Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 8 класс »
Пояснительная записка
Тематический план по математике разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
С учетом возрастных особенностей 8 класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
– в 8классе – предполагается обучение в объеме 170 часов, в неделю 5 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа «Математика: 8 класс» для общеобразовательных учреждений в объеме 170 часов.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационноемком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о месте и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Целиобучения математике:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания математики в основной школе следует обращать внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданий конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса математики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений оматематикебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
На ступени основной школы задачиучебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинноследственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическимизнаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение обще-учебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной информации;
создание условия для плодотворного участия в работе в группе, самостоятельной и мотивированной организации своей деятельности, использования приобретенных знаний и навыков в практическойдеятельности и повседневной жизнидля исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, с использованием при необходимости справочников и вычислительных устройств.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениемвступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет -ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается простейшее использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира ученика, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
В процессе обучения у школьников должно быть сформировано умение формулировать своимировоззренческие взгляды, и на этой основе будет осуществляться воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: Математика, 5–11.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru
– сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
– как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
– как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
– понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
– понятия «уравнение» и «решение уравнения»;
– смысл алгоритма округления десятичных дробей;
– переместительный, распределительный и сочетательный законы;
– понятие среднего арифметического;
– понятие натуральной степени числа;
– определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
должны уметь:
– выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
– выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
– переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;
– выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
– выполнять действия с числами разного знака;
– пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
– находить значения степеней с натуральными показателями;
– решать линейные уравнения;
– изображать числа точками на координатной прямой;
– решать текстовые задачи на дроби и проценты;
– вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.
Условные обозначения
Тематическое планирование
№
Темы
Количество часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Всего
Практич.
Лаборат.
РР
Контр.
Проекты
Знать/ понимать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
1
Глава I. Неравенства
18
4
1
При изучении этой темы учащиеся знакомятся с понятиями уравнений и неравенств, содержащих неизвестное под знаком модуля, получают представления о геометрической иллюстрации уравнения | х |= a инеравенств |х| a, |х | а. Формирование умений решать такие уравнения и неравенства не предусматривается
2
Четырехугольники
15
4
1
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- распознавать плоские геометрические фигуры, различать из взаимное расположение;
- аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки
3
Приближенные вычисления
10
3
1
Учащиеся знакомятся с понятиями приближенных значений величин и погрешности приближения, учатся оценивать погрешность приближения, повторяют правила округления, получают представление об истории развития вычислительной техники, о задачах, решаемых с помощью ЭВМ
4
Площадь
15
4
1
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- применять полученные знания для вычисления площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства)
- знать и применять при решении задач теорему Пифагора
5
Квадратные корни
15
4
1
При изучении темы начинается формирование понятия тождества на примере равенства = .
Приводятся доказательства теорем о квадратном корне из степени, произведения, дроби. Учащиеся учатся выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни. (Достаточно ограничиться внесением числового множителя под знак корня и вынесением его из под знака корня, освобождением от иррациональности в знаменателе.)Умения выполнять такие преобразования необходимы для продолжения изучения как курса алгебры, так и смежных дисциплин.
6
Подобные треугольники
20
5
1
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- знать и уметь применять признаки подобия треугольников, теоремы о пропорциональных отрезках;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их прикладного использования;
- знать определения синуса, косинуса и их значения для углов 30,45, 60 градусов
7
Квадратные уравнения
23
5
1
Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности
8
Окружность
17
3
1
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- доказывать и применять при решении задач свойства и признак касательной и секущей, понятие центрального и вписанного углов;
- знать теоремы об окружностях, вписанных и описанных около треугольника и уметь их применять при решении задач, в том числе на доказательство.
9
Квадратичная функция
16
3
1
Учащиеся последовательно знакомятся с графиком и свойствами функций у = х2, у = ах2, у = х2 + рх + q, у = ах2 + х + с. Построение графиков этих функций на конкретных примерах осуществляется по точкам. Основное внимание уделяется построению графика с использованием координат вершины параболы, нулей функции (если они имеются) и нескольких дополнительных точек. Преобразования же графиков являются вспомогательным материалом.
При изучении темы формируются умения определять по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, нули функции. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции и решение задач сих применением не входит в число обязательных
10
Квадратные неравенства
10
2
1
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Основная цель — выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.
11
Повторение
8
1
1
Систематизация и обобщение знаний и умений по курсу алгебра и геометрия 8 класс
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
КУ — комбинированный урок.
Поурочное планирование
Сроки (учебная неделя)
Тема урока
Демонстрация (наглядность, ТСО)
Педагогические условия реализации
Проектная и исследовательская деятельность
Формы контроля
Неравенства
Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа
Числовые неравенства
Вводное повторение
Вводное повторение
Основные свойства числовых неравенств
Слайд - презентация
УОНМ
Основные свойства числовых неравенств
С.р.(тест)
Сложение и умножение неравенств
УПЗУ
Многоугольник
Слайд - презентация
Четырёхугольник
УОНМ
Строгие и нестрогие неравенства
Неравенства с одним неизвестным
УПЗУ
Решение неравенств
С.р.(тест)
Параллелограмм, его свойства
Слайд - презентация
УОНМ
Признаки параллелограмма
УПЗУ
Решение неравенств
Решение неравенств
С.р.(тест)
Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки
УОНМ
Признаки параллелограмма.
Слайд - презентация
Трапеция
Слайд - презентация
УОНМ
Решение систем неравенств
С.р.(тест)
Решение систем неравенств
УПЗУ
Решение систем неравенств
С.р.(тест)
Решение задач
Учебник, раздаточный материал
КУ
Решение задач
С.р.(тест)
Модуль числа
УОНМ
Уравнения и неравенства, содержащие модуль
Обобщающий урок
УОСЗ
С.р.(тест)
Прямоугольник .Ромб. Квадрат.
Слайд - презентация
Решение задач
Контрольная работа № 1
Контрольная работа № 1
Приближенные вычисления
Приближенные значения величин. Погрешность приближения
УОНМ
Приближенные значения величин. Погрешность приближения
КУ
Осевая и центральная симметрия.
Слайд - презентация
Решение Задач
УПЗУ
С.р.(тест)
Оценка погрешности
УОНМ
Оценка погрешности
Округление чисел
С.р.(тест)
Решение задач
УПЗУ
Контрольная работа № 2 "Четырёхугольники"
Контрольная работа № 2
Относительная погрешность
УОНМ
Относительная погрешность
Простейшие вычисления на микрокалькуляторе .
Площадь многоугольника. Площадь прямоугольника
Слайд - презентация
УОНМ
С.р.(тест)
Площадь параллелограмма
Слайд - презентация
КУ
Простейшие вычисления на микрокалькуляторе .
Стандартный вид числа.
УОСЗ
С.р.(тест)
Контрольная работа № 3 " Приближенные вычисления"
Контрольная работа № 3
Площадь треугольника
Слайд - презентация
УОНМ
Площадь треугольника
Квадратные корни
Арифметический квадратный корень
УОНМ
Арифметический квадратный корень
Действительные числа
Площадь трапеции
Слайд - презентация
УОНМ
С.р.(тест)
Решение задач на вычисление площадей фигур
УПЗУ
Действительные числа
Квадратный корень из степени
УОНМ
Квадратный корень из степени
Слайд - презентация
С.р.(тест)
Решение задач на вычисление площадей фигур
Решение задач на вычисление площадей фигур
УПЗУ
Квадратный корень из степени
УОНМ
С.р.(тест)
Квадратный корень из произведения
Квадратный корень из произведения
Решение задач на вычисление площадей фигур
УПЗУ
С.р.(тест)
Теорема Пифагора
Слайд - презентация
УОНМ
Квадратный корень из дроби
Квадратный корень из дроби
УОСЗ
Обобщающий урок
УПЗУ
Теорема, обратная теореме Пифагора
Слайд - презентация
С.р.(тест)
Решение задач по теме "Теорема Пифагора"
КУ
Контрольная работа № 4 "Квадратные корни"
Контрольная работа № 4
Квадратные уравнения
Квадратное уравнение и его корни
УОНМ
Квадратное уравнение и его корни
С.р.(тест)
Решение задач по теме "Площади"
Слайд - презентация
УПЗУ
Контрольная работа № 5 "Площади"
Контрольная работа № 5
Неполные квадратные уравнения
Метод выделения полного квадрата
УОСЗ
Решение квадратных уравнений
С.р.(тест)
Подобные треугольники
Определение подобных треугольников
Слайд - презентация
УОНМ
Отношение площадей подобных треугольников
Решение квадратных уравнений
КУ
Решение квадратных уравнений
УПЗУ
Решение квадратных уравнений
С.р.(тест)
Первый признак подобных треугольников
Слайд - презентация
УОНМ
Второй и третий признаки подобия
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Слайд - презентация
С.р.(тест)
Уравнения, сводящиеся к квадратным
Решение задач на применение признаков подобия треугольников
КУ
Решение задач на применение признаков подобия треугольников
Слайд - презентация
УПЗУ
С.р.(тест)
Уравнения, сводящиеся к квадратным
УОНМ
Уравнения, сводящиеся к квадратным
Решение задач с помощью квадратных уравнений
С.р.(тест)
Решение задач на применение признаков подобия треугольников
УОСЗ
Контрольная работа № 6 "Признаки подобия треугольников"
Контрольная работа № 6
Решение задач с помощью квадратных уравнений
Решение задач с помощью квадратных уравнений
УПЗУ
Решение задач с помощью квадратных уравнений
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.
Слайд - презентация
УОНМ
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.
С.р.(тест)
Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени
КУ
Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени
УПЗУ
Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени
С.р.(тест)
Пропорциональные отрезки
Слайд - презентация
УОНМ
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
Обобщающий урок
УОСЗ
Контрольная работа № 7 "Квадратные уравнения"
Контрольная работа № 7
Комплексные числа
УОНМ
Решение задач на применение теории подобных треугольников
Слайд - презентация
Решение задач на построение методом подобных треугольников
УПЗУ
С.р.(тест)
Квадратные уравнения с комплексным неизвестным
Квадратичная функция
Определение квадратичной функции
УОНМ
Функция у = X2
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника
Слайд - презентация
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, 60 градусов
Слайд - презентация
УОНМ
С.р.(тест)
Функция у = ах2
Функция у = ах2
КУ
Функция у = ах2
С.р.(тест)
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач
Слайд - презентация
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач
УПЗУ
Функция у = ах2 + х + с
Функция у = ах2 + х + с
Функция у = ах2 + х + с
УОСЗ
С.р.(тест)
Контрольная работа № 8 "Применение теории подобия треугольников при решении задач"
Контрольная работа № 8
Окружность.
Взаимное расположение прямой и окружности
Слайд - презентация
УОНМ
Построение графика квадратичной функции
Построение графика квадратичной функции
УПЗУ
Построение графика квадратичной функции
Касательная к окружности
Слайд - презентация
УОНМ
Касательная к окружности
КУ
С.р.(тест)
Построение графика квадратичной функции
Построение графика квадратичной функции
Обобщающий урок
УОСЗ
С.р.(тест)
Центральный угол. Градусная мера дуги окружности.
Слайд - презентация
УОНМ
Теорема о вписанном угле.
Слайд - презентация
Контрольная работа № 9 "Квадратичная функция"
Контрольная работа № 9
Квадратные неравенства
Квадратное неравенство и его решение
УОНМ
Квадратное неравенство и его решение
Теорема об отрезках пересекающихся хорд
Решение задач по теме "Центральные и вписанные углы"
Слайд - презентация
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
УПЗУ
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
КУ
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
Свойства биссектрисы угла
Слайд - презентация
УОНМ
Серединный перпендикуляр
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
УОСЗ
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции
УПЗУ
Теорема о точке пересечения высот треугольника
Вписанная окружность
Слайд - презентация
УОНМ
Метод интервалов
Метод интервалов
Метод интервалов
Свойство описанного четырёхугольника
Слайд - презентация
УОНМ
Описанная окружность
Слайд - презентация
Исследование квадратного трехчлена
Исследование квадратного трехчлена
УПЗУ
Обобщающий урок
УОСЗ
Свойство вписанного четырёхугольника
Слайд - презентация
Решение задач по теме "Окружность"
КУ
Контрольная работа № 10 Квадратные неравенства
Контрольная работа № 10
Повторение Решение задач
Повторение квадратные уравнения
Решение задач по теме "Окружность"
Слайд - презентация
УПЗУ
Контрольная работа № 11 "Окружность"
Контрольная работа № 11
Повторение Квадратное неравенство и его решение
УОСЗ
Повторение Квадратное неравенство и его решение
Квадратное неравенство и его решение
Повторение по темам "Четырёхугольник", "Площадь"
Итоговое занятие
Литература:
1. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. Алгебра. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – Москва « Просвещение», 2007.
2. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку по математике для 8-9 классов – Москва « Просвещение», 2006.
3. В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса – Москва « Просвещение», 2008.
4. Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва « Просвещение», 2007.
5. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса – Москва « Просвещение», 2008.
А также дополнительных пособий:
для учащихся:
1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
3. Черкасов, О. Ю. Математика. Справочник / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. – М.: АСТПРЕСС ШКОЛА, 2006.
4. Мантуленко, В. Г. Кроссворды для школьников. Математика / В. Г. Мантуленко, О. Г. Гетманенко. – Ярославль: Академия развития, 1998.
5. Энциклопедия для детей. Математика. Т. 11. – М., 1998.
7. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. – М.: Илекса, 2008.
для учителя:
1. Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных / Д. В. Клименченко. – М.: Просвещение, 2007.
2. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5–9 классов / Е. Б. Арутюнян. – М., 1995.
3. Олимпиадные задания по математике. 5–8 классы: 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся / авт.сост. Н. В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
5. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.