kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математике 5 класс (рабочая программа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике 5 класс (учебник Никольского)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математике 5 класс (рабочая программа)»

Пояснительная записка


Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • примерная программа основного общего образования по математике;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • учебный план образовательного учреждения.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

владение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

  • систематическое развитие понятия числа;

  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Характеристика учебного предмета

Математическое образование играет важную роль в практической жизни общества, которая связана с формированием способностей к умственному эксперименту.

Практическая полезность предмета обусловлена тем, что происходит формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Обучение математике дает возможность формировать у обучающихся качества мышления необходимые для адаптации в современном информационном обществе.

Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят обучающимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно скорректировать её;

технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности;

информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся.

Место предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану планирование учебного материала по математике для 5 класса (базовый уровень) составлено из расчета 5 часов в неделю (всего 175 часов в год). Программой предусмотрено проведение 9 контрольных работ.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формировани­ем способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей куль­туры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реально­го мира: пространствен­ные формы и количественные отноше­ния — от простейших, усваиваемых в непосредственном опы­те, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математиче­ских знаний затруднено понимание принципов устройства и ис­пользования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится вы­полнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими прие­мами геометрических измерений и построений, читать инфор­мацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, со­ставлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисцип­лин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специально­стей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, био­логия, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляю­щегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов че­ловеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построе­ний, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мыш­ление. Ведущая роль принадлежит математике в формирова­нии алгоритмического мышления и воспитании умений дей­ствовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у уча­щихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, сим­волические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в форми­рование общей культуры человека. Необходимым компонен­том общей культуры в современном толковании является об­щее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенно­стях применения математики для решения научных и при­кладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспита­нию человека, пониманию красоты и изящества математиче­ских рассуждений, восприятию геометрических форм, усвое­нию идеи симметрии.

История развития математического знания дает возмож­ность пополнить запас историко-научных знаний школьни­ков, сформировать у них представления о математике как ча­сти общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математи­ческой науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

1) в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Учебно-тематический план

Количество часов по плану: всего - 175 ч;

в неделю - 5 ч;

контрольные работы - 9 ч.

№ пп

Наименование разделов и тем

Всего час

Формы контроля

1.

Натуральные числа и нуль

46

Контрольная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Контрольная работа №2 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»

2.

Измерение величин

30

Контрольная работа №3 по теме: «Прямая. Луч. Отрезок»

Контрольная работа №4 по теме:

«Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. Задачи на движение»

3.

Делимость натуральных чисел

19

Контрольная работа №5 по теме: «Признаки делимости. НОК. НОД»

4.

Обыкновенные дроби

65

Контрольная работа №6 по теме: «Сложение и вычитание дробей»

Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление дробей»

Контрольная работа № 8 по теме:

«Действия со смешанными дробями»

5.

Повторение

15

Итоговая контрольная работа №9


Итого

175



Содержание учебного предмета

  1. Натуральные числа и ноль (46 ч.)

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач.

  1. Измерение величин (30 ч.)

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы, времени. Решение текстовых задач.

  1. Делимость натуральных чисел (19ч.)

Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

  1. Обыкновенные дроби (65ч.)

Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых задач.

  1. Итоговое повторение курса математики (15ч.)

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач. Обыкновенные дроби. Решение задач на движение по реке и совместную работу. Вычисление площади прямоугольник и объема прямоугольного параллелепипеда.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2013,

  2. Математика 5 класс: дидактические материалы по математике/ М. К. Потапов, А В. Шевкин – М.: Просвещение, 2013.

  3. Математика 5 класс: рабочая тетрадь по математике: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2013

  4. Математика 5 класс: тематические тесты/ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина - М.: Просвещение, 2013

  5. Математика 5 класс: книга для учителя/ М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2011

  6. Задачи на смекалку 5 класс: И. Ф. Шарыгин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2011

Планируемые результаты изучения курса математики в 5 классе

Рациональные числа

Ученик научится:

1) понимать особенности десятичной системы счисления;

2) владеть понятиями, связанными с делимостью натураль­ных чисел;

3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наи­более подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

4) сравнивать и упорядочивать натуральные числа и обыкновенные дроби;

5) выполнять вычисления с натуральными числами и обыкновенными дробями, со­четая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

6) выполнять несложные практические расчёты.

Ученик получит возможность:

1) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

2) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисле­ния, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Ученик научится:

- использовать начальные представления о множестве натуральных чисел;

Ученик получит возможность:

- развить представление о числе и числовых системах; о роли вычислений в человеческой практике;

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

- использовать в ходе решения задач элементарные представ­ления, связанные с приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность:

1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются пре­имущественно приближёнными, что по записи приближён­ных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окру­жающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного паралле­лепипеда;

3) строить развёртки куба и прямоугольного параллелепи­педа;

4) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

3) применять понятие развёртки для выполнения практи­ческих расчётов.


Учебно-методическая литература

  1. «Математика 5». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2013,

  2. Потапов М.К., Шевкин А.В. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, - 6-е изд. 2013.

  3. Потапов М.К., Шевкин А.В. Рабочая тетрадь по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, - 6-е изд. 2013.

  4. Тульчинская Е.Е Математика 5 класс. Блицопрос. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2007.

  5. Баранова И.В., Борчугова З.Г., Стефанова Н.Л. Задачи по математике для 5-6 классов. – М.: АСТ-Астрель, 2001.

  6. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, - 7-е изд., 2003.

  7. Спивак А.В Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение,- 2-е изд., 2005.

  8. Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. – М.: Экзамен, - 3-е изд., 2008.


Электронные учебные пособия

Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2002.

Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.







Календарно-тематический план по предмету «Математика» 5 класс


п/п


Раздел программы

Тема урока


Кол-во час

Характеристика деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

Натуральные числа и ноль(46)

1

Ряд натуральных чисел/

изучение нового материала

1

Преобразовывают числовые выражения, знакомятся с понятиями: ряд натуральных чисел; наименьшее натуральное число, записывают последующие и предыдущие элементы натурального ряда, осуществляют сравнение и классификацию, учитывают разные мнения, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



2

Десятичная система записи натуральных чисел/изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Определяют разряд числа, знакомятся с понятиями многозначные числа, состав числа, записывают числа в виде разрядных слагаемых, решают логические задачи на запись натуральных чисел, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, аргументируют свою точку зрения.



3

Десятичная система записи натуральных чисел/

урок закрепления знаний

1



4

Сравнение натуральных чисел/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с понятиями больше, меньше, неравенство, равенство;

сравнивают натуральные числа с помощью натурального рада; записывают результаты сравнения с помощью знаков сравнения; записывают неравенства, используя буквенную запись; выделяют характерные причинно-следственные связи, строят речевое высказывание в устной форме, аргументируют свою точку зрения, реализуют основы исследовательской деятельности, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



5

Сравнение натуральных чисел/ урок закрепления знаний

1



6

Сложение. Законы сложения/

изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Формулируют и записывают законы сложения, выполняют сложение с помощью натурального ряда, применяют законы сложения рационализации вычислений к решению задач, аргументируют свою точку зрения, самостоятельно контролируют своё время и управляют им



7

Сложение. Законы сложения/

урок применения знаний и умений

1



8

Сложение. Законы сложения/

урок применения знаний и умений

1



9

Вычитание/

изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Используют названия компонентов действия при вычитании, выполняют вычитание с помощью натурального ряда, применяют вычитание к решению задач, проводят сравнение, владеют устной и письменной речью, осуществляют взаимный контроль



10

Вычитание /

урок применения знаний и умений

1



11

Вычитание /

урок применения знаний и умений

1



12

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания./ комбинированный урок

1

Применяют методы решения задач, решают задачи с помощь схем и рассуждений, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, грамотно оформляют решение задач, решают задачи с помощь схем и рассуждений, осуществляют взаимный контроль, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве



13

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания./ комбинированный урок

1



14

Умножение. Законы умножения./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Формулируют законы умножения, записывают законы умножения буквенным выражением, применяют законы умножения для рационализации вычислений, проводят сравнительный анализ, сопоставляют, рассуждают, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь



15

Умножение. Законы умножения./ комбинированный урок

1



16

Умножение. Законы умножения./ комбинированный урок

1



17

Распределительный закон./

изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Формулируют распределительный закон, записывают распределительный закон с помощью буквенного выражения, применяют распределительный закон для упрощения выражений, аргументируют свою точку зрения, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве,

используют другие источники информации (справочники)



