Просмотр содержимого документа
«Математика в 5 классе»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
«МАТЕМАТИКА»
5 класс
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении. Программа математического курса содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
Настоящая программа составлена на основе рабочей программы по математике для 5 класса, которая используется в настоящее время. Основным учебным пособием для обучающихся является учебник – Н.Я. Виленкин. Математика 5 класс и О.С.Шейнина, Г.М.Соловьёва"Занятия школьного Кружка". Базовый курс Н.Я. Виленкина рассчитан в 5-ом классе на 40 учебных часов (2 часа в неделю).Несмотря на определенные достоинства рабочих программ, у них есть недостаток: учащиеся, изучая основы теории математики, не могут в полной мере использовать их на практике, что приводит в замешательство современного школьника, он начинает задаваться вопросом «Зачем нужна математика?!»
Цель курса:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
- обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
- создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Срок реализации программы: шесть месяцев.
Возраст: 10 – 11 лет.
Режим занятий: 2 часа в неделю (всего 48 ч.).
Форма занятий: групповая.
Содержание учебного курса
Числа и вычисления - 12 ч.
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
Логические задачи - 7ч.
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.
Решение задач - 16ч.
Комбинаторные задачи. Задачи на движение. Задачи на движение по реке.
Планируемые результаты освоения курса
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
Метапредметные:
- умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
- умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
- развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов, тем занятий
Кол-во
часов
Календарные сроки
План
Факт
Числа и вычисления – 12 часов
1.
Греческая и римская нумерация.
1 ч.
2.
Индийская и арабская система исчисления.
1 ч.
3.
Древнерусская система исчисления.
1 ч.
4.
Правила и приемы быстрого счета.
1 ч.
5.
Правила и приемы быстрого счета.
1 ч.
6.
Правила и приемы быстрого счета.
1 ч.
7.
Конкурс «Кто быстрее сосчитает».
1 ч.
8.
Знакомство с числовыми ребусами.
1 ч.
9.
Решение и составление числовых ребусов.
1 ч.
10.
Решение и составление числовых ребусов.
1 ч.
11.
Правила и приёмы быстрого счета
1 ч.
12.
Правила и приёмы быстрого счета
1 ч.
Геометрические фигуры - 8 часов
13.
Треугольник, задачи с треугольниками.
1 ч.
14.
Четырехугольники. Геометрические головоломки.
1 ч.
15.
Знакомство с пространственными фигурами.
1 ч.
16.
Знакомство с пространственными фигурами.
1 ч.
17.
Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.
1 ч.
18.
Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.
1 ч.
19.
Заключительное занятие «Занимательная геометрия».
1 ч.
20.
Заключительное занятие «Занимательная геометрия».
1 ч.
Ребусы. Кроссворды - 5 часов
21.
Знакомство с принципами их составления.
1 ч.
22.
Решение и составление ребусов.
1 ч.
23.
Знакомство с кроссвордами.
1 ч.
24.
Составление и решение кроссвордов.
1 ч.
25.
Защита проектов по составлению ребусов и кроссвордов.