Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
Примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011
Авторской программы Л.Г. Петерсон.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
Учебного плана образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год.
Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в гимназии № 25.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Школа 2100»:
1. Петерсон, Л.Г. Математика. 1 класс: учебник: в 3 ч. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012.
2. Петерсон, Л.Г. Математика. 1 класс: рабочая тетерадь: в 3 ч. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012.
Уровень программы: базовый
Цель:
формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; развитие умений строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации.
Задачи
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
Место предмета в учебном плане. В федеральном базисном учебном плане на изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
При организации освоения курса математики используются разные формы организации образовательного процесса – урок, урок – игра, урок-путешествие, целевая прогулка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике, 1 класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
Примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011
Авторской программы Л.Г. Петерсон.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
Учебного плана образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год.
Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в гимназии № 25.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Школа 2100»:
1. Петерсон, Л.Г. Математика. 1 класс: учебник: в 3 ч. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012.
2. Петерсон, Л.Г. Математика. 1 класс: рабочая тетерадь: в 3 ч. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012.
Уровень программы: базовый
Цель:
формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; развитие умений строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации.
Задачи
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
Место предмета в учебном плане. В федеральном базисном учебном плане на изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
При организации освоения курса математики используются разные формы организации образовательного процесса – урок, урок – игра, урок-путешествие, целевая прогулка.
Содержание тем учебного курса
Числа и арифметические действия над ними. (86 ч)
Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку) выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на… Порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т.д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков =, , .
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображениесложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на …, меньше на …). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.
Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Укрупление единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых десятков» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения и вычитания чисел в пределах 20 («квадратная»).
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (12 ч)
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания.
Задачи на разностное сравнение (содержание отношения «больше (меньше) на…»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2-4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметическое действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (9 ч)
Основные пространственные отношения: выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа, между и др.
Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб. шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представление о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Точки линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны. Отрезок и его обозначение. Измерение длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (7 ч)
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единицы массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица измерения: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи
Числовой отрезок.
Алгебраические представления (18 ч)
Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1 – 2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков ,
Уравнения вида а + x = b, a – x = b, x – a = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + б = б + а.
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + б = с, б + а = с, с – а = б.
Учебно-тематический план
Четверть
Всего часов
Стартовая и итоговая комплексная работы
Тесты
1
36 ч
1
2
28 ч
3
36 ч
4
32 ч
1
Итого
132 ч
2
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1
Подготовка к изучению чисел. Пространственные временные представления
15 ч
2
Числа от 1 до 10. Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры
41 ч
3
Число 0. Нумерация.
8 ч
4
Работа с текстовыми задачами.
12 ч
5
Величины и зависимости между ними. Уравнения.
13 ч
6
Числа от 1 до 20. Нумерация. Круглые числа. Сложение и вычитание.
5 ч
7
Числа от 1 до 100. Нумерация. Сложение и вычитание без перехода через разряд.
22 ч
8
Сложение и вычитание с переходом через разряд. Рефлексия. Подведение итогов года.
16 ч
Итого
132 ч
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
Сформировать положительное отношение и интерес к изучению математики;
Сформировать представление о причинах успеха и неуспеха в школе;
Сформировать понимание значения математики в жизни человека;
Сформировать первичные умения оценки собственной деятельности и деятельности одноклассников.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Дети должны научиться:
Понимать и принимать учебную задачу;
Проговаривать вслух последовательность действий;
Находить варианты решения учебной задачи;
Осуществлять контроль своего участия в познавательной деятельности;
Познавательные УУД
Ориентироваться в информационном материале учебника;
Использовать рисуночные и символические варианты записи;
Читать простые схематические изображения;
Проводить сравнения по заданному и самостоятельно выделенному признаку;
Понимать отношения между понятиями;
Строить небольшие математические сообщения и рассуждения;
Коммуникативные УУД
Использовать простейшие речевые средства для передачи своего мнения;
Принимать участие в работе парами группами;
Воспринимать различные точки зрения о математических явлениях;
Понимать задаваемые вопросы;
Предметные результаты
Различать понятия «Число» и «Цифра»;
Читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
Упорядочивать числа, предметы в соответствии с указанным порядком;
Понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
Выполнять сложение и вычитание в пределах изученных чисел;
Сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в заданиях;
Восстанавливать сюжет по серии рисунков;
Составлять математические рассказы, превращать их в задачи, решать задачи;
Распознавать геометрические фигуры, изображать их и обозначать буквами латинского алфавита;
Строить и измерять отрезки, выражать длину отрезков в единицах измерения длины;
Получать информацию из рисунка, текста, таблиц и диаграмм.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1. Учебные пособия:
1. Петерсон, Л.Г. Математика. 1 класс: учебник: в 3 ч. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012.
2. Петерсон, Л.Г. Математика. 1 класс: рабочая тетрадь: в 3 ч. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2012.
3. Петерсон, Л.Г. Математика. 1 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2011.
2. Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: www.schoolcollection.edu.ru
2. Официальный сайт «Школа 2000». – Режим доступа: www.sch2000.ru
3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
3. Наглядные пособия.
1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
4. Измерительные приборы: весы, часы и их модели, сантиметровые линейки.
5. Объекты для выполнения предметных действий.
4. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер.
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Интерактивная доска.
5. Мобильный класс
Календарно-тематический план
№ п/п
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
план
факт
Подготовка к изучению чисел. Пространственные временные представления. (15 часов)
1
4.09
Свойства предметов. Урок-игра
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- оценивает свою работу по заданным критериям, соотносит свою оценку с оценкой учителя, отмечает изменения в своих действиях, сравнивает свои сегодняшние и вчерашние достижения.
Познавательные:
- учится высказывать своё предположение (версию);
-ориентируется в учебнике;
- анализирует и сравнивает предметы, геометрические фигуры, выявляет и выражает в речи признаки их сходства и различия;
- выделяет и формулирует проблему, отличает неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные:
- строит простое речевое высказывание;
- использует специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
- умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других;
-использует математическую терминологию в устной и письменной речи.
Личностные:
- самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения.
2
5.09
Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал)
3
6.09
Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Цепочки.
4
7.09
Поиск закономерностей. Счёт предметов.
5
11.09
Совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком.
6
12.09
Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
7
13.09
Сравнение двух совокупностей.
8
14.09
Сравнение двух совокупностей. Разбиение фигур на части по разным признакам.
Предъявление результатов освоения темы «Решение задач».
78
6.02
Рефлексия по теме «Решение задач».
Величины и зависимости между ними. Уравнения. (18 часов)
79
7.02
Величины и их измерения . Длина.
Регулятивные:
- ведёт папку открытий, пользуется ею в случаях затруднений;
- объясняет, для чего нужно контролировать и оценивать свои действия;
- оценивает свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки « + », « - », Л, Т, С;
- предлагает 2-3 критерия для оценки освоенных действий.
Коммуникативные:
- задаёт вопросы, необходимые для организации совместной работы в паре, группе: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?» и др.
- старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение.
Познавательные:
- наблюдает зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, использовать их для упрощения вычислений;
- умеет проводить несложные наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Личностные:
- проявляет интерес к способам решения новой частной задачи.
80
8.02
Построение отрезков данной длины.
81
12.02
Измерение длин сторон многоугольников. Периметр.
82
13.02
Величины и их измерения. Масса.
83
14.02
Величины и их измерения. Измерение массы. Весы.
84
15.02
Величины и их измерения. Объём.
85
26.02
Свойства величин.
86
27.02
Свойства величин. Рефлексия.
87
28.02
Свойства величин. Закрепление пройденного материала.
88
1.03
Решение составных задач.
89
5.03
Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами.
90
6.03
Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами. Рефлексия.
91
7.03
Решение уравнений.
92
8.03
Решение уравнений, действия с именованными числами.
93
12.03
Сравнение выражений с именованными числами, решение уравнений.
94
13.03
Решение уравнений, решение задач, сложение и вычитание чисел и именованных чисел.
95
14.03
Предъявление результатов освоения темы «Решение задач и уравнений».
96
15.03
Решение уравнений.
Числа от 1 до 20. Нумерация. Круглые числа. Сложение и вычитание. (11 час)
97
19.03
Укрупнение единиц счёта (счёт коробками, ящиками, пачками)
Регулятивные:
- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;
- умеет высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- слушает и понимает речь других.
Познавательные:
- отличает новое знание от уже известного с помощью учителя;
- ориентируется в учебнике.
Личностные:
- имеет представление о себе и своих возможностях;
- может объяснить самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.
98
20.03
Десяток. Число 10.
99
21.03
Состав числа 10.
100
22.03
Сложение и вычитание в пределах 10.
101
2.04
Сложение и вычитание в пределах 10. Рефлексия.
102
3.04
Счёт десятками.
103
4.04
Круглые числа.
104
5.04
Запись и название круглых чисел.
105
9.04
Дециметр.
106
10.04
Решение задач, уравнений, сложение и вычитание в пределах 10.
107
11.04
Предъявление результатов освоения темы «Решение составных задач».
Числа от 1 до 100. Нумерация. Сложение и вычитание без перехода через разряд. (11 часов)
108
12.04
Счёт десятками и единицами.
Регулятивные:
- определяет совпадение, сходство и различие своих действий с образцом;
- отличает верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:
- работает в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контроля;
- выполняет различные роли в паре;
- договаривается с другими о правилах общения и поведения, старается следовать им.
Познавательные:
- использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы цвета) для познания окружающего мира, ориентируется в универсальных знаковых системах (цифры – десятичная система счисления и др.).
Личностные:
- спокойное отношение к ошибке как к «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
109
16.04
Запись и название чисел до 20.
110
17.04
Запись и название чисел до 20. Рефлексия. Итоговая комплексная работа.
111
18.04
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
112
19.04
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Отработка способа действия.
113
23.04
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
114
24.04
Название и запись двузначных чисел, больших 20.
115
25.04
Натуральный ряд чисел.
Сложение и вычитание с переходом через разряд. Рефлексия.
Подведение итогов года. (16 часов)
116
26.04
Сравнение двузначных чисел.
Регулятивные:
- проводит пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтрольдействий, состоящих из нескольких операций, опираясь на схему способа.
Коммуникативные:
- оформляет свою мысль в устной речи;
- слушает и понимает речь других;
- задаёт вопросы, необходимые для организации совместной работы.
Познавательные:
- находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса.
Личностные:
- имеет представление о себе и своих возможностях;
- может объяснить самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.
117
30.04
Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
118
1.05
Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Конструирование способа действия.
119
2.05
Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Отработка способа действия.
120
3.05
Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Отработка способа действия.
121
7.05
Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Рефлексия.
122
8.05
Представление чисел в пределах 20 в виде суммы однозначных чисел всеми возможными способами.
123
9.05
Решение текстовых задач.
124
10.05
Сложение и вычитание двузначных чисел.
125
14.05
Сложение и вычитание двузначных чисел. Конкретизация и освоение способа действия.
126
15.05
Таблица сложения
127
16.05
Таблица сложения. Рефлексия.
128
17.05
Повторение пройденного за 1-й класс.
129
21.05
Рефлексия знаний.
130
22.05
Предъявление результатов освоения тем за год.
131
23.05
Чему мы научились за год? Рефлексия. Подготовка к презентации «Портфолио»