Рабочая программа базового курса «Математика» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
1) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
2) Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 класс / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк.- М. : Дрофа, 2004.
3) Учебного плана МБОУ «Верхнешипкинская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год.
4) Учебники: «Алгебра 9» авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк под ред. С.А. Теляковского – М.: Просвещение, 2008
«Геометрия 7-9» авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 9 классах, итого 175 часов
Изучения математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
овладение навыками дедуктивных рассуждений;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике. 9 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнешипкинская средняя общеобразовательная школа»
Заинского муниципального района РТ
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Салихова Р.Н.
Протокол № ___ от «__»
__________________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ«Верхнешипкинская СОШ»
Низамиева М.Г.
«__»________________2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Верхнешипкинская СОШ» Ишматов А.Х.
Приказ № ___ от «__»_________________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Среднего общего образования
по предмету
МАТЕМАТИКА
9 класс
на 2015/2016 учебный год
Валиуллиной Сарии Саубановны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_____________20 15 г.
ВерхниеШипки, 2015
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа базового курса «Математика» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
1) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
2) Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 класс / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк .- М. : Дрофа, 2004.
3) Учебного плана МБОУ «Верхнешипкинская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год.
4) Учебники: «Алгебра 9» авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк под ред. С.А. Теляковского – М.: Просвещение, 2008
«Геометрия 7-9» авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 9 классах, итого 175 часов
Изучения математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
овладение навыками дедуктивных рассуждений;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Количество контрольных работ
1
Квадратичная функция
22
2
2
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
1
3
Метод координат
15
1
4
Уравнения и неравенства с двумя переменными
18
1
5
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
18
1
6
Прогрессии
16
2
7
Длина окружности и площадь круга
15
1
8
Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей
13
1
9
Движения
13
1
10
Повторение. Решение задач
31
1
Содержание тем учебного курса
1. Квадратичная функция (22 ч)
Функция. Область определения и область значений функции. Свойства функций. Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция , ее график и свойства. Графики функций и . Построение графика квадратичной функции. Функция . Корень п-ой степени
Цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
Знать что такое область определения и область значений функции; изучить свойства функций; определение квадратного трехчлена и его корней; формулу разложения квадратного трехчлена на множители; определение квадратичной функции; как получить графики функций у=ах2+ n и у=а(х-m)2; план построения графика квадратичной функции; определение степенной функции с натуральным показателем; понятие корня n-ной степени, свойства арифметического корня n-ной степени.
Уметь находить области определения различных функций; выяснять какими свойствами обладают некоторые ранее изученные функции; находить корни квадратного трехчлена; применять разложение при сокращении дробей; строить графики функций у=ах2 и у= -ах2 перечислять их свойства; применять шаблоны при построении графиков; находить по графику соответствующие значения аргумента и функции; применять свойства корня при вычислении.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч)
Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов
Цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформулировать умения решать неравенства вида и , где .
Знать определение целого уравнения, степени уравнения; способ решения уравнений методом введения переменной; свойство непрерывной функции.
Уметь находить корни целых уравнений; решать биквадратные уравнения; схематически показывать графики квадратичной функции; находить нули и определять знаки функции на промежутках; строить график функции; считать значение корня n-ной степени.
3. Метод координат (15 ч)
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой
Цель – ознакомить учащихся с элементами векторной алгебры.
Знатьчто такое координаты вектора; формулы для нахождения середины отрезка, расстояния между точками , длины вектора; уравнения окружности и прямой.
Уметьизображать и обозначать вектор; находить координаты вектора по координатам начала и конца; вычислять сумму и разность векторов по их координатам; строить окружности и прямые, заданные уравнением.
4. Уравнения и неравенства с двумя переменными (18 ч)
Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными
Цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем
Знать что координаты точек пересечения графиков являются решениями системы уравнений; алгоритмы решения систем способом подстановки и сложения.
Уметь графически решать уравнения; выбирать ответ по рисунку; применять способ сложения при решении системы линейного и квадратного уравнений; вводить переменные и составлять системы для решения задач.
5. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (18 ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Площадь треугольника. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов
Цель – сформировать понятие тригонометрических функций угла из промежутка .
Знатьопределения синуса, косинуса, тангенса для острого угла; формулы, выражающие их связь; определение скалярного произведения векторов.
Уметьвоспроизводить доказательства теорем синусов и косинусов; применять их в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах; угол между векторами.
6. Прогрессии (16 ч)
Последовательности. Арифметическая прогрессия. Формула п-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Формула п-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии
Цель – дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Знатьпонятие последовательности, членов последовательности; определения арифметической и геометрической прогрессий; формулы суммы арифметической и геометрической прогрессий; определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии
Уметь задавать последовательность различными способами; выводить формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий; выводить формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий; находить сумму убывающей геометрической прогрессии.
7. Длина окружности и площадь круга (15 ч).
Правильные многоугольники. Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей. Длина окружности и площадь круга
Цель – расширить и систематизировать знания об окружностях и многоугольниках.
Знатьопределение правильного многоугольника; формулу длины окружности и ее дуги; площади сектора.
Уметьвычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников; длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
8. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей (13 ч)
Примеры комбинаторных задач. Перемещения, сочетания, размещения. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей
Цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Знатьформулы вычисления числа перестановок, сочетаний, размещений; определение вероятности событий.
Уметь решать простейшие задачи; применять формулы сложения и умножения вероятностей
9. Движения (13 ч)
Понятие движения. Симметрия. Параллельный перенос. Поворот
Цель – познакомить с понятием движения на плоскости и его видами.
Знатьопределения преобразования плоскости, движения плоскости; определять их виды.
Уметь решать задачи, используя определения видов движения.
11. Повторение. Решение задач (31 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Вид учебной деятельности
Планируемый результат освоения материала
Дата проведения
Квадратичная функция (22 ч+1 ч повторение)
План.
Факт.
1
2
Повторение.
1
УО
Знать: определение функции, графика функции.
Уметь: находить значение функции по значению аргумента, и наоборот.
1.09
2.09
Понятие функции. Способы задания функций. График функции
2
Область определения и область значений функции
1
РП
Уметь: находить область определения и область значений функции; строить графики более сложных функций.
3.09
3
1
ИРД
4.09
4
Свойства функций: возрастание и убывание функции; наибольшее и наименьшее значения; нули функции. Чтение графиков функций
1
УО
Знать: определение нулей функции; возрастающей (убывающей) функции.
Уметь: по графику описывать свойства конкретной функции.
7.09
5
1
РЗ
8.09
6
1
ГР
9.09
7
Квадратный трехчлен и его корни
1
ИР
Знать: определения квадратного трехчлена, его корня.
Уметь: выделять полный квадрат двучлена; находить корни квадратного трехчлена.
10.09
8
Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене
1
ИРД
11.09
9
Разложение квадратного трехчлена на множители
1
УО
Знать: способы разложения многочлена на множители.
Уметь: раскладывать на множители квадратный трехчлен.
14.09
10
1
ИРД
15.09
11
Контрольная работа №1. «Квадратный трехчлен»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
16.09
12
Анализ контрольной работы. Функция , ее график и свойства
1
РО, РП
Знать: определение квадратичной функции, ее свойства.
Уметь: строить графики функций и ; правильно читать графики.
17.09
13
1
ИРД
18.09
14
Графики функций и
1
УО
Уметь: строить графики функций с помощью параллельного переноса.
Уметь: строить график квадратичной функции, описывать ее свойства.
23.09
17
Координаты вершины параболы. Ось симметрии
1
ГР
25.09
18
Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей
1
ИР
28.09
19
Степенная функция с натуральным показателем, их графики
1
УО
Знать: свойства функции при п-четном и п-нечетном.
Уметь: применять свойства степенной функции при сравнении степеней; преобразовывать графики и в графики с наиболее высокими степенями.
29.09
20
Понятие о корне п-ой степени. Корень третьей степени
1
ИРД
Знать: определение корня п-ой степени; при каких значениях а имеет смысл выражение .
Уметь: выполнять действия с корнями п-ой степени.
