Петрова Н. П.,
г. Новокузнецк
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Учитель | Петрова Нина Павловна, г. Новокузнецк |
Базовый учебник | Математика. 5 класс: учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31- е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с. |
Тема урока | Умножение десятичных дробей на натуральные числа |
Номер урока в теме | 1 |
Цель | Познакомить с правилом умножения десятичной дроби на натуральное число; учить выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число |
Задачи | Образовательные (формирование познавательных УУД): осуществлять поиск необходимой информации; формировать умение выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число. Развивающие (формирование регулятивных УУД): понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать свои достижения. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать уважение друг к другу, умение слушать, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие; точно и грамотно выражать свои мысли |
Тип урока | Изучение и первоначальное закрепление новых знаний и способов действий |
Используемые технологии | Сдоровьесберегающая, ИКТ, индивидуально-личностного обучения |
Планируемые результаты | Личностные: ясно и чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи; осознать значимость умножения десятичной дроби на натуральное число в практической жизни. Познавательные: выполнять умножения десятичной дроби на натуральное число, решать задачи на умножения десятичной дроби на натуральное число. Регулятивные: контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать свои достижения. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Произведение десятичной дроби на натуральное число |
Методы | По источникам знаний: словесный, наглядный. По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа. Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию. Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный |
Виды деятельности | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Ресурсы | Учебник по математике; электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Откройте тетради с отметкой, запишите дату, классная работа. | Учащиеся слушают учителя, в тетрадях пишут дату, классная работа. | Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность. Личностные: умение ответственно относиться к учению |
2. Устный счёт | На нашей замечательной планете много неизвестного, неизученного, интересного. Вы сможете прочитать название высочайшей вершины мира, если правильно решите примеры и впишите буквы в таблицу с ответами, которая лежит у вас на столе. Слайд 2 0,9 + 0,12 Т 5,43 + 0,07 В 5 – 4,81 Е 9 – 0,9 С 10 – 6,7 Р 0,5 + 0,5 Э 1 | 5,5 | 0,19 | 3,3 | 0,19 | 8,1 | 1,02 | | | | | | | | | Решают примеры, вписывают буквы в таблицу, читают название вершины (Эверест) | Познавательные: умение использовать приёмы устного счёта. Регулятивные: умение контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Эта высочайшая горная вершина мира – мечта любого альпиниста. Сейчас мы попытаемся узнать её высоту и год, когда она впервые была покорена. Слайд 3 Высота: 2,212 ⋅ 4 Год покорения: 21,7 ⋅ 90 Посмотрите на эти выражения и сформулируйте тему урока, цель урока. Слайд 4 Тема урока: «Умножение десятичных дробей на натуральное число» Слайд 5 Цель: научиться умножать десятичные дроби на натуральное число. | Формулируют тему урока, цель урока | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся Регулятивные: умение формулировать тему урока и цель урока. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Работа по теме урока | 1. Слайд 6 Задача. Поле имеет форму квадрата со стороной 1,83 км. Найти периметр этого поля. Что значит 1,83 ⋅ 4? Слайд 7 Сформулируйте определение, что называют произведением десятичной дроби и натурального числа. Значение 7,32 можно получить умножением. Как? Составьте правила умножения десятичной дроби на натуральное число в парах. Слайд 8 Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: умножить её на это число, не обращая внимания на запятую; в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. Слайд 9 Вычислите высоту Эвереста. (8,848 км). Выразите в метрах. Узнайте, в каком году была покорена (1953 г) Кто знает, где находится эта горная вершина? (В больших Гималаях на границе Китая с Непалом) | Предлагают решения задачи. P= 1,83 ⋅ 4 P = 1.83 + 1.83 + 1.83 + 1.83 = 7.32 Отвечают: повторить слагаемым 4 раза. Формулируют определение. Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Составляют правило (в парах) Вычисляют высоту Эвереста и находят год покорения. Отвечают на вопрос | Познавательные: формулирование проблемы, самостоятельное предложения способа решения проблемы. Выдвижение гипотезы, её обоснование. Составление алгоритма. Личностные: умение выражать свои мысли, аргументировать своё мнение; Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, строить в паре продуктивное взаимоотношение. |
5.Физминутка | Физминутка на координацию движений и психологическую разгрузку. Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой рукой – кончик носа. Выполнить 3 раза. Выполняет вместе с учениками. | Выполняют вместе с учителем. | |
6. Решение задач | 1.Выполненим умножение в столбик (у доски с комментированием) а) 4,7 ⋅ 8 = 37,6 б) 2,8 ⋅ 5 = 14,0 = 14 в) 0,000347 ⋅ 71 = 0,024637 2. Мы научились умножать десятичную дробь на натуральное число в столбик. Применим наши знания при выполнении упражнений с. 205, № 1306 (1 столбик) а) 8,9 ⋅ 6 = 53,4 б) 3,75 ⋅ 12 = 45 в) 0,075 ⋅ 24 = 1,8 г) 10,45 ⋅ 42 = 438,8 д) 137,64 ⋅ 35 = 4817,4 е) 25,85 ⋅ 98 = 2533,3 Предложите критерий оценивания. Выполните взаимопроверку 3. с. 205, №1308 Прочитайте задачу. Как найти периметр данного шестиугольника? Решите задачу. Прочитайте ответ. 4. с. 205, №1309 Прочитайте ответ. | Один ученик выполняет у доски и комментирует решения, остальные в тетрадях. Выполняют самостоятельно примеры. Предлагают критерий оценивания. Обмениваются тетрадями и проверяют Решают номера 1308 и 1309, читают ответ (Периметр шестиугольника равен 58,56 см) (Масса девяти электромоторов равна 520,65кг) | Познавательные: умение применять правило умножения десятичной дроби на натуральное число при решения примеров и задач. Личностные: умение проявлять инициативу при выполнении заданий; осознавать значимость умножения десятичной дроби на натуральное число в практической жизни. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанный критерий оценивания, сверять результат с эталоном и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: умение строить в паре продуктивное взаимодействие. |
7. Повторение изученного материала | 1. С. 207, № 1327 Прочитайте задачу Чему равна скорость первого поезда? Что сказано про скорость второго поезда? Как движутся поезда? Сделайте рисунок, составьте выражение для решения задачи. Прочитайте выражение и обоснуйте его. 2. Слайд 10 Графический диктант. (Ответ «да» соответствует -, ответ «нет» соответствует ⋀) 1) 2,54 ≈ 2,5 2) 15,51 ≈15 3) 0,47 ≈ 1 4) 801,8 ≈ 8 5) 664,3 ≈ 660 Предложите критерий оценивания. Сравните результат с ключом. Ключ: - ⋀⋀⋀- | Читают задачу, отвечают на вопросы, составляют выражения для решения задачи Читают и обосновывают выражение Выполняют диктант, предлагают критерий оценивания, сравнивают с ключом | Познавательные: умение строить логически обоснованное рассуждение. Регулятивные: сверять результат с эталоном и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
7. Рефлексия | Какое новое знание вы получили сегодня на уроке? Что ещё вам сегодня запомнилось? | Отвечают на вопросы учителя | Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Задание на дом | С. 207, № 1330, № 1331 | | |