Рабочая программа по математике 7 класс. Макарычев
Рабочая программа по математике 7 класс. Макарычев
Разделы:
Пояснительная записка
Содержание рабочей программы
Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-методическое обеспечение
Темаическое планирование по алгебре и геометрии
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится 170 часов из расчета 5 ч в неделю: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 7 класс. Макарычев »
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Рук.ШМО_______ зам.дир.по УВР___________ Директор МКОУ «СОШ№8»
Протокол засед.ШМО _______________2013г. Приказ от_______2013г.№
№_____от___________
Рабочая программа учебного курса
по математике
для 7 класса
(базовый уровень)
на 2013-2014 учебный год
Учитель математики:
Кармова Л.Б.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Цели
Изучение алгебры в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится 170 часов из расчета 5 ч в неделю: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Выражения. Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
2. Функции
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.
Цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.
Знатьопределения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметьправильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
3. Степень с натуральным показателем
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен.
Цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем.
Уметь выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
4. Многочлены .Формулы сокращённого умножения
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.Формулы . Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители, выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества, читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
5. Системы линейных уравнений
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений..
Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и прменять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметьправильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
6. Элементы статистики и теории вероятностей
Цель – познакомить с основными статистическими характеристиками: мода, размах числового ряда, среднее арифметическое, среднее геометрическое.
7. Повторение. Решение задач
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Геометрия.
Должны знать: определение точки, прямой, отрезка, луча, угла; единицы измерения отрезка, угла; определение вертикальных и смежных углов, их свойства; определение перпендикулярных прямых; определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты; определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки.
Должны уметь: обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрисуугла; изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы; изображать треугольники и находить их периметр; строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; доказывать признаки равенства треугольников; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых; доказывать теорему о сумме углов треугольника; знать, какой угол называется внешним углом треугольника; применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач; строить треугольники по трем элементам.
Должны владеть компетенциями:познавательной,коммуникативной, информационной и рефлексивной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Требования к уровню подготовки УЧАЩИХСЯ
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 1997 – 160с.
Нечаев Н. П. Разноуровневый контроль качества знаний по математике: Практические материалы: 5-11 классы.- 2-е изд.- М.: «5 за знания», 2007
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна, «Просвещение» Москва 2008
Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Н.Г. Миндюк, М.Б. Миндюк. / М.: Генжер, 1999. – 95 с.
Уроки алгебры в 7 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум – М, 2000. – 96 с.
Зив Б.Г., Меллер В.М. Дидактические материалы по геометрии. - М.: Просвещение, 1999г.
Зив Б.Г. Меллер В.М..Бакинский А.Г. Задачи по геометрии для 7-11классов. - М.: Просвещение, 1991г.
Мельникова Н.Б. Геометрия: Дидактические материалы для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 1999.
Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7-9 классы. - М.: Мнемозина, 1997г
Саврасов С.М., Ястребинецкий Г.А.. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах.- М.: Просвещение, 1987г.
Примерная программа основного общего образования по математике 2005г. (сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008),
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы./сост. Бурмистрова Т. А. – М: «Просвещение», 2008
Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12
тематическое планирование по геометрии для 7 класса
Номер параграфа
Название темы
Кол-во часов
Дата
Коррекция
Глава I. Начальные геометрические сведения
11 ч
§ 1
§ 2
§ 3
§ 4
§ 5
§ 6
Прямая и отрезок
Луч и угол
Сравнение отрезков и углов
Измерение отрезков
Измерение углов
Перпендикулярные прямые
Контрольная работа № 1
2
2
1
2
2
1
1
Глава II. Треугольники
16 ч
§ 1
§ 2
§ 3
§ 4
Первый признак равенства треугольников
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
Второй и третий признаки равенства треугольников
Задачи на построение
Решение задач
Контрольная работа № 2
3
3
4
2
3
1
Глава III. Параллельные прямые
12 ч
§ 1
§ 2
Признаки параллельности двух прямых
Аксиома параллельных прямых
Решение задач
Контрольная работа № 3
5
3
3
1
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника
20 ч
§ 1
§ 2
§ 3
§ 4
Сумма углов треугольника
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Контрольная работа № 4
Прямоугольные треугольники
Построение треугольника по трем элементам
Решение задач
Контрольная работа № 5
3
4
1
5
4
2
1
Повторение. Решение задач
11 ч
Всего
68 ч
Тематическое планирование алгебра
№
урока
Содержание материала
Количество часов
Дата
Домашнее задание
Повторение за курс математики 6 класса
Выражения
5
1-2
Числовые выражения
2
3-4
Выражения с переменными
2
5
Сравнение значений выражений
1
Преобразование выражений
5
6-7
Свойства действий над числами
2
8-9
Тождества, тождественные преобразования выражений
2
10
Контрольная работа №1
по теме «Выражения с переменными. Преобразование выражений»
1
Уравнение с одной переменной
8
11-12
Уравнение и его корни
2
13-14
Линейное уравнение с одной переменной
2
15-17
Решение задач с помощью уравнений
3
18
Контрольная работа №2
по теме «Решение линейных уравнений и задач с помощью линейных уравнений».
1
Статистические характеристики
6
19-21
Среднее арифметическое, размах и мода
3
22-24
Медиана как статистическая характеристика
3
Формулы
Функции и их графики
4
25
Понятие функции. Область определения и множество значений функции.
1
26
Вычисление значений функции по формуле
1
27-28
Понятие графика функции
2
Линейная функция
7
29-31
Прямая пропорциональность и ее график
3
32-34
Линейная функция и ее график
3
Задание функции несколькими формулами
35
Контрольная работа №3
по теме «Понятие функции. Линейная функция и ее график»
1
Степень и ее свойства
6
36-37
Определение степени с натуральным показателем
2
38-39
Умножение и деление степеней
2
40-41
Возведение в степень произведения, степени и частного
2
Одночлены
6
42-43
Одночлен и его стандартный вид
2
44-45
Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень.
2
46
Функции y = x2 и y = x3 и их графики
1
О простых и составных числах
47
Контрольная работа №4
по темам «Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены».
1
Сумма и разность многочленов
4
48
Многочлен и его стандартный вид, степень многочлена.
1
49-51
Сложение и вычитание многочленов
3
Произведение одночлена и многочлена
7
52-54
Умножение одночлена на многочлен
3
55-57
Вынесение общего множителя за скобки
3
58
Контрольная работа №5
по теме «Сумма и разность многочленов. Умножение одночлена на многочлен».
1
Произведение многочленов
8
59-61
Умножение многочлена на многочлен
3
62-65
Разложение многочлена на множители способом группировки
4
Деление с остатком
66
Контрольная работа №6
по теме «Произведение многочленов. Разложение многочлена на множители».
1
Квадрат суммы и квадрат разности
4
67-68
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений
2
69-70
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
2
Разность квадратов. Сумма и разность кубов
7
71-72
Умножение разности двух выражений на их сумму
2
73-74
Разложение разности квадратов на множители
2
75-76
Разложение на множители суммы и разности кубов
2
77
Контрольная работа №7
по теме «Формулы сокращенного умножения»
1
Преобразование целых выражений
7
78-80
Преобразование целого выражения в многочлен
3
81-83
Применение различных способов для разложения на множители
3
Возведение двучлена в степень
84
Контрольная работа №8
по теме «Преобразование целых выражений»
1
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы
4
85
Линейное уравнение с двумя переменными и их системы