Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 9 класс »
Главное управление образования
и молодежной политики
Алтайского края
КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
с.Шипуново, Алтайского края
Рассмотрено на МО учителей
естественно-научного цикла
Протокол № ________
от
«_____» ________ 20______
Руководитель МО
________________________
Кожевникова М.А.
Согласовано
Зам.директора по МР
«____» _____________ 20_____
___________________________
Губчук Д.П.
Утверждено
Директор школы
_________________________
Марченко И.А.
Приказ № _______
от
«___» __________ 20______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
9 класс
на 2013 – 2014 учебный год
(базовый уровень обучения)
заочная форма
Составитель: Ванина В.А
учитель математики
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике для 9 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089.
2. Программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7- 9 классы, составитель Т.А.Бурмистрова (2008 г.).
3. Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7- 9 классы, составитель Т.А.Бурмистрова (2008 г.).
4. Учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2».
5. Годового календарного графика КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2» на 2013/2014 учебный год.
Данная рабочая программа составлена для изучения математики в 9 классе вечерней сменной общеобразовательной школы в заочном классе и поэтому количество часов в год сокращено до 136 часов: 3 часа отводится на изучение алгебры и 1 час на изучение геометрии согласно учебного плана школы.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения математики на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке авторской программы по алгебре и по геометрии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.
Структура и содержание рабочей программы ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов в обучении и составлены таким образом, чтобы способствовать развитию и становлению личностных характеристик ученика, а также формированию у обучающихся учебных действий (универсальных и специфических способностей (компетенций для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных и т.д.)
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.
В основе реализации рабочей программы лежит компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.
Цели и задачи
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
формирование представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных учёных-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
формирование компонентов математического образования, необходимых для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически умений;
формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции;
формирование математической культуры, для эстетического воспитания учащихся;
формирование понятия доказательства и развитие логического мышления.
Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику Макарычева Ю.Н. «Алгебра 9 класс» (Москва «Просвещение») и изучения геометрии по учебнику «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева (Москва «Просвещение» 2009г).
Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе.
При организации учебного процесса используются следующие формы:
уроки изучения новых знаний;
уроки закрепления новых знаний;
комбинированные уроки;
уроки обобщения и систематизации знаний;
уроки контроля;
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных, зачетных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
Средства контроля и учебно-методические средства обучения
Для проведения зачетных работ используется «Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы».
Для проведения зачетных работ используется «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы».
Тематическое планирование по дисциплине «Алгебра 9 класс»
3 часа в неделю; всего 102 ч.
.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч
Из их
Зачетная работа, ч
Дата
1
Квадратичная функция.
22
2
2
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
1
3
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
1
4
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
2
5
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
1
6
Повторение
21
1
Итого
102
7
Тематическое планирование по дисциплине «Геометрия 9 класс»
1 час в неделю; всего 34 часа в год.
№ п/п
Содержание учебного материала
Коли чество часов
Зачетных работ
Дата
1
Вводное повторение.
1 ч
2
Векторы.
4 ч
3
Метод координат.
5 ч
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
6 ч
1
6
Длина окружности и площадь круга.
6 ч
1
7
Движения
4 ч
1
8
Начальные сведения из стереометрии.
3 ч
9
Об аксиомах геометрии.
1 ч
10
Повторение. Решение задач.
4 ч
1
Итого
34 ч
5
Календарно - тематическое планирование
учебного материала по алгебре в 9 классе.
(3 часа в неделю, 102 часа в год)
№ урока
Содержание материала
Кол-во часов
Дата
план
факт
Квадратичная функция.
22 часа
Основные задачи: научить находить корни квадратного трёхчлена;
- выделять квадрат двучлена из квадратного трёхчлена ;
- раскладывать квадратный трёхчлен на множители;
- строить и читать график квадратичной функции, указывать координаты вершины параболы, её ось симметрии, направление ветвей;
- находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
- находить корни n-й степени;
- различать чётные и нечётные функции;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-представления о нахождении корня с помощью калькулятора.
Функции и их свойства
5
1/1
Функция. Область определения и область значений
функции.
1
2/2
Функция. Область определения и область значений
функции.
1
3/3
Свойства функций.
1
4/4
Свойства функций.
1
5/5
Свойства функций.
1
Квадратный трёхчлен
4
6/6
Квадратный трёхчлен и его корни.
1
7/7
Квадратный трёхчлен и его корни.
1
8/8
Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители.
1
9/9
Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители.
1
10/10
Зачетная работа №1
1
Квадратичная функция и ее график
8
11/11
Функция у=ах2, её график и свойства.