30.09
21
Запись корней с помощью степени с дробным показателем
1
УО
1.10
22
Контрольная работа №2. «Квадратичная функция»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
2.10
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч)
5.10
23
Анализ контрольной работы. Целое уравнение и его корни
1
РО, УО
Знать: основные понятия и определения.
Уметь: определять степень уравнения; решать уравнения третьей и четвертой степеней, используя способы разложения на множители, аналитический и графический.
6.10
24
1
РП
7.10
25
Дробные рациональные уравнения
1
УО
Знать: определение дробного рационального уравнения; алгоритм их решения.
Уметь: решать дробные рациональные уравнения; использовать метод замены неизвестной; решать биквадратные уравнения.
8.10
26
1
ИРД
9.10
27
1
ИРД
12.10
28
Решение уравнений с одной переменной
1
ИР
13.10
29
Квадратные неравенства
1
ГР
Знать: алгоритм решения неравенств второй степени.
Уметь: использовать график квадратичной функции при решении неравенств второй степени.
14.10
30
1
ИРД
15.10
31
Решение неравенств методом интервалов
1
УО
Знать: алгоритм решения неравенств методом интервалов.
Уметь: решать неравенства различных видов методом интервалов.
16.10
32
1
РЗ
19.10
33
Примеры решения дробно-линейных неравенств
1
ИРД
20.10
34
Решение неравенств с одной переменной
1
РП
21.10
35
Использование графиков функций для решения уравнений и неравенств
1
ИРД
Уметь: использовать графики функций и их свойства для решения уравнений и неравенств
22.10
36
Контрольная работа №3. «Уравнения и неравенства с одной переменной»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
23.10
Метод координат (15 ч)
26.10
37
Анализ контрольной работы. Вводное повторение
1
РО, ГР
Знать: основной теоретический материал за курс геометрии VIII класса.
Уметь: решать соответствующие задачи.
27.10
38
1
УО
2810
39
Повторение. Векторы
1
ИРД
Знать: основные понятия и теоремы.
Уметь: выполнять действия над векторами; применять правила треугольника, параллелограмма, многоугольника.
2910
40
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
1
УО
Знать: лемму о коллинеарных векторах, теорему о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам с доказательствами.
Уметь: раскладывать вектор по данным координатным векторам.
30.10
41
Координаты вектора.
1
УО
Знать: понятие координат вектора; правила действий над векторами с заданными координатами.
Уметь: решать простейшие задачи в координатах.
9.11
42
Простейшие задачи в координатах: координаты середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками
1
РП
Знать: формулы для нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками с помощью координат.
Уметь: решать простейшие задачи методом координат.
10.11
43
1
ИРД
11.11
44
Решение задач методом координат
1
ГР
12.11
45
1
УО
13.11
46
Уравнение окружности
1
ИРД
Знать: понятие уравнения линии на плоскости; вывод уравнений окружности и прямой.
Уметь: решать задачи по теме.
16.11
47
Уравнение прямой
1
УО
17.11
48
Уравнение прямой и окружности
1
ИРК
18.11
49
Решение задач по теме «Метод координат»
1
ГР
Знать: основные способы решения задач в координатах.
Уметь: решать задачи разного уровня сложности.
19.11
50
1
ИРД
20.11
51
Контрольная работа №4. «Метод координат»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
23.11
Уравнения и неравенства с двумя переменными (18 ч)
52
Анализ контрольной работы. Уравнение с двумя переменными и его график
1
РО, УО
Знать: определение уравнения с двумя переменными; как определять степень уравнения.
Уметь: определять степень и строить график уравнения с двумя переменными
24.11
53
Графический способ решения систем уравнений
1
РП
Знать: виды графиков.
Уметь: строить графики различных функций; определять количество решений по графику; проверять, является ли пара чисел решением системы; решать графически системы уравнений.
25.11
54
1
ИРД
26.11
55
1
ИРК
27.11
56
Решение систем уравнений второй степени
1
РЗ
Знать: алгоритм решения систем уравнений.
Уметь: решать системы, используя известные способы.
