kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математика в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного специального курса по математике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика в 6 классе»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА

«МАТЕМАТИКА»

6 класс








































Пояснительная записка


Рабочая программа «Математика» для обучающихся 6 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.


В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.


Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.


Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые.


Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.


Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.


Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.


Срок реализации программы: шесть месяцев.

Возраст: 11 – 13 лет.

Режим занятий: 2 часа в неделю (всего 48 ч.).

Форма занятий: групповая.



Содержание учебного курса (48 часов)


Задачи практико-ориентированного содержания (10 ч)

Задача как предмет изучения. Способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи. Виды задач. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие.

Задачи на движение. Три величины движения: скорость, время, расстояние. Пропорциональная зависимость величин движения. Простые задачи на движение: на встречное движение двух тел; на движение в одном направлении; на движение в разных направлениях; на движение по водоему (в стоячей воде, по течению реки, против течения реки). Составные задачи на движение: на сближение объектов, на удаление объектов, на движение по реке. Задачи на движение повышенной сложности: на нахождение неизвестного по двум разностям.

Понятие процента. Задачи на нахождение процентов от числа и числа по его процентам. Задачи на смеси. Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Обратимость хода при решении задач. Схема «от конца к началу». Составление эквивалентных задач. Составление задач аналогичных по сюжету или методу решения. Составление задач, обратных данной.


Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур (10 ч)

Геометрия вокруг нас. Разнообразие видов геометрических фигур. Симметрия, ее виды. Симметрия и асимметрия в нашей жизни. Золотое сечение: история открытия, сферы использования. Деление отрезка на части в отношении равном «золотому сечению». Геометрические головоломки. Задачи, в которых одна фигура разрезается на части, из которых составляется другая фигура. Красота геометрических построений. Практическая работа с чертежными инструментами. Задачи на построение фигур линейкой и циркулем. Задачи на вычисление площадей.


Олимпиадные задачи практико-ориентированного содержания (12 ч)

Отличие решения олимпиадных задач от решения школьных. Теория игр, графы, уравнения в целых числах, принцип Дирихле, элементы теории чисел, четности, логические задачи.


Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики (10 ч)

Что такое логика. Великие личности о логике. Значение логики для некоторых профессий. Элементы теории вероятностей (Т.В.). Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. В чем вред азартных игр.

Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. Демонстрация учащимся комбинаторных методов на большом количестве простых и конкретных примеров. Понятия «размещение» и «перестановки». Примеры и конструкции. Комбинаторные задачи на расстановку, расположение, размещение чисел и предметов. Элементы теории вероятностей. Истинное высказывание. Ложное высказывание. Решение логических задач с помощью составления таблиц. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач. Логические задачи. Рассмотрение таблиц при решении логических задач.

Классические задачи на определение фальшивой монеты путём взвешивания. Задачи на переливание и способы их решения.


Проектная деятельность. Итоговое занятие (6 ч)

Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме.



Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты

- ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.


Предметные результаты

- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения (выполнять вычисления с действительными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом; использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей; выполнять практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений; выполнять операции над множествами; читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой); решать простейшие комбинаторные задачи)


Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

- умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



Календарно – тематическое планирование


п/п

Наименование разделов, тем занятий

Кол-во

часов

Календарные сроки

План

Факт

Задачи практико-ориентированного содержания (10 ч)

1.

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

1 ч.



2.

Практикум-исследование задач на совместную работу

1 ч.



3.

Практикум-исследование задач на движение

2 ч.



4.

Задачи на обратно пропорциональные величины

1 ч.



5.

Практикум-исследование задач на дроби и проценты

2 ч.



6.

Задачи на смеси. Пропорции

2 ч.



7.

Экономические задачи

1 ч.



Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур (10 ч)

8.

Координаты и ориентация

1 ч.



9.

Перпендикулярность прямых и отрезков

1 ч.



10.

Геометрия на плоскости. Равнобедренный треугольник. Ромб

1 ч.



11.

Геометрия на плоскости. Замечательные отрезки в треугольнике

1 ч.



12.

Геометрия на плоскости. Равенство треугольников

2 ч.



13.

Геометрия вокруг нас. Симметрия, ее виды

1 ч.



14.

Геометрия и окружность

2 ч.



15.

Задачи на вычисление площадей

1 ч.



Олимпиадные задачи практико-ориентированного содержания (12 ч)

16.

Делители и кратные

1 ч.



17.

Целые числа. Сложение и вычитание целых чисел

1 ч.



18.

Умножение и деление целых чисел

1 ч.



19.

Действия с числовыми и буквенными выражениями

1 ч.



20.

Текстовые задачи на целочисленные решения

1 ч.



21.

Делимости. Задачи на наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное

1 ч.



22.

Остатки при делении, периодичность остатков

1 ч.



23.

Действия с дробями

1 ч.



24.

Четность. Разбиение на пары

1 ч.



25.

Задачи с числами и нумерациями

1 ч.



26.

Задачи на суммирование

1 ч.



27.

Задачи на переливание и взвешивание

1 ч.



Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики (10 ч)

28.

Элементы логики, комбинаторики, теории вероятностей

3 ч.



29.

Логические задачи. Принцип Дирихле

3 ч.



30.

Решение задач на вероятность событий практико-ориентированного содержания

2 ч.



31.

Решение логических задач с помощью составления таблиц

2 ч.



Проектная деятельность. Итоговое занятие (6 ч)

32.

Проектная деятельность

3 ч.



33.

Защита проектов

2 ч.



34.

Итоговое занятие

1 ч.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математика в 6 классе

Автор: Ефремова Ирина Ивановна

Дата: 24.06.2025

Номер свидетельства: 672250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Занятие: математика        Класс: предшкола Тема: «Путешествие по сказке «Теремок»»."
    ["seo_title"] => string(74) "zaniatiiematiematikaklasspriedshkolatiemaputieshiestviieposkazkietieriemok"
    ["file_id"] => string(6) "333110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465279835"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок математики "Сложение и вычитание смешанных чисел""
    ["seo_title"] => string(63) "urok_matiematiki_slozhieniie_i_vychitaniie_smieshannykh_chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "366032"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480944102"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики в основной школе на примере изучения темы: "Деление дробей" "
    ["seo_title"] => string(144) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-v-osnovnoi-shkolie-na-primierie-izuchieniia-tiemy-dielieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "105417"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402850142"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Мой опыт на уроке математики! "
    ["seo_title"] => string(30) "moi-opyt-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "244351"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445927333"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект открытого урока по математике на тему:«Слагаемые. Сумма»"
    ["seo_title"] => string(62) "konspiektotkrytoghourokapomatiematikienatiemuslaghaiemyiesumma"
    ["file_id"] => string(6) "297382"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456169668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства