kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математическое творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа предназначена для проведения занятий по математике в системе дополнительного образования с учащимися 11-14 лет, проявляющими интерес к этой дисциплине

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математическое творчество»

МОУ «СОШ р. п. Соколовый Саратовского района Саратовской области»














Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по математике
«Математическое творчество»

Направленность - естественнонаучная
возраст детей - 11-14 лет (5-7 класс)

Срок реализации - 1 год

Разработчик:

Зубавленко Людмила Алексеевна, учитель математики







Cаратов 2020

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы


Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по математике «Математическое творчество»

Учреждение, реализующее программу

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р. п. Соколовый Саратовского района Саратовской области» 410501, Саратовская область Саратовский район,

р. п. Соколовый ул. Чкалова № 1,

т. 8(8452)67-66-18

Разработчик (и) программы

Зубавленко Людмила Алексеевна, учитель математики МОУ «СОШ р. п. Соколовый»


Аннотация

Углубление знаний обучающихся, получаемых при изучении основного курса математики и приобретение умений решать трудные и разнообразные задачи, искать закономерности

Год разработки программы

2020 г.

Где, когда и кем утверждена программа


Программа принята в новой редакции


Тип программы по функциональному назначению


Общеразвивающая

Направленность программы

Естественнонаучная

Направление (вид) деятельности

Математика

Форма обучения по программе

Очная

Вид программы по уровню организации деятельности учащихся

Творческий уровень

Вид программы по уровню освоения содержания программы

Продвинутый уровень

Вид программы по признаку возрастного предназначения

Основного общего образования

Охват детей по возрастам

11 – 14 лет (5-7 класс)

Вид программы по разнообразию тематической направленности и способам организации содержания

Предметная

Срок реализации программы

1 год

Степень реализации программы

Программа реализуется первый год

Взаимодействие программы с различными учреждениями и профессиональными сообществами


Финансирование программы

Реализуется в рамках бюджетного финансирования

Вид программы по степени авторства

Экспериментальная













ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

Введение …………………………………………..………………………………….. 3

Актуальность программы, педагогическая целесообразность

отбора содержания…………………………………………………………………… 3 Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ…………………………………………………………… 3

Цель и основные задачи образовательной программы………………..…… 4

Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса …………………………………………………………... 4

Основные характеристики образовательного процесса …………………………... 5

Отбор и структурирование содержания, направления и этапы, формы организации образовательного процесса…………………………………………………………… 5

Ожидаемые результаты освоения программы…………………………………….… 6

Педагогический мониторинг результатов образовательного процесса……………………………….……….……………………………………… 7 Содержание программы

Первый год обучения …………………….…………………………………. 8

Второй год обучения …………………………… ………………………….. 9

Третий год обучения …………………………………..…………………… 11

Организационно-педагогические условия реализации программы……………………………………………..…………………………. 13

Список литературы, использованной

при составлении программы ……………………………………………….… 18

Приложения

Приложение 1. Календарный учебный график ……………………………. 20



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Методологической основой данной программы является дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа по математике БОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти (разработчик Бакшаева Елена Петровна, педагог дополнительного образования) и методические материалы по математике для общеобразовательных организаций.

По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей и направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени.

Предлагаемая программа предназначена для проведения занятий по математике в системе дополнительного образования с учащимися 11-14 лет, проявляющими интерес к этой дисциплине. Программа имеет естественнонаучную направленность, так как ориентирована углубление знаний обучающихся, получаемых при изучении основного курса математики и приобретение умений решать трудные и разнообразные задачи, искать закономерности.


Актуальность программы, педагогическая целесообразность отбора содержания


  1. конце XX века многие традиционные формы работы со способными учащимися по математике: факультативы, кружки, олимпиады, школы при вузах и т. п. во многих регионах России деградировали. Популярность математики стала резко снижаться. Проведенное в 1995 г. международное тестирование учащихся по математике показало, что знания, умения и навыки учащихся из России в области математики находятся на низком уровне. В то время как в конце девяностых годов мы входили в пятерку лучших стран мира. Очень стремительный рывок сделали в последние годы станы Азии, в первую очередь Китай. Свои высокие позиции мы пока удерживаем благодаря нескольким регионам России: Московской, Кировской, Вологодской, Саратовской, Челябинской областям; Краснодарскому и Алтайскому краю, Санкт – Петербургу и некоторым другим регионам. В этих регионах высокая математическая подготовка обеспечивается благодаря сохранению традиций внеклассной и внешкольной работы по математике.

Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грамотность, повсеместное распространение которой – одна из первоочередных задач образования сегодня. Математические знания, представления о роли математики в современном мире, стали необходимыми компонентами общей культуры. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных, а также трудового обучения. Необходимо отметить, что математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в учебные заведения по широкому спектру специальностей.

Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ


Содержание программы систематизировано и структурировано на основе материала, разработанного в ходе собственной практической деятельности;

Авторские разработки (разработки занятий, отдельных тем) составляют основу программного методического и дидактического обеспечения программы.




Цель и основные задачи программы


Цель программы - развитие интереса к математике обучающихся 11-14 лет, их творческих способностей, любознательности и смекалки на основе решения творческих математических задач.

Задачи образовательной программы:

Обучающие:

расширение и углубление знаний обучающихся по программному материалу; расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении математики в технике, экономике;

пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям

Развивающие:

расширение и углубление представлений учащихся о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих – математиков в развитии мировой науки; развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой;

развитие коммуникативной культуры в процессе коллективной работы; осуществление индивидуализации и дифференциации обучения.

Воспитательные:

воспитание отношений сотрудничества, сотворчества в процессе совместной работы, обучения;

воспитание самоуважения, позитивной самооценки обучающихся;

разностороннее развитие личности.


Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса


Реализация программы «Математическое творчество» основывается на основных общедидактических принципах, а именно:

1.Принцип научности формирует у учащихся понятия через раскрытие причинно-

следственных связей явлений, процессов, событий; проникновение в сущность явлений и событий; раскрытия истории развития культуры, борьбы тенденций; ориентации на междисциплинарные научные связки.

2. Принцип доступности позволяет обучать детей согласно их способностям и возможностям и интересам. На занятиях отбирается актуальное и доступное восприятию содержание, на основе которого рассматриваются сложные культурные процессы.

3. Принцип связи обучения с жизнью реализуется через использование на занятиях жизненного опыта учащихся, приобретенных знаний в практической деятельности, раскрытие практической значимости знаний.

4. Принцип природосообразности. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту. Образование строится в соответствии с природой ребенка, его психической конституцией, его способностями. Содержание программы должно быть безопасным, целесообразным, соразмерным. Осуществление данного принципа дает возможность построить «индивидуальные маршруты» каждому обучающемуся объединения. Это в свою очередь открывает очевидные плюсы: психическое здоровье, отсутствие комплексов, глубокие и прочные знания и умения в соответствии с интересами, запросами личности.

При разработке программы учитывались также основные принципы математического образования:

1. Принцип опережающей сложности: предлагается решить по 5 – 10 задач на неделю, причем 3 – 5 доступны всем, 1 – 3 – небольшой части и 1 – 2 – ни одному ученику;

2. Принцип смены приоритетов: при решении достаточно трудных задач отдается приоритет идее; при решении стандартных, простых задач главное – правильный ответ;

3. Принцип вариативности : сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или задачи;

4. Принцип анализа неудач: прежде чем приступить к выполнению очередного задания, необходимо проанализировать причины неудач, имевшихся при выполнении предыдущего;

  1. Принцип моделирования реальных ситуаций: за годы обучения в школе у ученика складывается ряд стереотипов, многие из которых следует изжить; так, например, школьник привык, что правильность решения можно проверить, заглянув в ответ, школьные контрольные работы, состоящие из двух вариантов, также позволяют сверить друг у друга ответы; надо научиться работать без ответа, научиться приемам, формальным и интуитивным, с помощью которых можно проверить полученный ответ.

Основные характеристики образовательного процесса

Программа рассчитана на учащихся 11-14 лет.

Принцип отбора обучающихся свободный, без предъявления требований к содержанию и уровню стартовых знаний, умений и навыков, а также к уровню развития ребенка. В основе работы по программе «Математическое творчество» принцип добровольности. Занятия по программе могут быть организованы как для хорошо успевающих учащихся, для более сильных учащихся, так и для всех желающих.

  1. группы первого года обучения зачисляются учащиеся 11-12 лет (5 класс), второго года обучения - 12-13 лет (6 класс), третьего года обучения – 13-14 лет (7 класс).

Форма обучения очная.

Часть программного содержания дети осваивают самостоятельно на основе интерактивных сайтов и порталов по математике. Тесты и упражнения, моментально проверяющие правильность выполнения, задания в игровой и занимательной формах. Дистанционная составляющая осуществляется через сайт МОУ «СОШ р .п. Соколовый», образовательные порталы Дневник.ру и Учи.ру.

Учащиеся могут выполнить интерактивные упражнения, чтобы закрепить материал занятия. Также дети или родители могут воспользоваться данным ресурсом для самостоятельного контроля качества освоения учащимися программы.

Часть содержания осваивается в очном режиме, когда проводятся лекционные и практические занятия по темам программы

Уровень освоения программы продвинутый, что предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ обучающегося к сложным разделам в рамках содержательно- тематического направления программы.

Срок реализации программы- 3 года.

Количество детей в группе – до 11 человек.

Группы одновозрастные. При формировании групп учитываются возрастные особенности детей:

Режим занятий: 1 час 2 раза в неделю. В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 длительность одного учебного часа для детей школьного возраста – 40 мин. Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально (с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям или с детьми с особыми возможностями здоровья). Продолжительность образовательного процесса: 34 учебных недели (начало занятий 15 сентября, завершение 31 мая). Объѐм учебных часов по программе – 204 часа, в том числе: первый год обучения –

68 часов, второй год обучения – 68 часов, третий год обучения – 68 часов.


Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса


Учебно-воспитательный процесс по годам обучения организуется следующим образом. Программа реализуется в течение трех лет, каждый год обучения имеет специфические задачи. Первый год обучения (11-12 лет) решает задачи:

  1. привитие интереса учащихся к математике;

  2. углубление знаний учащихся по математике.

Второй год обучения (12-13 лет) решает задачи:

  1. развитие математического кругозора, мышления;

  2. воспитание настойчивости, инициативы.

Третий год обучения (13-14 лет) решает задачи:

1. развитие мышления, способностей, исследовательских умений;

2. воспитание настойчивости, инициативы;

3 . углубление и расширение познаний в области математики и естественных наук;

4. воспитание коммуникативной личности, умеющей решать практические жизненные задачи, применять на практике полученные знания, работать с информацией.

Программа занятий по математике составлена «крупноблочно», предоставляя известную свободу при отборе соответствующего содержания. Материал занятий акцентируется на ознакомлении с новыми методами решения задач.

  1. качестве основных трех форм проведения занятий предложены комбинированное тематическое занятие, соревнования, олимпиада.

Ожидаемые результаты освоения программы

Ожидаемые образовательные результаты первого года обучения .

Предметные:

иметь представление о системах счисления, осуществлять перевод из одной системы счисления в другую, уметь выполнять арифметические действия в различных системах счисления;

знать основные понятия теории графов, различать виды и классы графов и применять их при решении задач;

знать типы и основные приемы решения уравнений; уметь решать уравнения в натуральных, целых, рациональных числах;

знать и применять различные способы решения геометрических задач.

Метапредметные:

уметь решать задачи, основываясь на творческом подходе и групповом взаимодействии; уметь выбирать оптимальное творческое решение из нескольких возможных;

уметь обобщать, делать выводы в ходе групповой работы;

уметь вести предметный диалог, дискуссию в ходе групповой работы, представлять результаты групповой работы.

Личностные:

уважать мнение обучающихся, конструктивно вести диалог в ходе работы; осознанно стремиться к совершенствованию своих способностей, расширению знаний.

Ожидаемые образовательные результаты второго года обучения .

Предметные:

иметь представление о комбинаторных задачах, применять правило произведения, находить число размещений, перестановок и сочетаний;

уметь применять «принцип Дирихле» при решении арифметических, алгебраических и геометрических задач;

знать и применять различные способы решения геометрических задач.

Метапредметные:

уметь решать задачи, основываясь на творческом подходе и групповом взаимодействии; уметь выбирать оптимальное творческое решение из нескольких возможных;

уметь обобщать, делать выводы в ходе групповой работы;

уметь вести предметный диалог, дискуссию в ходе групповой работы, представлять результаты групповой работы.

Личностные:

уважать мнение обучающихся, конструктивно вести диалог в ходе работы; осознанно стремиться к совершенствованию своих способностей, расширению знаний.

Ожидаемые образовательные результаты третьего года обучения .

Предметные:

знать основные приемы и методы решения задач; уметь решать три основные задачи на проценты;

уметь решать задачи на совместную работу;

находить вероятность событий;

знать и применять различные способы решения геометрических задач;

решать задачи с использованием пересечения и объединения множеств.

Метапредметные:

уметь решать творческие задачи в ходе группового взаимодействия и исследовательской деятельности;

умение конструктивно вести дискуссию, диалог, спор, дебаты;

умение решать проблемные задачи на уровне эффективной интеракции; умение оценивать свою деятельность, осуществлять перенос решения из теоретического в практический уровень;

находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный; уметь осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Личностные:

осознавать роль математики и прикладных наук в жизни людей, общества; стремиться к личностному росту, самосовершенствованию, расширению знаний, развитию способностей;

уметь отражать математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;

понимать значение математических знаний в жизни человека и уметь решать практические задачи с использованием математических знаний


Педагогический мониторинг результатов образовательного процесса


Педагогический мониторинг – это систематическая оценка уровня освоения дополнительной образовательной программы в течение учебного года.

Текущий контроль складывается из следующих компонентов.

В начале каждого занятия проводить небольшие самостоятельные работы, включая в них по 2 – 3 задачи, аналогичные рассмотренным, проводить устные зачеты в конце каждого полугодия, при этом задачи для зачета предлагать учащимся заранее.

Для диагностики интересов обучающихся используются:

методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д.Спилберга (модификация А.Д.Андреевой), анкета изучения мотивов посещения занятий, анкета «Определение интересов обучающихся».


Подведение итогов реализации программы


  1. соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится: промежуточная аттестация обучающихся (оценка качества освоения программы по итогам учебного года) для групп первого и второго года обучения в форме олимпиады;

итоговая аттестация (оценка качества освоения программы обучающимися за весь

период обучения по программе) для групп третьего года обучения в форме

олимпиады.

Результаты педагогического мониторинга образовательных результатов каждой группы заносятся педагогом в «Лист результатов диагностики». В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В). Этот показатель фиксируется педагогом в учебном журнале.

Сведения о проведении и результатах промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах и сдаются администрации школы.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАСС)

Учебно-тематический план

Темы занятий

Количество часов

В том числе

теория

практика

1

Вводные занятия


2


2

2

История развития математики

8

2

6

3

Логические задачи

10

2

8

4

Дележи при затруднительных обстоятельствах

8

1

7

5

Математические игры

8

1

7

6

Подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня в течение года

10

2

8

7

Занимательные задачи

8

1

7

8

Геометрические задачи

Подготовка и участие в олимпиадах и

10

2

8

9

Итоговые занятия


4


4


Итого первый год обучения:


68

11

57


Содержание первого года обучения

Тема № 1. Вводные занятия.

Теория. Презентация программы

Практика. Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения

на занятиях. Планирование работы на год.

Тема № 2. История развития математики.

Теория. Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей.

Практика. Хронология развития счета и числа. Способы измерения счета в древности.

Системы счисления. Магия чисел. Подведение итогов раздела: игра.

Тема № 3. Логические задачи.

Теория. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

Практика. Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное

отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений. Решение логических задач с помощью таблиц. Задачи, решаемые с конца. Задачи на маневрирование. Переправы и разъезды. Подведение итогов раздела: игра «Путешествие в царство математики».

Тема № 4. Дележи при затруднительных обстоятельствах.

Теория. Дележи.

Практика. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на деление между двумя.

Задачи на деление между тремя. Нахождение чисел по их сумме. Нахождение чисел по их разности. Практические задачи по расчету семейного бюджета. Подведение итогов раздела: соревнование по группам.


Тема № 5. Математические игры.

Теория. Морской бой, пирамиды, уголки.

Практика. Фокусы, пасьянсы. Шахматные задачи. Восстановление чисел. Ребусы.

Логические и традиционные головоломки. Задачи-шутки; задачи-загадки; «да-нетки». Криптограммы, лабиринты. Подведение итогов раздела: математическая игра «Что? Где? Когда?».

Тема № 6. Подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Теория. Какие конкурсы, олимпиады и математические праздники разных уровней

существуют

Как избежать перегрузок к конкурсам и олимпиадам. Как справиться с психологическим волнением перед олимпиадой и во время нее (рекомендации психолога).

Практика. Примеры и контрпримеры. Поиск ошибок в решениях-ловушках. Правила

оформления конкурсных и олимпиадных работ. Обучение упражнениям на активизацию мыслительной деятельности. Решение конкурсных задач по сборникам конкурсов прошлых лет. Решение задач олимпиадного уровня по сборникам и текстам олимпиад прошлых лет. Подготовка к международному конкурсу-игре «СЛОН». Подведение итогов раздела: олимпиада.

Тема № 7. Занимательные задачи.

Теория. Идеи и методы решения нестандартных задач

Практика. Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания.

Часы и математика. Календарь и математика. Арифметические задачи со спичками. Геометрические задачи со спичками. Задачи в сказках, рассказах и стихах. Подведение итогов раздела: конкурс «По тропинкам математики».

Тема № 8. Геометрические задачи.

Теория. Магические фигуры

Практика. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из

16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамино. Фигуры домино, тримино. Фигуры тетрамино. Задачи на складывание фигур. Площади фигур неправильной формы. Геометрические головоломки. Пространство и размерность. Геометрические иллюзии. Без мерной линейки. Подведение итогов раздела: консультация.

Тема № 9. Итоговые занятия.

Теория. Возможности дальнейшего обучения по программе.

Практика. Подготовка к школьной научно-практической конференции.

Участие в конференции. Итоговая математическая олимпиада. Коллективное обсуждение итогов года. Задание на лето. Праздник окончания учебного года. Выявление самого активного участника объединения. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад.

Итоговая диагностика. Анализ итогов математической олимпиады

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (6 КЛАСС)

Учебно-тематический план

Темы занятий

Количество часов

В том числе

теория

практика

1

Вводные занятия

2


2

2

Элементы теории вероятностей

10

2

8

3

Графы и множества

10

2

8

4

Занимательные задачи

10

2

8

5

Основные задачи на движение

10

2

8

6

Подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня в течение года

10

2

8

7

Геометрические задачи


12

2

10

8

Итоговые занятия


4


4


Итого второй год обучения:


68

12

56

Содержание второго года обучения

Тема № 1. Вводные занятия.

Теория. Презентация программы

Практика. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.

Планирование работы на год.

Тема №2. Элементы теории вероятностей.

Теория. Случайные события и операции над ними. Комбинаторика

Практика. Размещения, перестановки. Сочетания без повторений и с повторениями.

Вероятность события. Операции над вероятностью. Вероятность и статистика. Подведение итогов раздела: консультация.

Тема № 3. Графы и множества.

Теория. Элементы теории графов

Практика. Построение графа при решении задач. Задачи, решаемые методом исключения.

Задачи, решаемые графическим методом. Числовое множество. Пустое множество. Круги Эйлера. Операции над множествами. Пересечение, объединение, дополнение множеств. Подведение итогов раздела: практическая работа. Математическая викторина «В царстве смекалки».

Тема № 4. Занимательные задачи.

Теория. Старинные задачи на дроби.

Практика. Задачи на совместную работу. Решение олимпиадных задач. Четность. Признаки

делимости. Простые и составные числа. Делимость и остатки. Инварианты. Проценты в прошлом и настоящем. Задачи повышенной сложности на части и проценты. Задачи повышенной сложности на составление уравнений. Поиск закономерностей. Числа Фибоначчи. Магические фигуры. Латинские квадраты. Математические ребусы, шарады, метаграммы, логогрифы. Подведение итогов раздела: мини-олимпиада. Турнир «Математическая карусель».

Тема № 5. Основные задачи на движение.

Теория. Основные понятия движения.


Практика. Задачи на встречное движение. Задачи на движение в одном направлении.

Задачи на движение в противоположных направлениях. Задачи на движение по реке. Подведение итогов раздела: викторина.

Тема № 6. Подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Теория. Какие конкурсы, олимпиады и математические праздники разных уровней

Существуют. Как избежать перегрузок к конкурсам и олимпиадам. Как справиться с психологическим волнением перед олимпиадой и во время нее (рекомендации психолога).

Практика. Примеры и контрпримеры. Поиск ошибок в решениях-ловушках. Правила

оформления конкурсных и олимпиадных работ. Обучение упражнениям на активизацию мыслительной деятельности. Решение конкурсных задач по сборникам конкурсов прошлых лет. Решение задач олимпиадного уровня по сборникам и текстам олимпиад прошлых лет. Подготовка к международному конкурсу-игре «СЛОН». Подведение итогов раздела: олимпиада.

Тема № 7. Геометрические задачи

Теория. Города и дороги.

Практика. Длины и расстояния. Площадь. Различные виды симметрии. Геометрические

софизмы и парадоксы. Задачи на вычисление площадей и периметров. Задачи на вычислении объема. Математическая регата «2000 лье под водой». Геометрические головоломки. Решение занимательных задач геометрического характера. Геометрия бумаги

  1. клеточку. Геометрия в пространстве. Оригами. Золотое сечение. Геометрическая головоломка «Танграм». Геометрическая головоломка «Пентамино». Геометрическая головоломка «Волшебный круг». Геометрическая головоломка «Колумбово яйцо». Лабиринты. Подведение итогов раздела: практическая работа с геометрическими инструментами.

Тема № 8. Итоговые занятия.

Теория. Возможности дальнейшего обучения по программе.

Практика. Подготовка к школьной научно-практической конференции.

Участие в конференции. Итоговая математическая олимпиада. Коллективное обсуждение итогов года. Задание на лето. Праздник окончания учебного года. Выявление самого активного участника объединения. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад.

Итоговая диагностика. Анализ итогов математической олимпиады.


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (7 КЛАСС)

Учебно-тематический план


Темы занятий

Количество часов

В том числе

теория

практика

1

Вводные занятия

1


1

2

Знакомство с некоторыми методами решения задач Элементы теории вероятностей

8

2

6

3

Проценты

8

2

6

4

Мир задач

8

2

6

5

Геометрические преобразования

8

2

6

6

Пересечение и объединение

8

2

6

7

Алгебраические задачи

13

2

11

8

Круги Эйлера

5

2

3

9

Заглядывая в будущее

5

2

3

10

Итоговые занятия


4


4


Итого третий год обучения:


68

16

52


Содержание третьего года обучения


Тема № 1. Вводные занятия.

Теория. Презентация программы

Практика. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.

Планирование работы на год.

Тема № 2. Знакомство с некоторыми методами решения задач.

Теория. Метод.

Практика. Нестандартные текстовые задачи: задачи на отыскание оптимальных значений,

задачи с ограничениями на неизвестные (ограничения в виде неравенств, целочисленность неизвестных), нестандартные методы решения (графические методы, перебор вариантов). Игра.

Тема № 3. Проценты.

Теория. Исторические сведения.

Практика. Решение задач на проценты трех видов. Старинные задачи. Доклады, беседы по

математике, самостоятельная работа.

Тема № 4. Мир задач.

Теория. Основные типы текстовых задач: на движение, работу, смеси и сплавы.

Практика. Этапы решения задач: выбор неизвестных, составление уравнений, решение,

проверка и анализ решения. Доклады, беседы по математике, самостоятельная работа.

Тема № 5. Геометрические преобразования.

Теория. Построения с помощью циркуля и линейки.

Практика. Общая схема решения задач на построение. Задачи на построение

треугольников, окружностей, касательных к окружности. Необычные построения

(построения с помощью одной линейки, одного циркуля, на ограниченном куске плоскости).

Построения с помощью двусторонней линейки, угольника. Сведения из истории:

классические задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки. Доклады, беседы по математике, самостоятельная работа.

Тема № 6. Пересечение и объединение.

Теория. Множество и его элементы.

Практика. Способы задания множеств. Подмножество. Пустое множество. Операции над

множествами. Числовые множества. Математическая карусель.

Тема № 7. Алгебраические задачи.

Теория. Преобразование алгебраических выражений.

Практика. Решение алгебраических задач с занимательным сюжетом, приводящих к

решению квадратных уравнений. Доклады, беседы по математике, самостоятельная работа.

Тема № 8. Круги Эйлера.

Теория. Сведения из истории.

Практика. Понятие графа. Степени вершин. Число ребер графа. Связные графы. Циклы.

Эйлеровы графы. Деревья. Плоские графы. Доклады, беседы по математике, самостоятельная работа.

Тема № 9. Заглядывая в будущее.

Теория. Софизмы.

Практика. Решение задач на построение. Софизмы: «окружность имеет два центра», «два

перпендикуляра к прямой, проведенной из одной точки», «две пересекающиеся прямые, параллельные третьей». Доклады, беседы по математике, самостоятельная работа. Олимпиада.

Тема № 10. Итоговые занятия.

Теория. Возможности дальнейшего обучения по программе.

Практика. Подготовка к школьной научно-практической конференции.

Участие в конференции. Итоговая математическая олимпиада. Коллективное обсуждение итогов года. Задание на лето. Праздник окончания учебного года. Выявление самого активного участника объединения. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад.

Итоговая диагностика. Анализ итогов математической олимпиады.








ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кадровое обеспечение.

Педагог, реализующий данную программу, должен владеть:

  1. знаниями базовых основ психологии (возрастные особенности и интересы

обучающихся, психофизические подходы работы с обучающимися данного возраста, условия формирования психологического здоровья обучающихся);

  1. развитыми коммуникативными навыками (создавать обстановку открытого общения,

привлекать обучающихся к конструктивному диалогу, обеспечивать психологическую

  1. эмоциональную комфортность общения);

3). навыками организации и проведения деятельностных форм работы.


Педагогические технологии, методы, приемы и формы

организации образовательного процесса

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:


Педагогическая технология, метод

Применение в программе

1

Информационно­коммуникативная технология

К каждому занятию педагогом готовятся презентации, электронные схемы и таблицы, упражнения в

различных компьютерных сервисах ЯКласс, Дневник.Ру

2

Технология дифференцированного обучения

Использование разноуровневых карточек, учет

индивидуальных ошибок

3

Игровые методы

Широкое использование авторских дидактических игр, а также игровых форм занятий

4

Технология обучения в сотрудничестве (обучение в малых группах)

Доклад малых групп. Выполнение коллективной работы

по выбранной теме проекта

5

Дистанционное обучение

Самостоятельная работа в дистанционной среде на сайтах ЯКласс, Дневник.Ру














На одном из первых занятий математики в группе (в сентябре) надо рассказать обучающимся, чем будут заниматься на занятиях (о содержании программы), что нового и интересного узнают ребята (актуальность содержания), в чем польза этих занятий (практическая значимость), как они будут проходить (формы занятий), выявить желающих заниматься в той или иной форме (проведение анкетирования). На первых занятиях можно выработать своеобразный Устав (права и обязанности учащихся). Также данный коллектив может иметь свое название, эмблему, девиз.

Примерная структура данного комбинированного тематического занятия.

Вступление педагога (или доклад учащихся) по избранному вопросу на 5 – 15 минут. Основная часть – самостоятельное решение задач по определенной теме учащимися, причем в числе этих задач должны быть и задачи повышенной трудности. Число задач: 3 – 5 (зависит от темы и продолжительности занятия). После решения первой из задач всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор для всех членов кружка. Педагог по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, фокусов, проведение математических игр и развлечений.

Ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.

При этом некоторые наиболее трудные задачи, предложенные для самостоятельного решения, а также домашнего, иногда прорешивает и сам педагог.

Остальное время распределяется на решение задач занимательного характера, устных упражнений, игры, фокусы и т. п. Также в это время можно: заслушать небольшие сообщения (рассказ) учителя или ученика по некоторому вопросу (биографии видных математиков, интересные факты из истории математики, интересные приемы счета, сообщение о новой интересной книге по математике для учащихся, краткое изложение некоторого математического вопроса);

Решение задач, заданных домой.

Время и место этой части занятия определяет педагог.

Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры. Такого рода занятия лучше проводить систематически, через 4 – 6 тематических занятий, это будет своеобразный итог работы за 1 – 2 месяца. Но обязательно и в конце учебного года. При такой форме организации занятия, все оно посвящается какому – то соревнованию, конкурсу:

Нестандартная олимпиада, математическая карусель,

математический бой, устная олимпиада,

математическая регата.

Заслушивание рефератов учащихся применяется со второго года обучения. Разбор заданий городской (районной) олимпиады; анализ ошибок, сделанных учащимися. Решение задач на разные темы (чаще при подготовке к олимпиадам, конкурсам, на повторение).

Также могут быть и другие формы:

Разбор задач, заданных домой.

Изготовление моделей для уроков математики.

Доклады, беседы по математике (чаще в неделю математики, к юбилеям известных математиков).

Сообщение учащегося о результате, который им получен, о задаче, которую он сам придумал и решил.

Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой. Например, из книги И. Ф. Шарыгина «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы». Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике.

Таким образом, занятия с обучающимися могут осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы. Индивидуальная работа – работа с обучающимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовление моделей, работа с консультантами, подготовка учащихся к участию в городской (районной) или областной олимпиаде.

Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом обучающихся.

Массовая работа – работа, проводимая с большим детским коллективом. К такому виду относятся вечера, научно – практические конференции, конкурсы, олимпиады, соревнования. На практике все эти три вида работы по математике тесно связаны друг с другом.

Однако учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или виду работы, методу изложения. Вместе с тем, памятуя о том, что на дополнительных занятиях по математике самостоятельная работа должна занять ведущее положение, следует все чаще применять решение задач, рефераты, доклады, семинары – дискуссии, чтение учебной и научно – популярной литературы.

Подготовка занятия по математике педагогом может осуществляться по следующему плану:

  1. Изучить все вопросы, намеченные на данное занятие.

  2. Решить все подобранные задачи вновь.

  3. Выяснить, что в предложенном материале является наиболее интересным и наиболее

трудным.

4.Расположить задачи для решения на занятии по сложности (или трудности). При этом

задач с большими выкладками на занятии не брать. Акцент сделать на задачах с интересной идеей.

  1. Формулировки задач лучше отпечатать на отдельных листочках для каждого

ученика. Иногда можно предложить учащимся переформулировать текст задач, придумать самим новую фабулу и т. д.

  1. В случае затруднений у обучающихся в решении задачи, надо предусмотреть более

простую задачу (подготовительную).

  1. Для реализации дифференцированного подхода применять и задачи «двойники» (т. е.

задачи с одной идеей, но разного уровня трудности).

  1. Применять и задачи с ошибками; задачи, содержащие материалы сегодняшнего дня.

  2. Использовать предварительные задачи к будущим занятиям (как на самом занятии,

так и дома).

  1. Иметь всегда в запасе интересный занимательный материал.

  2. В качестве домашнего задания первое время предлагать не более 3 задач. Если

ученики будут их активно решать, число задач можно и увеличить, в противном случае – оставить 2 – 3 и причем задавать решить не всегда, а некоторые из задач – предлагать и по желанию.

Желательно, чтобы все учащиеся приняли участие в подготовке занятий. Наиболее подходящим самостоятельным делом для учащихся 6 - 7 классов является подготовка доклада.

Основные методические рекомендации по подготовке доклада учащимися.

Перед тем как предложить подготовку доклада ученику, учитель должен показать образец выступления с докладом учащимся и продумать темы докладов.

Примерные темы докладов для учащихся:

Числа – великаны и числа малютки.

История календаря.

Геометрия в Древнем Египте.

Теорема Пифагора и пифагоровы числа.

От Евклида до Лобачевского.

Начинать подготовку докладов учащимися надо с небольших выступлений, например: изложение решения некоторых задач;

сообщение условия некоторых задач;

подготовка краткой справки об ученом – математике, о термине; показ математического фокуса, софизма, правил счета.

  1. только после того, как данное выступление было грамотно и интересно подготовлено учащимися, ему можно поручить более серьезное задание: подготовку сообщения или доклада.

Давать задание необходимо за месяц до проведения занятия.

Порекомендовать учащемуся литературу; дать указания по плану и узловым моментам выступления. (Иногда перед подготовкой доклада предложить задачу по теме доклада,

  1. саму литературу дать через неделю).

Определить время для выступления. Пусть ученик напишет доклад, прослушает свое сообщение (для этой цели можно порекомендовать записать свое сообщение на магнитофон).

Через 2 недели проверить, что сделано, оказать помощь.

За неделю до выступления просмотреть конспект, послушать доклад, проверить наглядность.

После окончания доклада учителю необходимо отметить его достоинства и недостатки.

Основные требования к докладу:

текст доклада ученику лучше излагать своими словами, все новые термины должны быть разъяснены,

  1. начале доклада объяснить значение темы, чем она может быть интересна для присутствующих,

выделить основные понятия, основную идею в докладе,

продолжительность доклада: 7 – 15 минут (6 – 7 кл.),

выступать с докладом могут и родители учащихся,

применять наглядность.

Для того, чтобы все учащиеся группы (параллели классов, школы) знали о том, чем занимаются ребята на дополнительных занятиях по математике, желательно, чтобы их работа была освещена в математической газете. Также для достижения целей, поставленных учителем перед своими воспитанниками, необходимо, чтобы:

учащиеся на занятиях вели аккуратно записи,

  1. журнале занятий фиксировался рассматриваемый материал и успехи учащихся, материалы, рассматриваемые на занятиях, были основой проведения различных математических соревнований,

систематически повторять материал, в том числе рассмотренный и в прошлые годы, на уроках учитель при изучении программного материала всячески поощрял знания, умения и идеи, которые ученики получили на дополнительных занятиях.


Учебно-методический комплекс программы


Для реализации программы «Математическое творчество» сформирован учебно- методический комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс имеет следующие разделы и включает следующие материалы:

  1. Методические материалы для педагога

  1. Методические игры, математические сказки

2. Литература для педагога и учащихся

Для детей:

  1. Волошинов А. В. Математика и искусство. — 2-е изд., дораб. и доп. — М:

Просвещение, 2000. — 399с.: ил.

  1. Литвак Н., Райгородский А. М.. Кому нужна математика? Понятная книга о том, как

устроен цифровой мир. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. –192 с.

  1. Савельев В.. Статистика и котики. – М.: АСТ, 2018. – 192 с.

  2. Энциклопедия для детей. Т 11. Математика / под ред. М. Д. Аксенова. — М.:

Аванта+, 2002. — 688с.: ил.

Для педагога:

  1. Азевич А. И. Двадцать уроков гармонии. Гуманитарно- математический курс. — М.:

Школа — Пресс, 1998. — 160с.: ил.

  1. Алешина Т. Н. Урок математики: применение дидактических материалов с

профессиональной направленностью. — М.: Высшая школа, 1991. — 64с.

  1. Ахмадиев Ф. Г., Гиззятов Р. Ф., Габбасов Ф. Г.. Решение прикладных задач с помощью

табличного процессора Excel. – Казань: КГАСУ, 2014. – 42 с.

  1. Бродский И. Л., Видус А. М. и др. Сборник тестовых задач по математике для

профильных классов. 7–11 классы/ под.ред.И. Л. Бродского. — М.: АРКТИ, 2004. — 140с.

  1. Васильев А. Н.. Числовые расчеты в Excel: Учебное пособие. – СПб: Издательство

«Лань», 2014. – 608 с.

  1. Ефимова И. Ю.. Компьютерное моделирование: сб. практ. работ/ И. Ю. Ефимова, Т. Н.

Варфоломеева. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2014. – 67 с.

  1. Маренич А. С., Маренич Е. Е.. Использование WolframAlpha при решении

математических задач: методические указания. – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – 37 с.

  1. Мельников О. И.. Занимательные задачи по теории графов: Учеб.-метод. пособие. – Изд- 2-е, стереотип. – Минск: «ТеатраСистемс», 2001. – 144 с.

  1. Моисеев Н. Н.. Математика ставит эксперимент. Наука. – М.: Главная редакция физико-математической литературы, 1979. – 222 с.

  1. Пойа Д.. Как решать задачу. Перевод с английского В. Г. Звонаревой и Д. Н. Белла. Под ред. Ю. М. Гайдука. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 204 с.

  1. Поршнев С. В.. Компьютерное моделирование физических процессов в пакете Matlab:

Учебное пособие. 2-е изд., испр. – СПб: Издательство «Лань», 2011. – 736 с.

  1. Рудикова Л. В.. MicrosoftExcel для студента. – СПб: БХВ – Петербург, 2005. – 368 с.

  2. Сборник задач по математике с практическим содержанием. — М.: Высшая школа,

  1. — 109с.

  1. Сгибнев А. И.. Исследовательские задачи для начинающих. 2-е изд., испр. и доп. – М.:

МЦНМО, 2015. – 136 с.

  1. Симонов А. С. Экономика на уроках математики / Библиотека журнала «Математика в

школе». — М.: Школа — Пресс, 1999. — 160с.

  1. Фоминых Ю. Ф. Прикладные задачи по алгебре для 7–9 классов. Кн. для чителя. — М.: Просвещение, 1999. — 112с.:ил.

  1. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике. Учебное

пособие. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 248с.


  1. Дидактические материалы для учащихся

  1. Наглядные пособия:

1.1. таблица «Мер и весов»,

1.2. таблица «Правила арифметики»,

1.3. таблица «Пифагора»,

1.4. таблица «Квадрат числа».

Материально-техническое обеспечение

  1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для

занятий группы (парты, стулья, доска, шкаф для УМК, шкафы для хранения инвентаря и оборудования).

  1. Компьютерный класс с количеством компьютеров по числу обучающихся в группе, с

необходимым программным обеспечением

  1. Оборудование, необходимое для реализации программы:

3.1. Мультимедийная проекционная установка или интерактивная доска; 3.2. МФУ (принтер черно-белый, цветной; сканер, ксерокс);

3.3. Цифровой фотоаппарат;

3.4. Измерительные приборы (линейка, треугольник, транспортир, циркуль),

  1. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты,

тетради; бумага разных видов (ксероксная, цветная, картон, ватман и т.д.) и формата (А3, А4); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, канцелярский нож.

  1. Сувенирная продукция для награждения лучших участников олимпиады.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

использованной при составлении программы

  1. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С.. Методические рекомендации по

подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа:

http://doto.ucoz.ru/metod /.

  1. Генкин, С.А. Ленинградские математические кружки. / С.А. Генкин, И.В. Итенберг,

Д.В. Фомин - Киров, Аса, 1994. - 272 с.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании», 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] /

Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-

ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf .

  1. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для

преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2006. – 368 с.

  1. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение

Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы

дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-

novosti/kontseptsiya.

  1. Косарева, Е.П., Чернышева, М.П. Параметры и критерии оценки дополнительных

образовательных программ в УДОД // Дополнительное образование и воспитание. –

  1. - №12. – С.8-14.

  1. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба:

практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов пед. учебных зав., слушателей ИПК / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2005. – 324 с.

  1. Курант, Р., Роббинс, Г. Что такое математика: Элементарный очерк идей и методов. /

Рихард Курант, Герберт Роббинс. - М. : МЦНМО, 2007. - 568 с.

  1. Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ,

обобщение опыта: пособие для педагогов дополнительного образования / Сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград : Учитель, 2009. – 377 с.

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский

дворец детского и юношеского творчества. – Режим доступа: pioner-

samara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.

  1. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей:

компетентностный подход: методические рекомендации / Под редакцией проф. Н.Ф. Радионовой и к.п.н. М.Р. Катуновой. – СПб. : Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. – 64 с.

  1. Пойя, Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и

преподавание / Джордж Пойя; Пер. с англ. – М. : Издательская группа URSS, 2010. –

448 с. - (Психология. Педагогика. Технология обучения).

  1. Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной

общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития.

Официальные документы. – Режим доступа:

http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf

  1. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля

освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации

обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah

attestacii.pdf .

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа :

http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система

правовой информации. - Режим доступа :

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300034

  1. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога:

Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного дополнительного образования», 2010. – 62 с. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К.

Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

  1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательного процесса. / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).





















Приложение 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ

Месяц

Количество учебных недель, содержание деятельности по каждому году обучения, внеаудиторные формы организации образовательного процесса

Промежуточная и итоговая аттестация

Сентябрь

Набор групп. Регистрация на сайте ЯКласс. Занятия по расписанию 3 учебные недели.

Начало занятий 15 сентября

Входная диагностика знаний и практических умений

Октябрь

Занятия по расписанию 4 учебных недель.

Ноябрь

Занятия по расписанию 3 учебные недели В период Дополнительный день отдыха (государственный праздник) - 4 ноября


Декабрь

Занятия по расписанию 4 учебных недель.


Январь

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

Период школьных каникул с 31 декабря по 10 января.

Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (выходные дни): 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 января


Февраль

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

Дополнительный день отдыха (государственный праздник) - 23 февраля


Март

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

Дополнительный день отдыха (государственный праздник) - 8 марта


Апрель

Занятия по расписанию 4 учебные недели. Итоговое мероприятие - викторина «Финансовая грамотность»


Май

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

Завершение учебных занятий 31 мая.

Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками - 1 мая, 9 мая

Итоговая аттестация обучающихся


Итого учебных недель по программе:

34 учебных недели


Июнь

Самостоятельные занятия учащихся


Июль

Самостоятельные занятия учащихся


Август

Формирование учебных групп до 10 сентября






1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Математическое творчество

Автор: Зубавленко Людмила Алексеевна

Дата: 01.09.2020

Номер свидетельства: 556839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Внеклассное мероприятие по математике в 5 классах "Математические забавы" к неделе математики"
    ["seo_title"] => string(80) "vneklassnoe_meropriiatie_po_matematike_v_5_klassakh_matematicheskie_zabavy_k_ned"
    ["file_id"] => string(6) "507430"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1555495233"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Проект по математике 5 класс "Математические сказки""
    ["seo_title"] => string(57) "proiekt-po-matiematikie-5-klass-matiematichieskiie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "264178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449667806"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок по теме: Об уравнениях, счастье, треугольнике и математическом городе"
    ["seo_title"] => string(73) "urok_po_teme_ob_uravneniiakh_schaste_treugolnike_i_matematicheskom_gorode"
    ["file_id"] => string(6) "597193"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641804338"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Использование устных упражнений и математических диктантов на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-ustnykh-uprazhnienii-i-matiematichieskikh-diktantov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "164068"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422565756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства