Просмотр содержимого документа
«Программа платных дополнительных услуг, математика»
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Староюрьевской средней общеобразовательной школы
Староюрьевского района Тамбовской области в с. Вишневое
Рекомендовано Утверждено
методическим советом школы Приказ №453
протокол №1 от ___________ от _____________
Платная дополнительная образовательная программа
Для обучающихся 4 класса
Срок реализации - 1 год.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Программа платных услуг по математике в 4 классе «Царица наук» имеет научно-познавательную направленность. В ходе ее освоения дети ознакомятся со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширят целостное представление о проблеме данной науки.
Новизна программы
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы платных услуг по математике в 4 классе «Царица наук» заключается в том, что
- дети учатся мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам;
- в поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
- в авторской методике индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии;
- в использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных программ.
Актуальность программы
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы дополнительного образования по математике. Программанаправлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цели и задачи программы
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи:
1.Образовательные:
расширить и углубить знания по математике;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
2.Воспитательные:
развивать эмоционально-волевые, нравственные качества личности;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на работу с обучающимися 9 - 10 лет.
Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе платных услуг по математике в 4 классе «Царица наук» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Объем и срок освоения программы
Программа «Царица наук» рассчитана на 1 год обучения с общим количеством учебных часов – 72 часа. Занятия теоретические и практические, проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий по 45 минут.
Формы и режим занятий: обучение по программе«Математические ступеньки» проводится в очной форме и предусматривает проведение теоретических и практических занятий, обобщение результатов полученных универсальных учебных действий.
Схема возрастного и количественного распределения учащихся
по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения
Количество обучающихся
Общее кол-во занятий в неделю
Продолжительность занятий
Общее кол-во часов в неделю
Общее кол-во часов в год
1
6
2
2
2
72
Ожидаемые результаты обучения
По итогам реализации программы ожидаются следующие результаты.
1 Личностные:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно – тематический план
№ п/п
Названия разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации / контроля
всего
теория
практика
1.
Логика рассуждений
24 ч
7 ч
17 ч
Текущий контроль собеседование)
2.
Математические головоломки
19 ч
6 ч
13 ч
Текущий контроль викторины
3.
Анаграммы
6 ч
1 ч
5 ч
Текущий контроль собеседование)
4.
Графы. Трафареты.
22 ч
6 ч
16 ч
Текущий контроль.
5.
Математика и я.
1ч
1 ч
Промежуточный контроль
Итого:
72
20
52
Содержание изучаемого курса
Тема1. Логика рассуждений (24 часа)
Логические и поисковые задания. Принцип их составления, алгоритм решения. Нестандартные задачи (задачи о лжецах, о разъездах и переливаниях). Математические действия с открытыми и закрытыми слогами. Частично-поисковые задания. Понятия «верно», «неверно», «всегда», «иногда» в математических рассуждениях.
Тема 2. Математические головоломки (19 часов)
Математические закономерности. Ребусы. Шарады. Принцип их решения и составления. Лабиринт. Анализ путей выхода из лабиринта.
Тема 3. Анаграммы (6 часов)
Математические анаграммы. Принцип их разгадывания и составления. Составление анаграмм по заданному признаку.
Тема 4. Графы. Трафареты. (22 часов)
Граф. Принцип решения задач с использованием графов. Построение графов. Трафарет. Виды математических трафаретов. Задачи, решаемые по трафаретам. Самостоятельное составление трафаретов для решения задач.
Тема 5. Математика и я. (1 час)
Итоговое занятие в форме заочного экскурса в будущее.
ЛИТЕРАТУРА
Список используемой литературы:
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2012
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2012
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2010
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
Название разделов, тем
Количество часов
Форма контроля
планируемые
фактические
Логика рассуждений (24 часа)
1.
Путешествие в страну «Воображалию»
1ч
1ч
анкетирование
2.
Знакомство с логическими и поисковыми заданиями
4
4
2.1.
Занимательные задачи
1
1
Текущий контроль собеседование)
2.2.
Соображаем, рассуждаем, тренируем внимание
1
1
Текущий контроль.
2.3
Страна Величин
1
1
Текущий контроль
2.4
С действиями надо действовать
1
1
Текущий контроль викторины
3.
Алгоритм решения логическо-поисковых заданий
3
3
3.1.
Решение задач методом исключения с применением таблиц. Рыцари, лжецы, хитрецы.
1
1
Текущий контроль
3.2.
Решение сюжетных задач методом «с конца».
1
1
Текущий контроль (опрос, собеседование)
3.3
Решение задач методом проб и ошибок.
1
1
Текущий контроль
4.
Учусь решать, стараясь рассуждать
3
3
4.1
Задачи с многовариантными решениями.
1
1
Текущий контроль
4.2
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
1
Текущий контроль
4.3
Практикум «Подумай и реши».
1
1
Текущий контроль (опрос, собеседование)
5.
Нестандартные задачи
3
3
5.1
«Газета любознательных».
1
1
Текущий контроль опрос, викторины
5.2
Решение нестандартных задач
1
1
Текущий контроль
5.3
Математические горки.
1
1
Текущий контроль
6.
Выполнение математических действий с закрытыми и открытыми слогами
3
3
7.
Верно, неверно, всегда, иногда
3
3
7.1.
Понятие высказывания. Истинные и ложные высказывания.
1
1
Текущий контроль
7.2.
Общие утверждения. «Хотя бы один». О доказательстве общих утверждений.