Рабочая программа к учебнику математики 6 класса под редакцией Н.Я. Виленкина. Данная программа включает в себя пояснительную записку, цели изучения курса (общие, региональные, школьные, специальные), общую характеристику учебного курса, календарно-тематическое планирование, в котором отражены: содержание и виды учебной деятельности, требования к результату, виды контроля, Программа содержит список учебной и методической литературы, список информационных источников, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся. Также в данной учебной программе указаны темы проектных работ для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению математики, и особенности оценки таких индивидуальных проектов. Далее в программе отражены планируемые результаты изучения курса и дана итоговая контрольная работа по математике (в форме теста) с системой оценивания, включая шкалу перевода рейтинга в оценку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
_________примерной программы по математике__________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Основная образовательная программа МБОУ СОШ №2. Основное общее образование. Пр. 152-ОД от 27.08.2014 г.;
Примерная программа основного общего образования по математике;
Авторская программа "Математика 5-6 классы " Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С.Чеснокова и др. - М., Мнемозина, 2010 г.
Цели изучения курса
Общие: создание условий для развития и воспитания личности школьника в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Региональные: понимание и принятие учениками особенностей природы, человека и его жилища, экономики, культурных и социальных явлений своего региона.
Школьные: создание условий для получения выпускниками МБОУ СОШ №2 качественного образования повышенного уровня, востребованного научно-образовательным комплексом города.
Специальные:
осмысление и принятие основных базовых ценностей, достижение метапредметных результатов обучающихся, освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения математики необходимо решить следующие задачи:
развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами;
формировать навыки преобразования выражений;
закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;
ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;
познакомить с видами графиков.
Общая характеристика учебного курса
Курс математики 6 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается начатое в начальной школе обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется изучению вопросов, непосредственно связанных с практикой (измерению углов, нахождению площадей, скорости и т.д.), формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполненных действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.
Место учебного предмета в учебном плане
Преподавание данного курса будет осуществляться за счет инвариантной (5 часов в неделю) и вариативной частей (1 час в неделю) учебного плана МБОУ СОШ №2:
210 уроков в год, 6 час. в неделю.
За счет одного часа вариативной части планируется расширенное изучение отдельных тем.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
№
Разделы программы
Содержание по темам
1.
Повторение
2.
Делимость чисел
Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5, и на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель, Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное
3.
Обыкновенные дроби
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
4.
Отношения и пропорции
Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
5.
Рациональные числа
Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин .Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание. Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
6.
Решение уравнений
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
Данный курс не предусматривает проведение лабораторных работ и экскурсий, но включает создание проектных работ обучающимися.
Темы проектов, посвященных г. Зверево:
История появления нашего города в задачах
Зверево– живой памятник нашей победы (Великая Отечественная война в задачах по математике). Гипотеза: составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне.
Достопримечательности нашего города в цифрах и фактах
Природа в нашем городе в цифрах и фактах..
Дети в нашем городе в цифрах и фактах.
Улицы нашего города в цифрах и фактах
Наука г. Зверево в цифрах и задачах
Темы проектов:
Роль процентов в жизни человека.
Из истории возникновения процентов
Положительные и отрицательные числа в нашей жизни
История возникновения отрицательных чисел и их применение в математике и других науках
Координаты в различных профессиях
Путешествие в будущее «Встреча с координатами»
Некоторые старинные задачи по теме «Координатная плоскость»
Волшебные десятичные дроби
Загадочное число Пи
Построение квартиры
Ремонт квартиры
Десятичные дроби. Что мы знаем о них?
Об истории возникновения обыкновенных и десятичных дробей.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Количество часов
Тема урока
Содержание и виды учебной деятельности
Требования к результату
Виды контроля
Оборудо
вание
Повторение (5 часов)
1
02.09.
1
Повторение. Дроби.Арифметические действия с дробями
Вспомнить навыки преобразования дробей.
Уметь хорошо оперировать действиями с дробями.
Сам. раб.
Линейка, презентация
2-3
03.09
04.09.
2
Повторение. Проценеты. Решение уравнений.
Повторить решение элементарных уравнений.Формулировать определение процента, его применение при решении практических задач.
Уметь решать простейшие уравнения.Уметь применять проценты при решении задач.
Сам. раб
Чертёжн. инструм.
4
05.09.
1
Повторение. Проценты.
Формулировать определение процента, его применение при решении практических задач.
Уметь применять проценты при решении задач.
тест
Презентац
Диск М-6
5
05.09.
1
Повторение. Решение задач.
Решать текстовые задачи арифметическим способом. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов;, проверяя ответ на соответствие условию.
Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, отработать умение находить делители икратные данного натурального числа.
Знать: определение делителя, кратного натурального числа
Уметь: находить делители и кратные
Формулировать определения делителя и кратного
Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел
Фронталь
ный опрос
сам.работа.
презентация
8-10
10.09-12.09
3
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
Познакомить учащихся с признаками делимости на10,5,и2; ввести определение чётных и нечётных чисел.
Знать: признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
Уметь: распознавать числа, кратные 10, 5 и 2
Фрон- тальный опрос, математический диктант
Диск М-6, таблицы
11-12
12.09
13.09
2
Признаки делимости на 9 и на 3
Познакомить учащихся с признаками делимости на 9и3.
Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (чётные и нечётные, по остаткам от деления на 3 и т.п.). Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Верно использовать в речи математические термины.
Знать: признаки делимости чисел на 9 и на 3.
Уметь: определятьделимость чисел на 9 и на3.
Диктант
Сам.раб.
Диск М-6, таблицы
13
16.09
1
Признаки делимости
Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (чётные и нечётные, по остаткам от деления на 3 и т.п.).
Знать: признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
Уметь: распознавать числа, кратные 10, 5 и 2
Знать: признаки делимости чисел на 9 и на 3.
Уметь: определятьделимость чисел на 9 и на3.
14-15
17.09
18.09
2
Простые и составные числа
Ввести понятие простых и составных чисел; ознакомить с таблицей простых чисел.
Знать: понятия простое число, составное число.
Уметь: различать простые и составные числа; раскладывать числа на два множителя
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
Письмен
ный контроль, устный опрос, тест
сам.раб.
Презента
ция
16-17
19.09
2
Разложение на простые множители
Разложение на простые множители
Уметьраскладыватьчисла на простые множители
Сам.раб.
Диск6
18-20
20.09
23.09
24.09
3
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
Ввести понятие наибольшего общего делителя; формировать навык нахождения НОД.
Знать: понятия наибольший общий делитель, взаимно простые числа; алгоритм нахождения НОД.
Уметь: находить НОД натуральных чисел
Обучающаясамостоятельнаяработа
учебник
21-23
25.09
26.09
3
Наименьшее общее кратное
Ввести понятие наименьшего общего кратного; формировать навык нахождения НОК
Отработать умение решать задачи алгебраическим способом.
Знать: понятие наименьшее общее кратное; алгоритм нахождения НОК.
Уметь: находить НОК двух натуральных чисел
Работа с учебни
ком, Сам.раб.
таблицы
24
27.09
1
Обобщение материала по теме: «Делимость чисел»
Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Верно использовать в речи математические термины.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
25
30.09
1
Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Письмен
ныйконтроль
Чертёжн. инструм.
Обыкновенные дроби (54 часов)
26-28
01.10
02.10
03.10
3
Основное свойство дроби
Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, правило сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей
Знать: основное свойство дроби.
Уметь: применять основное свойство дроби при преобразовании дробей
Контрольный срез, тесты
Чертёжн. инструм
презентация
29-31
03.10
04.10
07.10
3
Сокращение дробей
Ввести понятие сокращения дробей и дать определение несократимой дроби, учить сокращать дроби, используя признаки делимости чисел и основное свойство дроби
Знать: понятия сократимая и несократимая дробь.
Уметь: выполнять сокращение дробей при решении примеров и задач
Проверка работы групп
Презента
ция
32-34
08.10
09.10
10.10
3
Приведение дробей к общему знаменателю
Ввести понятие дополнительного множителя, отработать умение приводить дроби к новому знаменателю и находить дополнительный множитель.
Выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания
Знать: понятие дополнительный множитель; правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю.
Уметь: приводить дроби к наименьшему общему знаменателю
С/Р обучаю
щего характера.
Диск М-6
35-40
10.10
11.10
14.10-16.10
17.10
6
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Обобщение материала
Формулировать правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенныхдробе
Провести дидактическую игру с целью отработать првило сложения, вычитания и сравнения дробей с разными знаменателями
Знать: правила сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Уметь: выполнять сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями; пользоваться изученными правилами при решении задач
Письмен
ный зачет, Обучаю
щий тест. Игровой урок. Работа в группах.
