Программа факультатива: За страницами учебника математики
Программа факультатива: За страницами учебника математики
УДК 371.214
ББК 74.202
Р 3-12
Р 3-12. За страницами учебника математики: программа факультатива / сост: А.М. Роздольский
Костанай, 2015 – 6 с.
ISBN 978 – 601 – 7491 – 20 – 8
В программе факультатива представлен материал для учащихся 6 классов, касающийся углубленного курса математики, логические задачи, а также теоретический материал по решению заданий логического характера разделов: отношение и пропорции, рациональные числа и действия над ними, выражения и тождества, линейные уравнения с одной переменной, линейные неравенства с одной переменной и их системы, координатная плоскость, функция, линейная функция, линейные уравнения с двумя переменными и их системы.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива: За страницами учебника математики»
УДК 371.214
ББК 74.202
Р 3-12
Р 3-12. За страницами учебника математики: программа факультатива / сост: А.М. Роздольский
Костанай, 2015 – 6 с.
ISBN 978 – 601 – 7491 – 20 – 8
В программе факультатива представлен материал для учащихся 6 классов, касающийся углубленного курса математики, логические задачи, а также теоретический материал по решению заданий логического характера разделов: отношение и пропорции, рациональные числа и действия над ними, выражения и тождества, линейные уравнения с одной переменной, линейные неравенства с одной переменной и их системы, координатная плоскость, функция, линейная функция, линейные уравнения с двумя переменными и их системы.
Составитель: Роздольский Андрей Михайлович, учитель математики, специалист высшего уровня квалификации без категории
Пояснительная записка
Основы математики становится все более существенным элементом образования в современном общеобразовательном процессе подготовки учащегося. В настоящее время внимание к школьному образованию не может находится на низком уровне, если государство хочет быть прогрессивным и успешным. Для этого образование усиливается во многих странах мира.
Если устойчивый интерес к математике поддерживается постоянно это очень хорошо, но не всегда так, очень много факторов которые могут повлиять на учащегося и снизить или вообще довести до нуля мотивацию ребенка. В период с 5 по 6 класс примерно 10-12 лет формируется организм учащегося и если в этот период времени оказывать положительное влияние на подростка, то можно добиться положительных результатов, которые в свою очередь повлияют на формирование личности учащегося. В связи с этим программа факультатива «За страницами учебника математики», может быть отличным средством для повышения мотивации учащегося, а также обеспечить занятость учащегося в свободное от занятий время, тем самым снизив возможные негативные влияния на формирование его личности.
Учебная программа факультатива разработана в соответствии с ГОСО №1080 от 23.08.12 года. Данный курс факультатива, обеспечивает более глубокое изучение курса математики, дает учащимся перспективность в обучении математике на начальном и основном уровнях среднего образования.
Базовое содержание курса факультатива содержит задания углубленного курса математики, логические задачи, а также теоретический материал по решению заданий логического характера разделов: «Отношение и пропорции», «Рациональные числа и действия над ними», «Выражения и тождества», «Линейные уравнения с одной переменной», «Линейные неравенства с одной переменной и их системы», «Координатная плоскость», «Функция. Линейная функция», «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы».
Объём учебной нагрузки по факультативному курсу составляет:
1 часов в неделю, всего 34 часа;
Цели обучения:
Обеспечение качественного усвоения математики через вовлечение учащихся в математическую деятельность, направленную на понимание ими математического материала углубленного курса математики и развития интеллекта через решение логических задач;
Приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, формирования математического стиля мышления на основе заданий с повышенным уровнем сложности, а также логических задач;
Создание практической основы для изучения алгебры и геометрии на уровне основного среднего образования.
Задачи обучения:
Развитие наглядно-образного и логического мышления, учебных мотивов, способности к самообразованию, «математической» речи, формирование умений проводить анализ и синтез, решать исследовательские задачи;
Обеспечение качественного усвоения углубленных заданий по математике, направленного на развитие интеллектуальных качеств личности: абстрактного и логического мышления, интуиции, познавательных интересов, самостоятельности, волевых качеств и др.
Умственное развитие умений обосновывать и доказывать утверждения, развитие логического мышления учащихся; математической интуиции и потенциальных творческих способностей каждого учащегося;
Развитие навыков самостоятельной работы; предоставление учащимся возможности самостоятельного конструирования задач по данной теме, их решения;
Базовое содержание курса факультатива
Базовое содержание курса факультатива состоит из следующих разделов: «Отношение и пропорции»; «Рациональные числа и действия над ними»; «Выражения и тождества»; «Линейные уравнения с одной переменной»; «Линейные неравенства с одной переменной и их системы»; «Координатная плоскость»; «Функция. Линейная функция»; «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы».
Ожидаемые результаты уровня подготовки учащихся
Учащиеся должны иметь представление: о выражении с переменной; о неравенстве с переменной; о системе линейных неравенств с одной переменной; об области определения функции; о системе линейных уравнений с двумя переменными; о множестве и пустом множестве; о плоскости, сфере и шаре.
Учащиеся 6 класса должны понимать сущность понятий: отношение; пропорция; координатная (числовая) прямая (ось); положительное число; отрицательное число; модуль числа; абсолютное значение числа; число, противоположное данному числу; целое число; рациональное число; бесконечная периодическая десятичная дробь; коэффициент; подобные слагаемые; перпендикулярные отрезки; параллельные отрезки; перпендикуляр к прямой; координатная плоскость; координатная четверть; прямоугольная система координат; центральная симметрия; осевая симметрия; масштаб.
Учащиеся должны знать:
Алгоритмы решения заданий углубленного курса математики, а также, логического характера из разделов: «Отношение и пропорции»; «Рациональные числа и действия над ними»; «Выражения и тождества»; «Линейные уравнения с одной переменной»; «Линейные неравенства с одной переменной и их системы»; «Координатная плоскость»; «Функция. Линейная функция»; «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы».
Учащиеся должны уметь:
Определять и находить верный алгоритм решения для заданий углубленного курса математики, а также логического характера из разделов: «Отношение и пропорции»; «Рациональные числа и действия над ними»; «Выражения и тождества»; «Линейные уравнения с одной переменной»; «Линейные неравенства с одной переменной и их системы»; «Координатная плоскость»; «Функция. Линейная функция»; «Линейные уравнения с двумя переменными и их системы». А также применять данные алгоритмы при решении заданий.
№ п.п.
Тема
Дата
Коррекция
Отношения и пропорции (5 ч)
1
Задачи на деление в данном отношении
2
Алгоритмы решений заданий на пропорции
3
Творческие задания на длину окружности и площадь круга
4
Деление числа на части, обратно пропорциональные данным числам
5
Построение треугольника по заданным сторонам
Рациональные числа и действия над ними (3ч)
6
Решение заданий содержащие множества используя круги Эйлера-Венна
7
Задания углубленного курса математики на рациональные числа
8
Алгоритмы решения задач на движение по реке
Действия с рациональными числами (6 ч)
9
Творческие задачи на сложение и вычитание рациональных чисел
10
Использования свойств при решении заданий углубленного курса математики на умножение и деление рациональных чисел
11
Творческие задачи на умножение и деление рациональных чисел
12
Использование свойств при решении заданий углубленного курса математики на умножение и деление рациональных чисел
13
Алгоритмы решения задач углубленного курса математики содержащие рациональные числа
14
Алгоритмы решения задач на проценты
Выражения и тождества (3 ч)
15
Алгебраические выражения
16
Использования свойств при решении алгебраических выражений
17
Многоэтажные дроби
Линейные уравнения с одной переменной (3 ч)
18
Составление и решение задач на линейные уравнения с одной переменной
19
Линейные уравнения с одной переменной под знаком модуля
20
Задачи углубленного курса математики через составления линейного уравнения с одной переменной
Линейные неравенства с одной переменной и их системы (4 ч)
21
Линейные неравенства с одной переменной
22
Использование свойств для рационального решения линейных неравенств с одной переменной
23
Системы линейных неравенств с одной переменной
24
Линейные неравенства с одной переменной под знаком модуля
Координатная плоскость (3 ч)
25
Творческие задачи на построение прямых (пересекающиеся, параллельные, перпендикулярные)
26
Задачи логического характера на построение
27
Задачи на построение симметрии
Функция. Линейная функция (3 ч)
28
Задание функции. Построение графиков
29
Алгоритмы решения заданий углубленного курса математики на линейную функцию
30
Способ приведения числителя и знаменателя дроби к целым, у которых и в числителе, и в знаменателе имеются как десятичные, так и обыкновенные дроби
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы (4 ч)
31
Решение систем линейных уравнений (графический способ)
32
Решение систем линейных уравнений (способ подстановки)
33
Решение систем линейных уравнений (способ сложения)
34
Задачи углубленного курса математики, решаемые через систему линейных уравнений
Итого: 34 часа, 1 час в неделю
Список используемой литературы:
ГОСО №1080 от 23.08.12.
Математика. Учебник для 6 класса общеобразоват. шк. в 2 ч./ Т.А. Алдамуратова, Т.С. Байшоланов, Е.С. Байшоланов. 4-е изд., перераб. – Алматы: Атамұра, 2015. – 424 с.
Факультативный курс по математике: Учеб. Пособие для 7-9 кл. сред. шк. / Сост. И.Л. Никольская. – М.: Просвещение, 1991. – 383 с.
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің М.Қозыбаев атындағы №23 орта мектебі» ММ
ГУ «Средняя школа №23 имени М. Козыбаева отдела образования акимата города Костаная»