18

Распределительный закон./ урок применения знаний и умений

1



19

Распределительный закон./ комбинированный урок

1



20

Сложение и вычитание столбиком/

урок применения знаний и умений

1

Применяют правило сложения и вычитания столбиком, восстанавливают примеры заменяя одинаковые буквы одинаковыми цифрами, сложение и вычитание к решению задач, заменяют отношение

«больше на …», «меньше на …» в действия сложения и вычитания, адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия, приводят примеры использования математических знаний



21

Сложение и вычитание столбиком /

урок обобщения и систематизации знаний

1



22

Контрольная работа №1

Сложение и вычитание натуральных чисел/ урок проверки знаний и умений

1

Применяют полученные знания при решении задач различного вида,

самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



23

Умножение чисел столбиком./ изучение нового материала

1

Записывают умножение столбиком по разрядно, заменяют отношение «больше в…» в действие умножение, находят неизвестное число, создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач на умножение

отстаивают свою точку зрения в ситуации столкновения интересов



24

Умножение чисел столбиком./ комбинированный урок

1



25

Умножение чисел столбиком./ комбинированный урок

1



26

Степень с натуральным показателем./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Определяют степени, основание степени, показатель степени, вычисляют степень числа, заменяют степень произведением одинаковых множителей, используют таблицу степени, записывают число в виде квадрата или куба натурального числа, владеют устной и письменной речью, уметь самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



27

Степень с натуральным показателем. / урок закрепления знаний

1



28

Деление нацело./изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Находят делимое, делитель и частное, доказывают верность деления умножением, упрощают выражения применяя свойства частного, применяют свойство частного для рационализации вычислений, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, осуществляют сравнение и классификацию, владеют устной и письменной речью.



29

Деление нацело./ урок применения знаний

1



30

Деление нацело./комбинированный урок

1



31

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. /комбинированный урок

1

Решают задачи различными методами, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, выстраивают логические цепочки, осуществляют взаимный контроль, участвуют в диалоге.



32

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления./ комбинированный урок

1



33

Задачи «на части»./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Решают задачи на части с помощь схем и рассуждений, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществляют взаимный контроль, пошаговый контроль по результату, участвуют в диалоге.



34

Задачи «на части»/ урок проверки знаний и умений.

1



35

Задачи «на части»./ урок закрепления знаний

1



36

Деление с остатком./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Исследуют, что не все натуральные числа делятся нацело, знают понятие неполное частное, находят неполное частное, выполняют деление с остатком; решают задачи, создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач

находят общее решение учебной задачи, объясняют изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её с позиции партнёров в сотрудничестве.



37

Деление с остатком. / урок закрепления знаний и умений

1



38

Деление с остатком. / комбинированный урок

1



39

Числовые выражения. / изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знают понятие числового выражения, значение числового выражения;

находят значение числового выражения, приводят примеры числового выражения, составляют числовые выражения, переводят обычную речь на математический язык – язык цифр, знаков, действий; решают задачи составлением выражения, познают основы реализации исследовательской деятельности



40

Числовые выражения. /урок применения знаний и умений

1



41

Контрольная работа №2

Умножение и деление натуральных чисел. / урок проверки знаний и умений

1


Самостоятельно контролируют своё время и управляют им



42

Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности./

изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Владеют методами решения задач на нахождение чисел по их сумме и разности, составляют схемы и математические модели при решении задач, строят монологическое контекстное высказывание, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



43

Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности./

урок закрепления знаний

1



44

Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности./

урок проверки знаний и умений

1



45

Занимательные задачи к главе 1./ урок обобщения и систематизации знаний

1

Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



46

Занимательные задачи к главе 1./ урок применения знаний и умений

1



Измерение величин (30)

47

Прямая. Луч. Отрезок. / изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с понятиями: величина; прямая, параллельные прямые, строят прямую, параллельные прямые;

знакомятся с понятиями: отрезка, луча; равные отрезки; обозначение отрезка, луча, строят и сравнивают отрезки и лучи, обобщают понятия — осуществляют логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, познают основы реализации исследовательской деятельности.



48

Прямая. Луч. Отрезок. /урок применения знаний и умений

1



49

Измерение отрезков./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с единицами измерения длины, измеряют отрезки, решают задачи на нахождение длины части отрезка, осуществляют сравнение, классификацию, анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



50

Измерение отрезков./комбинированный урок

1



51

Метрические единицы длины./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с единицами измерения длины, из взаимосвязи, выражают одну единицу измерения через другую, устанавливают причинно-следственные связи, адекватно с помощью учителя оценивают правильность выполнения действия.



52

Метрические единицы длины./урок применения знаний и умений

1



53

Представление натуральных чисел на координатном луче./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Изображают координатный луч, находят координаты точки, строят точки на луче по их координатам, записывают координаты точки, сравнивают натуральные числа с помощью координатного луча, решают прикладные задачи с помощью координатного луча, строят схемы и математические модели, владеют устной и письменной речью.



54

Представление натуральных чисел на координатном луче./урок обобщения и систематизации знаний

1



55

Контрольная работа №3 Прямая. Отрезок. Измерение отрезков./урок проверки знаний и умений

1

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



56

Окружность и круг. Сфера и шар./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с понятиями окружность, круг, сфера, шар, диаметр, радиус, хорда, дуга, вычисляют радиус, зная диаметр, сроят окружность, круг, приводят примеры математических моделей, сотрудничают с одноклассниками при решении задач.



57

Углы. Измерение углов./изучение нового материала

1

Изображают углы различных видов; строят углы заданной градусной меры; измеряют углы; записывают обозначение углов; чертят различные виды углов, самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы ,сотрудничают с одноклассниками при решении задач.



58

Углы. Измерение углов./ урок применения знаний и умений

1



59

Треугольник./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Строят треугольники различных видов; обозначают их; выделяют элементы из которых состоит треугольник, решают задачи на вычисление периметра треугольника проводят исследование, устанавливают причинно – следственные связи, объясняют связи и отношения, сотрудничают с одноклассниками при решении задач



60

Треугольник./урок закрепления знаний

1



61

Четырехугольники./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знают виды четырехугольника, строят, обозначают четырехугольники, вычисляют их периметр, классифицируют; наблюдают; сравнивают, вычисляют периметр квадрата и прямоугольника, , строят прямоугольник, квадрат, проводят мини – исследование на основе сравнения, анализа.



62

Четырехугольники./ комбинированный урок

1



63

Площадь прямоугольника. Единицы площади./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Различают линейную единицу и квадратную единицу, осуществляют переход между единицами измерения площади, отображают в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, формулируют выводы.



64

Площадь прямоугольника. Единицы площади./урок применения знаний и умений

1



65

Прямоугольный параллелепипед/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с понятием прямоугольный параллелепипед и его элементами, изображают прямоугольный параллелепипед, куб, находят измерения прямоугольного параллелепипеда, решают задачи повышенной сложности по теме параллелепипед, проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя, работают в группе — устанавливают рабочие отношения.



66

Прямоугольный параллелепипед/урок закрепления знаний



1



67

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вычисляют объем прямоугольного параллелепипеда, куба, устанавливают причинно-следственные связи, решают практические задачи, связанные с вычислением объема, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



68

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема./ урок обобщения и систематизации знаний

1



69

Единицы массы/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Распознают единицы измерения массы, выражают одни единицы измерения массы через другие, устанавливают причинно-следственные связи, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



70

Единицы времени/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1



71

Задачи на движение / изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Пользуясь формулой пути, вычисляют скорость и время движения; решают задачи на сближение и удаление, классифицируют задачи, вычисляют скорость движения по течению реки, против течения реки, создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач, исследуют несложные практические задачи,

отображают в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.



72

Задачи на движение /урок применения знаний и умений

1



73

Задачи на движение / урок закрепления знаний

1



74

Контрольная работа №4. Углы. Измерение углов. Треугольник. Прямоугольник. Прямоугольный параллелепипед./урок проверки знаний и умений

1

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им.




75

Многоугольники./комбинированный урок

1

Знакомятся с видами многоугольника, строят и обозначают многоугольники, классифицируют; наблюдают; сравнивают



76

Занимательные задачи к главе 2/ урок применения знаний и умений

1

Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



Делимость натуральных чисел (19)

77

Свойства делимости/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся со свойствами делимости, применяют свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений, устанавливают причинно-следственные связи.



78

Свойства делимости/ урок первичное закрепление знаний

1



79

Признаки делимости / изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с признаками делимости на 10, на 5, на 2, на 3, на 9, на 4, на 6, на 8, на 25, устанавливают причинно-следственные связи, аргументируют свою точку зрения, контролируют действия партнера.



80

Признаки делимости / урок первичное закрепление знаний

1



81

Признаки делимости / урок первичное закрепление знаний

1



82

Простые и составные числа./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с понятиями простое и составное число, подбирают аргументы для объяснения решения, пользуются таблицей простых чисел, устанавливают причинно-следственные связи, владеют устной и письменной речью.



83

Простые и составные числа./ применение обобщенных ЗУН в новых условиях

1



84

Делители натурального числа/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с понятием делители числа, простого делителя, с алгоритмом разложения числа на простые множители, строят схемы, решают задачи, используя алгоритм разложения числа на простые множители, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию.



85

Делители натурального числа/ урок первичное закрепление знаний

1



86

Делители натурального числа./урок обобщения и систематизации знаний

1



87

Наибольший общий делитель./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с понятием общие делители числа, наибольший общий делитель; научиться применять алгоритм нахождения НОД, с понятием взаимно простые числа, применяют алгоритм нахождения НОД, используют НОД при решении текстовых задач, самостоятельно контролируют своё время и управляют им,

используют результаты поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.



88

Наибольший общий делитель/ урок закрепления знаний

1



89

Наибольший общий делитель/ урок комплексного применения ЗУН

1



90

Наименьшее общее кратное / изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомятся с понятием кратного, общего кратного, с алгоритмом нахождения НОК, с алгоритмом записи формулы чисел кратных данному числу, осуществляют сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, применяют алгоритм нахождения НОК, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, делают умозаключения и выводы на основе аргументации.



91

Наименьшее общее кратное /урок закрепления знаний

1



92

Наименьшее общее кратное / урок комплексного применения ЗУН

1



93

Контрольная работа №5

Свойства и признаки делимости. НОД, НОК,/ урок проверки знаний и умений

1

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им




94

Занимательные задачи к главе 3/ урок применения знаний и умений

1

Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



95

Занимательные задачи к главе 3/ урок закрепления знаний

1



Обыкновенные дроби (65)

96

Понятие дроби./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Выражают дробью часть целого; записывают обыкновенные дроби; находят часть от числа, строят отрезки и фигуры составляющие часть от целой; решают задачи на нахождения части от целого, структурируют тексты, включая умение выделяют главное и второстепенное.



97

Равенство дробей./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Записывают часть целого в виде дроби, сокращают дроби, находят дробь равную данной, записывают основное свойство дроби в виде буквенного выражения; строят геометрическую интерпретацию равенства дробей, используют основное свойство дроби при нахождении дроби, равной данной, выражают дробью часть целого; сокращают дроби; находят дробь от числа, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра.



98

Равенство дробей./урок применения знаний и умений

1



99

Равенство дробей./урок закрепления знаний


1



100

Задачи на дроби/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Решают задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть, самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы, подбирают аргументы соответствующие решению, создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализируют и классифицируют ошибки, подводят итоги деятельности.



101

Задачи на дроби/урок применения знаний и умений

1



102

Задачи на дроби/урок применения знаний и умений

1



103

Задачи на дроби/урок применения знаний и умений

1



104

Приведение дробей к общему знаменателю./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Приводят дроби к общему знаменателю; находят наименьший общий знаменатель; дополнительные множители, используют умение приводить дроби к общему знаменателю, при решении заданий опережающего характера, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, работают в группе — устанавливают рабочие отношения.



105

Приведение дробей к общему знаменателю./урок применения знаний и умений

1



106

Приведение дробей к общему знаменателю./урок закрепления знаний

1



107

Приведение дробей к общему знаменателю./урок коррекции знаний.

1



108

Сравнение дробей/

изучение нового материала

1

Сравнивают дроби с одинаковым числителем и одинаковым знаменателем, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, сравнивают дробь с 1, сравнивают именные величины; решают задачи на сравнение дробей, понимают переход от частной задачи к математической модели, переходят к математической модели при решении задач, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра.



109

Сравнение дробей/урок применения знаний и умений

1



110

Сравнение дробей/урок закрепления знаний

1



111

Сложение дробей/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Формулируют и складывают дроби с одинаковыми знаменателями, дроби с разными знаменателями, решают задачи прикладного характера, создают и преобразовывают модели и схемы для решения задач работают в группе — устанавливают рабочие отношения, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



112

Сложение дробей/урок применения знаний и умений

1



113

Сложение дробей/урок закрепления знаний

1



114

Законы сложения/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Используют законы для рационализации вычислений, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, используют законы для рационализации вычислений, проводят самооценку своих достижений.





115

Законы сложения/урок применения знаний и умений

1



116

Законы сложения/урок коррекции знаний

1



117

Законы сложения/урок коррекции знаний

1



118

Вычитание дробей./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вычитают дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с разными знаменателями, записывать правила вычитания дробей в виде буквенных выражений, находят неизвестные компоненты разности двух дробей, решают задачи на разность, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, создают и преобразуют модели и схемы для решения задач.



119

Вычитание дробей./урок применения знаний и умений

1



120

Вычитание дробей./урок закрепления знаний

1



121

Вычитание дробей./урок закрепления знаний

1



122

Контрольная работа №6

Понятие дроби. Сложение и вычитание дробей./урок проверки знаний и умений

1

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



123

Умножение дробей/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Применяют правило умножения дробей: умножают дроби, умножают дробь на натуральное число, формулируют выводы, называют дробь обратную данной; записывают сумму в виде произведения; находят значение степени, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



124

Умножение дробей/урок применения знаний и умений

1



125

Умножение дробей/урок обобщения и систематизации знаний

1



126

Умножение дробей/урок обобщения и систематизации знаний

1



127

Законы умножения. Распределительный закон/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Используют законы при решении задач, проводят мини - исследование и формулируют законы, формулируют выводы, применяют законы при работе с числовыми выражениями, устанавливать причинно-следственные связи, развернуто обосновывают суждения.



128

Законы умножения. Распределительный закон./урок применения знаний и умений

1



129

Деление дробей / изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Применяют правило деления дробей: выполняют деление двух дробей, деление дроби на натуральное число, выделяют отношения между частями, находят неизвестные компоненты действия деления, находят часть от целого; находят целое, если известна его часть, решают задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть, выделяют связи, отношения между частями, владеют устной и письменной речью



130

Деление дробей /урок применения знаний и умений

1



131

Деление дробей /урок закрепления знаний

1



132

Деление дробей /урок обобщения и систематизации знаний

1



133

Нахождение части целого и целого по его части / изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Решают задачи на нахождение части от целого и целого по его части, самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы.



134

Нахождение части целого и целого по его части /урок применения знаний и умений

1



135

Контрольная работа №7

Умножение и деление смешанных дробей./урок проверки знаний и умений

1

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



136

Задачи на совместную работу / изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вычисляют производительность труда, проводят самооценку своих знаний, применяют способы решения задач на основе алгоритма; моделируют условия задачи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



137

Задачи на совместную работу /урок применения знаний и умений

1



138

Задачи на совместную работу /урок закрепления знаний

1



139

Понятие смешанной дроби./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Разделяют число на части, целую и дробную; составляют число из целой и дробной частей, сравнивают смешанные дроби, формулируют собственное мнение и позицию, устанавливают причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



140

Понятие смешанной дроби./урок применения знаний и умений

1



141

Понятие смешанной дроби./урок обобщения и систематизации знаний




142

Сложение смешанных дробей/ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Складывают смешанные дроби, проводят математическое исследование, рассматривают все случаи сложения смешанных дробей, формулируют итоги математического исследования, самостоятельно контролируют своё время и управляют им, строят монологическое контекстное высказывание.



143

Сложение смешанных дробей/урок применения знаний и умений

1



144

Сложение смешанных дробей/урок закрепления знаний

1



145

Вычитание смешанных дробей./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Вычитают дроби с разной целой частью, выделяют отношения между частями, вычитают смешанные дроби из натурального числа, выполняют вычитание любых смешанных чисел, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



146

Вычитание смешанных дробей./урок применения знаний и умений

1



147

Вычитание смешанных дробей./урок обобщения и систематизации знаний

1



148

Умножение и деление смешанных дробей./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Переводят смешанную дробь в неправильную; записывают число обратное смешанной дроби, выполняют умножение и деление смешанных дробей , находят значения дробных числовых выражений, содержащих смешанные числа, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.



149

Умножение и деление смешанных дробей./урок применения знаний и умений

1



150

Умножение и деление смешанных дробей./урок применения знаний и умений

1



151

Умножение и деление смешанных дробей./урок проверки знаний и умений

1



152

Умножение и деление смешанных дробей./урок обобщения и систематизации знаний

1



153

Контрольная работа №8. Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных дробей./урок проверки знаний и умений

1

Самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



154

Представление дроби на координатном луче./ изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Изображают координатный луч; задают направление; единичный отрезок; начало отсчета; строят точки на луче по координатам; находят координаты точек изображенных на луче, приводят примеры рациональных чисел

находят координаты середины отрезка, если известны координаты его концов; находят длину отрезка, зная координаты его концов; находят координаты конца отрезка, если известны координаты середины отрезка и другого конца, вычисляют среднее арифметическое нескольких чисел; зная среднее арифметическое нескольких чисел находить их сумму, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



155

Представление дроби на координатном луче./урок применения знаний и умений

1



156

Представление дроби на координатном луче./урок обобщения и систематизации знаний

1



157

Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. /урок обобщения и систематизации знаний

1

Вычисляют площадь прямоугольника, объем прямоугольника, исследуют несложные практические задачи, описывают результаты практической работы.



158

Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда./урок проверки знаний и умений

1



159

Занимательные задачи к главе 4./урок применения знаний и умений

1

Комбинируют известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач, выделяют характерные причинно-следственные связи, самостоятельно контролируют своё время и управляют им.



160

Занимательные задачи к главе 4./урок применения знаний и умений

1



Повторение (15)

161

Повторение «Натуральные числа»/

урок закрепления знаний

1

Записывают последующие и предыдущие элементы натурального ряда

осуществляют сравнение и классификацию.





162

Повторение «Натуральные числа»/

урок обобщения и систематизации знаний/

1



163

Повторение «Натуральные числа»/

урок обобщения и систематизации знаний/

1



164

Повторение «Измерение величин»/

урок применения знаний и умений



1

Решают задачи на нахождение длины части отрезка, делают выводы, исследуют несложные практические задачи; подводят итоги своей деятельности, решают прикладные задачи с помощью координатного луча, сравнивают (линейка и координатный луч); формулируют выводы, оказывают помощь одноклассникам, осуществляют самоконтроль.



165

Повторение «Измерение величин»/

урок обобщения и систематизации знаний/

1



166

Повторение «Измерение величин»/

урок обобщения и систематизации знаний/

1



167

Повторение «Делимость натуральных чисел»/

урок применения знаний и умений/

традиционный урок


1

Применяют признаки при доказательстве делимости числовых и буквенных выражений, находят способы решения учебных задач; формулируют выводы, оценивают свои достижения в изучении математики, применяют признаки при доказательстве делимости суммы, разности, произведения; формулируют признаки делимости на 6, 12,18 и т.д.



168

Повторение «Делимость натуральных чисел»/

урок обобщения и систематизации знаний/


1



169

Повторение «Делимость натуральных чисел»/

урок обобщения и систематизации знаний/

1



170

Повторение «Обыкновенные дроби»./

урок применения знаний и умений/

традиционный урок

1


Находят способы решения учебных задач; формулируют выводы, анализируют и сопоставляют свои знания, понимают смысл обыкновенной дроби; правила сравнения, сложения и вычитания всех видов дробей, выполняют сложение и вычитание дробей всех видов; приводят дроби к общему знаменателю.



171

Итоговая контрольная работа №8/

Урок проверки, учета и оценки знаний/

контрольная работа


1

Реализовывают свои знания.



172

Решение задач./

урок обобщения и систематизации знаний/


1

Анализируют, классифицируют, выделяют причинно–следственные связи, используют схемы для решения задач;




173

Решение задач./

урок обобщения и систематизации знаний/

1



174

Решение задач./

урок обобщения и систематизации знаний/

1



175

Решение задач./

урок обобщения и систематизации знаний/

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Математике 5 класс (рабочая программа)

Автор: Мельникова Клавдия Михайловна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по математике. 2 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-2-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "121575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413996838"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа по математиике "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-po-matiematiikie"
    ["file_id"] => string(6) "127704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415364291"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по математике для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "143488"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418550351"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа. Математика. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_proghramma_matiematika_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "405654"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491038932"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методическая разработка рабочей программы по математике  для 5 класса к УМК Никольского С.М. на основе ФГОС "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-dlia-5-klassa-k-umk-nikol-skogho-s-m-na-osnovie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "225665"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439817241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1600 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства