Рабочая программа по математике (алгебра и геометрия) в 10 классе
Рабочая программа по математике (алгебра и геометрия) в 10 классе
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Мордкович А.Г. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев».
В рабочей программе содержится планиование по предметам "алгебра" и "геометрия". Авторы: Мордкович, Атанасян
На изучение математики в 10 классе отводится 5 ч в неделю (4 ч. из Федерального базисного учебного плана и 1 час за счёт школьного компонента; на изучение алгебры и начал анализа – 3 ч. в неделю, на изучение геометрии – 2 ч. в неделю). Алгебра и начала анализа и геометрия преподаются параллельно. Всего 175 часов в год, 35 учебных недель.
Контрольных работ за год по алгебре –7, по геометрии – 6.
В рабочей программе нашли отражение цели изучения математики:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике (алгебра и геометрия) в 10 классе »
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике
10 класс
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Мордкович А.Г. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев»: сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002г.
В рабочей программе нашли отражение цели изучения математики:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры , понимания значимости математики для общественного прогресса;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионального выбора.
На изучение математики в 10 классе отводится 5 ч в неделю (4 ч. из Федерального базисного учебного плана и 1 час за счёт школьного компонента; на изучение алгебры и начал анализа – 3 ч. в неделю, на изучение геометрии – 2 ч. в неделю). Алгебра и начала анализа и геометрия преподаются параллельно. Всего 175 часов в год, 35 учебных недель.
Контрольных работ за год по алгебре –7, по геометрии – 6.
Содержание курса
Алгебра и начала анализа (105ч)
1.Числовые функции (4 ч).
Элементарные функции. Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции . Четность, нечетность, периодичность функций. Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции .Исследование функций и построение их графиков элементарными методами .Основные способы преобразования графиков . Графики функций, связанных с модулем .Графики сложных функций.
Знать: Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума, графическая интерпретация). Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у=х, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Уметь: исследовать различные виды функций и строить их графики.
2.Тригонометрические функции. (27 ч)
Тригонометрические функции, их свойства и графики.
Знать: определениетригонометрических функций, их свойства и графики.
Уметь: строить графики, проводить их исследования.
Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. .Обратные тригонометрические функции. Примеры использования обратных тригонометрических функций.
Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.
Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла и действительного числа. Основное тригонометрическое тождество для синуса и косинуса. Понятия арксинуса, арккосинуса. Формулы для арксинуса, арккосинуса.
Знать: определение синуса и косинуса угла и их основные формулы, определения арксинуса, арккосинуса и формулы.
Уметь: решатьзадачи с применением формулдля синуса, косинуса, арксинуса, арккосинуса.
Тангенс и котангенс. Основные тригонометрические тождества для тангенса и котангенса. Понятие арктангенса и арккотангенса. Формулы для арктангенса и арккотангенса.
Знать: определение тангенса и котангенса угла и числа ,основные формулы для тангенса и котангенса, понятие арктангенса и арккотангенса, формулы для арктангенса и арккотангенса.
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух аргументов. Формулы приведения. Формулы для двойных и половинных углов. Сумма и разность синусов и косинусов .Произведение синусов и косинусов. Формулы для тангенсов.
Знать: тригонометрические формулы.
Уметь: вычислять и упрощать выражения, содержащие синус, косинус и тангенс , доказывать справедливость тождеств.
Знать: понятие о производной функции, теоремы о производной суммы, разности, произведения и частного; формулы производных элементарных функций, формулу для нахождения производной сложной и обратной функций.
Уметь: находить производные элементарных функций, суммы ,разности, произведения, частного и суперпозиции двух функций, производные для обратных тригонометрических функций.
Максимум и минимум функции. Уравнение касательной .Приближенные вычисления. Теоремы о среднем. Возрастание и убывание функций. Производные высших порядков . Выпуклость и вогнутость графика функции. Экстремум функции с единственной критической точкой. Задачи на максимум и минимум. Асимптоты. Дробно-линейная функция. Построение графиков функций с применением производной . Формула и ряд Тейлора.
Знать: понятия максимума и минимума функции, критической точки функции , уравнение касательной, теорему о среднем, возрастание и убывание функции, второй производнойи производных высших порядков, выпуклость и вогнутость графика функции., определение асимптот.
Уметь: применять производную при исследовании функции и решение практических задач.
6.Повторение (12ч.)
Геометрия (70ч.)
1.Введение. Параллельность прямых и плоскостей. (19ч. )
Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.Параллельность прямой и плоскости, признаки и свойства. Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
2.Перпендикулярность прямых и плоскостей. (13ч.)
Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
4.Векторы в пространстве (9 ч.)
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
5.Повторение (14 ч.)
Требования к математической подготовке учащихся 10 класса
В результате изучения математики в 10-м классе обучающиеся должны приобрести:
- умения связанные с познавательной деятельностью:
планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы;
решать разнообразные классы задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
уметь проводить исследовательскую деятельность, обобщать, ставить и формулировать новые задачи;
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проводить доказательные рассуждения, аргументацию, выдвигать гипотезы и их обоснование;
уметь проводить поиск, систематизацию, анализ и классификацию информации, использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
-умения, связанные с информационно- коммуникативной деятельностью
понимать существо математического доказательства; приводить примеры доказательств;
использовать математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
понимать, как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
знать каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
понимать смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Алгебра
Уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
Уметь
находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;
вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных , используя справочные материалы;
исследовать функции и строить их графики с помощью производной,;
решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
вычислять площадь криволинейной трапеции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
Уметь
решать рациональные уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
доказывать несложные неравенства;
решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Геометрия
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Математика – 10 класс ( 175 часов)
Алгебра и начала анализа-10 класс (105 часов)
№п/п
Раздел
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Числовые функции
Тригонометрические функции
Тригонометрические уравнения и неравенства
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Преобразование тригонометрических выражений
Производная
Повторение
4
27
12
5
13
32
12
Геометрия – 10 класс (70 часов)
№п/п
Раздел
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Введение
Параллельность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Многогранники
Векторы в пространстве
Повторение
4
15
13
15
9
14
Алгебра и начала анализа -10 класс
Автор учебника: А.Г. Мордкович
Всего: 102 часа (3ч. в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Вводимые понятия
Практи-ческая часть
Домаш-нее задание
Дата
1 полугодие – 48 часов
I.Числовые функции
1.
Определение числовой функции и способы её задания.
1
комбинированный
Числовая функция. Область определе-ния и значения, зависимая и неза-висимая перемен-ные.
§1
№1.1-1.19
§1
№1.3-1.6
2.
Свойства функций: монотонность, ограниченность, наибольшее и наи-меньшее значение, область опреде-ления и множество значений, вы-пуклость, непрерывность.
2
комбинированные
Возрастание и убыва-ние, монотонность, ог-раниченность, наиме-ньшее и наибольшее значение,выпуклость, непрерывность, четность и нечетность
§2
№2.1-2.15
§2
№2.6-2.8
3.
Обратная функция.
1
комбинированный
Обратимость функции, обратные функции
§3
№3.3-3.5
§3
карточки
II.Тригонометрические функции
4.
Числовая окружность.
1
комбинированный
Числовая окружность, единичная окружность, аналитическая запись дуги и её ядро.
§4
№4.1-4.20
§4
№4.12-4.18
5.
Числовая окружность на координатной плоскости.
1
комбинированный
Числовая окружность в декартовой системе координат
§5
№5.1-5.14
§5
№5.4-5.6
6.
Синус и косинус числа.
2
1)комбинированный
2)урок текущего контроля (с/р)
Синус и косинус числа t, координаты точек числовой окружности
§6
№6.1-6.41
§6
№6.10-6.15
7.
Тангенс и котангенс числа.
2
1)комбинированный
2)урок текущего контроля (с/р)
Тангенс и котангенс числа t.
§6
№7.1-7.20
§6
№7.14-7.18
8.
Тригонометрические функции числового аргумента. Основные тригонометрические тождества.
2
1)комбинированный
2)урок текущего контроля (тест)
Тригонометрические тождества, тригономет-рические функции
§7
№8.1-8.16
§7
№8.5-8.10
9.
Тригонометрические функции углового аргумента. Радианная и градусная мера угла.
2
1)комбинированный
2)урок закрепления знаний, умений, навыков
Синус, косинус, тангенс и котангенс угла, градусная и радианная мера угла, радиан
§8
№9.1-9.14
§8
№9.6-9.10
10.
Формулы приведения.
2
1)комбинированный
2)урок текущего контроля (тест)
Формулы приведения, мнемоническое правило.
§9
№10.1-10.18
§9
№10.5-10.9
11.
Повторение.
1
урок повторения
-
§1-9
д/м
§1-9
карточки
12.
Контрольная работа №1 по теме «Числовые и тригонометрические функции».
1
урок итогового контроля
-
-
-
13.
Анализ к/р №1. Функция У=sin x, её свойства (монотонность, нечёт-ность, ограниченность, промежут-ки возрастания и убывания) и график.
2
1)комбинированный
2) урок закрепления знаний, умений, навыков
Синусоида, волна и полуволна синусоиды
§10
№10.1-10.18
§10
№10.5-10.9
14.
Функция У=соsх, её свойства (монотонность, чётность, ограни-ченность, промежутки возрастания и убывания) и график.
2
1)комбинированный
2) урок закрепления знаний, умений, навыков
Покусочное построение графиков.
§11
№11.1-11.13
§11
№11.5-11.7
15.
Периодичность функций у=sin x и у=cos x. Основной период.
2
1)комбинированный
2) урок закрепления знаний, умений, навыков
Периодические функ-ции, период, основной период.
§12
№12.1-12.9
§12
№12.5-12.7
16.
Упражнения в преобразовании графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и начала координат, сжатие и растяжение.
2
1)урок-лекция; 2)урок текущего контроля ( тест)
Сжатие и растяжение графиков, сдвиг относительно осей, симметрия.
§13
№13.1-13.20
§13
№13.8-13.12
17.
Функции У=tg x и У=ctg x, их свойства и графики.
2
1)комбинированный
2) урок закрепления знаний, умений, навыков
Тангенсоида, асимптота
§14
№14.1-14.15
§14
№14.1-14.5
18.
Повторение.
1
урок повторения
-
§10-14
д/м
§10-14
Тесты
19.
Контрольная работа №2 по теме «Построение и преобразование гра-фиков тригонометрических функ-ций»
1
урок итогового контроля
-
-
-
Ш.Тригонометрические уравнения и неравенства.
20.
Анализ к/р №2. Арккосинус. Решение уравнения соst=а. Решение неравенств.
2
1)комбинированный
2) урок закрепления знаний, умений, навыков
Арккосинус, формулы решения уравнений и неравенств
§15
№15.1-15.22
§15
№15.6-15.11
21.
Арксинус. Решение уравнения sint=a. Решение неравенств.
2
1)комбинированный
2)урок текущего контроля (с/р)
Арксинус, формулы решения уравнений и неравенств
§16
№16.1-16.19
§16
№16.7-16.12
22.
Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tgx=a, ctgx=a. Решение неравенств.
2
1)комбинированный
2) урок закрепления знаний, умений, навыков
Арктангенс и аркко-тангенс. Формулы решения урав-нений и неравенств.
§17
№17.1-17.10
§17
№17.5-17.8
23.
Тригонометрические уравнения и их решение методом введения новой переменной и разложением на множители. Однородные тригонометрические уравнения.
4
1)урок-лекция; 2-3) урок закрепления знаний, умений и навыков; 4)урок текущего контроля (с/р)
Уравнения с парамет-рами, решение урав-нений методом разло-жения на множители и методом введения но-вой переменной.
§18
№18.1-18.35
§18
№189-18.17
24.
Повторение.
1
урок повторения
-
§15-18
д/м
§15-18
Карточки
25.
Контрольная работа №3 по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства».
1
урок итогового контроля
-
IV.Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
26.
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Предел функции на бесконечности и в точке, приращение аргумента и прира-щение функции
§25
№25.1-25.15
§25
№25.6-25.12
12.
Определение производной функ-ции. Физический и геометрический смысл производной.
2
1)комбинированный
2)закрепление знаний, умений, навыков
Определение произ-водной, физический и геометрический смысл, алгоритм нахождения производной.
§27
№27.1-27.14
§27
№27.8-13
13.
Вычисление производных. Произ-водная элементарных функций. Производные суммы, произведения, частного. Вторая производная и её физический смысл.
4
1)комбинированный
2-3)закрепление знаний, умений, навыков ; 4) урок текущего контроля (с/р).
Формулы и привила дифференцирования
§28
№28.1-28.46
§28
№28.15-28.24
14.
Повторение.
1
урок повторения
-
§24-28
д/м
§24-28
тесты
15.
Контрольная работа №5 по теме «Производная».
1
урок итогового контроля
-
-
-
16.
Анализ к/р №5.Уравнение каса-тельной к графику функции.
3
1)комбинированный
2-3)закрепление знаний, умений, навыков
Уравнение касательной к графику функции
§29
№29.1-29.27
§29
№29.5-29.11
17.
Применение производной для исследования функции на монотонность и экстремумы (точки локального максимума и минимума).
4
1)урок-лекция
2-3)закрепление знаний, умений, навыков ; 4) урок текущего контроля (с/р).
Исследование функции на монотонность, точки экстремума и их нахождение, минимум и максимумфункции, критические и стационарные точки, полюсы функции, точки перегиба.
§30
№30.1-30.32
§30
№30.8-17
18.
Построение графиков функций, заданных различными способами. График дробно-линейной функции. Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков.
Контрольная работа №6 по теме «График функции и производная»
1
урок итогового контроля
-
-
-
21.
Анализ к/р № 6. Применение произ-водной для отыскания наибольших и наименьших значений непре-рывной функции на промежутке. Использование производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе соци-ально-экономических, задачах. На-хождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
3
1)урок-лекция
2-3)закрепление знаний, умений и навыков
Нахождение наи-большего и наимень-шего значения функ-ции на промежутке
§32
№32.1-32.40
§32
№32.7-32.11
22.
Задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значения величин.
2
1) урок –лекция; 2) урок закрепления знаний, умений и навыков
задачи на нахождение наибольших и наименьших величин
лекция
лекция
23.
Повторение.
1
урок повторения
-
§31-32
31-32
24.
Контрольная работа №7 по теме «Применение производной».
Анализ ошибок к/р №4.Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов.
1
комбинированный
Векторы в про-странстве, длина вектора, сонап-равленные и про-тивоположно нап-равленные векто-ры, равенство век-торов
П.34-35
№320-324
П.34-35
№325-326
14.
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.
1
комбинированный
Сложение и вычи-тание векторов, сумма нескольких векторов
П.36-37
№327-330
П.36-37
№331-333
15.
Умножение вектора на число. Угол между векторами.
1
комбинированный
Умножение векто-ра на число, угол между векторами
П.38
№334-339
П.38
№340-341
16.
Решение задач.
2
урок закрепления знаний, умений и навыков
-
№342-348
№349-351
17.
Компланарные векторы. Пра-вило параллелепипеда.
1
комбинированный
Компланарные векторы, правило параллелепипеда
П.39-40
№355-360
П.39-40
№361-362
18.
Разложение вектора по трём некомпланарным векторам.
1
комбинированный
Разложение век-тора по трём компланарным ве-кторам
П.41
№363-368
П.41
№369
теорема
19.
Повторение Решение задач.
1
урок повторения изученного
-
№370-373
Контрольная работа (домашняя)
20.
Зачёт.
1
урок итогового контроля
-
-
-
21.
Итоговое повторение за курс 10 класса.
10
-
-
№376-399
№376-399
22.
Итоговая контрольная работа № 6.
1
урок итогового контроля
-
-
-
23.
Итоговый урок.
1
обобщающий урок
-
-
-
Формы и методы
контроля математической подготовки
обучающихся
Проверка выполнения требований к математической подготовке обучающихся включает в себя систему государственного и учительского контроля.
Государственный контроль:
-экзамен;
-государственная итоговая аттестация выпускников неполной средней школы;
-единый государственный экзамен по окончании средней школы;
-административный контроль.
Учительский контроль:
-тест;
-контрольная работа;
-самостоятельная работа;
-зачёт;
-диагностическая работа;
-устный опрос.
Для получения объективной информации государственную проверку соответствия подготовки учащихся программным требованиям осуществляют на рубежных этапах учебного процесса и ориентируют на итоговые результаты обучения математике. В соответствии с этим её целесообразно проводить в конце каждой ступени обучения: в 4-м,9-м и 11-м классах. При этом на каждом этапе следует использовать средства контроля , не зависящие от программ обучения и учебников, используемых в конкретной школе и ориентированные на «Обязательный минимум содержания образования по математике» и соответствующие «Требования к математической подготовке выпускников».
Учительский и административный контроль проверку целесообразно проводить на промежуточных этапах обучения после изучения разделов и тем, перед началом систематических курсов алгебры и геометрии , а также в конце каждого учебного года. Промежуточный контроль усвоения материала осуществляется по усмотрению учителя в форме самостоятельных и диагностических работ.
В контроле любой формы должны выделяться два уровня: проверка достижения уровня обязательной подготовки и проверка на повышенном уровне. С одной стороны это даёт возможность получать объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся и на этой основе мотивированно управлять учебным процессом. С другой стороны, это обеспечивает возможность ученикам с разным уровнем подготовки продемонстрировать свои достижения.
Достижение уровня обязательной подготовки свидетельствует о выполнении предъявляемых программой требований на том минимальном уровне, который является необходимым и одновременно достаточным для положительной аттестации. Этот уровень может быть оценен отметкой «3». Соответственно трактуется содержание отметок «4» и «5» , характеризующих достижение более высоких уровней обученности. Максимальный балл «5» свидетельствует о максимальном уровне усвоения учебного материала. В зависимости от ошибок и недочётов, допущенных учеником, его отметка снижается до «4». Отметка «2» свидетельствует о неусвоении программного материала и ставится обучающемуся, если обязательный уровень им не достигнут.
Методика проверки знаний, умений и навыков , включая структуру проверочных работ, сроки проведения, ориентировочное содержание заданий обязательного уровня, форма проведения работы, критерии оценивания, должна быть открыта для всех участников учебного процесса.
Проверочные работы могут быть разработаны в любой – действующей или новой для школы - форме. Это могут быть традиционная контрольная работа, устный опрос, тесты.
Исключительное использование тестов вместо традиционных форм проверки знаний существенно обедняет содержание контроля, поэтому в данной рабочей программе они не являются предпочтительными. Исключением является рабочая программа по курсу 9 и 11 класса, т. к. выпускники проходят процедуру ГИА и ЕГЭ, в содержании которых приоритет имеют задания тестовой формы.
Основными требованиями при разработке итоговых проверочных работ является:
-обеспечение полноты проверки на уровне обязательной подготовки;
-наличие чётких целей и задач контроля;
-разработка четких критериев оценивания работ;
-идентичность предлагаемых вариантов;
-ориентированность на изученный материал, посильность заданий;
При составлении проверочных работ государственного контроля в работе обязательными должны быть:
-спецификация, в которой указываются цели, сроки, содержание проверки, структура работы;
-инструкция по проведению работы;
-инструкция по анализу и оценке выполнения работы.
Контрольные, проверочные и самостоятельные работы в любой форме оцениваются отметками»2» - «5». Отметка ученика будет исходить в этом случае из числа верно выполненных им заданий , которое соотносится с установленным критериальным баллом. Зачёты и диагностические работы возможно оценивать по дихотомической шкале: «зачёт-незачёт».
Все формы контроля успеваемости обучающихся по математике корректируются с учетом всероссийского плана итогового государственного контроля и административного плана контроля по школе. Наличие этого аспекта позволит предупредить перегрузку контролем каждого конкретного ученика и при этом обеспечит его участие в проверке по различным учебным предметам.
Методическое обеспечение уроков математики
Федеральный компонент государственного стандарта – сборник нормативных документов по математике. /М.,»Дрофа», 2007г.
Программы для общеобразовательных учреждений по математике 5-11 классы. /М., «Дрофа», 2001г.
Оценка качества подготовки выпускников по математике. Требования к уровню подготовки./М., «Дрофа», 2001г.
Математический энциклопедический словарь./ М., «Советская энциклопедия»1987г.
Звавич Дидактические материалы по алгебре в 10 классе./ М., «Просвещение», 2010г.
З.Н.Альхова Внеклассная работа по математике./ Саратов. «Лицей». 2003г.
Т.Д.Гаврилова Занимательная математика в 5-11 классе./ Волгоград, «Учитель», 2007г.
Я.И.Груденов Совершенствование работы учителя математики./ М., «Просвещение», 2000г.
А.П.Ершова Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии в 10 классе./М., «Илекса», 2006г.
В.И.Жохов Дидактические материалы по алгебре 8 класс./ М., «Просвещение», 2002г.
В.А.Гусев Дидактические материалы по геометрии в 10 классе./ М.»Просвещение», 1999г.
Б.М.Ивлев Дидактические материалы по алгебре и началам анализа в 10-11 классе./ М. , «Просвещение», 1997г.
А.В. Погорелов Решение задач по геометрии 10-11 класс./ М., «Дрофа», 2000г.
Л.И.Звавич Контрольные и проверочные работы по алгебре 10-11 класс./ М., «Дрофа», 2000г.
Итоговая аттестация по математике. – методическое пособие./Курск, КГУ, 2010г.
ЕГЭ. Типовые тестовые задания./ М., «Экзамен», 2004г.
Л.Д.Лаппо. ЕГЭ. Экспериментальные экзаменационные работы в 9 классе./ М., «Экзамен», 2006г.
Т.В.Колесникова ЕГЭ. Экспериментальные экзаменационные работы в 9 классе./ М., «Экзамен», 2007г.
М.Е.Козина Сборник элективных курсов. Математика 10-11 класс./ Волгоград, «Учитель», 2006г.
В.Н. Студенецкая Сборник элективных курсов. Математика 10-11 класс./ Волгоград, «Учитель», 2006г.
В.Д.Чистяков Старинные задачи по элементарной математике./ М., «Высшая школа», 1995г.
Б.А.Кардемский Математическая смекалка./ М., «Государственное издательство физико-математической литературы», 1993г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Мордкович. Алгебра, 10-11 Учебник. М., Мнемозина, 2010, А.Г. Мордкович. Алгебра, 10-11. Задачник. М., Мнемозина, 2010, Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11. Учебник. М.: Просвещение, 2013г.
А.Г. Мордкович. «Алгебра и начала анализа.» Учебник. /М., Мнемозина, 2010 г.
А.Г. Мордкович. «Алгебра и начала анализа». Задачник. /М., Мнемозина, 2010 г.
А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. «Алгебра и начала анализа. Контрольные работы». /М., Мнемозина, 2005
А.Г. Мордкович. «Алгебра и начала анализа. Методическое пособие для учителя»./ М., Мнемозина, 2005
Л.С. Атанасян и др. «Геометрия, 10-11кл». Учебник. /М.: Просвещение, 2013г.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 2. Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.г.
Интернет-источники
http://www.edu.gov.ru – Сайт Министерства образования РФ
http://www.obrnadzor.gov.ru/attestat/ - Федеральная служба по надзору в сфере образования (государственная итоговая аттестация школьников)
http://www.profile-edu.ru- Рекомендации и анализ результатов эксперимента по профильной школе. Разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся. Примеры учебно-методических комплектов для организации профильной подготовки учащихся в рамках вариативного компонента.
http://www.edu.ru- Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента.
http://www.ed.gov.ru - На сайте представлена нормативная база: в хронологическом порядке расположены законы, указы, которые касаются как общих вопросов образования так и разных направлений модернизации.
http://www.ege.edu.ruсервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, с включают подготовку сдачи ЕГЭ.
http://www.intellecctntre.ru– сайт издательства «Интеллект - Центр» содержит учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по математике, сборники тестовых заданий.
http://www.shevkin.ru- Проект Shevkin.ru. Задачи школьных математических олимпиад. Дидактический материал к УМК Никольского.
http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);
http://www.step-into-the-future.ru/(программа «Шаг в будущее)
http://www.mccme.ru/olympiads/mmo/ - Московский центр непрерывного математического образования. Московские математические олимпиады. Задачи окружных туров олимпиады для школьников 5-11 классов начиная с 2000 года. Задачи городских туров олимпиады для школьников 8-11 классов начиная с 1999 года. Все задачи с подробными решениями и ответами. Новости олимпиады. Победители и призеры олимпиад. Статистика.
http://olympiads.mccme.ru/matboi/ - Математический турнир математических боев.
http://olympiads.mccme.ru/turlom – Турнир имени М.В.Ломоносова.
http://kyat.mccme.ru/ - Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».
http://abitu.ru/distance/zftshl.html- Заочная физико-математическая школа при МФТИ.
http://attend.to/dooi- Дистанционные олимпиады.
http://aimakarov.chat.ru/school/school.html- Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. Задачи для 3-11 классов с 1998 года по настоящее время.
Без решений. Раздел занимательных и веселых задач.
http://zaba.ru/ - Олимпиадные задачи по математике: база данных. Около 8000 задач школьных, региональных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад и турниров по математике. Многие задачи с ответами, указаниями, решениями. До 2001 года (включительно). Возможности поиска.
http://homepages.compuserve.de/chasluebeck/matemat/task1.htm - Задачи некоторых математических олимпиад и турниров. Задания региональных (Москва, Урал, Луганск, Волгоград и др.) и других (МФТИ, Соросовская и т.д.) олимпиад по математике