1
12/12
Функция у=ах2, её график и свойства.
1
13/13
Графики функций у= ах2+n и у=а(х-m)2.
1
14/14
Графики функций у= ах2+n и у=а(х-m)2.
1
15/15
Графики функций у= ах2+n и у=а(х-m)2.
1
16/16
Построение графика квадратичной функции.
1
17/17
Построение графика квадратичной функции.
1
18/18
Построение графика квадратичной функции.
1
Степенная функция. Корень n-й степени.
3
19/19
Функция у=хn.
1
20/20
Корень n-ой степени.
1
21/21
Корень n-ой степени.
1
22/22
Зачетная работа №2
1
Уравнения и неравенства с одной переменной.
14 часов
Основные задачи: научить решать целые и дробные рациональные уравнения с одной переменной;
-решать неравенства вида ах2 + bx + c 0 или ах2 + bx + c
а # 0;
- решать уравнения третьей и четвёртой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной;
- решать несложные рациональные неравенства методом интервалов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обобщения и углубления сведений об уравнениях.
Уравнения с одной переменной
8
23/1
Целое уравнение и его корни.
1
24/2
Целое уравнение и его корни.
1
25/3
Целое уравнение и его корни.
1
26/4
Дробные рациональные уравнения.
1
27/5
Дробные рациональные уравнения.
1
28/6
Дробные рациональные уравнения.
1
29/7
Дробные рациональные уравнения.
1
30/8
Дробные рациональные уравнения.
1
Неравенства с одной переменной
5
31/9
Решение неравенств второй степени с одной переменной.
1
32/10
Решение неравенств второй степени с одной переменной.
1
33/11
Решение неравенств второй степени с одной переменной.
1
34/12
Решение неравенств методом интервалов.
1
35/13
Решение неравенств методом интервалов.
1
36/14
Зачетная работа №3
1
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
17 часов
Основные задачи: научить решать системы, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй способом подстановки, сводя решение таких систем к решению квадратного уравнения;
-решать простые системы, в которых оба уравнения второй степени;
-решать системы двух уравнений с двумя переменными графически, с помощью графиков, находить число решений данной системы;
- решать системы неравенств с двумя переменными;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- существенного расширения класса содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений;
- графической иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
Уравнения с двумя переменными и их системы
10
37/1
Уравнение с двумя переменными и его график.
1
38/2
Уравнение с двумя переменными и его график.
1
39/3
Графический способ решения систем уравнений.
1
40/4
Графический способ решения систем уравнений.
1
41/5
Решение систем уравнений второй степени.
1
42/6
Решение систем уравнений второй степени.
1
43/7
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
44/8
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
45/9
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
46/10
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
1
Неравенства с двумя переменными и их системы
6
47/1
Неравенства с двумя переменными.
1
48/2
Неравенства с двумя переменными.
1
49/3
Неравенства с двумя переменными.
1
50/4
Системы неравенств с двумя переменными.
1
51/5
Системы неравенств с двумя переменными.
1
52/6
Системы неравенств с двумя переменными.
1
53/7
Зачетная работа №4
1
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
15 часов
Основные задачи: научить использовать индексное обозначение для изучения арифметической и геометрической прогрессий;
- работать с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- возвращения к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем;
- расширения круга предлагаемых задач.
Арифметическая прогрессия
7
54/1
Последовательности.
1
55/2
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
1
56/3
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
1
57/4
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
1
58/5
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
1
59/6
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
1
60/7
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
1
61/8
Зачетная работа №5 «Арифметическая прогрессия»
1
Геометрическая прогрессия
6
62/9
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
1
63/10
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
1
64/11
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
1
65/12
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
1
66/13
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
1
67/14
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
1
68/15
Зачетная работа №6 «Геометрическая прогрессия»
1
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
13 часов
Основные задачи: научить составлять те или иные комбинации элементов и подсчитывать их число;
- применять комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний;
- различать понятия «размещения» и «сочетания»;
- находить относительную частоту и вероятность случайного события;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- статистического и классического подхода к определению вероятности случайных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
Элементы комбинаторики
9
69/1
Примеры комбинаторных задач.
1
70/2
Примеры комбинаторных задач.
1
71/3
Перестановки.
1
72/4
Перестановки.
1
73/5
Размещения.
1
74/6
Размещения.
1
75/7
Сочетания.
1
76/8
Сочетания.
1
77/9
Сочетания.
1
Начальные сведения из теории вероятностей
3
78/10
Относительная частота случайного события.
1
79/11
Вероятность равновозможных событий.
1
80/12
Сложение и умножение вероятностей.
1
81/13
Зачетная работа №7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
1
Повторение.
21час
82/1
Вычисления.
1
83/2
Вычисления.
1
84/3
Вычисления.
1
85/4
Тождественные преобразования.
1
86/5
Тождественные преобразования.
1
87/6
Тождественные преобразования.
1
88/7
Тождественные преобразования.
1
89/8
Уравнения и системы уравнений.
1
90/9
Уравнения и системы уравнений.
1
91/10
Уравнения и системы уравнений.
1
92/11
Уравнения и системы уравнений.
1
93/12
Уравнения и системы уравнений.
1
94/13
Неравенства. Системы неравенств.
1
95/14
Неравенства. Системы неравенств.
1
96/15
Неравенства. Системы неравенств.
1
97/16
Неравенства. Системы неравенств.
1
98/17
Функции.
1
99/18
Функции.
1
100/19
Функции.
1
101/20
Итоговая зачетная работа.
1
102/21
Итоговая зачетная работа.
1
Календарно - тематическое планирование
учебного материала по геометрии в 9 классе.
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ урока
Изучаемый материал
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
Глава IX. Векторы. (4 ч)
Основные задачи: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
§1 Понятие вектора (1ч)
1
Понятие вектора. Равенство векторов.
(п 76- 77).
1ч
§ 2. Сложение и вычитание векторов.
(2 ч)
2
Сумма двух векторов.(п.79-80)
Сумма нескольких векторов.(п.81)
1ч
3
Вычитание векторов. ( п 82)
1ч
§ 3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. (1ч)
4
Умножение вектора на число. (п 83)
Применение векторов к решению задач.
(п 84)
Средняя линия трапеции. (п 85)
1ч
Глава X. Метод координат. (5ч)
Основные задачи: познакомить учащихся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
§1 Координаты вектора. (1ч)
5
Координаты вектора. (п. 86-87)
1ч
§ 2. Простейшие задачи в координатах. (1ч)
6
Простейшие задачи в координатах.
(п. 88-89)
1ч
§ 3. Уравнения окружности и прямой. (3ч)
7
Уравнение окружности. (п. 90-91)
Уравнение прямой. (п 92)
1ч
8
Решение задач.
1ч
9
Зачетная работа №1.
1ч
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (6ч)
Основные задачи: развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
§1. Синус, косинус, тангенс угла. (1ч)
10
Синус, косинус, тангенс. (п.93-94)
Формулы для вычисления координат точки. (п 95)
1ч
§ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (2ч)
11
Теорема о площади треугольника. (п 96.)
Теорема синусов. Теорема косинусов. (п.97-98)
1ч
12
Решение треугольников. (п.99-100)
1ч
§ 3. Скалярное произведение векторов. (2ч)
13
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. (п. 101-102)
Скалярное произведение в координатах.
(п. 103-104)
1ч
14
Решение задач.
1ч
15
Зачетная работа №2.
1ч
Глава XII. Длина окружности и площадь круга. (6ч)
Основные задачи: расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него.
§ 1 Правильные многоугольники. (2ч)
16
Правильный многоугольник. (п. 105)
Описанная и вписанная окружности.
(п. 107-108)
1ч
17
Вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. (п.108 -109)
1ч
§ 2. Длина окружности и площадь круга. (2ч)
18
Длина окружности. (п 110)
Площадь круга. Площадь кругового сектора. (п. 111-112)
1ч
19
Решение задач
1ч
20
Решение задач
1ч
21
Зачетная работа № 3
1ч
Глава XIII. Движения. (4 ч)
Основные задачи: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
§ 1. Понятие движения. (1ч)
22
Понятие движения. (п. 113-114)
Наложения и движения. (п.115)
1ч
§ 2. Параллельный перенос и поворот. (3ч)
23
Параллельный перенос. (п. 116)
Поворот. (п. 117)
1ч
24
Решение задач.
1ч
25
Зачетная работа № 4.
1ч
Глава XIV.Начальные сведения из стереометрии.(3ч)
Основные задачи: дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
§ 1. Многогранники. (2ч)
26
Многогранник. Призма. (п. 118-120)
Свойства прямоугольного параллелепипеда. (п. 121-123)
1ч
27
Пирамида. (п. 124)
1ч
§ 2. Тела и поверхности вращения. (1ч)
28
Цилиндр. (п. 125)
Конус. (п. 126)
Сфера и шар. (п. 127)
1ч
Об аксиомах планиметрии.(1ч)
Основные задачи: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимания статистических утверждений.
ГЕОМЕТРИЯ
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: