kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса для учащихся 8 класса «Решение текстовых и логических задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса для учащихся 8 класса «Решение текстовых и логических задач». 

Курс предназначен для учащихся 8-х классов, склонных к занятиям математикой, желающих повысить свой математический уровень, является предметным по содержанию, то есть, создан в поддержку предмета «математика».

Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса для учащихся 8 класса «Решение текстовых и логических задач»»




Программа

курса для учащихся 8 класса


«Решение текстовых и логических задач»



Вид программы: предпрофильная.

Тип программы: предметная.


Автор- составитель:


Учитель математики:

высшая квалификационная категория








Россошь 2017


















Пояснительная записка

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации».

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Базовый уровень.

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации №74 от 01.02.2012 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;

- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области от 18.08.2004 № 547;

- Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30 августа 2013 года «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ № 24 г. Россоши

- Положения о рабочей программе МКОУ СОШ № 24 г. Россоши;

- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования» С изменениями на 26.01.2016 г.;

- Учебного плана МКОУ СОШ № 24 г. Россоши


Математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.

Курс предназначен для учащихся 8-х классов, склонных к занятиям математикой, желающих повысить свой математический уровень, является предметным по содержанию, то есть, создан в поддержку предмета «математика».

Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.

Актуальность темы: «Решение текстовых и логических задач» в настоящее время объясняется в необходимости систематизации материала по этому разделу.

Потому что с помощью текстовой и логической задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии,

составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием

речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, графических образов, т.е. составлять математическую модель.

Программа адресована обучающимся 8 класса МКОУ СОШ № 24 г. Россоши. Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ №24,1 час в неделю, является программой базового уровня обучения для 8а и 8б классов.

Обоснованность.

На занятиях есть возможность устранить пробелы обучающегося. Учитель помогает выявить слабые места и оказывает помощь, учит правильно оформлять задание. Необходимо отметить, что в данном курсе высока доля самостоятельности обучающегося, как на самом занятии, так и во время подготовки исследовательских работ.

Знание математики необходимо для изучения физики, химии, биологии, физической географии, технологии, информатики.

Курс «Решение текстовых и логических задач» входит в образовательную область «Математика».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение курса на базовом уровне основного общего образования в 8 классе в объеме 35 часов из расчета 1 учебных часа в неделю.

Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ № 24 г. Россоши.



Целями данного курса являются:
- Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
- Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.


Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:
- Помочь овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
- Формировать у учащихся устойчивый интерес к математике.
- Формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
- Развивать математические способности.
- Развивать качества мышления, характерные для математической деятельности.
- Развивать умение переводить различные задачи на язык математики.
- Подготовить к сознательному усвоению систематического курса алгебры и геометрии.
- Ориентировать на профессии, существенным образом связанные с математикой и физикой,

- Обогащать опыт мыслительной, культурно-исторической деятельности ученика, используя разнообразные исторические и современные задачи.

-Раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление заложенных способностей;

-Снятие психологических барьеров и ограничений.

На занятиях используются различные формы и методы работы с учащимися:

- при знакомстве с новыми способами решения - работа учителя с демонстрацией примеров;

- при использовании традиционных способов - фронтальная работа учащихся;

- индивидуальная работа;

- анализ готовых решений;

- самостоятельная работа с тестами.

Методы преподавания определяются целями курса, направленными на формирование математических способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

В тематическом планировании выделяется практическая часть, которая реализуется на знаниях учащихся, полученных в ходе курса теоретической подготовки.

В результате изучения курса учащиеся будут уметь:
- Решать основные виды текстовых и логических задач.

- Знать способы решения популярных логических задач, текстовых задач.
- Применять основные принципы математического моделирования, основные свойства делимости чисел.
- Уметь решать логические задачи.
- Определять тип задачи и алгоритм ее решения.

- Переводить текст на язык арифметики.

-Способствовать общему развитию, развитию логического и образного мышления.

-Выполнять тождественные преобразования.

-Пользоваться формулами сокращенного умножения.

-Иметь представления об элементарных графиках.






Учебно-тематический план.

Наименование темы

Кол-во часов

Количество работ

контрольных

практических

1

О роли математики в практической жизни человека

1



2

Задачи на движение по реке с данными, которыми являются рациональными дробями. Составление уравнений.

2



3

Логические задачи, решаемые логическими таблицами

1



4

Задачи на дроби. Игра «Лабиринт смекалки»

1



5

Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений с данными, которыми являются рациональными дробями.

2



6

Арифметика остатков

1



7

Тождества. Тождественные преобразования выражений с данными, которыми являются рациональными дробями.

1



8

Круги Эйлера

1



9

Задачи на «совместную» работу с данными, которыми являются рациональными дробями

1



10

Арифметический квадратный корень. Применение свойств арифметического квадратного корня.

2


1

11

Квадратное уравнение с одной переменной со сложными вычислениями.

1



12

Исследовательская работа «Математические модели в практике человека» - 2


2


1

13

Неравенства с одной переменной в решении задач.

3



14

Решение задач практической направленности на составление уравнений.

2



15

Доказательство неравенств.

2



16

Графики функций. Линейные функции. Прямая пропорциональность в задачах. Уравнения вида х2-у2=69, его график и другие сложные графики.

5


1

17

Старинные задачи

3



18

Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов»

2


1

19

Статистика. Решение задач.

3




итого

35


4









Содержание программы курса

1. О роли математики в практической жизни человека - 1

История использования текстовых задач в России. Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач.

Цели и задачи: развивать представление о математике, как обширной области знаний и сферы деятельности. Стимулировать познавательную активность, творческие способности учащихся.

2. Задачи на движение по реке с данными, которыми являются рациональными дробями. -2

Движение тел по течению и против течения реки. Рассмотреть следующие виды задач:- движение из одного пункта в другой в одном направлении;- движение из одного пункта в другой с остановкой в пути;- движение из разных пунктов навстречу друг другу;- движение по водному пути;- определение скорости при встречном прямолинейном движении;- задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время;

Цели и задачи: умение логически рассуждать при решении задач;

умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач

3. Логические задачи, решаемые логическими таблицами – 1

Понятие логических задач. Выделение в задаче данных и искомых величин. Построение цепочек. Доказательство истинности или ложности утверждений.

Цели и задачи: умение логически рассуждать при решении задач; умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач

4. Задачи на дроби. Игра «Лабиринт смекалки» - 1

Применение дробей для решения задач. Величина, принимаемая за 1. Представление условия графически.

Цели и задачи: умение логически рассуждать при решении задач;

умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач


5. Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений с данными, которыми являются рациональными дробями. Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений.

Задачи на сравнение значений выражений.-2

Применение выражений для решения задач.

Цели и задачи: приучение к переводу текста на язык арифметики, способствование общему развитию, развитию логического и образному мышлению

6. Арифметика остатков - 1

Остатки от деления, деление на «3», «9», «2», «10», «5» и остаток, сравнение по модулю.

Цели и задачи: приучение к переводу текста на язык арифметики, способствование общему развитию, развитию логического и образному мышлению, ознакомление с теорией сравнения, исследование сравнений


7. Тождества. Тождественные преобразования выражений с данными, которыми являются рациональными дробями.

Тождественные преобразования в современном мире.

Цели и задачи: освоение способов упрощения выражений.

8. Круги Эйлера

Отношения между множествами, графические множества. Пересечение множеств. Элементы множеств.

Цели и задачи: решение логических задач графически, умение наглядно представить решение

9. Задачи на «совместную работу» с данными, которыми являются рациональными дробями..-1

Формула зависимости объѐма выполненной работы от производительности и времени еѐ выполнения. Особенности выбора - задачи на вычисление неизвестного времени работы; задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами;

Цели и задачи: решение задач по правилам действий с дробями, познакомить с приемом за «единицу»


10. Арифметический квадратный корень. Применение свойств арифметического квадратного корня - 2

Рациональные и иррациональные числа. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

Цели и задачи: усвоить понятие квадратного корня, свойства квадратного корня, применение свойств арифметического квадратного корня к решению задач.
11. Квадратное уравнение с одной переменной со сложными вычислениями. -1

Уравнения, линейное уравнение, квадратные уравнения, значения величин, способы решения.

Цели и задачи: уметь решать уравнения, понимать решение квадратного уравнения, формировать представления об уравнениях.


12. Исследовательская работа «Математические модели в практике человека» - 2

Роль математики в промышленной сфере, строительстве, медицине и жизни человека. Место математического моделирования в создании разнообразных архитектурных моделей.

Цели и задачи: формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, исследовать явления по заданным моделям, конструировать приложения моделей; приобщение учащихся к опыту творческой деятельности и формирование у них умения применять его.


13 . Неравенства с одной переменной в решении задач.- 3

Приемы решения, пересечение и объединение множеств, системы неравенств.

Цель:  создание условий для развития познавательной творческой активности учащихся среднего школьного возраста при изучении математики.

Цели и задачи: умение указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое решение и выполнены все условия задачи.


14. Решение задач практической направленности на составление уравнений -2

Смешение товаров разной цены, жидкостей. Масса сплава, сумма масс. Составление уравнения.

Цели и задачи: формирование навыков учебно-исследовательской работы, отрабатывание навыков решения уравнения.


15. Доказательство неравенств.–2

Разность левой и правой части, следствие из других неравенств, справедливость которых известна, используя некоторые очевидные соотношения. Алгоритмы решения.

Цели и задачи: формирование навыков учебно-исследовательской работы, ознакомление с таким типом решения математических задач, алгоритмом их решения


16. Графики функций. Линейные функции. Прямая пропорциональность в задачах. Уравнения вида х2-у2=69 и другие сложные уравнения.– 5

Система координат, пропорциональное деление. Формула. Особенности выбора переменных и методики решения задач.

Цели и задачи: формирование представление о методах и способах решения задач, научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию
17. Старинные задачи – 3

Эпиграфы из текстов древних ученых, народные задачи, задачи с подвохом.

Цели и задачи: ознакомление со старинными задачами практического содержания, формирование с помощью задач общеучебных умений

18. Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов» - 2

Задачи из арифметики Магницкого, текстовые задачи России.

Цели и задачи: формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, приобщение учащихся к опыту творческой деятельности и формирование у них умения применять его.
19. Статистика. Решение задач.– 3 .

Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации. Перевод условия задачи на язык выражений с целью нахождения неизвестной величины. Решение задач.

Цели и задачи: подготовка к дальнейшему использованию знаний статистики, использованию формул, развивать умение анализировать условие задачи , выбирать более простой способ решения


Итоговая аттестация по курсу «Решение текстовых и логических задач» осуществляется в форме «зачет», «незачет» по результатам освоения учебного материала, выполнения практических работ, защиты творческих проектов. «Зачет» ставится если успешно освоено не менее 50% учебного материала.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В ходе изучения курса учащиеся

должны знать:

  • способы и приёмы решения нестандартных задач;

должны уметь:

  • решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;

  • точно и грамотно излагать собственные рассуждения;

  • уметь пользоваться математической символикой;

  • применять рациональные приёмы вычислений;

  • самостоятельно работать с методической литературой.

  • уметь решать сложные и нестандартные задачи по математике;

  • анализировать и обобщать полученные в результате изучения знания.




Список литературы.

Основной.

1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва.
2. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва «Просвещение», 1986.
3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986.
4. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.
6. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».
7. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 1994.



Дополнительный.

    • Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка М.: Просвещение, 1988

    • Я.И.Перельман Занимательная геометрия М.: ГИФМЛ, 1959

    • В.Н.Русанов Математические олимпиады младших школьников М., Просвещение, 1990

    • Е.П.Коляда Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся //Информатика и образование. 1996. N1.

    • И.Ф.Шарыгин Математический винегрет М., АГЕНТСТВО "ОРИОН", 1991

Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.ru Лаборатория математики МИОО

  2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя математики

  4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа курса для учащихся 8 класса «Решение текстовых и логических задач»

Автор: Акулова Елена Витальевна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа факультативного курса по алгебре для 7 класса "Решение текстовых задач""
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-alghiebrie-dlia-7-klassa-rieshieniie-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "250077"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447011129"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Факультативный курс "Решение текстовых задач" "
    ["seo_title"] => string(50) "fakul-tativnyi-kurs-rieshieniie-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "172729"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423848415"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа кружка для 5 класса "Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(52) "proghrammakruzhkadlia5klasazanimatielnaiamatiematika"
    ["file_id"] => string(6) "303087"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457426249"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Решение текстовых задач по математике "
    ["seo_title"] => string(46) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "185079"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426145799"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-4-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "128090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415436093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2000 руб.
2500 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1920 руб.
2400 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства