Программа курса для учащихся 8 класса «Решение текстовых и логических задач»
Программа курса для учащихся 8 класса «Решение текстовых и логических задач»
Программа курса для учащихся 8 класса «Решение текстовых и логических задач».
Курс предназначен для учащихся 8-х классов, склонных к занятиям математикой, желающих повысить свой математический уровень, является предметным по содержанию, то есть, создан в поддержку предмета «математика».
Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса для учащихся 8 класса «Решение текстовых и логических задач»»
Программа
курса для учащихся 8 класса
«Решение текстовых и логических задач»
Вид программы: предпрофильная.
Тип программы: предметная.
Автор- составитель:
Учитель математики:
высшая квалификационная категория
Россошь 2017
Пояснительная записка
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Базовый уровень.
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации №74 от 01.02.2012 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области от 18.08.2004 № 547;
- Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30 августа 2013 года «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ № 24 г. Россоши
- Положения о рабочей программе МКОУ СОШ № 24 г. Россоши;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования» С изменениями на 26.01.2016 г.;
- Учебного плана МКОУ СОШ № 24 г. Россоши
Математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Курс предназначен для учащихся 8-х классов, склонных к занятиям математикой, желающих повысить свой математический уровень, является предметным по содержанию, то есть, создан в поддержку предмета «математика».
Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.
Актуальность темы: «Решение текстовых и логических задач» в настоящее время объясняется в необходимости систематизации материала по этому разделу.
Потому что с помощью текстовой и логической задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии,
составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием
речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, графических образов, т.е. составлять математическую модель.
Программа адресована обучающимся 8 класса МКОУ СОШ № 24 г. Россоши.Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ №24,1 час в неделю, является программой базового уровня обучения для 8а и 8б классов.
Обоснованность.
На занятиях есть возможность устранить пробелы обучающегося. Учитель помогает выявить слабые места и оказывает помощь, учит правильно оформлять задание. Необходимо отметить, что в данном курсе высока доля самостоятельности обучающегося, как на самом занятии, так и во время подготовки исследовательских работ.
Знание математики необходимо для изучения физики, химии, биологии, физической географии, технологии, информатики.
Курс «Решение текстовых и логических задач» входит в образовательную область «Математика».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение курса на базовом уровне основного общего образования в 8 классе в объеме 35 часов из расчета 1 учебных часа в неделю.
Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ № 24 г. Россоши.
Целями данного курса являются: - Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности. - Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи: - Помочь овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности. - Формировать у учащихся устойчивый интерес к математике. - Формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса. - Развивать математические способности. - Развивать качества мышления, характерные для математической деятельности. - Развивать умение переводить различные задачи на язык математики. - Подготовить к сознательному усвоению систематического курса алгебры и геометрии. - Ориентировать на профессии, существенным образом связанные с математикой и физикой,
- Обогащать опыт мыслительной, культурно-исторической деятельности ученика, используя разнообразные исторические и современные задачи.
-Раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление заложенных способностей;
-Снятие психологических барьеров и ограничений.
На занятиях используются различные формы и методы работы с учащимися:
- при знакомстве с новыми способами решения - работа учителя с демонстрацией примеров;
- при использовании традиционных способов - фронтальная работа учащихся;
- индивидуальная работа;
- анализ готовых решений;
- самостоятельная работа с тестами.
Методы преподавания определяются целями курса, направленными на формирование математических способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
В тематическом планировании выделяется практическая часть, которая реализуется на знаниях учащихся, полученных в ходе курса теоретической подготовки.
В результате изучения курса учащиеся будут уметь: - Решать основные виды текстовых и логических задач.
- Знать способы решения популярных логических задач, текстовых задач. - Применять основные принципы математического моделирования, основные свойства делимости чисел. - Уметь решать логические задачи. - Определять тип задачи и алгоритм ее решения.
- Переводить текст на язык арифметики.
-Способствовать общему развитию, развитию логического и образного мышления.
-Выполнять тождественные преобразования.
