Прикладной курс "Развитие творческих способностей учащихся"
Прикладной курс "Развитие творческих способностей учащихся"
Прикладной курс "Развитие творческих способностей учащихся "рекомендуется для проведения занятий в старших классах,является интегрирующим некоторые сведения по психологии и практические творческие задания по математике.Интеграция заключается в обобщении тем по развитию памяти,внимания,мышления и повторения сведений по уравнениям и неравенствам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прикладной курс "Развитие творческих способностей учащихся" »
ПРИКЛАДНОЙ КУРС
ПО МАТЕМАТИКЕ
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся»
10 «Б» класс
Учитель математики
Высшей категории
Стаж работы 32 года
Кладова Наталья Дмитриевна
2014 год
Пояснительная записка
«Развитие творческих способностей» является прикладным курсом ,интегрирующим сведения по психологи практические творческие задачи по математике .Интеграция заключается в обобщении демонстрации тем по развитию памяти ,внимания, мышления повторению сведений по уравнениям и неравенствам, тригонометрическим формулам ,функциям ,текстовым задачам ,а также в получении новой информации по тригонометрическим, показательным уравнениям и неравенствам.
Развитие памяти, внимания ,мышления – необходимые навыки для любого современного человека. Без развитого интеллекта невозможна ни одна сфера деятельности конкурентно способного гражданина нашего общества. Поэтому данный курс будет полезен для всех учащихся независимо от выбора профессии в дальнейшей жизни. Программа курса направлена на введение старшеклассников в мир основных принципов человеческого мышления, памяти, внимания. Занятия способствуют пробуждению интереса к данным вопросам,углублению стихийно складывающейся логической интуиции,выработке навыков последовательного и доказательного мышления.
В систнме занятий по развитию памяти ,внимания,мышления,как основ формирования творческих способностей ,использованы творческие задания.,содержание которых охватывает основные темы математики. Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации математики за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Разработана на основе примерной программы по математике для 10 – 11 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике, а также на основе примерных учебных программ базового уровня автора А.Н.Шыныбеков.
. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться к сдаче ЕНТ. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Цель курса: создание условий для развития мыслительной культуры старшеклассников на основе творческих заданий по математике, для положительных изменений в их интеллектуальном развитии.
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
На основе знакомства с основными принципами приемами мыслительной деятельности с интересными фактами из истории формируется интерес к поисковой и творческой деятельности.
На основе выполнения творческих заданий по математике развивается мышление, внимание, память,воображение, наблюдательность, речь учащихся.
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование поисково - исследовательского метода.
Формирование умения преодолевать трудности при решении более сложных задач.
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Осуществление опережающего обучения.
Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
составление алгоритмов решения типичных задач;
умения решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
1.Создание благоприятных условий для творчества учащихся.
2.Координация и направление деятельности учащихся.
3.Определение траектории развития учащихся.
Виды деятельности учащихся:
1.Практическая.
2.Коммуникативная.
3.Проектно-исследовательская.
4.Творческая.
Ожидаемый результат:
Ищущий, коммуникабельный, конкурентно способный выпускник, умеющий творчески мыслить и проектировать свою деятельность.
Структура курса:
1.Творческие задания на развитие памяти, внимания, быстроты
реакции, сообразительности, мышления.
2.Развивающие игры.
3.Работа над проектом.
Включенный в программу материал предполагает изучение и углубление следующих разделов математики:
Уравнения и неравенства.
Формулы тригонометрии.
Тригонометрические функции и их графики.
Тригонометрические уравнения и неравенства.
Степень с рациональным показателем.
Степенная функция.
Показательная функция.
Логарифмическая функция.
Текстовые задачи.
Формы организации учебных занятий:
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и тестовых работ. В конце каждой темы учащиеся сдают зачет.
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Вопросы
математики
Кол-во
часов
Основные
понятия
Творческая
Деятельность
учащихся
1
Введение.
Интеллект-способность
мышления.
. Арифмети
ческие действия с действитель
ными числами
1
Интеллект,
память,
внимание,
мышление,
друдлы.
Виды
уравнений.
Мозговой
штурм,
творческая
работа в
группах.
головоломка-
друдлы
2.
Определение IG «Узнай
свой
собственный
коэффициент
интеллекта»
Текстовые задачи
Решение задач с помощью уравнений
1
Коэффици
ент умственно
го развития
Виды неравенств
Тестирование
3.
Искусство помнить.
Способы решения известных видов уравнений
1
Виды памяти
Приемы тренировки памяти.
4.
Принципы улучшения памяти
Формулы тригоно
метрии
1
Принципы улучшения памяти.
Виды текстовых задач
Разминка,
авторский стул,творче
ская работа в группах по тексту задач.
5.
Принципы
развития памяти.
Формулы тригоно
метрии.
1
Принципы развития памяти
Творческие задания для развития памяти.
«свободное письмо»
6.
Тренируем память
Тригономе
трические функции
2
Советы по развитию памяти.
Работа по тексту.
7.
Упражняе
мся-развиваемся
Тригоном
етрические уравнения
и неравенства
2
Составление кластера
8.
Тренируем внимание
Тригономе
трические уравнения и
неравенства
2
Творческие задания на развитие внимания
10
Быстрота реакции,
сообразитель
ность и эрудиция
Степенная функция
2
микроцель
Творческие задания на развитие быстроты реакции,
групповая работа
11
Развиваем
быстроту реакции,
сообразитель
ность и эрудицию
Степенное уравнение и
неравенство
4
Степенное уравнение
Творческие
задания
на развитие быстроты реакции,
сообразитель
ность и эрудицию
12
Искусство правильно мыслить
Показатель
ная функция
2
Мышле
ние
интуиция
Игра-дискуссия,
13
Анализ и синтез-качествен
ные характери
стики мышления
Показатель
ное уравнение и
неравенство
4
Анализ,
Синтез
Класси
фикация
Разминка,
эксперимент
творческие
задания
на развитие
логического
мышления
14
Умозаклю
чение
по анало
гии
Логарифми
ческая
функция
2
аналогия
Друдл,
беседа
творческие
задания
на развитие
логического
мышления
15
Развиваем логическое
мышление
Логариф
мическое
уравнение и
неравенство
4
творческие
задания
на развитие
логического
мышления
16
Защита
Проектов
«Развитие памяти
внимания»
Уравнения
2
Защита
Творческих
Заданий
В форме
презентации
17
Защита проектов «Развитие мышления
и эрудиции»
неравенства
2
Защита творческих
заданий на развитие памяти и внимания
в форме брошюры.
18
Определение IG «Узнай
свой
собственный
коэффициент
интеллекта»
Текстовые задачи
Решение задач с помощью уравнений
1
Коэффици
ент умственно
го развития
Виды неравенств
Тестирование
Содержание курса
Тема 1. Уравнения. Неравенства.
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения.
Тема 2. Текстовые задачи.
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Тема 3. Формулы тригонометрии.
Формулы приведения, сложения, двойных углов, суммы, преобразования суммы, преобразования произведения и их применение. Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.
Тема 4.Тригонометрические функции и их графики.
Обобщить понятие тригонометрических функций; свойства функций и умение строить графики.
Тема 5.Тригонометрические уравнения.
Сформировать умения решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Тема 6.Степенная функция.
Обобщить понятие степенной функцией с действительным показателем, ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения иррациональных уравнений; обобщение понятия степени числа и корня n-й степени.
Тема 7.Показательная функция.
Изучить и систематизировать понятие показательной функции; ее свойств и умение строить ее график; познакомиться со способами решения показательных уравнений и неравенств.
Тема 8.Логарифмическая функция.
Изучить понятие логарифмической функции; ее свойства и умение строить ее график; знакомство с разными способами решения логарифмических уравнений и неравенств.
Список литературы
1) «Алгебра и начала анализа 10 ». Автор А.Н.Шыныбеков.Алматы.Атамура.2014 г.
2) «Геометрия 10 – 11». Автор Л. С. Атанасян. Москва «Просвещение», 2009 г.
3) Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах.
Авторы: С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2004.
4) Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов. Автор:А.Н.Шыныбеков, 2014.
5) Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Самостоятельные и контрольные работы.