2013.

  5. Обучение в 4классе по учебнику «Математика»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова – М.: АСТ: Астрель, 2012.

  6. Математика. 4 класс: поурочные планы по учебнику М. И. Башмакова, М. Г. Нефедовой. Часть 1, 2 / авт.-сост. Н. В. Лободина. – М.: Учитель, 2012


Литература для учащихся:


М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель 2014 г

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель 2013


Литература для учителя:

1.В.Голубь Итоговое тестирование Математика 4 класс Воронеж: Метода 2013

2.Е.Языканова Развивающие задания Москва : Экзамен 2014

3.А.Орг Олимпиады по математике 4 класс Москва : Экзамен 2012

4.Н.Белицкая Школьные олимпиады Начальная школа Москва: Айрис-пресс 2012

5.Л.Иляшенко Математика Итоговая аттестация Москва : Экзамен 2014

6.Л.Я.Желтовская О.Б.Калинина Итоговая комплексная работа 4 класс М.: АСТ: Астрель, 2014

7.М.И.Кузнецова 5000 примеров по математике Москва : Экзамен 2012



Интернет-ресурсы : www.nachalka.com/

www.freepuzzles.com — сайт, содержащий математические головоломки.

www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование
Полезные ссылки для учителей начальных классов

nsc.lseptember.ru -Электронные версии газеты «Начальная школа»

www.school2100.ru/magazine/magazine_main.html

www.openworld.ru/school/m.cgi Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".

www.funbrain.com/kidscenter.html - Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума".


Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/

Математика в начальной школе(статьи, задачник, конспекты, игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html



Математика для школьников и дошкольников "Сократ": http://www.develop-kinder.com/










Тематическое планирование изучения учебного материала






урока

Дата по плану

Дата

по факту

Название урока

Тема и цели урока

Характеристика

деятельности учащихся (УУД)





личностные

предметные

метапредметные



)СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ


Многозначные числа (5 ч)


11



Прибавляем

по единице. Называем боль-шие числа


Тема. Десятичная система чисел. Классы

Цель. Повторение: принцип построения системы чисел; устные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание. Знакомство с названиями классов (единицы, тысячи, миллионы, миллиарды). Формирование умений разбивать многозначные числа на классы; называть многозначные числа

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Осваивать десятичный принцип построения числового ряда, использовать его при устных вычислениях.

Читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

Раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые.

Вычислять значение выражения; выполнять вычисления устно и письменно; проверять результат вычитания сложением, устные вычисления письменными. Выполнять вычисления по аналогии.

Устанавливать

закономерность в ряду чисел, продолжать ряд.

Различать банкноты разного достоинства, прогнозировать суммы, которые можно заплатить, исходя из наличной суммы денег.

удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).


устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и);осуществлять синтез числового выражения


32










Классы и разряды

Считаем устно

и письменно


Тема. Классы и разряды. Таблица разрядов

Цели. Знакомство с таблицей разрядов. Формирование представлений о разрядном строении многозначных чисел. Формирование умений называть многозначные числа и записывать их в виде суммы разрядных слагаемых. Повторение: письменное сложение; решение текстовых задач на сложение и вычитание


53



Называем,записы-ваем, сравниваем.

Считаем деньги


Тема. Сравнение многозначных чисел Закрепление изученного.

Цели. Распространение правил сравнения чисел на сравнение многозначных чисел. Повторение: письменное вычитание из круглого числа; решение текстовых задач


74-5




Тема. Закрепление изученного.Входная контрольная работа.

Цели. Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание


8





Сложение и вычитание многозначных чисел (8 ч)







16



Складываем и вычи-таем разрядные слагае-мые. Складываем круглые числа



Тема. Сложение и вычитание разрядных слагаемых. Сложение круглых чисел

Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых (устно). Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.


Читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

Устно складывать и вычитать круглые многозначные числа с опорой на знание разрядного состава.

Вычислять значение выражения, выбирая способ вычислений (устно/письменно).

Решать задачи на увеличение/уменьшение с многозначными числами; нахождение произведения, деление на части; разностное и кратное сравнение; определение длины пути. Находить неизвестный компонент арифметических действий.

Устанавливать аналогию, проводить вычисления по аналогии.

т. д.).


удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);использовать универсальные способы контроля оценка результата).




17



Складываем и вычита-ем тысячи и миллионы.

Меняем число единиц

в разряде


Тема. Сложение круглых чисел. Сложение и вычитание по разрядам

Цели. Формирование умений выполнять сложение круглых чисел (устно и письменно). Решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) многозначных чисел


18




Закрепление изучен-ного




19



Складываем и вычита-ем большие числа. Вычитаем из чисел

с нулями



Тема. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Вычитание из круглого числа

Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно выполнять вычитание из круглого числа.

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.


Решать задачи на увеличение/уменьшение с многозначными числами; нахождение произведения, деление на части; разностное и кратное сравнение; определение длины пути. Находить неизвестный компонент арифметических действий.

Давать качественную оценку вычислений при решении задач («хватит ли…» и т. д.).




110



Свойства сложения. Вычисляем разными способами



Тема. Свойства сложения. Использование свойств сложения и вычитания при вычислениях

Цели. Знакомство с обозначением чисел буквами. Повторение: переместительное и сочетательное свойство сложения, сложение с числом 0; нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания; решение задач на определение длины пути. Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно


211



Считаем в прямом

и обратном порядке.


Тема. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания

Цели. Знакомство с приемами нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания. Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно


1

Тема. Закрепление изученного.

Контрольная работа. Работа над ошибками


.




Длина и ее измерение (6 ч)







214



Метр и километр. Сравниваем, вычисляем, решаем задачи


Тема. Соотношение между единицами длины (метр и километр) Решение задач на определение длины пути.

Цели. Повторение: соотношение 1 км = 1000 м, Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м  км, км  м); сравнивать предметы по длине, выполнять сложение и вычитание величин; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;адекватная самооценка;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения

Переводить единицы длины.

Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. Упорядочивать предметы по длине.

Выполнять арифметические действия с единицами длины. Решать задачи, содержащие единицы длины.

Вычислять значение выражения в 2–3 действия.

Решать уравнения.

Вычислять периметр многоугольника разными способами.

Соотносить правило нахождения периметра прямоугольника с соответствующей формулой.

Составлять выражение для решения задачи.

Решать задачи на определение длины пути.

Соотносить единицы длины с протяженностью, глубиной и высотой предметов.

Решать нестандартные задачи по выбору

Переводить единицы длины.

Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. Упорядочивать предметы по длине

Выполнять арифметические действия с единицами длины. Решать задачи, содержащие единицы длины.

Вычислять значение выражения в 2–3 действия.

Решать уравнения.

Вычислять периметр многоугольника разными способами.

Соотносить правило нахождения периметра прямоугольника с соответствующей формулой.

Составлять выражение для решения задачи.

Решать задачи на определение длины пути.

Соотносить единицы длины с протяженностью, глубиной и высотой предметов.

Решать нестандартные задачи по выбору

Переводить единицы длины.

Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах..

Выполнять арифметические действия с единицами длины. Решать задачи, содержащие единицы длины.

Вычислять значение выражения в 2–3 действия.

Соотносить правило нахождения периметра прямоугольника с соответствующей формулой.

Составлять выражение для решения задачи.

Решать задачи на определение длины пути.

Соотносить единицы длины с протяженностью, глубиной и высотой предметов.



удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной

П.

выделять существенное и несущественное в тексте;устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, , геометрические фигуры по заданным критериям;понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;находить нужную информацию в учебникестроить логическое рассуждение, проводить аналогии использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;

К.

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);задавать вопросы с целью получения нужной информации.учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности




215



Метр и сантиметр. Меньше метра



Тема. Соотношение между единицами длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр )

Цели. Повторение: соотношение 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм. Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м  дм, дм  см); сравнивать величины, выполнять сложение и вычитание величин; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков



216



Вычисляем периметр многоугольника .Переводим единицы длины

.


Тема. Периметр многоугольника Закрепление изученного.

Цели. Повторение: вычисление периметра многоугольника. Первичное знакомство с формулой периметра прямоугольника. Формирование умений решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины; находить неизвестный компонент сложения и вычитания. Отработка вычислительных навыков



317



Геометрические

задачи


Тема. Закрепление изученного

Цели. Формирование умений вычислять периметр многоугольника, выполнять арифметические действия с единицами длины, решать задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков






Закрепление изученного


Тема. Закрепление изученного.

Контрольная работа. Работа над ошибками




УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ







Умножение на однозначное число (4 ч)


320



Вспоминаем письменное умножение. Свойства умножения


Тема. Письменное умножение. Свойства умножения

Цели. Повторение: алгоритм письменного умножения. Распространение алгоритма письменного умножения на умножение многозначного числа на однозначное. Повторение переместитель-ное, сочетательное, распределительное свойства умножения, умножение с числами 0 и 1

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.


Выполнять умножение:

  • многозначного числа на однозначное;

  • многозначного числа на круглое;

  • круглых чисел.

Решать задачи на нахождение произведения; определение длины пути.

Соотносить правило нахождения площади прямоугольника с соответствующей формулой. Вычислять площадь прямоугольника.Определять площадь треугольника на клетчатой бумаге.

Устанавливать аналогию, выполнять вычисления по аналогии.


удерживать цель учебной и внеучебнойдеятельности;использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.планировать собственную познавательную деятельность использовать универсальные способы контроля результата вычислений


321



Умножаем круглые числа.


Тема. Умножение круглого числа (и на круглое число)

Цель. Формирование умений письменно выполнять умножение круглого числа на однозначное и многозначного числа на круглое число


322



Вычисляем площадь


Тема. Площадь прямоугольника

Цели. Повторение: определение площади прямоугольника, вычисление стороны прямоугольника (если известны площадь и одна из сторон). Первичное знакомство с формулой площади прямоугольника. Отработка вычислительных навыков


4



.Проверочная работа.



Деление на однозначное число (7 ч)







424



Вспоминаем письмен-

ное деление. Делим большие числа



Тема. Письменное деление многозначного числа

Цель. Повторение: деление с остатком; алгоритм письменного деления.


положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.


Выполнять деление:

многозначного числа на однознач.;круглого числа на однозначное;

круглых чисел.

Проверять результат деления с помощью умножения.

Вычислять значение выражения, выбирая способ вычислений .

Решать задачи в 2–3 действия на нахождение произведения, деление на части и по содержанию; на нахождение доли числа; определение длины пути, времени и скорости движения.



использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий осуществлять синтез числового выражения


425



Свойства деления. Делим круглые числа. Находим неизвестное


Тема. Свойства деления. Деление круглых чисел. Нахождение неизвестного компонента умножения и деления

Цели. Повторение: деление суммы на число, деление с числами 0 и 1. Формирование умений выполнять деление круглого числа на однозначное


4






4



Проверочная работа.



427



Делим числа с нулями. В частном 0?



Тема. Деление чисел, в записи которых встречаются нули. Деление чисел (случай – нуль в середине частного)

Цель. Формирование умений выполнять деление чисел, в записи которых встречаются нули (случай, когда в середине частного получается 0)



528



Делим на круглое Вычисляем устно

и письменно число.


Тема. Деление круглых чисел. Закрепление изученного

Цель. Формирование умений выполнять деление круглых чисел


529-30



Тема:

Контрольная работа. Работа над ошибками




Геометрические фигуры (5 ч)


531



Что изучает геометрия.

Четырехугольники.


Тема. Геометрические фигуры. Четырехугольники

Цели. Формирование первичных представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.


Различать плоские и пространственные геометрические фигуры.

Решать геометрические задачи в 2-3 действия.

Различать видимые и невидимые элементы куба на чертеже.

Чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге.

Вычислять площадь поверхности куба.

Решать задачи на определение стоимости покупки, цены и количества товара.

удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;


532



Решаем задачи. Треугольники



Тема. Решение задач на определение площади и периметра прямоугольника. Треугольники

Цели. Знакомство с формулами периметра и площади прямоугольника. Формирование умений решать задачи (усложненные) на определение площади и периметра прямоугольника. Отработка вычислительных навыков


533



Куб


Тема. Куб. Закрепление изученного.

Цели. Знакомство с многогранниками (на примере куба). Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков


534-35



Контрольная работа. Работа над ошибками




Масса и ее измерение (2ч)




6



Центнер


Тема. Центнер. Соотношения между единицами массы

Цели. Знакомство с новой единицей массы «центнер». Формирование представлений о соотношениях между изученными единицами массы, сравнивать массу предметов, выполнять арифметические действия с единицами массы; решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. Отработка вычислительных навыков

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;

Переводить единицы массы.

Сравнивать массу и упорядочивать предметы по массе.

Выполнять арифметические действия с именованными числами (с массой).

Решать задачи, содержащие единицы массы.

Давать качественную оценку вычислений при решении задач.

Моделировать условия задач.

Пользоваться справочными материалами учебника

Сравнивать массу и упорядочивать предметы по массе.



637



Ровно столько же


Тема. Решение текстовых задач. Закрепление изученного

Цели. Формирование умений выполнять арифметические действия с величинами; решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. Отработка вычислительных навыков


Умножение многозначных чисел (7 ч)


638



Как умножают на двуз- начное число. Умножаем

круглые числа. Приемы умножения



Тема. Умножение на двузначное число

Цели. Знакомство с алгоритмом умножения на двузначное число применять свойства арифметических действий при вычислениях; решать текстовые задачи разными способами.

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;

Выполнять умножение на дву- (трёх)значное число.

Вычислять значение выражения в 3–4 действия.

Решать задачи разными способами.

Вычислять площадь многоугольника разными способами.

Решать задачи на движение в противоположных направлениях. Устанавливать аналогию в вычислениях, использовать ее при выполнении вычислений.


учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;использовать изученные правила, способы действий, адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.планировать собственную познавательную деятельность использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).



639



Движение в противо-положных направ-лениях .Закрепление изученного.

С. 20—21

Тема. Задачи на движение в противоположных направлениях

Цели. Формирование умений решать задачи на движение в противоположных направлениях. Формирование умений выполнять умножение на двузначное число





.Проверочная работа.



741



Умножаем на трехзнач-ное число. Тренируемся в логике



Тема. Умножение на трехзначное число. Значение произведения

Цели. Знакомство с алгоритмом умножения на трехзначное число Формирование первичных представлений о приближенных вычислениях. Формирование умений решать текстовые задачи, используя свойства умножения, выполнять умножение трехзначных чисел. Формирование умений понимать логические конструкции «если..., то...»

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;

Прогнозировать результат умножения нескольких чисел.

Предлагать разные способы вычислений.

Читать схемы, моделирующие условие задачи.

Устанавливать закономерность при умножении некоторых чисел, составлять равенства в соответствии с этой закономерностью.


устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий понимать информацию, представленную в виде текста, находить нужную информацию в учебнике.устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений


742



Практическая работа


Тема. Практическая работа

Цели. Формирование умений решать текстовые задачи на стоимость. Развитие умений планировать деятельность, выбирать оптимальный вариант из возможных. Развитие коммуникативных навыков


743-44



Тема

Контрольная работа. Работа над ошибками




Площадь и ее измерение (2 ч)


845



Составляем таблицу единиц площади


Тема. Единицы площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр).Соотношения между единицами площади

Цели. Формирование представлений о квадратном миллиметре и соотношениях между единицами площади. Формирование умений выражать площадь в разных единицах; сравнивать площади; решать текстовые задачи, используя представления о площади предметов





846



Измерение больших участков


Тема. Единицы площади (ар, гектар, квадратный километр). Закрепление изученного

Цели. Знакомство с единицами площади, которые используются при измерении больших участков. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы площади


Деление многозначных чисел (8 ч)


847



Деление — действие, обратное умножению. Делим с остатком



Тема. Деление — действие, обратное умножению. Деление с остатком

.Цели. Повторение: взаимосвязь умножения и деления, деление с остатком. Формирование умения подбирать цифру частного

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;устойчивая учебно-познавательная мотивация учения

Выполнять деление многозначного числа:

  • на двузначное число;

  • на трехзначное круглое число.

Проверять результат деления умножением.

Выполнять арифметические действия с многозначными числами.

Вычислять значение выражения в 3–4 действия.

Решать задачи на движение; на движение в противоположных направлениях; на нахождение произведения, деление на части и по содержанию.


устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и);осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, по заданным критериям;понимать информацию, представленную в виде текста, находить нужную информацию в учебнике.


848



Что в частном?


Тема. Нуль в середине частного

Цель. Формирование умений подбирать цифру частного; выполнять деление на двузначное число (в частном трехзначное число); решать текстовые задачи на расход материалов


849



Как вычесть

сумму из числа


Тема. Вычитание суммы из числа. Закрепление изученного

Цели. Знакомство с приемами вычитания суммы из числа. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик; моделировать условие задачи


850



Проверочная работа.






Скорость. Производительность труда


Тема. Расширение понятия «скорость». Производительность труда

Цели. Формирование представлений о скорости работы, чтения, расхода материалов, о производительности труда, о взаимосвязи производительности, времени работы и общего объема работы Формирование умений выполнять деление многозначных чисел на двузначное число

умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

Выполнять деление многозначного числа:

  • на двузначное число;

  • на трехзначное круглое число.

Проверять результат деления умножением.

Выполнять арифметические действия с многозначными числами.

Вычислять значение выражения в 3–4 действия.


сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты задавать вопросы с целью получения нужной информации.учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;выполнять;задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи


952



Делим

на трехзначное число


Тема. Деление на трехзначное число. Оценивание результата вычислений

Цели. Формирование умений выполнять деление на трехзначное число; решать текстовые задачи на производительность


953-54



Контрольная работа. Работа над ошибками





Время и его измерение (2 ч)


9



Единицы времени. Календарь и часы



Тема. Единицы времени. Календарь и часы

Цели. Повторение: соотношения между единицами времени. Формирование умений выражать промежутки времени в разных единицах времени; решать текстовые задачи, содержащие единицы времени. Отработка вычислительных навыков

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;

Переводить единицы времен.

Сравнивать промежутки времени и упорядочивать их.

Выполнять арифметические действия с именованными числами (временем). Решать задачи, содержащие единицы времени.

Контролировать правильность вычислений.

Ориентироваться в календаре, расписании, рисунках-схемах.

Контролировать правильность вычислений.

Ориентироваться в календаре, расписании, рисунках-схемах.

Решать нестандартные задачи по выбору

Переводить единицы времени.

Сравнивать промежутки времени и упорядочивать их.

Выполнять арифметические действия с именованными числами (временем).





Закрепление изученного




Работа с данными(3 ч )

157



Представление информации. Таблицы. Диаграммы.



Тема. Представление информации Таблицы. Диаграммы.

Цели. Обобщение представлений учащихся о способах представления информации (текст, таблица, схема,рисунок,диаграмма). Отработка вычислительных навыков

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;

Выполнять арифметические действия с многозначными числами.

Решать задачи на стоимость, на производительность, на встречное движение.

Находить нужную информацию в таблице, заполнять таблицы, объяснять смысл табличных данных.

Ориентироваться в диаграммах и графиках, находить нужную информацию.

Находить нужную информацию в таблице, заполнять таблицы, объяснять смысл табличных данных.

Записывать результаты подсчетов в таблице, систематизировать их, анализировать, делать выводы.

Ориентироваться в диаграммах и графиках, находить нужную информацию.

Выполнять действия по заданному алгоритму.

Планировать вычислительную деятельность, решение задачи.

Контролировать правильность вычислений разными способами.

Моделировать условие задачи.

Находитьнужную информацию, пользуясь разными источниками


158



Планирование. Контроль и проверка


Тема. Планирование действий. Контроль и проверка

Цели. Развитие представлений учащихся о планировании действий при решении арифметических задач и упражнений и в бытовых ситуациях. Знакомство с понятием «алгоритм». Отработка вычислительных навыков

1



Закрепление изученного


Числа и величины (3 ч)

1



Запись чисел.

Задачи на сравнение


Тема. Чтение и запись чисел .Задачи на сравнение

Цели. Повторение: называние и запись многозначных чисел. Обобщение знаний учащихся о способах решения задач на разностное и кратное сравнение. Отработка умений решать текстовые задачи на разностное и кратное сравнение, на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц. Отработка вычислительных навыков




161



Масса и вмести-мость. Время



Тема. Масса и вместимость. Единицы измерения времени

Цели. Обобщение знаний учащихся о единицах массы и вместимости. Повторение: соотношения между единицами массы; сравнение масс, упорядочивание предметов по массе; сравнение вместимости сосудов; действия с именованными числами. Повторение: соотношения между единицами времени; сравнение промежутков времени, упорядочивание промежутков времени по длительности; действия с именованными числами




Комплексное повторение изученного.


Арифметические действия (4 ч)

163



Сложение ,вычи-тание. Умножение и деление



Тема. Сложение и вычитание. Умножение и деление

Цели. Обобщение знаний учащихся об арифметических действиях сложения и вычитания, умножения и деления.

Повторение: решение текстовых задач на сложение и вычитание, умножения и деления; отработка вычислительных навыков

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;

Выполнять арифметические действия с многозначными числами.

Выполнять вычисления рациональным способом.

Определять порядок действий и вычислять значение выражения.

Решать задачи на все действия. Составлять краткую запись условия. Составлять выражение для решения задачи.

Решать задачи разными способами.

Понимать буквенную символику.Решать уравнения.

использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычисленийадекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, по заданным критериям;понимать информацию, представленную в виде текста, находить нужную информацию в учебнике.

164



Числовое выра-жение. Свойства арифметических действий



Тема. Числовое выражение. Свойства арифметических действий

Цели. Обобщение знаний учащихся о числовых выражениях (названия числовых выражений, порядок действий в выражении, использование скобок в записи числового выражения). Повторение: составление выражений при решении текстовых задач; отработка вычислительных навыков

165

1




Способы проверки вычислений

С. 116—117

Тема. Способы проверки вычислений

Цели. Формирование умений оценивать результат вычислений разными способами

666



оо12119



Тема. Контрольная работа за 4 четверть.







Фигуры и величины (2 ч)

167



Распознавание геометрических фигур


Тема. Распознавание ,построение геометрических фигур. Измерение длины

Цель. Отработка умений различать геометрические фигуры на рисунке, выделять их общие свойства и отличия измерять длину отрезка, изображать отрезок заданной длины; вычислять периметр прямоугольника,

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;

Распознавать геометрические фигуры, правильно употреблять их названия.

Чертить геометрические фигуры с заданными свойствами.

Переводить единицы длины, площади; сравнивать и упорядочивать величины.

Выполнять арифметические действия с многозначными числами, с именованными числами.

Вычислять периметр и площадь прямоугольника.

Оценивать площадь криволинейной фигуры на клетчатой

Определять сходства и различия геометрических фигур.

Выполнять геометрические построения по заданному алгоритму.

Ориентироваться в схемах.

Соотносить реальные размеры объекта и размеры его изображения на схеме.

Моделировать условие задачи.

Углублять полученные знания. Находитьнужную информацию, пользуясь разными источниками.


168



Площадь


Тема. Измерение площади

Цели. Обобщение знаний учащихся о единицах площади. Отработка умений определять площадь геометрической фигуры на клетчатой бумаге; вычислять площадь прямоугольника

Решение текстовых задач (2 ч)

169



Задачи на стоимость, на движение


Тема. Комплексное повторение изученного. Решение задач на стоимость на движение,

положительное отношение и интерес к изучению математики;ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;умение признавать собственные ошибки;умение оценивать трудность предлагаемого задания;адекватная самооценка;

Решать задачи в 2–4 действия на определение стоимости, цены и количества товара; на движение в одном направлении и противоположных; на определение объема, производительности и времени работы; на совместную работу; на доли.

Составлять краткую запись условия.

Моделировать условие задачи.

Оценивать верность высказываний.

Моделировать условие задачи.

Использовать обобщенные способы решения задач на движение, на производительность.

Оценивать верность высказываний.

Ориентироваться в тестовой форме проведения аттестации

Решать задачи на определение стоимости, цены и количества товара; на движение в одном направлении и противоположных; на определение объема, производительности и времени работы; на совместную работу; на доли.


170



Задачи на производитель-ность, на доли


Тема. Комплексное повторение изученного.Решение задач на производительность, на доли.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Обрезкова Наталья Алексеевна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства