Просмотр содержимого документа
«Математика в 6 классе»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
«МАТЕМАТИКА»
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика» для обучающихся 6 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Срок реализации программы: шесть месяцев.
Возраст: 11 – 13 лет.
Режим занятий: 2 часа в неделю (всего 48 ч.).
Форма занятий: групповая.
Содержание учебного курса (48 часов)
Задачи практико-ориентированного содержания (10 ч)
Задача как предмет изучения. Способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи. Виды задач. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие.
Задачи на движение. Три величины движения: скорость, время, расстояние. Пропорциональная зависимость величин движения. Простые задачи на движение: на встречное движение двух тел; на движение в одном направлении; на движение в разных направлениях; на движение по водоему (в стоячей воде, по течению реки, против течения реки). Составные задачи на движение: на сближение объектов, на удаление объектов, на движение по реке. Задачи на движение повышенной сложности: на нахождение неизвестного по двум разностям.
Понятие процента. Задачи на нахождение процентов от числа и числа по его процентам. Задачи на смеси. Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Обратимость хода при решении задач. Схема «от конца к началу». Составление эквивалентных задач. Составление задач аналогичных по сюжету или методу решения. Составление задач, обратных данной.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур (10 ч)
Геометрия вокруг нас. Разнообразие видов геометрических фигур. Симметрия, ее виды. Симметрия и асимметрия в нашей жизни. Золотое сечение: история открытия, сферы использования. Деление отрезка на части в отношении равном «золотому сечению». Геометрические головоломки. Задачи, в которых одна фигура разрезается на части, из которых составляется другая фигура. Красота геометрических построений. Практическая работа с чертежными инструментами. Задачи на построение фигур линейкой и циркулем. Задачи на вычисление площадей.
Олимпиадные задачи практико-ориентированного содержания (12 ч)
Отличие решения олимпиадных задач от решения школьных. Теория игр, графы, уравнения в целых числах, принцип Дирихле, элементы теории чисел, четности, логические задачи.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики (10 ч)
Что такое логика. Великие личности о логике. Значение логики для некоторых профессий. Элементы теории вероятностей (Т.В.). Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. В чем вред азартных игр.
Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. Демонстрация учащимся комбинаторных методов на большом количестве простых и конкретных примеров. Понятия «размещение» и «перестановки». Примеры и конструкции. Комбинаторные задачи на расстановку, расположение, размещение чисел и предметов. Элементы теории вероятностей. Истинное высказывание. Ложное высказывание. Решение логических задач с помощью составления таблиц. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач. Логические задачи. Рассмотрение таблиц при решении логических задач.
Классические задачи на определение фальшивой монеты путём взвешивания. Задачи на переливание и способы их решения.
Проектная деятельность. Итоговое занятие (6 ч)
Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
- ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.
Предметные результаты
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения (выполнять вычисления с действительными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом; использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей; выполнять практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений; выполнять операции над множествами; читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой); решать простейшие комбинаторные задачи)
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов, тем занятий
Кол-во
часов
Календарные сроки
План
Факт
Задачи практико-ориентированного содержания (10 ч)
1.
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям
1 ч.
2.
Практикум-исследование задач на совместную работу
1 ч.
3.
Практикум-исследование задач на движение
2 ч.
4.
Задачи на обратно пропорциональные величины
1 ч.
5.
Практикум-исследование задач на дроби и проценты
2 ч.
6.
Задачи на смеси. Пропорции
2 ч.
7.
Экономические задачи
1 ч.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур (10 ч)
8.
Координаты и ориентация
1 ч.
9.
Перпендикулярность прямых и отрезков
1 ч.
10.
Геометрия на плоскости. Равнобедренный треугольник. Ромб
1 ч.
11.
Геометрия на плоскости. Замечательные отрезки в треугольнике
1 ч.
12.
Геометрия на плоскости. Равенство треугольников
2 ч.
13.
Геометрия вокруг нас. Симметрия, ее виды
1 ч.
14.
Геометрия и окружность
2 ч.
15.
Задачи на вычисление площадей
1 ч.
Олимпиадные задачи практико-ориентированного содержания (12 ч)
16.
Делители и кратные
1 ч.
17.
Целые числа. Сложение и вычитание целых чисел
1 ч.
18.
Умножение и деление целых чисел
1 ч.
19.
Действия с числовыми и буквенными выражениями
1 ч.
20.
Текстовые задачи на целочисленные решения
1 ч.
21.
Делимости. Задачи на наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное
1 ч.
22.
Остатки при делении, периодичность остатков
1 ч.
23.
Действия с дробями
1 ч.
24.
Четность. Разбиение на пары
1 ч.
25.
Задачи с числами и нумерациями
1 ч.
26.
Задачи на суммирование
1 ч.
27.
Задачи на переливание и взвешивание
1 ч.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики (10 ч)
28.
Элементы логики, комбинаторики, теории вероятностей
3 ч.
29.
Логические задачи. Принцип Дирихле
3 ч.
30.
Решение задач на вероятность событий практико-ориентированного содержания
2 ч.
31.
Решение логических задач с помощью составления таблиц