-Пользоваться формулами сокращенного умножения.
-Иметь представления об элементарных графиках.
Учебно-тематический план.
№
Наименование темы
Кол-во часов
Количество работ
контрольных
практических
1
О роли математики в практической жизни человека
1
2
Задачи на движение по реке с данными, которыми являются рациональными дробями. Составление уравнений.
2
3
Логические задачи, решаемые логическими таблицами
1
4
Задачи на дроби. Игра «Лабиринт смекалки»
1
5
Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений с данными, которыми являются рациональными дробями.
2
6
Арифметика остатков
1
7
Тождества. Тождественные преобразования выражений с данными, которыми являются рациональными дробями.
1
8
Круги Эйлера
1
9
Задачи на «совместную» работу с данными, которыми являются рациональными дробями
1
10
Арифметический квадратный корень. Применение свойств арифметического квадратного корня.
2
1
11
Квадратное уравнение с одной переменной со сложными вычислениями.
1
12
Исследовательская работа «Математические модели в практике человека» - 2
2
1
13
Неравенства с одной переменной в решении задач.
3
14
Решение задач практической направленности на составление уравнений.
2
15
Доказательство неравенств.
2
16
Графики функций. Линейные функции. Прямая пропорциональность в задачах. Уравнения вида х2-у2=69, его график и другие сложные графики.
5
1
17
Старинные задачи
3
18
Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов»
2
1
19
Статистика. Решение задач.
3
итого
35
4
Содержание программы курса
1. О роли математики в практической жизни человека - 1
История использования текстовых задач в России. Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач.
Цели и задачи: развивать представление о математике, как обширной области знаний и сферы деятельности. Стимулировать познавательную активность, творческие способности учащихся.
2. Задачи на движение по реке с данными, которыми являются рациональными дробями. -2
Движение тел по течению и против течения реки. Рассмотреть следующие виды задач:- движение из одного пункта в другой в одном направлении;- движение из одного пункта в другой с остановкой в пути;- движение из разных пунктов навстречу друг другу;- движение по водному пути;- определение скорости при встречном прямолинейном движении;- задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время;
Цели и задачи: умение логически рассуждать при решении задач;
умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач
Понятие логических задач. Выделение в задаче данных и искомых величин. Построение цепочек. Доказательство истинности или ложности утверждений.
Цели и задачи: умение логически рассуждать при решении задач; умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач
4. Задачи на дроби. Игра «Лабиринт смекалки» - 1
Применение дробей для решения задач. Величина, принимаемая за 1. Представление условия графически.
Цели и задачи: умение логически рассуждать при решении задач;
умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач
5. Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений с данными, которыми являются рациональными дробями. Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнение значений выражений.
Задачи на сравнение значений выражений.-2
Применение выражений для решения задач.
Цели и задачи: приучение к переводу текста на язык арифметики, способствование общему развитию, развитию логического и образному мышлению
6. Арифметика остатков - 1
Остатки от деления, деление на «3», «9», «2», «10», «5» и остаток, сравнение по модулю.
Цели и задачи: приучение к переводу текста на язык арифметики, способствование общему развитию, развитию логического и образному мышлению, ознакомление с теорией сравнения, исследование сравнений
7. Тождества. Тождественные преобразования выражений с данными, которыми являются рациональными дробями.
Тождественные преобразования в современном мире.
Цели и задачи: освоение способов упрощения выражений.
8. Круги Эйлера
Отношения между множествами, графические множества. Пересечение множеств. Элементы множеств.
Цели и задачи: решение логических задач графически, умение наглядно представить решение
9. Задачи на «совместную работу» с данными, которыми являются рациональными дробями..-1
Формула зависимости объѐма выполненной работы от производительности и времени еѐ выполнения. Особенности выбора - задачи на вычисление неизвестного времени работы; задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами;
Цели и задачи: решение задач по правилам действий с дробями, познакомить с приемом за «единицу»
Рациональные и иррациональные числа. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Цели и задачи: усвоить понятие квадратного корня, свойства квадратного корня, применение свойств арифметического квадратного корня к решению задач. 11. Квадратное уравнение с одной переменной со сложными вычислениями. -1
Уравнения, линейное уравнение, квадратные уравнения, значения величин, способы решения.
Цели и задачи: уметь решать уравнения, понимать решение квадратного уравнения, формировать представления об уравнениях.
12. Исследовательская работа «Математические модели в практике человека» - 2
Роль математики в промышленной сфере, строительстве, медицине и жизни человека. Место математического моделирования в создании разнообразных архитектурных моделей.
Цели и задачи: формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, исследовать явления по заданным моделям, конструировать приложения моделей; приобщение учащихся к опыту творческой деятельности и формирование у них умения применять его.
13 . Неравенства с одной переменной в решении задач.- 3
Приемы решения, пересечение и объединение множеств, системы неравенств.
Цель: создание условий для развития познавательной творческой активности учащихся среднего школьного возраста при изучении математики.
Цели и задачи: умение указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое решение и выполнены все условия задачи.
14. Решение задач практической направленности на составление уравнений -2
Смешение товаров разной цены, жидкостей. Масса сплава, сумма масс. Составление уравнения.
Цели и задачи: формирование навыков учебно-исследовательской работы, отрабатывание навыков решения уравнения.
15. Доказательство неравенств.–2
Разность левой и правой части, следствие из других неравенств, справедливость которых известна, используя некоторые очевидные соотношения. Алгоритмы решения.
Цели и задачи: формирование навыков учебно-исследовательской работы, ознакомление с таким типом решения математических задач, алгоритмом их решения
16. Графики функций. Линейные функции. Прямая пропорциональность в задачах. Уравнения вида х2-у2=69 и другие сложные уравнения.– 5
Система координат, пропорциональное деление. Формула. Особенности выбора переменных и методики решения задач.
Цели и задачи: формирование представление о методах и способах решения задач, научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию 17. Старинные задачи – 3
Эпиграфы из текстов древних ученых, народные задачи, задачи с подвохом.
Цели и задачи: ознакомление со старинными задачами практического содержания, формирование с помощью задач общеучебных умений
18. Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов» - 2
Задачи из арифметики Магницкого, текстовые задачи России.
Цели и задачи: формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, приобщение учащихся к опыту творческой деятельности и формирование у них умения применять его. 19. Статистика. Решение задач.– 3 .
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации. Перевод условия задачи на язык выражений с целью нахождения неизвестной величины. Решение задач.
Цели и задачи: подготовка к дальнейшему использованию знаний статистики, использованию формул, развивать умение анализировать условие задачи , выбирать более простой способ решения
Итоговая аттестация по курсу «Решение текстовых и логических задач» осуществляется в форме «зачет», «незачет» по результатам освоения учебного материала, выполнения практических работ, защиты творческих проектов. «Зачет» ставится если успешно освоено не менее 50% учебного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В ходе изучения курса учащиеся
должны знать:
способы и приёмы решения нестандартных задач;
должны уметь:
решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
точно и грамотно излагать собственные рассуждения;
уметь пользоваться математической символикой;
применять рациональные приёмы вычислений;
самостоятельно работать с методической литературой.
уметь решать сложные и нестандартные задачи по математике;
анализировать и обобщать полученные в результате изучения знания.
Список литературы.
Основной.
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва. 2. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва «Просвещение», 1986. 3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986. 4. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999. 5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984. 6. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». 7. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 1994.
Дополнительный.
Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка М.: Просвещение, 1988
Я.И.Перельман Занимательная геометрия М.: ГИФМЛ, 1959
В.Н.Русанов Математические олимпиады младших школьников М., Просвещение, 1990
Е.П.Коляда Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся //Информатика и образование. 1996. N1.
И.Ф.Шарыгин Математический винегрет М., АГЕНТСТВО "ОРИОН", 1991
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория математики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя математики
http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов