kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по математике 5 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика: Дрофа, 2004), Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Математика (Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2002). Программа составлена к учебнику "Математика 5 кл" Н.Я.Виленкин 2012 г.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 кл »

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное»

Дальнереченского муниципального района Приморского края


«Согласовано»

Руководитель ТМО


___________Демочко Г.Я..


Протокол № ___ от

«____»___________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________ Чечиленко Л.В.


«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор школы


__________ Литвинчук С.Н.


Приказ № ___ от

«___»______________2014 г.









Рабочая программа учебного курса

«Математика»

для 5 класса
базовый уровень







Учитель: Кузнецова И.В.



















2014 год

Пояснительная записка



Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика: Дрофа, 2004), Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Математика (Составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2002).


При составлении рабочей программы были учтены требования документов:

  1. Приказ Министерства образования № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования;

  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 года

  3. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ приказ № 03 – 1263 от 07.07.2005

  4. Учебный план МОБУ «СОШ с. Ракитное», утвержденный приказом № от . .2014 года

Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:

  • Виленкин, Н.Я. Математика, 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд-М.: Просвещение 2011.

  • Чесноков, А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса/А.С. Чесноков, К.И. Нешков.-М.,2007.

  • Депман, Я.И. за страницами учебника математики: пособие для учащихся/Я.И. Депман, В.Я. Виленкин. –М.: Просвещение,2005.


Математика входит в предметную область «Математика и информатика». Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:

  • осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;

  • формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.




Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:


1) в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;



2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;



3) в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи курса:

- систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами;

- научить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

- познакомить со смешанными числами, научить выделять целую часть из неправильной дроби и превращать смешанное число в неправильную дробь;

- ввести понятие десятичной дроби, научить выполнять все арифметические действия с десятичными дробями;

- ввести понятие процента, научить решать три вида задач на проценты.



Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5 классе основной школы отводит 5 учебных часов в неделю, всего 170 уроков в год.

Согласно проекту Базисного учебного (образовательного) плана в 5 классе изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), который включает в себя арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.


Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля; итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.



В результате изучения курса математики 5 класса учащиеся должны:

  •    Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;

  •     Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;

  •       Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;

  •       Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;

  •       Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;

  •       Находить числовые значения буквенных выражений





Содержание обучения:

1. Натуральные числа и шкалы (15 ч).

Натуральные числа и их сравнения. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2.Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

  1. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч).

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на ..(в…)», «меньше на …(в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом.

При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части, учащиеся впервые встречаются уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

  1. Площади и объемы (12 ч).

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Основная цель – расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

  1. Обыкновенные дроби (25 ч.)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч).

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

При изучении операции округления числа вводится новое понятие – «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.



7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч).

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений (16 ч).

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты. Выполнять измерение и построение углов.

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

Продолжается работа по распознанию и изображению геометрических фигур. Важно уделять внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

В классе обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач (15 ч).

Основная цель – систематизировать и обобщить и закрепить полученные знания и навыки учащихся за курс математики 5 класса.










Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.


Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.


2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.



Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми ошибки:

      • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

      • незнание наименований единиц измерения;

      • неумение выделить в ответе главное;

      • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

      • неумение делать выводы и обобщения;

      • неумение читать и строить графики;

      • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

      • потеря корня или сохранение постороннего корня;

      • отбрасывание без объяснений одного из них;

      • равнозначные им ошибки;

      • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

      • логические ошибки.

Негрубые ошибки:

-неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

      • неточность графика;

      • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

      • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

      • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

      • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

      • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Литература и средства обучения

Учебно-методический комплекс:

  1. Виленкин, Н. Я. Математика. 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2012. – 280 с.

  2. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 кл. : рабочая тетрадь № 1. Натуральные числа / В. Н. Рудницкая.  М. : Мнемозина. 2012.  87 с.

  3. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 кл. : рабочая тетрадь № 2. Дробные числа / В. Н. Рудницкая.  М. : Мнемозина. 2012.  88 с.

  4. Рудницкая, В. Н. Разноуровневые контрольные работы по математике для 5 кл. : В 2 ч. / В. Н. Рудницкая.  М. : Генжер. 2010

  5. Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков, К. И. Нешков.  М. : Академкнига/Учебник, 2011  114 с.

