Рабочая программа по математике 5 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. РСогласно Федеральному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики отводится 5 часов. Из компонента ОУ выделен 1 час. Итого получается 210 часов.абочая программа по математике для 5 класса составлена по учебнику Макарычева.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике (5 класс) »
Утверждено на педсовете Согласовано на заседании
Протокол №_______ от ________ 2014 года экспертной группы
Директор школы_____________________ Протокол №_______ от ________ 2014 года
Белоусова Е.М. Экспертная группа
_______________ФИО_________________
_______________ФИО_________________
_______________ФИО_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
5 класс
Учитель математики
Михайленко Юлия Сергеевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квашнинская основная общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области
2014-2015 учебный год
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса математики в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестированиивсе верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
65% и более
отлично
47-64 %
хорошо
25-46 %
удовлетворительно
0-24 %
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс математики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: - «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию математики как учебной дисциплины;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится в следующих случаях:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала; не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу; отказался отвечать на вопросы учителя.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике 5 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Нормативные документы для составления рабочей программы:
1) Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
4) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
5) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
6) Приказа Минобрнауки Новосибирской области от 01.07.2014 года №1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2015 учебный год».
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает вьщеление этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики отводится 5 часов. Из компонента ОУ выделен 1 час. Итого получается 210 часов.
Структура документа
Рабочая программа по математике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения математики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, литературу.
Цели изучения математики
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
• Развитие:
• Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• Математической речи;
• Сенсорной сферы; двигательной моторики;
• Внимания; памяти;
• Навыков само и взаимопроверки.
• Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
• Воспитание:
• Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
• Волевых качеств;
• Коммуникабельности;
• Ответственности.
Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей вводятся в 4-ой четверти. Примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие и примеры случайных событий.
Основная цель обучения математики в 5 классе:
• выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
• обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
• обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
• сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету. Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:
• повторение и контроль теоретического материала;
• разбор и анализ домашнего задания;
• устный счет;
• математический диктант;
• самостоятельная работа;
• контрольные срезы.
Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ. Обязательные результаты составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами основного общего образования.
Содержание курса по предмету
Курс математики 5-го класса - важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Курс математики 5 класса строится на индуктивной основе с привлечением дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств
арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
- формирование представлений о математике как универсальном языке;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
- воспитание средствами математики культуры личности;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития
В задачи обучения математики входит:
- сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить и развить математические и творческие способности;
- развивать навыки вычислений с натуральными числами;
- учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
- дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
- учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
- продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
- развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Требования к математической подготовке
В результате изучения математики на базовом уровне ученик 5 класса должен:
Знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства, примеры доказательств; -. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач.
Уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вьиитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;
- находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи.
Количество часов в неделю, за год.
Согласно федеральному базисному учебному плану в образовательном учреждении на изучение математики в 5 классе отводится 175 ч из расчета 5 ч в неделю. 1 час из школьного компонента (35ч.), итого 210 часов..
В учебном году 35 учебных недель.
Контрольных работ 14 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Натуральные числа и шкалы» 1 час, «Сложение и вычитание натуральных чисел» 2 часа, «Умножение и деление натуральных чисел» 2 часа, «Площади и объёмы» 1 час, «Обыкновенные дроби» 2 часа, «Сложение и вычитание десятичных дробей» 1 час, «Умножение и деление десятичных дробей» 2 часа, «Инструменты для вычислений и измерений» 2 часа и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Межпредметные и межкурсовые связи:
При работе широко используются: биология - тема «Проценты», «Среднее арифметическое», история- тема «Шкалы и координаты», технология-«Отрезок. Длина отрезка», «Плоскость. Прямая. Луч», «Среднее арифметическое», изобразительное искусство «Угол. Прямой и развёрнутый угол», « Круговые диаграммы».
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, зачёт, работа по карточке, тест.
Основное содержание изучаемого курса
1. Натуральные числа и шкалы - 20 часов
Обозначение натуральных чисел Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше Контрольная работа №1
Цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Задачи - восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Понятия шкалы и делений, координатного луча
Знать и понимать:
- Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
- Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
- Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
- Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
- Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
- Измерительные инструменты.
- Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
- Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
- Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
- Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
Уметь:
- Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
- Составлять числа из различных единиц.
- Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
- Выражать длину (массу) в различных единицах.
- Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
- Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
- Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
- Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел – 30 часов
Сложение и вычитание натуральных чисел и его
свойства
Вычитание.
Контрольная работа №2
Числовые и буквенные выражения
Буквенная запись свойств сложения и вычитания
Уравнение.
Контрольная работа №3
Цель - закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Задачи - уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют
самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять
буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и
вычитание).
Знать:
- Понятия действий сложения и
- вычитания.
- Компоненты сложения и вычитания.
- Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
- Понятие периметра многоугольника.
- Алгоритм арифметических действий над многозначными числами. Уметь:
- Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
- Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
- Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
- Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
- Раскладывать число по разрядам и наоборот
3. Умножение и деление натуральных чисел - 29 ч.
Умножение натуральных чисел и его свойства Деление
Деление с остатком Контрольная работа №4 Упрощение выражений Порядок выполнения действий Степень числа. Квадрат и куб числа Контрольная работа №5
Цель - закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
Задачи - целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Знать и понимать:
- Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
- Понятия программы вычислений и команды.
- Таблицу умножения.
- Понятия действий умножения и деления.
- Компоненты умножения и деления.
- Свойства умножения и деления натуральных чисел.
- Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
- Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
- Деление с остатком, неполное частное, остаток.
- Понятие степени числа.
- Понятия квадрата и куба числа.
- Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
Уметь:
- Заменять действие умножения сложением и наоборот.
- Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
- Умножать и делить многозначные числа столбиком.
- Выполнять деление с остатком.
- Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
- Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
- Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на ... (в...); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
- Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
- Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
- Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
- Вычислять квадраты и кубы чисел.
- Вычислять степень числа.
- Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
4. Площади и объёмы – 13 часов
Формулы
Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.
Единицы измерения площадей Прямоугольный параллелепипед Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Контрольная работа №6
Цель - расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.
Задачи - отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи. Знать и понимать:
- Понятие формулы.
- Формулу пути (скорости, времени)
- Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
- Измерения прямоугольного параллелепипеда.
- Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
- Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
- Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
- Решать задачи, используя свойства равных фигур.
- Переходить от одних единиц площадей (объемов)к другим.
5. Обыкновенные дроби - 29 ч.
Окружность и круг Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей Правильные и неправильные дроби Контрольная работа №7
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Деление и дроби Смешанные числа
Сложение и вычитание смешанных чисел Контрольная работа №8
Цель - познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Задачи - изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.
Знать и понимать:
- Понятия окружности, круга и их элементов.
- Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
- Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей. Уметь:
- Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
- Понятия правильной и неправильной дроби.
- Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
- Читать и записывать обыкновенные дроби.
- Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
- Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
- Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
- Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
- Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
- Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
- Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
- дробей.
- Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
- Выделять целую часть из неправильной дроби.
- Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
- Складывать и вычитать смешанные числа
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 15 часов
Десятичная запись дробных чисел
Сравнение десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Приближенные значения чисел
Округление чисел
Контрольная работа №9
Цель - выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
- Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
- Изображать десятичные дроби
- на координатном луче.
- Складывать и вычитать десятичные дроби.
- Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
- Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
- Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда. 7.
7. Умножение и деление десятичных дробей - 27 часов
Умножение десятичных дробей на натуральное число Деление десятичных дробей на натуральное число Контрольная работа №10 Умножение десятичных дробей Деление на десятичную дробь Среднее арифметическое Контрольная работа №11
Цель - выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Задачи — основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Знать и понимать:
- Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
- Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
- Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
- Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001 ;и т.д.
- Свойства умножения и деления десятичных дробей.
- Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
- Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.
Уметь:
- Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
- Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
- Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
- Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
- Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
- Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
- Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.
8. Инструменты для вычисления и измерения – 16 часов
Микрокалькулятор Проценты
Контрольная работа №12 Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир Круговые диаграммы Контрольная работа №13
Цель - сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Задачи - понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.
Знать и понимать:
- Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
- Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
- Основные виды задач на проценты.
- Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий
- «угол».
- Свойство углов треугольника.
- Измерительные инструменты.
- Понятие биссектрисы угла.
- Алгоритм построения круговых диаграмм. Уметь:
- Пользоваться калькуляторами при выполнении
отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.
- Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
- Вычислять проценты с помощью калькулятора.
- Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
9. Итоговое повторение - 17 часов
Вопросы и задачи на повторение
Итоговая контрольная работа №14
Анализ итоговой контрольной работы
Раздел математики. Сквозная линия
Вычисления и числа.
Геометрические фигуры и их свойства.
Измерение геометрических величин.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Арифметические действия с обыкновенными дробями.
Арифметические действия с десятичными дробями.
Единицы измерения длины, площади, объема, углов.
Проценты.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями.
Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями.
Уметь решать текстовые задачи .
- Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
- Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
- Основные виды задач на проценты.
- Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол».
- Свойство углов треугольника.
- Измерительные инструменты.
- Понятие биссектрисы угла.
- Алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
- Пользоваться калькуляторами при выполнении
отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.
- Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
- Вычислять проценты с помощью калькулятора.
- Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
Уметь выполнять измерения геометрических величин и находить их длину, площадь, объем. Уметь измерять и строить углы. Уметь решать простые задачи на проценты.
Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий. Уровень возможной подготовки обучающегося Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений.
Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями, применяя свойства сложения, вычитания, умножения и деления. Уметь решать текстовые задачи, данные в которых выражены обыкновенными и десятичными дробями. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Понимать, как используются уравнения; уметь применять их для решения математических и практических задач.
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме
Компьютерное обеспечение уроков
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.
Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.
При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.
Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель - ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Электронные учебники.
Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Учебно-тематическое планирование
по математике
Класс - 5
Учитель – Михайленко Юлия Сергеевна
Количество часов – 175+35
Всего210 час; в неделю6 часов в 1 полугодии, 6 часов во 2 полугодии
Плановых контрольных уроков14
Административных контрольных уроков 2
Планирование составлено на основе:
Учебник. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс: учеб, для общеобразоват. учрежден./Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011
Дополнительная литература.
- Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы . Автор-составитель В.И.Жохов. - 2-е издание, стереотипное -М.: Мнемозина, 2010.
- Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: методическое пособие. М., 2008
- Жохов В.И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2008
- М.А.Попов Контрольные и самостоятельные работы по математике. К учебнику Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс:
- Поурочные разработки по математике 5-6 классы «Теория вероятностей.И.Н. Данкова, С.Ф.Кузьминых, М.В. Юрченко, Н.В. Черных. Теория вероятностей. Поурочные разработки по математике 5-6 классы. Воронеж, ВОИПК и ПРО, 2010
- Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина. 5 класс.М.: -ВАКО, 2009.
- Чесноков А.С., Пешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.- М.: Классик Стиль, 2008
- Ермилова Т.В. Тематичекое и поурочное планирование по математике: 5 кл.: К учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.:Мнемозина, :Метод. Пособие./Т.В.Ермиловпа.- М.: Издательство «Экзамен», 2010
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п.п.
Тема, содержание урока
Тип урока
Формирование понятий
Требования к уровню подготовки учащихся
Виды деятельности учащихся
Оборудование
Д/З
Дата
Примечания
Натуральные числа и шкалы (20 ч)
1-1
Повторение: натуральные числа
Комб
Действия с натуральными числами, порядок их выполнения, начальные сведения о геометрии
Уметь:
- выполнять арифметические действия с натуральными числами;
- изображать отрезок, треугольник, прямоугольник с помощью линейки;
- вычислять периметр треугольника и прямоугольника, площадь прямоугольника, используя формулы
Устн счет
Карточки: Буквенная запись натуральных чисел
2-2
Повторение: действия с натуральными числами
Комб
Дикт
3-3
Повторение: начальные сведения о геометрии
Комб
Фронт опрос
4-4
Входной контроль
Проверка знаний и умений
Письменная работа
5-5
Обозначение натуральных чисел
Комб
Натуральные числа, чтение и запись, десятичная система счисления, римская нумерация
Иметь представление:
- о натуральных числах;
- десятичной системе счисления;
- римской нумерации;
- уметь читать и записывать натуральные числа
Уст. Опрос
Таблицы: Магические квадраты, Двоичная система счисления
§1, № 23,24, 28
6-6
Арифметические действия с натуральными числами
Комб
Дикт.
№ 25, 29, 30 (а,б), прид.
Анал. Комб. Задачу
7-7
Отрезок. Длина отрезка
Комб
Отрезок, длина отрезка, расстояние между точками, треугольник, многоугольник, периметр
Уметь:
- изображать и обозначать отрезки;
- измерять их длину и строить отрезки заданной длины с помощью линейки;
- уметь изображать и обозначать треугольники и многоугольники;
- вычислять их периметры, зная длины сторон;
- различать точки, принадлежащие данным фигурам, и точки, не принадлежащие им
Уст. Опрос
§2, № 65, 72
8-8
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
Комб
Фронт опрос
№ 66, 70,
повт табл умнож
9-9
Единицы измерения длины
Комб
С/р
№ 68 (а,б), № 73
10-10
Плоскость, прямая, луч
Комб
Плоскость, прямая, луч, дополнительные лучи, их обозначение
Иметь представление о плоскости.
Уметь:
- изображать и обозначать прямую, луч, дополнительные лучи;
- распознавать их по готовому чертежу;
- описывать их взаимное расположение по готовому чертежу
Уст. Опрос
Таблица: Виды линий
§3, № 99 (устно), 100, 101
11-11
Комб
Уст. Опрос
12-12
Построение на чертеже геометрических фигур
Комб
Дикт.
№ 103, 104
13-13
Шкалы и координаты
Комб
Шкала, единичный отрезок, координатный луч, координаты точки
Иметь представление о шкалах.
Уметь:
- изображать координатный луч;
- находить координаты точек, изображать их на луче;
- изображать точки с заданными координатами
Уст. опрос
§4, № 137, 138, 144 (а)
14-14
Координатный луч и его элементы
Комб
Фронт опрос
№ 143, 144 (б)
15-15
Координаты точек
Комб
С/р
№ 139, 140, 142
16-16
Меньше или больше
Комб
Меньше, больше, неравенство, двойное неравенство, правила сравнения натуральных чисел
Уметь:
- сравнивать натуральные числа;
- записывать результат сравнения, используя знаки сравнения
Уст. опрос
§ 5, № 168 (уст), 171, 172
17-17
Сравнение натуральных чисел
Комб
Взаимопроверка
№ 173, 174, 179
18-18
Понятие неравенства, двойного неравенства
Комб
Дикт. с сам. проверкой
№ 170, 172, 180 (а)
19-19
Повторение по теме «Натуральные числа и шкалы»
Комб
Дикт.
№ 177, 181
20-20
Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы»
Проверка знаний и умений
Уметь:
- строить отрезки и измерять их длину с помощью линейки;
- строить отрезок заданной длины;
- изображать прямую, луч, отрезок, учитывая их взаимное расположение;
- изображать точки на числовом луче с заданными координатами;
- уметь сравнивать натуральные числа
Пис. работа
Сложение и вычитание натуральных чисел ( 30 час)
21-1
Анализ контрольной работы
Урок обобщ и систем знаний
Сложение натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач
Знать название компонентов и результат действия сложения, свойства сложения.
Уметь:
- выполнять устно сложение двузначных чисел;
- сложение многозначных чисел
Работа над ошиб.
Старинные меры длины: аршин, локоть, верста
§6, № 229, 239
22-2
Название компонентов
Урок обобщ и систем знаний
23-3
Свойства сложения натуральных чисел
Урок обобщ и систем знаний
Уст. счет
Последняя цифра выражения
№ 230, 231
24-4
Применение свойств сложения
Уст. счет
25-5
Свойства сложения
Комб
Дикт.
Задача Карла Гаусса
№ 232, 233, 238
26-6
Сложение на координатном луче
Комб
Взаимопроверка
№ 236, 240 (а,б)
27-7
Периметр многоугольника
Комб
С/р
№ 234, 240 (в)
28-8
Название компонентов при вычитании
Вычитание натуральных чисел, его свойства, решение текстовых задач
Знать свойства вычитания.
Уметь:
- выполнять устно вычитание двузначных чисел;
- вычитание многозначных чисел
Уст. счет
§7, № 288, 291
29-9
Вычитание
Урок обобщ и систем знаний
30-10
Вычитание на координатном луче
Ознак с нов матер
Эксперсс-контр.
№ 290, 292
31-11
Вычитание натуральных чисел
Закреп изуч матер
Взаимопроверка
№ 286, 296 (а,в), 293
32-12
Свойства вычитания при вычислениях
Комб
С/р
№ 295, 296 (б,г), 294
33-13
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Проверка знаний и умений
Уметь:
- складывать и вычитать многозначные числа в пределах миллиона;
- определять, на сколько одно число меньше или больше другого;
- находить величину по ее частям;
- применять свойства сложения и вычитания при нахождении значения выражения;
- находить длину стороны треугольника, зная его периметр и длины других сторон
Пис. работа
34-14
Анализ контрольной работы
35-15
Числовые выражения.
Комб
Числовые и буквенные выражения, значения выражения
Иметь представление о числовых и буквенных выражениях.
Уметь:
- составлять буквенные выражения по условиям задач;
- осуществлять в буквенных выражениях числовые одстановки;
- вычислять значения буквенных выражений, зная значение буквы
Уст. счет
Буквенное выражение как средство записи многозначных чисел
§8, № 328, 329, работа над ош
36-16
Буквенные выражения
Комб
Фронт. опрос
§8, № 330, 331, 332
37-17
Значение выражения
Комб
С/р
№ 333, 336 (а,б)
38-18
Буквенная запись свойств сложения
Комб
Буквенная запись свойств сложения и вычитания
Знать буквенную запись свойств сложения и вычитания
Фронт. опрос
§9, № 366, 371 (а)
39-19
Буквенная запись свойств вычитания
Комб
Взаимопроверка
§9, № 364, 365, 368
40-20
Буквенная запись свойств сложения и вычитания
Комб
С/р
№ 367, 371 (б)
41-21
Запись свойств сложения и вычитания при помощи букв
Комб
Уст. счет
42-22
Применение свойств для упрощения вычислений и буквенных выражений
43-23
Уравнение
Ознак.с нов.матер
Уравнение. Корень уравнения
Уметь:
- проверять, является ли данное число корнем уравнения;
- решать уравнения, зная правила нахождения компонентов действий сложения и вычитания
Уст. счет
§10, № 395 (а,б,в), 397 (а)
44-24
Корень уравнения
Закреп.изуч. матер.
Взаимоконтр.
№ 396 (а,б), 397 (в)
45-25
Нахождение компонентов при сложении и вычитании
46-26
Решение уравнения
Комб
С/р
№ 398, 395 (г,д,е)
47-27
Алгебраический способ решения задач
Комб
Фронт.опрос
№ 400, 403 (а), 402
48-28
Составление уравнений для решения задач
49-29
Контрольная работа № 3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»
Проверка знаний и умений
Уметь:
- находить значения выражения, определив порядок действий;
- находить значение буквенного выражения, используя свойства вычитания;
- решать уравнения;
- решить текстовую задачу с помощью уравнения;
- уметь составить буквенное выражение по условию задачи и вычислить его
Письменная работа
Старинные меры массы: золотник, фунт, пуд
50-30
Решение задач с помощью составления уавнения
Анализ к.р.
Умножение и деление натуральных чисел (29 ч)
51-1
Умножение натуральных чисел.
Обобщ и сист знаний
Смысл умножения числа m на число n, компоненты действия умножения, свойства
Знать:
- смысл умножения одного числа на другое;
- свойства умножения.
Уметь:
- умножать многозначные числа;
- применять свойства умножения при нахождении значения выражения и упрощения буквенных выражений
Работа над ош
§11, № 451, 452, 455(а-г)
52-2
Умножение натуральных чисел и его компоненты
Закреп изуч матер
Фронт опрос
№ 453, 455
53-3
Умножение натуральных чисел и его свойства
Комб
Взаимоконтроль
№ 454, 455 (д-з)
54-4
Нахождение неизвестных компонентов умножения
Комб
55-5
Решение текстовых задач на умножение
Комб
С/р
№ 456, 460, 461 (а)
56-6
Умножение многозначных чисел столбиком
Комб
57-7
Деление и его элементы
Обобщ и систем знан
Действие деления, компоненты, свойства
Знать:
- смысл действия деления;
- свойства деления.
Уметь:
- делить многозначные числа уголком;
- находить неизвестные компоненты действий деления и умножения
Устн счет
§12, № 462, 514, 517
58-8
Свойства деления
Закреп изуч матер
Фронт опрос
№ 457, 515, 518
59-9
Свойства деления натуральных чисел
Комб
Взаимоконтр
№ 516, 524 (а-б)
60-10
Деление многозначных чисел
Комб
61-11
Решение текстовых задач на деление
Комб
Диктант с самопров
№ 519, 524 (г-е), 520
62-12
Решение текстовых задач
Комб
С/р
№ 527 (а), 521, 523
63-13
Деление с остатком
Компоненты действия деления с остатком
Знать компоненты деления с остатком.
Уметь:
- выполнять деление с остатком;
- находить делимое по неполному частному, делителю и остатку
Устн счет
§13, № 550, 552
64-14
Деление с остатком и его компоненты
Взаимопровер
№ 553, 551 (а-в)
65-15
Решение текстовых задач на деление с остатком
Фронт опрос
№ 555, 556 (а)
66-16
Повторение по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
С/р
№ 555, 556 (б)
67-17
Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел»
Проверка знаний и умений
Уметь:
- делить и умножать натуральные числа в пределах класса тысяч;
- решать текстовые задачи, в которых данная величина в несколько раз больше (меньше) искомой;
- применять свойства деления и умножения, связанные с 0 и 1;
- выполнять деление с остатком
Письменная работа
Тест «Умножение и деление натуральных чисел»
68-18
Упрощение выражений. Анализ к.р.
Обобщ и сист знаний
Распределительное свойство умножения
Знать распределительное свойство умножения.
Уметь:
- упрощать выражения, зная распределительное и сочетательное свойства умножения;
- решать уравнения, предварительно упростив его с помощью свойств умножения
Работа над ошиб
§14, № 610, 616
69-19
Распределительное свойство умножения
Комб
Фронт опрос
№ 611, 612, 614 (а, б)
70-20
Сочетательное свойство умножения
Комб
Взаимоконтр
№ 614 (в,г), 618
71-21
Решение задач на части
Комб
С/р
№ 621, 625 (а)
72-22
Порядок выполнения действий
Обобщ и сист знаний
Действия первой и второй ступени
Уметь:
- определять порядок действий в выражении;
- находить значение выражения
Устн счет
§15, № 622, 625 (б,в)
73-23
Вычисления в выражениях на порядок действий
Комб
Взаимоконтр
№ 644, 649, 646
74-24
Решение текстовых задач
Комб
С/р
№ 645, 647 (а-в), 650
75-25
Составление программы и схемы программы вычислений
Комб
76-26
Степень числа
Ознак с новым матер
Степень числа, основание степени, показатель степени
Уметь:
- представлять произведения чисел в виде степени и наоборот;
- находить значение квадрата и куба числа
Устн опрос
§16, № 666, 668 (а-д), 669
77-27
Квадрат и куб числа
Закреп изуч матер
Дикт
§16, 668 (е-и), 670, 671
78-28
Решение задач
Закреп изуч матер
79-29
Контрольная работа № 5 «Умножение и деление натуральных чисел»