Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» (М.:Просвещение, 2011).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 1 кл »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Лопатенская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
Рук. МО нач. кл.:__________В.Н.Медведева
Пр.№ ______ от___ _________ 2014 г.
Согласовано Зам.директора по УВР _________ Е.В. Чепилко «____» сентября 2014г.
Утверждаю
Директор Директор школы: Е.В.Бондаренко
Приказ №____ от____ сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
1 класс
Составлена Чепилко Еленой Васильевной,
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» (М.:Просвещение, 2011).
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержаниеобучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения, «Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводитсяпо 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе). В учебном плане МБОУ – Лопатенской СОШ на изучение предмета отводится 132 часа (33 недели по 4 часа).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Подготовка к изучению чисел и действий с ними.
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления (8 ч).
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число О.
Нумерация(28 ч).
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «», «
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание (54 ч).
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20.
Нумерация (12ч).
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (24 ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 ч).
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны
показывать:
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).
воспроизводить в памяти:
результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.
предметы с целью выявления в них сходства и различия;
предметы по форме, размерам (больше, меньше);
два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на …», «меньше на …».
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
решать учебные и практические задачи:
выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;
решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
выполнять табличное вычитание изученными приемами;
измерять длину предмета с помощью линейки;
изображать отрезок заданной длины;
читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
№урока в теме
Тема раздела, урока
Количество часов по теме
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
Примечания
План
Факт
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч)
1.
1.
Счёт предметов.
1
Сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер). Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа)
Различать геометрические фигуры
1.09
2.
2.
Пространственные представления (вверх, вниз, налево, направо, слева, справа).
1
Исследовать предметы окружающего мира.
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин
Осваивать правила работы в группе
2.09
3.
3.
Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
1
Формировать умение определять местоположение предмета в пространстве, тренировать в сравнении двух групп предметов.
Знать, как пользоваться порядковыми числительными
4.09
4.
4.
Понятие столько же, больше, меньше.
1
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел
Осваивать правила работы в группе. Сравнивать две группы предметов с помощью установления взаимно однозначного соответствия, то есть путём образования пар
5.09
5.
5.
Понятия на сколько больше, на сколько меньше.
1
Уметь сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности
8.09
6.
6.
Понятия на сколько больше, на сколько меньше. Уравнивание предметов и групп предметов
1
Группироватьчисла по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел
Осваивать правила работы в группе.
9.09
7.
7.
Закрепление знаний по теме: «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»
1
Уметьиспользовать знания в практической деятельности для сравнения и уравнивания предметов
11.09
8.
8.
Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел».
1
Применять полученные знания и умения при выполнении проверочной работы
Воспроизводить и применять правила работы в парах.
Использовать знания в практической деятельности для сравнения и уравнивания предметов
12.09
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч.)
9.
1.
Понятия «много», «один».
1
Воспроизводить последовательность первых десяти чисел в прямом и в обратном порядке, начиная с любого числа.
Формировать умение правильно соотносить цифру с количеством предметов – числом. Письмо цифры 1
15.09
10.
2.
Число и цифра 2.
1
Знать место среди изученных чисел. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слова, слоги и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета. Письмо цифры 2
16.09
11.
3.
Число и цифра 3.
1
Знатьместо числа 3 в числовом ряду
Письмо цифры 3
18.09
12.
4.
Знаки +, – , =. «Прибавить», «вычесть», «получится».
1
Группировать
числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Использоватьматематическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия сложения, вычитания
19.09
13.
5.
Число и цифра 4.
1
Составлять модель числа.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Письмо цифры 4
22.09
14.
6.
Понятия длиннее, короче, одинаковые по длине.
1
Уметьсравнивать длины отрезков на глаз; формировать мыслительные операции, умения сравнивать, сопоставлять
23.09
15.
7.
Число и цифра 5.
1
Составлять модель числа.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Письмо цифры 5
25.09
16.
8.
Числа от 1 до 5. Состав числа 5
1
Сравнивать любые два числа (в пределах изученного). Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки
26.09
17.
9.
Точка. Кривая линия.. Прямая линия. Отрезок. Луч.
1
Характеризовать свойства геометрических фигур. Знать понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок».
Уметь находить на чертеже геометрические фигуры.
Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем.
29.09
18.
10.
Ломаная линия.
1
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать свойства геометрических фигур. Знать понятия «линия», «точка», «прямая», «отрезок».
Тренировать в вычерчивании ломаных линий в счёте звеньев ломаной линии. Работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем.
30.09
19.
11.
Закрепление изученного по теме «Числа от 1 до 10.Нумерация».
1
Образования чисел первого десятка: прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать свойства геометрических фигур.
Сравнивать геометрические фигуры
7.10
23.
15.
Числа 6, 7. Письмо цифры 6.
1
Составлять модель числа.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.
Использовать математическую терминологию.
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью и самостоятельно); интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы).
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин
Использовать порядковые числительные в речи. Письмо цифр 6, 7, 8, 9.
9.10
24.
16.
Числа 6 и 7. Письмо цифры 7.
1
10.10
25.
17.
Числа 8, 9. Письмо цифры 8.
1
13.10
26.
18.
Числа 8 и 9. Письмо цифры 9.
1
14.10
27.
19.
Число 10. Запись 10.
1
16.10
28.
20.
Числа от 1 до 10. Закрепление. Составление числовых выражений по рисункам (подготовка к решению задач).
1
17.10
29.
21.
Наш проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».
1
Отбор и классификация информации по разделам, применение навыков счета и знание состава чисел, работа в группе.
20.10
30.
22.
Единицы измерения длины. Сантиметр.
1
Сравнивать длины предметов.
Работать с информацией.
21.10
31.
23.
Увеличить на … Уменьшить на ...
1
Записывать в виде выражения (с использованием знаков «+», «-», «=») случаи образования чисел, читать выражения, решать их.
23.10
32.
24.
Число 0.
1
Место числа 0 в числовом ряду.
Соотношение цифры и числа.
24.10
33.
25.
Сложение с нулём. Вычитание нуля.
1
Запись и решение примеров на сложение и вычитание с числом 0. Счет и сравнение предметов.
27.10
34.
26.
Закрепление по теме «Числа от 1 до 10. Нумерация»
1
Уметьсравнивать числа парами первого десятка. Знать состав чисел от 2 до 10. Определять с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.
28.10
35.
27.
Закрепление по теме «Числа от 1 до 10. Нумерация» Проверка знаний.
1
Уметьразличать понятия «число», «цифра». Моделировать разрезание на части; предлагать разные способы разрезания; соблюдать очерёдность действий при выполнении заданий в паре
30.10
36.
28.
Работа над ошибками. Закрепление по теме « Числа от 1 до 10. Число 0.»
1
Сравнение предметов по разным признакам. Счет предметов. Запись чисел первого десятка.
31.10
Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание (54 ч.)
37.
1.
Защита проектов.
1
Представлять информацию, связанную со счетом, числами; использовать средства информационно-коммуникационных технологий; вести диалог, доказывать свою точку зрения.
3.11
38.
2.
Прибавить и вычесть число 1.
1
Решение и запись примеров на сложение и вычитание 1.
13.11
39.
3.
Случаи сложения и вычитания вида *+1 +1; *-1-1.
1
Применение навыков прибавления и вычитания 1 к любому числу в пределах 10.
Выполнять арифметические действия с числами, решать текстовые задачи арифметическим способом; приводить примеры; называть состав числа; называть и проговаривать компоненты сложения; запоминать структуру компонента текстовой задачи, выполнять её решение
20.11
43.
7.
Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.
1
Правильно читать и слушать задачи;
представлять ситуации, описанные
в задаче; выделять условие задачи.
21.11
44.
8.
Случаи сложения и вычитания вида +2; -2.Составление и заучивание таблиц.
1
Применять навык прибавления и вычитания 2 к любому числу в пределах 10; приводить примеры на состав числа; составят, заучат таблицу сложения однозначных чисел
24.11
45.
9.
Присчитывание и отсчитывание по 2.
1
Решать текстовые задачи арифметическим
способом; считать предметы
25.11
46.
10.
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
1
Слушать, запоминать, записывать, запоминать структуру компонента текстовой задачи; выполнять её решение арифметическим способом
27.11
47.
11.
Закрепление по теме «Числа от 1 до 10.Число 0. Сложение и вычитание». Решение задач и числовых выражений.
1
Обобщать и систематизировать знания,
выполнять решение задач арифметическим способом
28.11
48.
12.
Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычисления
1
Прибавлять и вычитать число 3 по частям;
читать примеры, используя математические термины; записывать примеры; выполнять решение задач арифметическим способом
1.12
49.
13.
Прибавить и вычесть число 3.
1
Выполнять вычисления вида +3, -3;
читать примеры, используя математические термины; записывать примеры; выполнять решение задач арифметическим способом
2.12
50.
14.
Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач
1
Применять навыки прибавления и вычитания 3 к любому числу в пределах
10; выполнять решение задач арифметическим способом
4.12
51.
15.
Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы
1
Применять навыки прибавления и вычитания 3 к любому числу в пределах 10; читать примеры, используя математические термины; записывать примеры
5.12
52.
16.
Присчитывание и отсчитывание по 3. Состав чисел. Закрепление
1
Представлять числа в пределах 10 в виде
суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1,2 и 3; составлять алгоритмы представления числа 10 в виде суммы
двух слагаемых.
8.12
53.
17.
Решение задач изученных видов
1
Решать задачи арифметическим способом; выделять условие и вопрос текстовой задачи
9.12
54.
18.
Решение задач изученных видов
11.12
55.
19.
Что узнали. Чему научились. Закрепление.
2
Решать задачи арифметическим способом; выделять условие и вопрос текстовой задачи, вспоминать структуру текстовой задачи.
12.12
56.
20.
Что узнали. Чему научились. Закрепление.
15.12
57.
21.
Проверочная работа за I полугодие .
1
Слушать, запоминать, записывать структуру текстовой задачи; выполнять её
решение арифметическим способом
16.12
58.
22.
Работа над ошибками. Повторение пройденного.
1
Применять усвоенный
материал
18.12
59.
23.
Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач.
1
Применять арифметические действия
с числами, решать текстовые задачи арифметическим способом
19.12
60.
24.
Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)
1
Припоминать состав чисел от 2 до 10, приводить примеры, читать, используя математические термины, записывать в тетрадь.
22.12
61.
25.
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).
1
Слушать, запоминать, решать задачи арифметическим способом; читать, используя математические термины; проговаривать компоненты сложения.
23.12
62.
26.
Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений.
1
Выполнять решение задач арифметическим способом; решать примеры; считать, прибавляя и вычитая число 4 по частям
25.12
63.
27.
Прибавить и вычесть число 4. Закрепление изученного материала.
1
Припоминать структуру текстовой задачи; выполнять её решение арифметическим способом
26.12
64.
28.
Задачи на разностное сравнение чисел.
1
Решать текстовые задачи арифметическим
способом
29.12
65.
29.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, задачи на разностное сравнение.
1
Решать текстовые задачи арифметическим
способом
30.12
66.
30.
Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц.
1
Составлять таблицу сложения с числом
четыре; прибавлять (вычитать) числа по частям, по линейке.
12.01
67.
31.
Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. 4. Решение задач изученных видов.
1
Вычитать на основе знания соответствую-щего случая сложения; выполнять арифметические действия с числами
13.01
68.
32.
Перестановка слагаемых.
1
Проговаривать, запоминать правила о пе-
реместительном свойстве сложения; читать и решать задачи арифметическим способом
15.01
69.
33.
Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5, 6, 7, 8, 9
1
Пользоваться переместительным свойством сложения; приводить примеры;
6, 7, 8, 9; начать работу по её запоминанию, продолжать работу над арифметическим способом решения задач.
19.01
71.
35.
Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала.
2
Применять навык прибавления и вычитания
1, 2и3 к любому числу в пределах 10,
вести счёт чисел на уменьшение, увеличение, выполнять арифметические действия с числами, повторять состав чисел до 10.
20.01
72.
36.
Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала.
22.01
73.
37.
Закрепление. Решение задач и выражений.
1
Применять навык прибавления и вычитания
1, 2и3 к любому числу в пределах 10,
вести счёт чисел на уменьшение, увеличение, выполнять арифметические действия с числами, повторять состав чисел до 10.
23.01
74.
38.
Что узнали. Чему научились. Закрепление.
1
Применять навык прибавления и вычитания
1,2 и 3 к любому числу в пределах 10, выполнять арифметические действия с числами; повторять состав чисел до 10.
26.01
75.
39.
Закрепление изученного. Проверка знаний.
1
Повторятьсостав чисел до 10, ведение счёта чисел на уменьшение, увеличение; выполнять арифметические действия с числами; решать задачи
27.01
76.
40.
Связь между суммой и слагаемыми
1
Называть компоненты и результат действия сложения; вычитать на основе знания соответствующих случаев сложения; доказывать связь между суммой и слагаемым
29.01
77.
41.
Связь между суммой и слагаемыми
30.01
78.
42.
Решение задач.
1
Решать текстовые задачи на нахождение неизвестного слагаемого арифметическим способом
Прогнозировать результат вычисления. Моделировать изученные арифметические зависимости
5.02
81.
45.
Вычитание из чисел 6, 7. Закрепление изученных приёмов.
1
Проговаривать названия компонентов при сложении и вычитании; записывать под диктовку примеры.
6.02
82.
46.
Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9.
1
Составлять примеры на 8, 9; пользоваться переместительным свойством сложения; называть компоненты при вычитании
9.02
83.
47.
Вычитание из чисел 8. 9. Решение задач.
1
проговаривать математические термины;
записывать, приводить примеры; анализировать; рассуждать при решении задач
10.02
84.
48.
Вычитание из числа 10.
1
Представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1,2иЗ
12.02
85.
49.
Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания.
1
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Повторение состава чисел до 10; выполнение арифметических действий с числами; решение задач.
13.02
86.
50.
Килограмм.
1
Характеризовать величину массы; выбирать способ сравнения величин.
Формировать умение сравнивать именованные числа и выполнять операции сложения и вычитания с ними.
Формировать умение сравнивать именованные числа и выполнять операции сложения и вычитания с ними.
24.02
88.
52.
Что узнали. Чему научились. Закрепление.
2
Выполнять вычисления с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10
26.02
89.
53.
Что узнали. Чему научились. Закрепление.
27.02
90.
54.
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел первого десятка».
1
Повторение состава чисел до 10. Выполнение арифметических действий с числами, решение и запись задач.
2.03
Числа от 1 до 20. Нумерация. (12 ч.)
91.
1.
Устная нумерация чисел от 1 до 20.
1
Группировать числа по заданному или по самостоятельно установленному правилу; сравнивать разные приёмы вычислений.
3.03
92.
2.
Образование чисел из одного
десятка и нескольких единиц.
1
Обозначать двузначные числа двумя цифрами, различать десятки, единицы в записи двузначных чисел, называть двузначные числа; сравнивать двузначные числа.
5.03
93.
3.
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел.
1
Различать десятки, единицы в записи двузначных чисел, сравнивать двузначные числа: 1) на порядок называния при счёте 2) на положение в числовом ряду 3) на количество знаков в записи чисел
6.03
94.
4.
Дециметр
1
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочивания; принимать участие в учебных играх, прогнозировать результаты хода; определять стратегию игры
9.03
95.
5.
Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10
2
Записывать и читать примеры, используя
Математические термины; вычислять, используя состав чисел
10.03
96.
6.
Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10
12.03
97.
7.
Что узнали. Чему научились. Закрепление
1
Выполнять вычисления в пределах 20, применять знания и умения в нестандартных ситуациях, воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке убывания и возрастания, применять термины «однозначное число» и «двузначное число»
13.03
98.
8.
Закрепление изученного. Проверка знаний.
1
Применять знания и способы действий в измененных условиях.
16.03
99.
9.
Подготовка к введению задач в два действия.
2
Анализировать задачу; сравнивать краткое
условие со схематическим рисунком
17.03
100.
10.
Подготовка к введению задач в два действия.
Выделять структурные части текстовой
задачи; выполнять её решение арифметическим способом; составлять краткую запись.
19.03
101.
11.
Ознакомление с задачей в два действия.
2
Выделять структурные части текстовой
задачи, выполнять её решение арифметическим способом; составлять краткую запись.
20.03
102.
12.
Ознакомление с задачей в два действия.
Выполнять решение задачи арифметическим способом; составлять краткую запись; слушать, запоминать, записывать
23.03
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. ( 24 ч. )
103.
1.
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
1
Читать, решать и записывать примеры;
припоминать состав чисел; приводить примеры
2.04
104.
2.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +2, +3
1
Использовать изученные приёмы вычислений при сложении однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10.
Использовать изученные приёмы вычислений при сложении и вычитании чисел второго десятка; решать текстовые задачи арифметическим способом
13.04
111.
9.
Решение задач и выражений. Закрепление вычислительных навыков.
1
Решать задачи на основе знания таблицы
сложения с переходом через десяток.
Использовать математическую терминологию при записи.
15.04
112.
113.
10-11.
Что узнали. Чему научились. Закрепление.
2
Делать выводы, систематизировать знания;
Закреплять знания таблицы на сложение
16.04
114.
12.
Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток.
1
Моделировать приемы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, вычитать число по частям
19.04
115.
13.
Вычитание вида 11-
1
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Наблюдать закономерность числовой последовательности.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям.
20.04
116.
14.
Вычитание вида 12-
1
22.04
117.
15.
Вычитание вида 13-
1
23.04
118.
16.
Вычитание вида 14-
1
27.04
119.
17.
Вычитание вида 15-
1
28.04
120.
18.
Вычитание вида 16-
1
30.04
121.
19.
Вычитание вида 17-, 18-
1
4.05
122.
20.
Табличное сложение и вычитание. Решение задач и выражений.
1
Составлять план решения, алгоритм выполнения задания.
5.05
123.
124.
21-22.
Что узнали. Чему научились. Закрепление.
2
Прогнозировать результат вычисления, планировать решение задачи; контролировать и осуществлять пошаговый контроль и полноты вычисления; решать нестандартные задачи.
7.05,
8.05
125.
23.
Проект «Математика вокруг нас»
1
Собирать информацию (рисунки, фотографии клумб, цветников); наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования и составлять свои узоры; контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор.
11.05
126.
24.
Итоговая контрольная работа.
1
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
12.05
Итоговое повторение (6 ч. )
127.
1.
Повторение знаний о нумерации. Числа от 11 до 20.
1
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Установление зависимости между величинами.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Распознавание геометрических фигур.
14.05
128.
2.
Сложение и вычитание.
1
15.05
129.
3.
Сложение и вычитание.
1
18.05
130.
4.
Решение задач изученных видов.
1
19.05
131.
5.
Решение задач изученных видов
1
21.05
132.
6.
Геометрические фигуры
1
22.05
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Книгопечатная продукция
1
Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 класс, «Просвещение», 2011 г.
2
3
4
5
6
7
8
9
УЧЕБНИКИ
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1,2 М.: Просвещение, 2014