30.11
57
1
ИРД
1.12
58
1
ГР
2.12
59
Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке
1
УО
3.12
60
Решение текстовых задач с помощью систем уравнений второй степени
1
УО
Уметь: составлять причинно-следственные связи между данными в задаче и составлении уравнений, используя формулы.
4.12
61
1
РП
7.12
62
1
ИРД
8.12
63
Неравенства с двумя переменными
1
УО
Знать: какая пара чисел является решением неравенства.
Уметь: изображать на координатной плоскости множество решений неравенства с двумя переменными.
9.12
64
1
ГР
10.12
65
1
ИРД
11.12
66
Системы неравенств с двумя переменными
1
РП
Уметь: изображать множество решений систем неравенств на координатной плоскости.
14.12
67
1
ИРД
15.12
68
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем
1
ГР
Уметь: изображать множество решений уравнений и неравенств с помощью графиков и координатных плоскостей.
16.12
69
Контрольная работа №5. «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
17.12
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (18 ч)
70
Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла
1
РО, ГР
Знать: понятия синуса, косинуса, тангенса для углов от 0° до 180°; основное тригонометрическое тождество; формулы приведения.
Уметь: применять формулы для решения задач.
18.12
71
Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла
1
УО
21.12
72
Приведение к острому углу
1
ИРД
22.12
73
Теорема о площади треугольника через две стороны и синус угла между ними
1
УО
Знать: теорему о площади треугольника с доказательством.
Уметь: выводить формулу площади треугольника и применять ее при решении задач.
23.12
74
1
ИРК
24.12
75
Теорема синусов
1
РП
Знать: теоремы синусов и косинусов с доказательствами.
Уметь: выводить формулы; применять формулы для нахождения различных элементов треугольников.
25.12
76
Теорема косинусов
1
ИРД
11.01
77
Решение треугольников
1
УО
Уметь: находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник.
12.01
78
1
ГР
13.01
79
Измерительные работы
1
УО
Знать: методы измерительных работ на местности.
Уметь: применять методы для решения задач практического характера.
14.01
80
Решение примеров по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
РЗ
Знать: все изученные понятия и теоремы.
Уметь: применять знания при решении задач разного уровня сложности.
15.01
81
ИРК
18.01
82
Угол между векторами
1
УО
Знать: понятие угла между векторами.
Уметь: находить угол между векторами.
19.01
83
Скалярное произведение векторов
1
ИРД
Знать: определение скалярного произведения; теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах с доказательством; условие перпендикулярности ненулевых векторов.
Уметь: находить скалярное произведение векторов.
20.01
84
Скалярное произведение векторов и его свойства
1
ГР
Знать: свойства скалярного произведения.
Уметь: применять выражения скалярного произведения в координатах и его свойства.
21.01
85
1
ИРД
22.01
86
Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»
1
УО
25.01
87
Контрольная работа №6. «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
26.01
Прогрессии (16 ч)
88
Анализ контрольной работы. Понятие последовательности
1
РО, ГР
Уметь: приводить примеры последовательностей; задавать последовательность; определять член последовательности по формуле.
27.01
89
1
ИРД
28.01
90
Арифметическая прогрессия. Формула п-го члена арифметической прогрессии
1
УО
Знать: определение арифметической прогрессии и формулу n-ого члена.
Уметь: приводить примеры арифметической прогрессии и находить любой член прогрессии через первый и разность.
29.01
91
1
ИРД
1.02
92
1
ИР
2.02
93
Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии
1
УО
Знать: формулу суммы первых n членов.
Уметь: применять её при вычислениях.
3.02
94
1
ИРД
4.02
95
1
РЗ
5.02
96
Контрольная работа №7. «Арифметическая прогрессия»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
8.02
97
Анализ контрольной работы. Геометрическая прогрессия. Формула п-го члена геометрической прогрессии
1
РО, УО
Знать: определение геометрической прогрессии и формулу n-ого члена.
Уметь: приводить примеры геометрической прогрессии и находить любой член прогрессии через первый и знаменатель.
9.02
98
1
ИРД
10.02
99
Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии
1
ГР
Знать: формулу суммы первых n членов.
Уметь: применять её при вычислениях.
