Конспект урока "Производная произведения и частного"
Конспект урока "Производная произведения и частного"
ученики проходят проверочный тест «Нахождение производной функции в заданной точке x0» за компьютерами в программе MyTest. Проверочный тест содержит 8 заданий, из которых случайным образом для каждого студента выбирается 4. На выполнение ученикам дается 10 минут, по итогам выставляется оценка и формируется отчет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Производная произведения и частного"»
Школа-лицей №5
Тема открытого урока: «Производная произведения и частного»
Класс: 10а
Учитель математики: Тансыкбаева Г.М.
Организационный этап – 2 мин (приветствие, запись отсутствующих, объявление темы и целей занятия).
Здравствуйте ребята! Мы рады видеть вас и всех присутствующих. Сегодня занятие мы проводим совместно с преподавателем информатики и постараемся показать, как современные информационно-коммуникативные технологии могут обеспечить понимание математики и ускорение процесса решения некоторых математических задач.
Мотивация учебной деятельности – 4 мин(вступительное слово преподавателя математики и видеоролик).
Тема "Производная" очень актуальна. Ведь человек в повседневной деятельности постоянно сталкивается с решением задач, которые могут быть описаны с помощью функций на математическом языке, а производная является мощным орудием исследования функций. Для более наглядного представления значения производной давайте посмотрим видеоролик о понятии и значении производной.
Актуализация знаний, умений и навыков – 22 мин.
3.1 Фронтальный опрос.
"Найди ошибку"
а) Ребятам предлагается исправить ошибки в формулах.
Неверно
Верно
б) Вычислить устно производную функций:
3.2 Проверочный тест
Студенты проходят проверочный тест «Нахождение производной функции в заданной точке x0» за компьютерами в программе MyTest. Проверочный тест содержит 8 заданий, из которых случайным образом для каждого студента выбирается 4. На выполнение студентам дается 10 минут, по итогам выставляется оценка и формируется отчет.
Функция
Точка
Решение
На выполнение студентам дается 10 минут, по итогам выставляется оценка и формируется отчет, в котором отображаются задания с ошибками.
Результаты тестирования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Окно результатов тестирования
4. Формирование новых знаний и умений – 20 мин.
4.1 Объяснение нового материала - 10 мин.
Ребята, вы показали свои знания по нахождению производных основных элементарных функций. А как найти производную более сложных функций?
Например:
а)
б)
в)
Оказывается, не зная правила дифференцирования нельзя найти производные этих функций. Сегодня мы изучим эти правила. Запишите тему занятия: "Производная суммы, разности, произведения, частного".
Для краткости обозначим функцию U(x) =U, V(x) =V.
Правило 1.
= ±
Пример: = + = 2x+30 = 2x+3.
Правило 2.
=
Пример: =∙+=2(+2x(2x-1)=2x2 +10+4x2-2x=6x2-2x+10
Правило 3.
=
Пример: = = =
= =
4.2 Закрепление полученных знаний - 10 мин.
Студенты находят производные, применяя изученные правила дифференцирования. Решение записывают на доске.
Ответы проверяются на слайде.
1) =2x-2
2)= 18x2+42x-10
3) =
5.Эмоциональная разрядка - 2мин
Цель эмоциональной разрядки – снять напряжение, дать студентам небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Многие математические задачи можно решить, используя информационно-коммуникационные технологии. Научимся вычислять значение производной функции в заданной точке средствами электронных таблиц Microsoft Excel.
Производная функции f(x) определятся выражением:
.
Выражение, записанное в конечных разностях, для вычисления производной функции одного переменного имеет вид:
Для вычисления производной в Microsoft Excel будем использовать данную зависимость. Рассмотрим методику определения производной на примере. Допустим необходимо найти производную функции в точке .
Открываем Microsoft Excel и формируем таблицу для заполнения аргумента, значения функции и значения производной от заданного аргумента.
Табулируем заданную функцию в окрестности точки х=3 с достаточно малым шагом, например 0,001 (рисунок 2). Для этого заполняем ячейки A2 и A3 вручную, далее необходимо использовать автоматическое заполнение.
Рисунок 2 – Аргумент функции
В столбце B необходимо вычислить значение функции для различных значений аргумента (рисунок 3). Для этого необходимо ввести в ячейку B2 формулу =2*A2^3+A2^2. Далее использовать автоматическое заполнение.
Рисунок 3 – Вычисление значения функции
В ячейку C2 вводим формулу (B3-B2)/(A3-A2) для вычисления производной, здесь В2 содержит значение , а ячейка А2 значение (рисунок 4).
Рисунок 4 – Вычисление производной
Для значения х=3 значение производной 60, 019. Давайте попробуем вычислить производную данной функции в заданной точке аналитически.
Как вы считаете, когда удобно использовать данный способ для нахождения производных?
Студентам предлагаются варианты с заданиями для самостоятельного нахождения производной в точке.
7. Подведение итогов – 2 мин.
8. Рефлексия - 2 мин.
9. Домашнее задание – 1 мин.
Индивидуальные задания по карточкам на вычисление производных, с применением правил дифференцирования.