  6. Жохов, В. И. Преподавание математики в 5–6-х классах по учебникам: Математика / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С . Чесноков, С. И. Шварцбурд. Методические рекомендации для учителя.  М. : Мнемозина. 2011

Программно-педагогические средства:

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ);

  2. СD «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности);

  3. СD «Математика, 5».

  4. Компьютерные тесты в программе Word.

Интернет-ресурсы:

  1. Министерство образования РФ: http://www.infonnika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/. Тестирование online: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/ .

  2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru. 3.Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.

  3. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rul-nauka/.

  4. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

  5. Сайты «Мир энциклопедий», http://www.rubricon.ruI ; http://www.encyclopedia.ru1.

Тип урока

УОНМ -Урок ознакомления с новым материалом

УЗИ -Урок закрепления изученного

УПЗУ -Урок применения знаний и умений

УОСЗ- Урок обобщения и систематизации знаний

УПКЗУ- Урок проверки и коррекции знаний и умений

КУ- Комбинированный урок

УКЗ- Урок коррекции знаний


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное»

Дальнереченского муниципального района Приморского края


«Согласовано»

Руководитель ТМО


___________Демочко Г.Я.


Протокол № ___ от

«____»___________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________ Чечиленко Л.В.


«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор школы


__________ Литвинчук С.Н.


Приказ № ___ от

«___»______________2014 г.








Календарно-тематическое планирование
по курсу «Математика»
5 класс


Учитель: Кузнецова И.В.










2014-2015 уч. год.



урока


Д

Тема раздела

Тема урока


Требования к уровню подготовки учащегося

Виды контроля

Домашнее задание

план

ф

1



Натуральные числа и шкалы (15 ч)

Числа и величины. Арифметические действия

Текстовые задачи. Работа с информацией


Числовые выражения. Выполнение арифметических действий с натуральными числами.


Упражнения в тетрадях

2



Геометрические фигуры. Геометрические величины. Пространственные отношения

Изображение точки, отрезка, угла, треугольника и прямоугольника. Вычисление периметра треугольника и прямоугольника


Упражнения в тетрадях

3



Стартовая диагностика

Демонстрируют математические знания и умения, сформированные в начальной школе

Контрольная работа


4



Работа над ошибками.

Натуральные числа


Десятичная запись чисел, натуральный ряд, многозначные числа, классы

С\р

Стр.9, № 23, 28.

5



Чтение, запись и сравнение натуральных чисел . Прием решения комбинаторных задач.

комбинаторика


Стр.9, № 24, 29.

№ 25,творческое задание: придумать аналогичную комбинаторную задачу.

6



Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Отрезок, длина, треугольник

Поверочный тест по теме: «Натуральные числа» (10мин)

Стр.15, № 65; стр.16, № 72

7



Измерение отрезков и построение отрезков заданной длины.


С\р с последующей проверкой

Стр. 15, № 66, 70

8



Плоскость. Прямая. Луч.

Плоскость, пересечение прямых, луч, дополнительные лучи

с/р

(стр.18, №89, 90)

Стр. 20, №99(устно), № 100, 101.

9



Построение и нахождение на чертеже геометрических фигур.

Косая сажень, маховая сажень, локоть

с/р

(стр. 20, №98)

Стр. 20, № 103, 104.

10



Координатный луч. Единичный отрезок. Координата точки.

Единичный отрезок, координатный луч, координата

с/р

(стр. 26, №136)

Стр.26, №137, 138; стр.27, №144(а)

11



Шкалы и координаты

шкала

С\р по карточкам

Стр. 27, №143, 144(б).

12



Меньше или больше

Неравенство

С\р

Стр. 31, №168 (устно), №171, 172,

13



Сравнение чисел. Чтение и запись двойных неравенств.

Двойное неравенство

с/р

стр.31, №167

Стр.31, №173, 174; стр. 32, № 179

14



Обобщающий урок по теме: « Натуральные числа и шкалы ».


С\р

Стр.31, №170, стр.32, №178, 180(а)

15



Контрольная работа №1 по теме: «Натуральные числа и шкалы».


Контрольная работа


16





















Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч)

Работа над ошибками. Сложение натуральных чисел и его свойства


Слагаемые, переместительное, сочетательное свойства

С\р по карточкам

Стр. 39, №229, стр. 41, № 239

17



Применение свойств сложения натуральных чисел при устных вычислениях


с/р

Стр. 39, №221 и 222

Стр. 40, №230, 231

18



Разрядный состав числа и замена суммой разрядных слагаемых

Разрядный состав числа

С\р по карточкам

Стр.40, №232, 233, 238.

19



Сложение натуральных чисел с применением свойств сложения


Золотник, фунт, пуд, берковец – меры массы в старину, периметр

С\р по карточкам

Стр. 40, №236, стр.41, №240 (а,б)

20



Обобщающий урок по теме: «Сложение натуральных чисел»


с/р

Стр.39, №226 и

№227 (2,4)

Стр.40, №234, стр.41,

№240 (в)

21



Вычитание


Компоненты при вычитании

Сам по карточкам. работа

Стр.48, №288, 291

22



Вычитание суммы из числа и числа из суммы


Вычитание суммы из числа, вычитание числа из суммы

с/р

Стр.47, №285(1,3)

Стр.48, №290, 292

23



Вычитание



С\р по карточкам

Стр.48. № 286, 296 (а,в)

24



Обобщающий урок по теме: «Вычитание»



с/р

Стр.44, №257

Стр.48, № 295, 296 (б,г),

294.

25



Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»


Контрольная работа


26



Работа над ошибками. Запись и чтение числовых и буквенных выражений

буквенное и числовое выражения

с/р

Стр.49, №297

Стр.53. №328, 329

27



Решение задач способом составления числового или буквенного выражения


С\р по карточкам

Стр.53, №330, 331, 332

28



Числовые и буквенные выражения



Сам работа по карточкам

Стр.53, № 333, 336(а,б)

29



Буквенная запись свойств сложения и вычитания



С\р

По карточкам

Стр. 58, №336, 371(а)

30



Упрощение выражений с опорой на свойства сложения и вычитания



С\р по карточкам

Стр 58, №364, 365, 368

31



Упрощение выражений



С\р по карточкам

Стр.58, № 367, 371(б)

32



Уравнение. Корень уравнения.


Уравнение, корень уравнения, алгебраический способ решения задач

с/р

Стр.60, № 372

Стр. 64, №395(а,б,в); стр65, №397(а)

33



Решение усложненных уравнений

Карл Гаусс

с/р

стр. 64, №393 (а, б)

Стр 64, № 396(а,б); стр.65, №397(в)


34



Решение уравнений и задач способом составления уравнений


Десятичная система счисления, позиционная, шестидесятеричная система счисления



с/р

стр.64

№394(1,3 – 1 вар), №394 (2,4 – 2 вар).

Стр.65, №398; стр.64, №395 (г,д,е)

35



Обобщающий урок по теме: «Уравнения»



С\р по карточкам

Стр.65, №400, 403

36




Контрольная работа № 3

по теме: «Числовые и

буквенные выражения»


Контрольная работа


37









Умножение и деление натуральных чисел (27ч)

Работа над ошибками. Умножение натуральных чисел и его свойства



Стр. 72, №451, 452; стр.73, №455(а-г)

38



Умножение натуральных чисел и его свойства



с/р

стр.69, №422 (а,б,в)

Стр.72, № 453, 450

39



Рациональные приемы вычислений

свойства

С\р по карточкам

Стр. 72, №454, стр.73, № 455(д-з)

40



Чтение и запись выражений, содержащих действие умножения


Прием умножения двузначного числа на 11


Стр. 73, № 456, 460, 461(а)

41



Обобщающий урок по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»



С\р по карточкам

Стр.73, №457,462.

42



Действие деления. Алгоритм деления.


Компоненты при делении повторить

с/р

Стр. 76, № 481(а,б)

Стр.79, №514; стр.80, № 517

43



Деление в столбик. Проверка деления.


Чтение и запись выражений, содержащих действие деления


с/р

стр.76, № 482

Стр.80, № 515, 518.

44



Случаи деления с нулями в частном



С\р по карточкам

Стр.80, №516, №524(а,б,в)

45



Деление



С\р по карточкам


Стр.80, №519, №524(г,д,е)

46



Взаимосвязь между компонентами и результатами действий



С\р по карточкам

Стр. 80, № 521, 523

47



Решение задач алгебраическим способом



С\р по карточкам

Стр.80, №520, стр.81, №527(а)

48



Решение текстовых задач



с/р

Стр.79, №513

Стр.80, №522, стр.81, №527(б)

49



Деление с остатком


Деление с остатком

С\р по карточкам



Стр.84, №550,552

50



Нахождение неизвестного делимого (неизвестного делителя) при делении с остатком



С\р по карточкам

Стр. 84, №553, 551(а,б,в)

51



Обобщающий урок по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»


с/р

стр.83, № 548

Стр. 84, №554, 556

52



Контрольная работа № 4 по теме: «умножение и деление натуральных чисел»


Контрольная работа


53



Работа над ошибками. Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания


Стр.91, №608

Стр. 91, №610, 616

54



Распределительное свойство умножения при упрощении выражений


С\р по карточкам

Стр.91, №611, 612, 614(а,б)

55



Решение задач способом составления уравнений с нахождением двух неизвестных


С\р по карточкам

Стр. 91, № 614(в,г),; стр. 92, № 618

56



Решение задач на части



С\р по карточкам

Стр.92, №621, 625(а)

57



Решение задач способом уравнений.



Стр.92, № 622, 625(б,в)

58



Порядок выполнения действий

Порядок действий

С\р по карточкам

Стр. 97, № 644, стр.98, № 649

59



Составление программы выполнения действий в выражениях со скобками.

Программа

действий

с/р Стр.96, № 639(а,б,в,г)

Стр.97, № 645, 647(а,б,в)

60



Степень числа. Квадрат и куб числа.


Степень, основание и показатель степени

с/р.

стр. 100, №666(устно)


Стр. 101, № 666, 668(а-д), 669.

61



Степень числа. Квадрат и куб числа.


Фут, дюйм, ярд, верста, аршин, поприще, гривна




с/р по карточкам

Стр. 101, № 668(е-и), 670, 671.

62



Обобщающий урок по теме: «Порядок выполнения действий»


с/р.

стр. 96,№ 639(д,е,ж,з)




Стр. 98, № 650, стр.97, №646.

63



Контрольная работа № 5 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»


Контрольная работа





64



Площади и объёмы (12 ч)


Работа над ошибками.

Формулы


Формула пути, формула

с/р. стр. 106, №693.

стр. 107, № 701, 704.

65



Решение задач с применением формул пути, периметра квадрата и прямоугольника.


с/р. стр. 105, №690

Стр. 107, № 702, 703, 706

66



Площадь. Формула площади прямоугольника.


Квадратный сантиметр, площадь прямоугольника, равные фигуры


с/р. стр. 112, №736

Стр. 112, №737, 738; стр.113, №745, выучить свойства

67



Площадь.


Формула площади квадрата



Стр. 112, №740, стр.113, № 742

68



Единицы измерения площадей

мм2, см2, м2, км2, гектар, ар


с/р. стр. 117, №765

Стр. 119, № 779, 780, 781

69



Перевод одних единиц площадей в другие

десятина

с/р

стр. 119, №778

Стр. 119, № 782, стр. 120, №789

70



Решение задач с применением единиц измерений.


с/р. по карточкам

Стр. 119, №784, стр.120, №787, 788

71



Прямоугольный параллелепипед


Прямоугольный параллелепипед, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда

с/р. стр.121-122, № 792

Стр.124, №813, 814

72



Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда


мм3, см3, дм3, м3, км3, литр, формулы объёмов параллелепипеда и куба


Стр. 129, №841, 842; стр. 130, № 848(а)

73



Перевод одних единиц объема в другие.


Ведро, штоф, баррель, галлон, бушель, пинта

с/р стр. 129. №838

Стр. 130. №844.846

74



Обобщающий урок по теме: «Вычисление площадей и объемов».


Метрическая система мер

с/р по карточкам

Стр. 130, №845, 848(б,в)

75



Контрольная работа № 6

по теме: «Площади и

объёмы».


Контрольная работа


76







Обыкновенные дроби (25 ч)


Работа над ошибками. Окружность и круг. Построение окружности с помощью циркуля.


Окружность, круг, центр, радиус, диаметр, дуга окружности

Стр.137, № 872

Стр. 137, № 874, 875, 878(а,б)

77



Построение окружности по заданному радиусу и диаметру

Солнечные часы


Стр. 137, № 876, 877, 878(в,г)

78



Доли. Обыкновенные дроби.



Доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель


Стр. 144, № 925, 927

79



Чтение и запись обыкновенных дробей.


