Данная программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса рассчитана на 105 часов из расчета 3 часа в неделю. Программа составлена на основе программы «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», авторы И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, М.: Мнемозина 2009, учебника А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа 10 - 11» М: Мнемозина 2014.
Определение функции, способы её задания, свойства функций. Обратная функция.
Знакомство с моделями «числовая окружность» и «числовая окружность на координатной плоскости». Синус, косинус как координаты точки числовой окружности, тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента и связи между ними. Тригонометрические функции углового аргумента, радианная мера угла. Функции y=sin x, y═cos x, их свойства и графики. Формулы приведения. Периодичность функций y=sin x, y═cos x.
Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной и разложения на множители; однородные тригонометрические уравнения.
Синус и косинус суммы и разности аргументов. Тангенс суммы разности аргументов. Формулы двойного аргумента, формулы понижения степени. Формулы половинного угла. Преобразования сумм тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование выражения А sin x + В cos x к виду С sin (x + t).
Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Числовые последовательности (определение, параметры, свойства). Понятие предела последовательности (на наглядно-интуитивном уровне). Существование предела монотонной ограниченной последовательности (простейшие случаи вычисления пределов последовательности: длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей; вычисление суммы бесконечной геометрической прогрессии). Предел функции на бесконечности и в точке.
Приращение аргумента, приращение функции. Определение производной: задачи, приводящие к понятию производной, определение производной, ее геометрический и физический смысл, алгоритм отыскания производной.
Вычисление производных: формулы дифференцирования для функций у = С, у = kx+m,
y = x, y = 1/x, y =√x, y = sin x, y = cos x), правила дифференцирования (суммы, произведения, частного), дифференцирование функций y = x ³, y = tg x, y = ctg x, y = xª , дифференцирование функции y = f (kx + m).
Уравнение касательной к графику функции.
Применение производной для исследования функций: исследование функций на монотонность, отыскание точек экстремума, построение графиков функций. Отыскание наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке, задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
• значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
• значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
• возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
• вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Контроль за усвоением знаний |
| Глава1. Числовые функции (5ч) | |
1 чет 1 | 02.09 | Числовая функция. | 2 | Понятие функции. Область определения и область значений функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, ограниченность функции, непрерывность. Четные и нечетные функции. Обратная функция. | Уметь находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу. Уметь находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей. Уметь определять свойства функции по ее графику. | |
2 | 03.09 | Числовая функция. | |
3 | 05.09 | Свойства функции. | 2 | |
4 | 09.09 | Свойства функции. | |
5 | 10.09 | Обратная функция. | 1 | |
| Глава2. Тригонометрические функции(32ч) | |
6 | 12.09 | Входная контрольная работа по расписанию. | 1 | | | К.р. |
7 | 16.09 | Числовая окружность. | 2 | Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Основные тригонометрические формулы. Тригонометрические тождества. Тригонометрические функции. | Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц. Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала. | |
8 | 17.09 | Числовая окружность. | |
9 | 19.09 | Числовая окружность на координатной плоскости. | 2 | |
10 | 24.09 | Числовая окружность на координатной плоскости. | |
11 | 03.10 | Синус и косинус. Тангенс и котангенс. | 5 | |
12 | 04.10 | Синус и косинус. Тангенс и котангенс. | |
13 | 07.10 | Синус и косинус. Тангенс и котангенс. | Т.д. |
14 | 08.10 | Синус и косинус. Тангенс и котангенс. | |
15 | 09.10 | Синус и косинус. Тангенс и котангенс. | |
16 | 09.10 | Контрольная работа №1 «Числовые функции» | 1 | К.р. |
17 | 10.10 | Тригонометрические функции числового аргумента. | 3 | Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Основные тригонометрические формулы. Тригонометрические тождества. Тригонометрические функции. Формулы приведения. | Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц. Уметь применять формулы приведения для вычисления значения тригонометрических функций тупых углов, для упрощения выражений. | |
18 | 14.10 | Тригонометрические функции числового аргумента. | |
19 | 15.10 | Тригонометрические функции числового аргумента. | |
20 | 17.10 | Тригонометрические функции углового аргумента. | 2 | |
21 | 18.10 | Тригонометрические функции углового аргумента. | |
22 | 21.10 | Формулы приведения. | 3 | |
23 | 22.10 | Формулы приведения. | С.р. |
24 | 24.10 | Формулы приведения. | |
25 | 28.10 | Контрольная работа №2 «Тригонометрические функции» | 1 | | | К.р. |
26 | 29.10 | Функция y=sin x, ее свойства и график. | 2 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса углов. Определение тригонометрических функций, их свойства, графики. | Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики. | |
27 | 31.10 | Функция y=sin x, ее свойства и график. | |
2 чет 28 | 11.11 | Функция y=cos x, ее свойства и график. | 2 | |
29 | 12.11 | Функция y=cos x, ее свойства и график. | |
30 | 14.11 | Периодичность функций y=sin x, y=cos x. | 2 | |
31 | 18.11 | Периодичность функций y=sin x, y=cos x. | |
32 | 19.11 | Преобразование графиков тригонометрических функций. | 3 | |
33 | 21.11 | Преобразование графиков тригонометрических функций. | |
34 | 25.11 | Преобразование графиков тригонометрических функций. | |
35 | 26.11 | Функции y=tg x, y=ctg x, их свойства и графики. | 2 | Пр.р. |
36 | 28.11 | Функции y=tg x, y=ctg x, их свойства и графики. | |
37 | 02.12 | Контрольная работа №3 «Функции y=sin x, y=cos x, y=tg x, y=ctg x». | 1 | | | К.р. |
| Глава3. Тригонометрические уравнения (14ч) | |
38 | 03.12 | Арккосинус. Решение уравнения cos t=a. | 3 | Арккосинус, арксинус, арктангенс, арккотангенс. Основные правила решения простейших тригонометрических уравнений. | Знать определение арккосинуса, арксинуса, арктангенса, арккотангенса, правила решения простейших тригонометрических уравнений. Уметь решать тригонометрические уравнения. | |
39 | 05.12 | Арккосинус. Решение уравнения cos t=a. | |
40 | 09.12 | Арккосинус. Решение уравнения cos t=a. | |
41 | 10.12 | Арксинус. Решение уравнения sin t=a. | 3 | |
42 | 12.12 | Арксинус. Решение уравнения sin t=a. | |
43 | 16.12 | Арксинус. Решение уравнения sin t=a. | |
44 | 17.12 | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. | 1 | С.р. |
45 | 19.12 | Административная контрольная работа за 1 полугодие по расписанию. | 1 | К.р. |
46 | 23.12 | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x=a, ctg x=a. | 1 | |
47 | 24.12 | Решение тригонометрических уравнений. | 4 | |
48 | 26.12 | Решение тригонометрических уравнений. | Основные правила решения простейших тригонометрических уравнений. | Уметь решать тригонометрические уравнения. | |
3 чет 49 | | Решение тригонометрических уравнений. | |
50 | | Решение тригонометрических уравнений. | |
51 | | Контрольная работа №4 «Решение тригонометрических уравнений». | 1 | | | К.р. |
| Глава4. Преобразование тригонометрических выражений (14ч) | |
52 | | Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 3 | Основные тригонометрические тождества: синус и косинус суммы и разности аргументов, тангенс суммы и разности аргументов, формулы двойного аргумента, преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | Знать основные тригонометрические тождества. уметь применять тригонометрические тождества при преобразовании выражений. | |
53 | | Синус и косинус суммы и разности аргументов. | |
54 | | Синус и косинус суммы и разности аргументов. | |
55 | | Тангенс суммы и разности аргументов. | 2 | |
56 | | Тангенс суммы и разности аргументов. | |
57 | | Формулы двойного аргумента. | 3 | |
58 | | Формулы двойного аргумента. | |
59 | | Формулы двойного аргумента. | |
60 | | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | 2 | |
61 | | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения. | |
62 | | Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы. | 2 | Т.д. |
63 | | Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы. | |
64 | | Преобразование тригонометрических выражений. | 1 | |
65 | | Контрольная работа №5 «Преобразование тригонометрических выражений» | 1 | | | К.р. |
| Глава5. Производная(27ч) | |
66 | | Предел последовательности. | 1 | Понятие о пределе и непрерывности функции. Понятие производной. Производная степенной функции. Производная суммы, произведения и частного двух функций. Производные тригонометрических функций. | Знать определение предела функции, производной, правила вычисления производных. Уметь вычислять производные. | |
67 | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | 2 | |
68 | | Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | |
69 | | Предел функции. | 2 | |
70 | | Предел функции. | |
71 | | Определение производной. | 2 | |
72 | | Определение производной. | |
73 | | Вычисление производных. | 3 | Пр.р. |
74 | | Вычисление производных. | |
75 | | Вычисление производных. | |
76 | | Контрольная работа №6 «Производная». | 1 | | | К.р. |
77 | | Уравнение касательной. | 2 | Уравнение касательной, применение производной при исследовании функций. Возрастание, убывание функции, экстремумы. | Знать уравнение касательной, признаки возрастания и убывания функции, точек экстремума. Уметь составлять уравнение касательной, исследовать функцию на монотонность, экстремумы. | |
78 | | Уравнение касательной. | |
4 чет 79 | | Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы. | 4 | |
80 | | Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы. | |
81 | | Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы. | |
82 | | Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы. | |
83 | | Построение графиков функций. | 3 | С.р. |
84 | | Построение графиков функций. | Построение графиков функций. | Уметь строить графики функций. | |
85 | | Построение графиков функций. | |
86 | | Контрольная работа №7 «Применение производной для исследования функций». | 1 | | | К.р. |
87 | | Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин. | 3 | Применение производной при нахождении наибольшего и наименьшего значения. | Уметь использовать производную при исследовании функции, при отыскании наибольшего и наименьшего значения. | |
88 | | Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин. | | |
89 | | Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин. | | |
90 | | Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин. | 2 | |
91 | | Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин. | | | |
92 | | Контрольная работа № 8 «Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин». | 1 | | | К.р. |
| Итоговое повторение(13ч) | |
93 | | Повторение. Решение тригонометрических уравнений. | 4 | | | |
94 | | Повторение. Решение тригонометрических уравнений. | | | |
95 | | Повторение. Решение тригонометрических уравнений. | | | |
96 | | Повторение. Решение тригонометрических уравнений. | | | |
97 | | Повторение. Преобразование тригонометрических выражений. | 4 | | | |
98 | | Повторение. Преобразование тригонометрических выражений. | | | |
99 | | Повторение. Преобразование тригонометрических выражений. | | | |
100 | | Повторение. Преобразование тригонометрических выражений. | | | |
101-102 | | Итоговая контрольная работа по расписанию. | 2 | | | К.р. |
103 | | Повторение. Производная. | 3 | | | |
104 | | Повторение. Производная. | | | |
105 | | Повторение. Производная. | | | |
| | Итого: 105 часов. | | | | |