11.02
100
1
УО
12.02
101
Сложные проценты
1
ИРД
Уметь: решать задачи на сложные проценты.
15.02
102
1
РП
16.02
103
Контрольная работа №8. «Геометрическая прогрессия»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
17.02
Длина окружности и площадь круга (15 ч)
104
Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники
1
РО, УО
Знать: понятие правильного многоугольника и связанные с ним понятия; формулу для вычисления угла правильного п-угольника.
Уметь: вычислять угол правильного многоугольника по формуле.
18.02
105
1
РП
19.02
106
Вписанная и описанная окружности правильного многоугольника
1
УО
Знать: теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник, с доказательствами.
Уметь: вписывать окружность в правильный многоугольник, описывать окружность
22.02
107
Нахождение площади и сторон правильного многоугольника через радиусы вписанной и описанной окружностей
1
УО
Знать: вывод формул, связывающих радиусы вписанной и описанной окружностей со стороной правильного многоугольника.
Уметь: решать задачи на применение формул зависимости между R, r, ; строить правильные многоугольники.
23.02
108
1
ИРД
24.02
109
1
УО
25.02
110
Решение задач по теме «Правильный многоугольник»
1
ИРД
26.02
111
Построение правильных многоугольников
1
РЗ
29.02
112
Окружность и круг. Длина окружности, число π; длина дуги
1
УО
Знать: формулы для вычисления длины окружности, длины дуги, площадей круга и кругового сектора.
Уметь: выводить формулы и решать задачи на их применение.
1.03
113
Площадь круга
1
ГР
2.03
114
Сектор, сегмент. Площадь кругового сектора
1
ИРД
3.03
115
Площадь круга и кругового сектора
1
УО
4.03
116
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
ИРД
7.03
117
РП
8.03
118
Контрольная работа №9. «Длина окружности и площадь круга»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
9.03
Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей (13 ч)
119
Анализ контрольной работы. Примеры комбинаторных задач
1
РО, ГР
Знать: комбинаторное правило умножения.
Уметь: применять его для подсчёта числа возможных вариантов; строить дерево возможных вариантов.
10.03
120
1
УО
11.03
121
Перестановки
1
УО
Знать: определения и формулы для вычисления числа перестановок, сочетаний, размещений.
Уметь: пользоваться формулами при решении задач.
14.03
122
Размещения
1
РЗ
15.03
123
Сочетания
1
ИРД
16.03
124
Решение задач по элементам комбинаторики
1
ИРД
17.03
125
1
ИР
18.03
126
Частота события, вероятность
1
УО
Знать: классическое определение вероятности.
Уметь: определять количество равновозможных исходов некоторого испытания.
30.03
127
Равновозможные события и подсчет их вероятности
1
РП
31.03
128
Представление о геометрической вероятности
1
УО
Знать: формулу вычисления вероятности в случае исхода противоположных событий.
Уметь: вычислять по формулам вероятности событий.
1.04
129
Сложение и умножение вероятностей
1
ИРД
4.04
130
1
УО
5.04
131
Контрольная работа №10. «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
6.04
Движения (13 ч)
132
Анализ контрольной работы. Понятие движения. Примеры движения
1
РО, РЗ
Знать: что является движением плоскости.
7.04
133
Симметрия: осевая и центральная
1
УО
Знать: какое отображение плоскости является осевой симметрией, а какое центральной.
Уметь: решать простейшие задачи по теме.
8.04
134
Свойства движения
1
ИРД
Знать: свойства осевой и центральной симметрий.
Уметь: применять свойства при решении задач.
11.04
135
Параллельный перенос
1
УО
Знать: свойства параллельного переноса.
Уметь: строить фигуры при параллельном переносе на вектор .
12.04
136
1
ИР
13.04
137
Поворот
1
УО
Знать: определение поворота.
Уметь: строить фигуры при повороте на угол .
14.04
138
1
ГР
15.04
139
Гомотетия. Подобие
1
ИРК
Уметь: различать вид движения; производить движения.
18.04
140
Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Евклида и его история
1
УО
Знать: неопределенные понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии; основные аксиомы планиметрии, иметь представление об основных этапах развития геометрии.
19.04
141
1
УО
20.04
142
Наглядные представления о пространственных телах
1
РП
Знать: названия многогранников и тел вращения; свойства объема.
Уметь: определять вид многогранника.
21.04
143
Объем тела. Формулы объемов
1
УО
22.04
144
Контрольная работа №11. «Движение»
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
Повторение (26 ч)
145
Анализ контрольной работы. Повторение. Квадратичная функция
1
РО, ГР
Уметь: строить график квадратичной функции; описывать ее свойства.
25.04
146
1
ИРД
26.04
147
Повторение. Решение уравнений и неравенств с одной переменной
1
УО
Уметь: решать уравнения третьей и четвертой степени с одной неизвестной с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной; решать неравенства методом интервалов.
27.04
148
1
РП
28.04
149
Повторение. Решение уравнений и неравенств с двумя переменными
1
ИРД
Уметь: решать уравнения и неравенства с двумя переменными различными способами.
29.04
150
Повторение. Прогрессии
1
УО
Знать: формулы n-го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий.
Уметь: применять формулы при решении задач.
2.05
151
1
ИРД
3.05
152
Повторение. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей
1
ГР
Уметь: решать простейшие комбинаторные задачи с применением изученных формул.
4.05
153
1
ИРК
5.05
154
Повторение. Треугольник и его элементы
1
УО
Уметь: применять знания о треугольниках при решении геометрических задач.
6.05
155
Повторение. Признаки подобия треугольников
1
ИР
Уметь: применять признаки подобия треугольников при решении задач.
9.05
156
Повторение. Четырехугольники
1
ИРД
Уметь: различать виды четырехугольников.
10.05
157
1
РП
11.05
158
Повторение. Площади
1
ГР
Уметь: применять формулы площадей при решении задач.
10..05
159
1
ИР
11.05
160
Повторение. Соотношения в треугольнике
1
УО
Уметь: применять известные соотношения и теоремы при решении треугольников.
12.05
161
1
РЗ
13.05
162
Повторение. Окружность
1
ИРД
Уметь: решать задачи с окружностями.
14.05
163
Повторение. Правильные многоугольники
1
ИРД
Уметь: решать задачи с правильными многоугольниками.
16.05
164
Итоговая контрольная работа
1
ИР
Знать: способы решения, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Уметь: демонстрировать знания, умения и навыки, предвидеть последствия своих действий.
17.05
165
Анализ контрольной работы
1
РО, ИРД
Уметь: выполнять работу над ошибками.
18.05
166
Решение текстовых задач
1
УО
Знать: курс математики IX класса.
Уметь: применять имеющиеся знания при решении задач.
19.05
167
1
ИРД
20.05
168
Комплексное повторение
1
РП
23.05
169
1
УО
24.05
170
Заключительный урок
1
УО
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом
УЗИМ — урок закрепления изученного материала
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний
УКЗ — урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ — комбинированный урок
Виды учебной деятельности:
УО — устный ответ
ИРД — индивидуальная работа у доски
ИРК — индивидуальная работа по карточкам
ИР — индивидуальная работа
ГР — групповая работа
РП — решение примеров
РЗ – решение задач
РО – работа над ошибками
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по математике в 9 классе
Для учащихся
«Алгебра 9» авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк под ред. С.А. Теляковского – М.: Просвещение, 2008
«Геометрия 7-9» авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учеб. пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. Под ред. С.А.Теляковского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 78 с.
Для учителя
Дидактические материалы по алгебре для 9 класса / В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев и др. – М.: Просвещение, 2006
Уроки алгебры в 9 классе: Пособие для учителей к учебнику «Алгебра, 9» Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк и др. под ред. С.А.Теляковского – М.: Вербум-М, 2007. – 80с.
Поурочные разработки по геометрии: 9 класс / Сост. В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2007. 336с. – (В помощь школьному учителю)
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 9 класс / Сост. Бабушкина Л.Ю. – М.: ВАКО, 2010. – 96с.
Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер – 13-е изд. – М.:Просвещение, 2010. - 159 с.
Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учеб. пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. Под ред. С.А.Теляковского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 78 с.