с/р. стр. 144, №924(1,2)

Стр. 144, №933, 934

80



Решение задач с обыкновенными дробями


с/р. стр. 144, №924(3,4)

Стр144, № 926; стр. 145., № 934(б)

81



Решение задач на нахождение дроби от числа и нахождение числа по дроби




с/р стр. 142, №902; стр.143, №906

Стр.144, № 928; стр. 145, № 931

82



Решение задач на нахождение дроби от числа и нахождение числа по дроби


с/р стр. 142, №904; стр.143, №908

Стр.144, № 929, 930, придумать свою задачу с дробями

83



Сравнение дробей



Стр.149, №956, 957, 958

Стр. 150, № 965, 966

84



Сравнение дробей



с/р. стр.150, № 964(1,2)

Стр. 150, № 967, 968, 969

85



Обобщающий урок по теме: «Сравнение обыкновенных дробей».


тест

Стр.150, № 970, 963

86



Правильные и неправильные дроби



с/р. стр.153, №992; стр.154, № 993, 994

Стр. 154, №999, 1000; стр.155, №1004(а)

87



Правильные и неправильные дроби


с/р. стр.154, № 996

Стр.155, № 1003, 1004(в,г)

88



Обобщающий урок по теме: «Решение задач. Правильные и неправильные дроби».


с/р. стр.153, № 988, 989

Стр. 154, № 1002, стр.155, № 1004(б)

Стр.154, №998

89



Контрольная работа№7 по темам: «Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби»



Контрольная работа


90



Работа над ошибками. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

правило

с/р. стр. 158, №1017

Стр.161, № 1039, 1041

91



Решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями


с/р. стр.156, №1007, стр.160, № 1032

Стр. 161, № 1040, 1043

92



Решение уравнений. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями


с/р. стр.158, №1015; стр.160, № 1030

Стр.160, № 1038, стр. 161, № 1044

93



Деление и дроби


Черта – знак деления

с/р по карточкам

Стр. 166, № 1076, 1077, стр. 167, №1078

94



Замена частного дробью и дробь частным


с/р. стр. 164, №1058

Стр.167, №1079, 1080

95



Смешанные числа




Целая и дробная части, правило выделения целой части из неправильной дроби, представление смешанного числа в виде неправильной дроби

с/р. стр172, №1107

Стр.172, №1109

96



Замена смешанного числа неправильной дробью


с/р. стр. 172, № 1108

Стр. 172, № 1110, стр. 173, № 1111, 1113

97



Сложение и вычитание смешанных чисел


Правило сложения и вычитания смешанных чисел


с/р. стр. 178, № 1135

Стр. 178, № 1136, 1137

98



Порядок действий при сложении и вычитании смешанных чисел


Полтина, пятина, седьмина, десятина, четь, полчети, полполчети, треть


с/р. стр177, № 1129

Стр.178, № 1138, стр179, № 1143(а)

99



Решение уравнений со смешанными числами. Подготовка к контрольной работе


Леонардо Пизанский, Максим Плаунд


Стр.179, № 1142

стр179, № 1141, 1143(б)

100



Контрольная работа № 8 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел»





Контрольная работа


101



Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей





(13 ч)





































Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)




Работа над ошибками. Десятичная запись дробных чисел

Десятичные дроби

с/р. стр182, № 1151

Стр.184, №1166(а), 1169

102



Запись именованных чисел в виде десятичных дробей



с/р. стр. 183, №1158; стр183, № 119; стр.183, № 1160

Стр. 184, № 1166(б), 1170

103



Алгоритм сравнения десятичных дробей


Алгоритм сравнения десятичных дробей

с/р. стр.189, №1198

Стр.189, №1200, стр.190, №1206

104



Место точек на координатном луче, если координата выражена десятичной дробью


с/р по карточкам

Стр.190, №1201, 1203

105



Обобщающий урок по теме: «Сравнение десятичных дробей»


с/р по карточкам

Стр190, №1205(а,б,в), 1207

106



Сложение и вычитание десятичных дробей



Правило сложения и вычитания десятичных дробей, высший и низший разряд



с\р. стр.196, №1251

Стр.197, №1255, 1257

107



Применение свойств сложения и вычитания при устных вычислениях


с/р. стр.196, №1247, 1248

Стр.197, №1256, 1258

108



Решение уравнений с десятичными дробями


с/р . стр.193, № 1219

Стр.197, №1261, стр.198, № 1268

109



Разложение десятичной дроби на разрядные единицы


с/р. стр.195, №1238

Стр.197, №1259, 1264, 1265

110



Обобщающий урок по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».


с/р по карточкам

Стр.197, №1262

111



Приближенные значения чисел. Округление чисел



Приближённое значение числа, правило округления чисел

с/р стр.202, №1291

Стр.202, №1297, стр.203, № 1301

112



Обобщающий урок по теме: «Приближенные значения чисел. Округление чисел».

Магницкий

с/р стр.202, №1293

Стр.202, №1298, стр.203, №1302

Стр203, №1300, 1304

113



Контрольная работа № 9 по теме: « Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей».


Контрольная работа


114



Работа над ошибками. Умножение десятичной дроби на натуральное число



Правило умножения десятичной дроби на натуральное число

с/р. стр.207, № 1324

Стр.207, № 1330, 1331

115



Умножение десятичных дробей на 10, 100 и т.д.

Умножение на 10, 100, …

с/р. стр.207, № 1326

Стр. 207, № 1333, 1332

116



Обобщающий урок по теме: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»


с/. Стр.207, № 1329

Стр.207, № 1334, стр.208, № 1335

117



Деление десятичных дробей на натуральные числа



Правило деления десятичной дроби на натуральное число

с/р. стр.211, №1361

Стр.212, №1375(1,2 ст.), стр.213, № 1376

118



Деление десятичных дробей на натуральные числа


с/р. стр212, №1367

Стр.213, № 1377, 1379(а,б,в,г)

119



Деление десятичных дробей на 10,100 и т.д.



с/р.

стр.212, № 1368, 1369

Стр. 212, № 1375(3), стр.213, № 1378

120



Прием обращения обыкновенной дроби в десятичную, с помощью деления


Стр.212, №1366

Стр. 213, № 1384, 1381

121



Обобщающий урок по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»



Стр.213, №1382, стр.214, № 1389(а,б),1380(а,б)

122



Контрольная работа № 10 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»


Контрольная работа


123



Работа над ошибками. Умножение десятичных дробей

Правило умножения десятичных дробей

с/р. стр.217, №1420, стр.217, № 1418

Стр.219, № 1432(1 и 2 ст.), 1433

124



Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001; и т.д.

Умножение на 0,1; 0,01; ….


Стр.219, №1431, 1435

125



Умножение десятичных дробей



Стр.218, №1424, стр.216, № 1407(1 столбик)

Стр.219, 1432(3ст.), стр.220, № 1438,1441

126



Умножение десятичных дробей


с/р.

стр.219, №1430(1-1вариант, 2-2вариант)

Стр.219, №1437(а,б), 1434

127



Умножение десятичных дробей


с/р. стр.217, №1416

Стр. 220, №1440, стр.219, № 1437(в,г)

128



Деление десятичных дробей


Правило деления десятичных дробей

с/р по карточкам

Стр.225, №1483, 1484

129



Деление десятичных дробей



с/р. стр.223, №1464(а,б)

Стр.225, № 1485, 1489(а,б)

130



Деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001; и т.д.

Деление на 0,1; 0,01; …

с/р. стр.225, № 1482

Стр.225. № 1486, 1489(в,г)

131



Деление на десятичную дробь


с/р, стр.223, №1464(в,г)

Стр.225, №1490, стр.226, №1492(а)

132



Решение задач. Деление десятичных дробей


с/р по карточкам

Стр.225, №1491, стр.226, № 1492(б)

133



Решение текстовых задач с дробями


с/р по карточкам

Стр.226, № 1492(в), 1493, 1494

134



Обобщающий урок по теме: «Деление десятичных дробей».


Проверочная работа по карточкам


Стр.225, №1488, стр.226, №1492(г)

135



Среднее арифметическое



Среднее арифметическое, средняя скорость движения

Стр.229, №1516

Стр.230, № 1524, 1534(а)

136



Решение обратных задач



с/р, стр.228, №1511

Стр.230.,№1528, 1532, 1534(б)

137



Решение задач, связанных с понятием средней скорости.


Абак, арифмометр, Лейбниц, Чебышёв

с/р по карточкам

Стр. 230, №1526, 1534(в)

138



Обобщающий урок по теме: «Умножение и деление десятичных дробей».



Стр.230, №1527, стр.231, №1535(а,б)

139



Контрольная работа № 11 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей»


Контрольная работа


140








Инструменты для вычислений и измерений (16ч)


Работа над ошибками. Микрокалькулятор


Микрокалькулятор

с/р. стр. 235, № 1548

Стр.235, № 1556(1ст.); сир236, № 1557, 1558

141



Вычислительные операции на калькуляторе




с/р.

1вар-стр.235, №1545;

2вар-стр.235, №1549

Стр.235, №1556(2ст), стр.236, №1560

142



Проценты


процент

с/р. стр.241, №1592

Стр.242, №1598, 1599; стр243, №1612(а)

143



Задачи на нахождение процентов от числа.



Тысячные и промиля, правило

с/р. стр.241, №1596

Стр.242, №1600, стр.243, № 1612(б)

144



Задачи на нахождение числа по процентам

правило


Стр.242, №1603, 1605

145



Решение задач на нахождение процента от числа и числа по проценту


с/р по карточкам

Стр242, №1606, 1611

146



Решение задач на процентное отношение чисел


с/р по карточкам

Стр.242, №1608,1609, 1610

147



Контрольная работа № 12 по теме: «Проценты»



Контрольная работа


148



Работа над ошибками. Угол. Прямой развёрнутый угол.



Угол, стороны угла, вершина, прямой и развёрнутый углы

с/р. стр.248, № 1637(1)

Стр.248, №1638, 1639, 1640; стр.249, 1642(а)

149



Тупой, острый углы. Чтение и запись углов

Чертёжный треугольник



с/р. стр248, № 1635

Стр.248, № 1641; стр249, №1643

150



Угол. Прямой развёрнутый угол. Чертежный треугольник


с/р по карточкам

Стр. 249, №1644, 1647

151



Измерение углов. Транспортир


Транспортир, градус, острый и тупой углы

с/р по карточкам

Стр.255, №1682, 1683; стр.256, №1692(а)

152



Измерение и построение углов. Биссектриса угла.




с/р. стр.254, №1673

Стр.255, №1687; построить углы в 50о, 110о, 70о и провести в них биссектрису

153



Свойство углов треугольника


с/р по карточкам

Стр.255, №1685, 1686


154



Круговые диаграммы.

Подготовка к контрольной работе


Круговая диаграмма

с/р по карточкам

Стр.259, №1706, 1708,1710

155



Контрольная работа № 13 по теме: «Углы»



Контрольная работа


156



ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (15ч)


Работа над ошибками. Натуральные числа. Действия с натуральными числами



Стр.271, №1815(а,б); стр.273, №1838

157



Компоненты и результаты арифметических действий



Стр.272, №1817, стр.273, №1840

158



Решение задач на встречное движение


с/р. стр.261, №1718(4,5,6)

Стр.271, № 1815(в,г); стр273, №1831

159



Решение задач на движение



с/р. стр.261, №1723

Стр271, №1815(д,е); стр273, №1832

160



Решение задач на движение вдогонку


с/р по карточкам

Стр.271, №1830, 1834(а)

161



Решение задач на движение по воде


с/р задача на доске

Стр.271, №1833, 1834(б)

162



Обыкновенные дроби




Стр.272, №1821, 1822, 1823

163



Десятичные дроби и действия с десятичными дробями


с/р. стр264, №1745(в,г)

Стр273, № 1833, 1834(в)

164



Умножение и деление десятичных дробей


с/р. по карточкам

Стр.274, №1842, стр.273, №1834(д)

165



Десятичные дроби. Решение задач


с/р стр.265, №1746

Стр.273, №1835, 1836

166



Проценты. Задачи на проценты


с/р. стр. 264, №1745(д)

Стр.273, №1834(е)

167



Решение задач с геометрическим содержанием


с/р. стр.271, №1810

Стр.274, № 1834, 1844

168




Обобщающий урок повторения курса математики 5 кл



Задания в рабочих тетрадях

169




Итоговая контрольная работа


Контрольная работа


170




Работа над ошибками



Индивидуальная работа по карточкам



9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по математике 5 кл

Автор: Кузнецова Инна Владимировна

Дата: 25.08.2014

Номер свидетельства: 112802

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа  «Математика» 5 - 6 классы "
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-6-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "109356"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404396370"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа. Математика. 3 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_matematika_3_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "564448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606312679"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа. Математика. 1 класс."
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia_programma_matematika_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "481733"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1540274670"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    по  русскому языку "
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia-programma-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "157837"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421660204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа. Математика 5 класс. И.И. Зубарева. ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-klass-i-i-zubarieva-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "231544"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442518296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства