Просмотр содержимого документа
«Признаки делимости на 2, на 5, на 10»
5 класс
Сценарий урока по теме «Признаки делимости на 2, на 5, на 10»
Цель урока
Изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, создание условий для осознанного и уверенного владения навыками использования признаков делимости на 10,на 5 и на 2 при решении упражнений и задач.
Образовательные задачи урока
вывести признаки делимости на 10, на 5 и на 2;
использование признаков делимости при решении упражнений и задач;
формировать навык математического моделирования;
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие учащихся).
- Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся и начнём наш урок.
2. Актуализация знаний.
- Перед вами числа. По какому принципу мы можем разбить на группы эти числа? (простые и составные)
- Почему эти числа вы определили в группу «простых»?
- Почему эти числа в группу «составных»?
- а по какому принципу мы можем разбить на группу составные числа? ( четные и нечетные)
- Какое число называется четным?
- А есть ли среди нечетных чисел, числа которые имеют общий делитель?
- Какой?
- Т.е на какие группы мы можем разбить нечетные числа?
- А как вы определили, что число делится на 2? на 5? (Делили)
- А как определить какое из чисел 8256236 , 569545 , 16980140 делится на 2, на 5, на 10? что вы будете делать? (делить)
- А можно ли, не выполняя, деление определить, делится ли число на 2, на 5, на 10?
- Ребята, какая у нас сегодня учебная задача?
Учебная задача: найти способы быстрого определения делителей числа без выполнения деления.
3. Изучение нового материала. “Открытие” детьми нового.
- Т.е мы должны определить, какие числа делятся на 2, на 5 и на 10 не выполняя действие деление!
- А как по другому назвать отличительные особенности (Каким словом заменить)
- Сформулируйте тему урока
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока “Признаки делимости на 2, на 5, на 10»
- Какова значит цель нашего урока?
- А теперь посмотрите, подумайте в группах
1 колонка: что общего у чисел, делящихся на 2?
2 колонка: что общего у чисел, делящихся на 5?
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление изученного материала.
1.Выполнение задания с комментированием с места по цепочке:
№ 532.
Учащиеся выполняют задание у доски, обосновывая свои действия, формулируя соответствующий признак.
Образец проговаривания:
1) Числа 36; 594; 708; 10 000 делятся на 2, т.к. последняя цифра чисел 6; 4; 8; 0;
2) Числа 135; 440; 908 015 делятся на 5, т.к. последние цифры чисел 0 или 5.
Целесообразно задать дополнительные вопросы:
- какие из данных чисел делятся на 10? (10 000; 440.)
- что вы можете ещё сказать о числах, которые делятся на 10? (Числа, которые делятся на 10, делятся на 2 и на 5.)
- оцени себя по алгоритму самооценки
Поднимите руки те кто себе поставил отметку «5», «4», «3».
Задание 1: (Слайд 11)
Коля принёс несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35 яиц? 43 яйца? 50 яиц? (Может только принести 50 яиц).
Задание 2: Обсудить алгоритм выполнения (3 человека возле доски)
Составьте трёхзначные числа, которые делятся на 5 с помощью цифр 0, 2, 7, 5?
(275, 725, 570, 750, 720, 270, 205, 705) .
6. Самостоятельная работа по вариантам (раздаточный материал)
1 вариант
Из представленных чисел 16, 25, 70, 604, 360, 285, 98, 22, 211, 144, 300, 781,
выберите те числа, которые:
делятся на 2, но не делятся на 5; (16, 604, 98, 22, 144)
делятся на 5 и на 10; (70, 360, 300)
не делятся на 2, но делятся на 5; (25, 285)
не делятся на 10; (16, 25, 604, 285, 98, 22, 211, 144, 781)
не делятся ни на 2, ни на 5, ни на 10. (211, 781)
делятся и на 2 и на 5 и на 10
2. Запиши две пары значений х и у, при которых выражение 3х+7у
Делится на 2
Делится на 5
Делится на 10
- Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?
(Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т.д.)