Просмотр содержимого документа
«Планирование 5-6 класс математика ФГОС»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №1 города Унеча Брянской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей математики и физики
протокол № _1____
«24» августа 2020 года
Руководитель
СОГЛАСОВАНО
зам. директора поУВР
Е.В. Васютина______
«25» августа 2020года
« УТВЕРЖДАЮ»
директор МОУ СОШ №1
____________ С.В. Швецова
приказ №112от25.08.2020
А.И.Новикова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
5-6 классов
Составитель программы: учитель математики Смолко А.П.
Педагогический стаж: 52 года
Квалификационная категория: первая
2020-2021 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 5-6 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г №1644);
ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образовании, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ – СОШ №1
Программа. Сборник рабочих программ. Математика 5 - 6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Составитель Т.А. Бурмистрова. 3 – е изд. М. « Просвещение», 2014
Учебного плана МОУ СОШ №1 г. Унеча на 2020-2021 уч/г;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год;
Положения о рабочей программе по ФГОС МОУ СОШ №1 г. Унеча Брянской области;
Рабочая программа реализуется в учебно- методическом комплекте, Федерального перечня учебников ,рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования:
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Математика. 5 класс Издательство «Просвещение» 2016
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., и др. Математика. 6 класс Издательство «Просвещение» 2017 www.prosv.ru/umk/5-9
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития,
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную
трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем,
и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задачи понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических
проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и
грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику,
использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных
3) строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
4) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МАТЕМАТИКА» 5 кл.
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ (46ч)
Натуральный ряд чисел и его свойства
Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.
Запись и чтение натуральных чисел
Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.
Округление натуральных чисел
Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.
Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0
Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулём, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.
Действия с натуральными числами
Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.
Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия.
Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий.
Степень с натуральным показателем
Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.
Числовые выражения
Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.
Деление с остатком
Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком.
Делимость натуральных чисел (19ч)
Свойства и признаки делимости
Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости. Решение практических задач с применением признаков делимости.
Разложение числа на простые множители
Простые и составные числа, решето Эратосфена.
Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители. Количество делителей числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики.
Алгебраические выражения
Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений.
Делители и кратные
Делитель и его свойства, общий делитель двух более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.
ДРОБИ (65ч.)
Обыкновенные дроби
Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).
Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей.
Арифметические действия со смешанными дробями.
Арифметические действия с дробными числами.
Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Задачи на движение, работу и покупки
Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.
Задачи на части, доли
Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.
Логические задачи
Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.
Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов
Измерение величин (30ч.)
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ
Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счёта и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией.
Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел.
Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена.
Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Почему ?
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Л. Магницкий
Повторение (10ч.)
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МАТЕМАТИКА» 6 кл.
Отношения, пропорции, проценты (26 ч)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.
Основная цель – восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами, усвоить понятия, связанные с пропорциями и процентами.
Целые числа (34 ч)
Отрицательные целые числа. Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.
Основная цель – научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями – натуральными числами – уже хорошо усвоены.
Рациональные числа (38 ч)
Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель – добиться осознанного владения школьниками арифметических действий над рациональными числами.
Десятичные дроби (32 ч)
Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.
Основная цель – научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближёнными вычислениями.
Обыкновенные и десятичные дроби (24 ч)
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.
Основная цель – ввести действительные числа.
Повторение (16 ч)
4. Календарно – тематическое планирование 5класс
Номер
п\п
Дата
Тема урока
Количество часов
Глава 1. Натуральные числа и нуль
46 ч
1
Ряд натуральных чисел
1
Десятичная система записи натуральных чисел
2
2
Десятичная система записи натуральных чисел
3
Десятичная система записи натуральных чисел
Сравнение натуральных чисел
2
4
Сравнение натуральных чисел
5
Сравнение натуральных чисел
Сложение. Законы сложения
3
6
Сложение. Законы сложения
7
Сложение. Законы сложения
8
Сложение. Законы сложения
Вычитание
3
9
Вычитание
10
Вычитание
11
Вычитание
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
2
12
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
13
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
Умножение. Законы умножения
3
14
Умножение. Законы умножения
15
Умножение. Законы умножения
16
Умножение. Законы умножения
Распределительный закон
2
17
Распределительный закон
18
Распределительный закон
Сложение и вычитание чисел столбиком
3
19
Сложение и вычитание чисел столбиком
20
Сложение и вычитание чисел столбиком
21
Сложение и вычитание чисел столбиком
22
Контрольная работа № 1 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»
1
Умножение чисел столбиком
3
23
Работа над ошибками.Умножение чисел столбиком
24
Умножение чисел столбиком
25
Умножение чисел столбиком
Степень с натуральным показателем
2
26
Степень с натуральным показателем
27
Степень с натуральным показателем
Деление нацело
3
28
Деление нацело
29
Деление нацело
30
Деление нацело
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления
2
31
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления
32
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления
Задачи «на части»
3
33
Задачи «на части»
34
Задачи «на части»
35
Задачи «на части»
Деление с остатком
3
36
Деление с остатком
37
Деление с остатком
38
Деление с остатком
Числовые выражения
2
39
Числовые выражения
40
Числовые выражения
41
Контрольная работа № 2 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»
1
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности
3
42
Работа над ошибками.Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности
43
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности
44
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности
Дополнение к главе 1
Занимательные задачи
2
45
Занимательные задачи
46
Занимательные задачи
2 Глава Измерение величин
30ч.
Прямая. Луч. Отрезок
2
47
Прямая. Луч. Отрезок
48
Прямая. Луч. Отрезок
Измерение отрезков
2
49
Измерение отрезков
50
Конференция. Защита проектов и исследовательских работ по теме «Прямая, луч,отрезок»
Метрические единицы длины
2
51
Метрические единицы длины
52
Метрические единицы длины
Представление натуральных чисел на координатном луче
2
53
Представление натуральных чисел на координатном луче
54
Представление натуральных чисел на координатном луче
55
Контрольная работа № 3 по теме: «Измерение величин»
1
56
Работа над ошибками.Окружность и круг. Сфера и шар