Презента
ция
41
17.10
1
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
работа учеников , показывающая качество полученных знаний по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
тесты
42-46
18.10
21.10-24.10
5
Сложение и вычитание смешанных чисел
Показать применение переместительного и сочетательного свойства сложения при сложении смешанных чисел; ввести правило сложения смешанных чисел.
Знать: правила сложения и вычитания смешанных чисел. Уметь: выполнять сложение и вычитание смешанных чисел
Защита результатов работы. Сам.раб.
тесты
47
24.10
1
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
работа учеников , показывающая качество полученных знаний по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Чертёжн. инструм.
48-51
25.10
28.10-30.10
4
Умножение дробей
Формулировать правило умножения обыкновенных дробей. Выполнять умножение обыкновенных дробей .
Знать: правила умножения дроби на натуральное число и дроби на дробь; правило умножения смешанных чисел; переместительное и сочетательное свойства умножения
Фронтальный опрос
тесты
52-55
31.10
01.11
11.11
4
Нахождение дроби от числа
Ознакомить с задачами на нахождение дроби от числа и показать, что такие задачи могут быть решены одним действием- умножением числа на дробь.
Знать: правила нахождения дроби от числа, процента от числа. Уметь: находить дробь и проценты от числа
Само
контроль
Диск м-6
56-60
12.11-15.11
5
Применение распределительного свойства умножения. Обобщение материала.
Показать применение распределительного свойства умножения смешанных чисел;
Знать: правила умножения дроби на натуральное число и дроби на дробь; правило умножения смешанных чисел; переместительное и сочетательное свойства умножения
61
18.11
1
Контрольная работа № 4 по теме «Умножение дробей и нахождение дроби от числа»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Чертёжн. инструм.
62-63
19.11
20.11
2
Взаимнообратные числа
Ввести понятие взаимно обратных чисел; формировать навык умножения дробей; отработать умение решать уравнения нового типа.
Знать: понятие взаимно обратные числа.
Уметь: записывать число, обратное натуральному числу, и число, обратное смешанному числу
Провероч
ная с/р
тесты
64-69
21.11
22.11
25.11-
27.11
6
Делениедробей
Обобщение материала.
Формулировать правило деления обыкновенных дробей. Выполнять деление обыкновенных дробей. отработать навык применения основного свойства дроби при сокращении дробей.
Знать: правила деления дробей
и смешанных чисел.
Уметь: выполнять деление дробей
и смешанных чисел; применять
изученные правила при решении задач
Урок-пратикум,
самостоятельная дифференцированная работа
Чертёжн. инструм.
70
28.11.
1
Контрольная работа №5 по теме «Деление обыкновен
ных дробей»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Чертёжн. инструм
71-73
28.11
29.11
02.12
3
Нахождение числа по его дроби
Ввести правило нахождения числа по его дроби; показать его применение при решении задач.
Знать: правило нахождения числа по его дроби.
Уметь: находить число по его дроби и по данному значению его процента
Обучающая самостотельная работа
презентация
74-78
03.12
04.12
05.12
06.12
5
Дробныевыражения
Ввести понятие дробного выражения, знаменателя и числителя дробного выражения.
Знать: понятия дробное выражение, числитель дробного выражения, знаменатель дробного выражения.
Уметь: выполнять действия с дробными выражениями
Пратикум, провероч
ная,самост
работа.
Диск, плакаты
79
09.12
1
Контрольная работа №6 по теме
«Дробные выражения»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Отношения и пропорции(23 часа)
80-82
10.12-12.12
3
Отношения
Ввести понятие отношения и процентного отношения двух чисел; определить, что показывает отношение; показать где применяется отношение двух чисел.
Знать: понятие отношение двух чисел; что показывает отношение двух чисел.
Уметь: определять, какую часть и сколько процентов составляет одно число от другого числа
Обучающая и провероч
ная С/Р.
тесты
83-86
12.12, 13.12, 16.12, 17.12
4
Пропорции
Формировать понятие пропорции, её членов; научить составлять пропорции из отношений; ознакомить с двумя способами проверки верной пропорции.
Знать: понятия пропорция, крайние члены пропорции, средние члены пропорции; основное свойство пропорции.
Уметь: читать и записывать пропорции; приводить примеры верных пропорций; применять основное свойство пропорции
Письмен
ный контроль
сам.раб.,
Презента
ция
87-91
18.12-
20.12
23.12
5
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Ввести понятие прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин; учить определять, какой зависимостью являются данные величины.
Знать: понятия прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины.
Уметь: приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин; определять вид зависимости и, исходя из этого, выбирать путь решения задачи
Обучаю
щая самостоятельная работа
чертёжные инструменты
92
24.12
1
Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Чертёж.инструменты
93-94
25.12
26.12
2
Масштаб
Ввести понятие масштаба; учить читать масштаб; решать задачи, связанные с понятием масштаба.
Знать: понятие масштаб.
Уметь: определять масштаб карты и находить расстояние на местности
Письмен
ный контроль
Чертёж.инструменты
95-98
26.12, 27.12,
13.01. 14.01
4
Длина окружности и площадь круга
Актуализировать знания учащихся об окружности и её элементах; вывести формулы для нахождения длины окружностипо длине её диаметра и по длине её радиуса.
Знать: формулы длины окружности и площади круга.
Уметь: по формулам находить длину окружности и площадь круга
Практическая работа.
Цир
куль
99-101
15.01
16.01
3
Шар
Обобщение
Обобщить знания учащихся о шаре и сфере, их элементах.
Знать: понятия радиус шара, диаметр шара, сфера.
Уметь: находить радиус и диаметр шара
Практичес
кая работа.
Ци
куль, линейка
102
17.01
1
Контрольная работа №8 по теме «Масштаб.Окруж
ность и круг.»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
чертёжные инструменты
Положительные и отрицательные числа (13 часов)
103-104
20.01
21.01
2
Координатынапрямой
«открыть» множество отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой; ввести обозначение отрицательных чисел, показать их применение при решении задач межпредметного характера.
Знать: понятия положительные числа, отрицательные числа, координатная прямая, координата точки. Уметь: записывать координаты точек; изображать точки на координатной прямой
Дифференци
рованный контроль.
чертёжные инструменты
105-106
22.01
23.01
2
Противоположные числа
Ввести понятие числа, противоположного данному;
показать обозначение чисел, противоположных данному.
Формировать познавательный интерес к математике с помощью дидактической игры.
Знать: понятия противоположные числа, целые числа. Уметь: правильно читать противоположные числа; находить число, противоположное данном
Проверочная самостоятельная работа
чертёжные инструменты
107-108
23.01
24.01
2
Модульчисла
Ввести понятие модуля числа; показать обозначение модуля; формировать понятие о модуле числа, как о расстоянии точки, соответствующей данному числу.
Знать: понятие модуль числа; обозначение модуля. Уметь: находить модуль положительного числа, нуля и отрицательного числа
Устный контроль.
Чертёжные инструменты
109-111
27.01-
29.01
3
Сравнениечисел
Рассмотреть правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать рациональные числа.
Знать: правила сравнения двух чисел.
Уметь: сравнивать числа с помощью координатной прямой и с помощью модулей
Групповой устный и письменный контроль
Чертёжные инструменты
112-114
30.01,
31.01
3
Изменениевеличин
Обобщение
Ввести понятие изменения величин;
Знать: способы выражения увеличения величин положительными числами, а уменьшения ― отрицательными.Уметь: определять новое значение величины
Проверка работы групп
чертёжные инструменты
115
03.02
1
Контрольная работа №9 по теме: «положительные и отрицательные числа»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
чертёжные инстру
менты
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (17 часов)
116-118
04.02-
06.02
3
Сложение чисел с помощью координатной прямой
Отработать умение складывать положительные и отрицательные числа с помощью координатной прямой.
Знать: математический смысл операции прибавления к числу а числа b; значение суммы противоположных чисел.
Уметь: находить сумму чисел с помощью координатной прямой; находить сумму противоположных чисел
Индиви
дуальный конт
роль
тесты
119-120
06.02
07.02
2
Сложение отрицательных чисел
Ввести правило сложения отрицательных чисел на конкретной задаче.
Знать: правило сложения отрицательных чисел.
Уметь: выполнять сложение отрицательных чисел
Обучающая сам.работа
Чертёж
ные инструменты
121-125
10.02-13.02
5
Сложение чисел с разными знаками
Ввести правило сложения чисел с разными знаками на конкретной задаче; ввести правило сложения с помощью понятия «модуль».
Знать: правило сложения чисел с разными знаками.
Уметь: выполнять сложение чисел с разными знаками
Работают в группе.
чертёжные инструменты
126-131
14.02,
17.02-
20.02
6
Вычитание
Обобщение
Ввести правило вычитания положительных и отрицательных чисел.
Знать: правило вычитания (представление разности в виде суммы); правило нахождения длины отрезка на координатной прямой. Уметь: применять правило вычитания на практике;
Зачет
Сам.раб.
Чертёжные инструменты, диск
132
21.02
1
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
чертёжные инструменты
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (18 часов)
133-135
24.02-
26.02
3
Умножение
Ввести правило умножения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Знать: правила умножения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Уметь: выполнять умножение двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Фронталь
ный опрос
Чертёжн. инструм.
136-138
27.02
28.02
3
Деление
Ввести правило деления двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Знать: правила деления отрицательного числа на отрицательное число и чисел с разными знаками.
Уметь: выполнять деление двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Письмен
ный контроль
диск
139-143
03.03-06.03
5
Рациональныечисла
Ввести понятие рационального числа; учить записывать числа в виде рациональных.
Знать: понятие рациональное число. Уметь: представлять рациональные числа в виде дроби
Проверка индивиду
альной работы
Диск М-6
144-149
07.03,
10.03-13.03
6
Свойства действий с рациональными числами
Показать учащимся, что свойства сложения и умножения, известные для неотрицательных чисел, справедливы для любых рациональных чисел.
Знать: свойства действий с рациональными числами. Уметь: применять свойства действий с рациональными числами при решении примеров и задач
Письмен
ный контроль
плакаты
150
14.03
1
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Письмен
ный контроль
Решение уравнений (18 часов)
151-153
17.03-
19.03
3
Раскрытие скобок
Ввести понятие раскрытия скобок; ознакомить с правилом раскрытия скобок.
Знать: правила раскрытия скобок. Уметь: раскрывать скобки в соответствии с правилами и находить значения выражений
Различные формы контроля
Комп.
чертёжные инструменты
154-155
20.03
2
Коэффициент
Ввести понятие коэффициэнта; показать, как применение переместительного и сочетательного свойства умножения позволяет упрощать вид произведения, если среди множителей есть числовые и буквенные множители.
Знать: понятие числовой коэффициент.
Уметь: определять числовой коэффициент
Проверка дифференцированной работы
Плакаты, диск М-6
156-158
21.03, 31.04, 01.04
3
Подобные слагаемые
Ввести понятие подобных слагаемых; объяснить, что значит привести подобные слагаемые.
Знать: понятие подобные слагаемые; правило сложения подобных слагаемых.
Уметь: находить и складывать подобные слагаемые
Проверка работы групп
Чертёжн. инструм.
159
02.04
1
Контрольная работа №12 по теме Коэффициэнт. Подобные слагаемые».
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Письмен
ный контроль
160-167
03.04,
04.04,
07.04-
10.04
8
Решение уравнений
Ввести понятие корня уравнения; ознакомить со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений, с решением задач нового типа.
Знать: правила решения уравнений; понятие линейное уравнение.
Уметь: решать линейные уравнения
Письмен
ный контроль
тесты
168
11.04
1
Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений»
Выявить знания, умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания иумения при решении примеров и задач
Координаты на плоскости (17 час)
169-170
14.04,
15.04
2
Перпендикулярные прямые
Ввести понятие и обозначение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков и лучей; показать способы построения перпендикулярных прямых.
Знать: понятия перпендикулярные прямые, отрезки (лучи).
Уметь: определять на глаз и с помощью чертежного треугольника
Практичес
кая работа
Чертёж
ные инструменты
171-172
16.04
17.04
2
Параллельные прямые
Ввести понятие и обозначение параллельных прямых, параллельных отрезков и лучей; показать способы построения параллельных прямых.
Ввести понятие системы координат, координатной плоскости, координат точки, абсциссы и ординаты.
Знать: понятия координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат; последовательность записи координат точки на плоскости и их названия. Уметь: строить координатную плоскость; отмечать на координатной плоскости точки с заданными координатами и определять координаты точки на плоскости
Индивидульндифференцированный контроль по карточкам
Чертёжные инструменты
178-180
24.04,
25.04
3
Столбчатые диаграммы
Ввести понятие столбчатых и круговых диаграмм, ознакомить с их принципом построения. Верно использовать в речи термины: столбчатая диаграмма, график.
Знать: понятие столбчатая диаграмма.
Уметь: строить столбчатые диаграммы согласно условиям задач
Проверка практических работ
Чертёжные инструменты
181-183
28.04- 30.04
3
Графики
На примерах показать, что такое график» . Читать графики простейших зависимостей.
Знать: понятие график; правила чтения и построения графиков. Уметь: строить и читать графики
Практичес
кая работа
Комп. Чертёжные инструменты
184
02.05
1
Решение задач
Отработать умение строить и читать графики, выражающие зависимости между величинами.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Практичес
кая работа
Чертёжные инструм
185
05.05
1
Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости»
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Индивидуальная работа
тесты
Повторение (21 час)
186-191
06.05-
08.05, 12.05
5
Повторение. Действия с рациональными числами.
Отрабатывать навыки действий с рациональными числами
Знать: материал, изученный в 6 классе.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Фронтально-устный опрос
Комп. Чертёжн.инструменты
192-194
13.05-
15.05
3
Отношения. Пропорции.
Решать задачи на применение пропорций.
Знать: материал, изученный в 6 классе.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Практичес
кая работа
презентация
195-198
15.05, 16.05, 19.05, 20.05
4
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Использовать зависимости величин при решении задач.
Знать: материал, изученный в 6 классе.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Сам.раб.
презентация
199-204
21.05-
23.05,
26.05,
27.05
6
Уравнения.
Решать задачи с помощью уравнений.
Знать: материал, изученный в 6 классе.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Фронта
льно-устный опрос
тесты
205-206
28.05, 29.05
2
Координаты на прямой и координаты на плоскости.
Повторить понятие системы координат, координатной плоскости, координат точки, абсциссы и ординаты.
Знать: понятия координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат; последовательность записи координат точки на плоскости и их названия. Уметь: строить координатную плоскость; отмечать на координатной плоскости точки с заданными координатами и определять координаты точки на плоскости
207
30.05
1
Итоговая контрольная работа
Выявить знания и умения и навыки обучающихся по пройденной теме.
Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач
Несовпадение часов (разница 3 занятия) календарно-тематического планирования с 210 запланированными часами по учебному плану объясняется тем, что учебные занятия приходятся на праздничные дни: 01.05 (2 занятия); 09.05. Прохождение программного материала будет обеспечено за счет резервного времени.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список учебной и методической литературы
№
Авторы
Название
Издательство
Год издания
1
Виленкин Н.Я. Жохов В.И.
Математика 6 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений
М.: Мнемозина
2010
2
Попов М.А.
Контрольные и самостоятельные работы по математике, 6 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 6 класс»
М.: Мнемозина
2010
3
Попов М.А.
Контрольные и самостоятельные работы по математике, 6 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина
М.: Мнемозина
2009
4
Попова Л.П.
Поурочные разработки по математике, 6 класс
М.: ВАКО
2009
5
Попов М.А.
Дидактические материалы по математике
Москва, «Экзамен»
2013
6
Минаева С.С.
Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5–6 классов
Москва, «Экзамен»
2008
7
Фарков А.В.
Математическиеолимпиады. 5–6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ
Москва, «Экзамен»
2008
Интернет-ресурсы:
Универсальное мультимедийное пособие по математике 6 класс
Тестирование online: 5-11 классы
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет
М.: ЭКЗАМЕН
http://www.kokch.kts.ru/cdo
http://teacyer.fio.ru
2009
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1
Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.С. Ольховой, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010
2
Сборник практических задач по математике: 6 класс, Выговская В.В., - М.: ВАКО, 2012
3
Дидактические материалы по математике для 5 класса, Чесноков А.С., Нешков К.И., - М.: Класикс Стиль, 2009
4
За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин
5
Методический журнал для учителей математики «Математика», ИД «Первое сентября»
6
CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие по математике. 6 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. "Математика. 6 класс", М.: Издательство «Экзамен», 2013
Материально-техническое обеспечение
1.
Комплект таблиц «Натуральные числа»
2
Диск «Математика-6». Справочник для школьника
3
Диск «Математика 5-6»
4
Мультимедийный компьютер, экран, проектор
Информационные источники
4
http://urokimatematiki.ru
5
http://intergu.ru/
6
http://karmanform.ucoz.ru
7
http://polyakova.ucoz.ru/
8
http://le-savchen.ucoz.ru/
9
http://www.it-n.ru/
10
http://www.openclass.ru/
Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
1) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умение ясно, четко, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) иметь первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
1) способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решен6ия;
5) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
8) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9) первоначальное представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
10) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;
13) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, поводить классификацию;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, многоугольник, круг, окружность и пр.), формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
5) знание основных способов представления и анализа статистических данных; умение решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного — двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Особенности оценки индивидуального проекта
“5” балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики;
“3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации;
“1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта.
Защита проекта
“5” балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;
“3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;
“1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.
Подведение итогов и анализ работы.
Итоговая контрольная работа по математике в форме теста (6 класс)
Часть первая направлена на проверку достижения уровня базовойподготовки. Она содержит задания, предусматривающие три формы ответа:
Задания с выбором ответа из четырёх предложенных;
Задания с кратким ответом;
Задания на соотнесение - 8 заданий.
С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приёмов решения задач и т.д.), владение основными алгоритмами, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а так же применение знаний в простейших практических ситуациях. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определённую системность знаний и широту представлений, умение переходить с одного математического языка на другой, узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.
Часть вторая направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня владения материалом.
Все задания этой части носят комплексный характер. Они позволяют проверить владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приёмы рассуждений. При выполнении второй части работы учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
Задания во второй части расположены по нарастанию сложности - от относительно простых задач, до достаточно сложных, требующих свободного владения материалом курса и высокого уровня математического развития.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Для оценивания результатов выполнения работ учащимися применяются два количественных показателя: традиционная отметка «2», «3», «4» и «5» и рейтинг от 0 до 14 баллов.
Рейтинг формируется путём подсчёта общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение первой и второй частей работы. За каждое верно решенное задание первой части учащемуся начисляется 1 балл. Во второй части работы около каждого задания указано количество баллов, которые засчитываются в рейтинговую оценку ученика при верном выполнении этого задания. Балл, приписанный каждому заданию, характеризует относительную сложность этого задания в работе.
Шкала перевода рейтинга в оценку.
«3»
5-7 баллов
«4»
8-11 баллов
«5»
12-14 баллов
Вариант 1
Первая часть
1. Сократите дробь .
а) 5; б) ; в) ; г) сократить нельзя.
2. Выполните вычитание .
а); б); в); г).
3. Раскройте скобки в выражении: -(x+4y-3z).
a) -x+4y-3z; б) -x-4y+3z; в) -x-4y-3z; г) другой ответ.
4. У какого из данных чисел наибольший модуль: а) -34,5; б) 34,34; в) -0,997; г) 0,769.
5. Среди записанных чисел найдите пары взаимно обратных.
; ;;; 1,4; 0,8; 2,4; 0,75.
Ответ _____________.
6. Турист проходит в среднем 3км в час. Какое расстояние он пройдет за 1 часа?
Ответ _____________.
7. Найдите площадь круга, диаметр которого равен 8 см.
Ответ _____________.
8. Решите уравнение: 4,2х+5=-7,6
Ответ _____________.
Вариант 1
Вторая часть
1. ( 2 балла) Найдите значение выражения
2. ( 4 балла) Определите, при каком значении х, значение выражения больше значения выражения на 2.
Вариант 2
Первая часть
1. Сократите дробь .
а) ; б); в) сократить нельзя; г) .
2. Выполните вычитание .
а)1; б); в); г).
3. Раскройте скобки в выражении: -(2а-в+с).
а) -2а-в-с; б) -2а-в+с; в) -2а+в-с; г) другой ответ.
4. Какое из данных чисел наибольшее:
а) |-6,82|; б) |0,2723|; в) |-4,92|; г)|6,901|.
5. Среди записанных чисел найдите пары взаимно обратных.
; ; ; ; ; ; ; .
Ответ _____________.
6. Скорость течения реки 5км в час. Какое расстояние плот по течению реки за 1 часа?
Ответ _____________.
7. Найдите площадь круга, радиус которого равен 5 см.
Ответ _____________.
8. Решите уравнение: -0,25х+0,8=1,3.
Ответ ____________
Вариант 2
Вторая часть
1. (2 балла) Найдите значение выражения
2. (4 балла) Определите, при каком значении х, значение выражения больше значения выражения на 1.