Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по геометрии к учебнику 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г.Позняка и И.И.Юдиной.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и достижение которых является обязательны условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Параллельные прямые – 13 часов.
Соотношения между сторонами и углами треугольника – 20 часов.
Повторение – 6 часов.
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.
№ урока | Содержание (общая тема, тема урока) | Кол-во часов | Дата проведения уроков | Предполагаемые результаты урока (перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся на уроке) | Вид контроля, самостоятельной деятельности | Домашнее задание | Тип урока |
плани руемая | факти ческая |
Глава I. Начальные геометрические сведения 11 часов |
1 | Прямая и отрезок | 1 | | | Знать: взаимное расположение точек и прямых; свойство прямой; прием практического проведения прямых на плоскости (провешивание). Уметь: решать простейшие задачи по теме. | | | Урок изучения нового материала |
2 | Луч и угол | 1 | | | Знать: понятия луча, начала луча, угла, его стороны и вершины, внешней и внутренней области неразвернутого угла; обозначения луча и угла. Уметь: решать простейшие задачи по теме. | Теоретический опрос, проверка дз, самостоятельная работа обучающего характера. | П.3-4, вопросы 4-6 | КУ |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | | | Знать: понятия равенства геометрических фигур, середины отрезка, биссектрисы угла. Уметь: решать простейшие задачи по теме; сравнивать отрезки и углы. | Теоретический опрос, проверка дз, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой | П.5-6, вопросы 7-11 | КУ |
4 | Измерение отрезков | 1 | | | Знать: понятие длины отрезка; свойства длин отрезков; единицы измерения и инструменты для измерения отрезков. Уметь: решать простейшие задачи по теме. | Теоретический опрос, самостоятельная работа | П.7-8, вопросы 12-13 | КУ |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 1 | | | Уметь: решать задачи на нахождение длины отрезка или всего отрезка. | Самостоятельная работа | П.7-8 | УЗИМ |
6 | Измерение углов | 1 | | | Знать: понятия градуса и градусной меры угла; свойства градусных мер угла; свойство измерения углов; виды углов; приборы для измерения углов на местности. Уметь: решать задачи на нахождение величины угла. | Проверка дз | П.9-10, вопросы 14-16 | УИНМ |
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 | | | Знать: понятия смежных и вертикальных углов, их свойства с доказательствами. Уметь: строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы; находить на рисунке смежные и вертикальные углы; решать простейшие задачи по теме. | Проверка дз, самостоятельная работа обучающего характера | П.11, вопросы 17-18 | КУ |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | | | Знать: понятие перпендикулярных прямых; свойство перпендикулярных прямых с доказательством. Уметь: решать простейшие задачи по теме. | Теоретический опрос, проверка дз, самостоятельная работа | П.12-13, вопросы 19-21 | КУ |
9 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | | Знать: понятия луча, начала луча, его стороны и вершины, внешней и внутренней области неразвернутого угла, середины отрезка, биссектрисы угла, длины отрезка, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; свойства длин отрезков, градусных мер угла, измерения углов; свойства смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых. Уметь: решать задачи по теме | Проверка дз, самостоятельное решение задач с последующей проверкой по готовым решениям и ответам | № 74, 75, 80, 82 | Урок повторения и обобщения |
10 | Контрольная работа 1. Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы | 1 | | | Контрольная работа | | Урок контроля ЗУН |
11 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | | Контроль выполнения работы над ошибками | № 76-79 | Урок коррекции знаний |
Глава II. Треугольники 18 часов |
12 | Треугольники | 1 | | | Знать: понятия треугольника и его элементов, равных треугольников. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой (выборочно) | П.14, вопросы 1-2 | УИНМ |
13 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | | Знать: понятия теоремы и доказательства теоремы; формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, проверка дз | П.15, вопросы 3-4 | КУ |
14 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | | | Знать: формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, проверка дэ, самостоятельная работа | П.15, | УЗИМ |
15 | Медианы, высоты и биссектрисы треугольника | 1 | | | Знать: понятия перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника; теорему о перпендикуляре с доказательством. Уметь: решать простейшие задачи по теме; строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника | Проверка дз, самостоятельное решение тестовых задач с последующей самопроверкой по готовым ответам | П.18, вопросы 5-9 | КУ |
16 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | | | Знать: понятия равнобедренного и равностороннего треугольников; свойства равнобедренного треугольника с доказательствами. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, проверка дэ, самостоятельная работа творческого характера | П.18, вопросы 10-13 | КУ |
17 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 | | | Знать: теоретический материал по теме урока. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос в форме теста, самостоятельная работа обучающего характера | П.18, | УЗИМ |
18 | Второй признак равенства треугольников | 1 | | | Знать: второй признак равенства треугольников с доказательством. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз | П.19, вопрос 14, | КУ |
19 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | | | Знать: формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, проверка дэ, решение задач с последующей проверкой по готовым ответам | П.19, | УЗИМ |
20 | Третий признак равенства треугольников | 1 | | | Знать: третий признак равенства треугольников с доказательством. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз, самостоятельная работа обучающего характера | П.20, вопрос 15 | КУ |
21 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | | | Знать: признаки равенства треугольников. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, самостоятельная работа | | УЗИМ |
22 | Окружность | 1 | | | Знать: понятия окружности и ее элементов. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз, самостоятельная работа обучающего характера | П.21, вопр16 | КУ |
23 | Примеры задач на построение | 1 | | | Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос | П.22-23, вопр.17-21 | КУ |
24 | Решение задач на построение | 1 | | | Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос в форме теста, самостоятельная работа обучающего характера | П.22-23, вопр.17-21 | УЗИМ |
25 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | | | Знать: формулировки и доказательства признаков равенства треугольников. Уметь: решать простейшие задачи по теме | | | УЗИМ |
26 | Решение задач | 1 | | | Знать: формулировки и доказательства признаков равенства треугольников. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Самостоятельная работа | | УЗИМ |
27 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | | Знать: понятия треугольника и его элементов, равных треугольников, перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников, окружности и ее элементов; теорему о перпендикуляре; свойства равнобедренного треугольника. Уметь: решать простейшие задачи по теме | | Задачи на устра-нение пробе-лов ЗУН | Урок повторения и обобщения |
28 | Контрольная работа 2. Треугольники | 1 | | | Контрольная работа | Урок контроля ЗУН |
29 | Работа над ошибками | 1 | | | Контроль выполнения работы над ошибками | Урок коррекции знаний |
Глава III. Параллельные прямые 13 часов |
30 | Признаки параллельности прямых | 1 | | | Знать: понятия параллельных прямых, накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; формулировки и доказательства признаков параллельности двух прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Самостоятельное решение тестовых задач с последующей самопроверкой по готовым ответам | П.24-25, вопросы 1-5 | УИНМ |
31 | Признаки параллельности прямых | 1 | | | Знать: понятия параллельных прямых, накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; формулировки и доказательства признаков параллельности двух прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, решение тестовых задач | П.24-25, вопросы 1-5 | КУ |
32 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | | | Знать: практические способы построения параллельности прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой, практическое задание | П.26, вопрос 6 | УЗИМ |
33 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 | | | Знать: понятия параллельных прямых, накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; формулировки и доказательства признаков параллельности двух прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка домашнего задания, самостоятельная работа | | УЗИМ |
34 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | | Знать: понятие аксиомы; аксиому параллельных прямых и ее следствия. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз | П.27-28, вопросы 7-11 | УИНМ |
35 | Свойства параллельных прямых | 1 | | | Знать: свойства параллельных прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос | П.29, вопросы12-15 | КУ |
36 | Свойства параллельных прямых | 1 | | | Знать: свойства параллельных прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос | П.29, вопросы12-15 | УЗИМ |
37 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | Знать: признаки и свойства параллельных прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, проверка дз, самостоятельная работа обучающего характера | П.29, вопросы12-15 | УЗИМ |
38 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | Знать: признаки и свойства параллельных прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз, самостоятельная работа | Задачи по готовым чертежа | УЗИМ |
39 | Решение задач | 1 | | | Знать: признаки и свойства параллельных прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз | Работа над ошиб-ками | УЗИМ |
40 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | | Знать: понятия параллельных прямых, накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; признаки и свойства параллельности двух прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | | Подготовит.вариант | Урок повторения и обобщения |
41 | Контрольная работа 3. Параллельные прямые | 1 | | | Контрольная работа | | Урок контроля ЗУН |
42 | Работа над ошибками | 1 | | | Контроль выполнения работы над ошибками | Инд.задания | |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника 20 часов |
43 | Сумма углов треугольника | 1 | | | Знать: теорему о сумме углов треугольника с доказательством, ее следствия. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Самостоятельное решение задач по теме | П.30, вопросы 1-2 | УИНМ |
44 | Сумма углов треугольника. Решение задач | 1 | | | Знать: понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников; теорему о сумме углов треугольника, ее следствия. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, проверка дз, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой | П.31, вопросы 3-5 | КУ |
45 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | | Знать: теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника с доказательством Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз, самостоятельная работа | П.32, вопрос 6 | КУ |
46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | | Знать: следствия теоремы о соотношениях между сторонами и углами с доказательствами. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос | П.32, вопросы 6-8 | КУ |
47 | Неравенство треугольника | 1 | | | Знать: теорему о неравенстве треугольника с доказательством. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач по теме | П.33, вопрос 9 | КУ |
48 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | | Знать: теорему о сумме углов треугольника и ее следствия; теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорему о неравенстве треугольника. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Самостоятельное решение задач с последующей самопроверкой по готовым ответам и указаниям к решению | | Урок повторения и обобщения |
49 | Контрольная работа 4. Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | | Контрольная работа | | Урок контроля ЗУН |
50 | Работа над ошибками | 1 | | | Контроль выполнения работы над ошибками | Инд.задания | Урок коррекции знаний |
51 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 | | | Знать: свойства прямоугольных треугольников с доказательствами. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Самостоятельное решение задач по теме | П.34, вопросы 10-11 | УИНМ |
52 | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников | 1 | | | Знать: признак прямоугольного треугольника и свойство медианы прямоугольного треугольника с доказательствами. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач с последующей самопроверкой по готовым ответам и указаниям к решению | П.34 | УЗИМ |
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | | | Знать: признаки равенства прямоугольных треугольников с доказательствами. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз, самостоятельное решение задач по теме | П.35, вопросы 12-13 | УИНМ |
54 | Прямоугольный треугольник. Решение задач | 1 | | | Знать: свойства прямоугольных треугольников; признак прямоугольного треугольника, свойство медианы; признаки равенства прямоугольных треугольников. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Самостоятельная работа | П.36 | УЗИМ |
55 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | | | Знать: понятия наклонной, проведенной из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; свойство параллельных прямых с доказательством. Уметь: решать простейшие задачи по теме | | П.37, вопросы 14-18 | УИНМ |
56 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | | Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос | | КУ |
57 | Построение треугольника по трем элементам. Решение задач | 1 | | | Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, проверка дз, самостоятельное решение задач по теме | | УЗИМ |
58 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | | | Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз, самостоятельная работа | | УЗИМ |
59 | Решение задач | 1 | | | Уметь: решать простейшие задачи по теме | | | УЗИМ |
60 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | | Уметь: решать простейшие задачи по теме | Проверка дз, самостоятельное решение по готовым чертежам с последующей самопроверкой по готовым ответам | | Урок повторения и обобщения |
61 | Контрольная работа 5. Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам | 1 | | | Уметь решать простейшие задачи по теме | Контрольная работа | | Урок контроля ЗУН |
62 | Работа над ошибками | 1 | | | Знать: Уметь: решать простейшие задачи по теме | Контроль выполнения работы над ошибками | Глава I, вопросы1-21 | Урок коррекции знаний |
Повторение курса геометрии за 7 класс 6 часов |
63 | Начальные геометрические сведения | 1 | | | Знать: теоретические основы изученной темы Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач | Глава II, вопросы 1-15 | Урок повторения и обобщения |
64 | Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | 1 | | | Знать: формулировки и доказательства признаков равенства треугольников, свойства равнобедренных треугольников. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический тест с последующим обсуждением ответов, самостоятельное решение задач по готовым чертежам | Глава III, вопросы 1-15 | Урок повторения и обобщения |
65 | Параллельные прямые | 1 | | | Знать: признаки и свойства параллельных прямых. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Теоретический тест с последующим обсуждением ответов, самостоятельное решение задач по готовым чертежам | Глава IV, вопросы 1-18 | Урок повторения и обобщения |
66 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | | Знать: теорему о сумме углов треугольника и ее следствия; теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорему о неравенстве треугольника. Уметь: решать простейшие задачи по теме | Индивидуальная проверка дз, самостоятельное решение задач по готовым чертежам | Глава IV, вопросы 19-20 | Урок повторения и обобщения |
67 | Задачи на построение | 1 | | | Уметь: решать простейшие задачи по теме | Самостоятельное решение задач | | Урок повторения и обобщения |
68 | Контрольная работа 6. (итоговая) | 1 | | | Уметь: решать основные типы задач курса геометрии за 7 класс | Контрольная работа | | Урок контроля ЗУН |