Календарно - тематическое планирование по математике в 5 классах.
Календарно - тематическое планирование по математике в 5 классах.
Календарно - тематическое планирование в 5 классах составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по математике в 5 классах. »
Рабочая программа
по математике
5 класса
Учитель математики:
Смирнова Е.В
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
2.Примерной программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011
3.Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010
4.Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения
Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 5 классе базового уровня.
Общая характеристика предмета
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Цели обучения
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Задачи обучения
Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
Развивать познавательные способности;
Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержаниеобучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».
Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.
В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Содержание программы
Натуральные числа и шкалы (15 ч).
Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).
Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
Умножение и деление натуральных чисел (27 ч).
Умножение, свойства умножения. Деление. Упрощение выражений, раскрытие скобок. Порядок выполнения действий. Степень числа.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
Площади и объемы (12 ч).
Площадь, единицы измерения площади. Формула площади прямоугольника. Объем, единицы измерения объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
Обыкновенные дроби (23 ч).
Окружность, круг. Доли, обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч).
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения. Округление чисел.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
Умножение и деление десятичных дробей (26 ч).
Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь. Среднее арифметическое. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (11 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
10. Резерв (3 ч)
Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице:
№ п/п
Изучаемый материал
Кол-во часов
Контрольные работы
Глава 1. Натуральные числа
76
1.
Натуральные числа и шкалы
15
1
2.
Сложение и вычитание натуральных чисел
21
2
3.
Умножение и деление натуральных чисел
27
2
4.
Площади и объемы
12
1
Глава 2. Десятичные дроби
79
5.
Обыкновенные дроби
23
2
6.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
14
1
7.
Умножение и деление десятичных дробей
26
2
8.
Инструменты для вычислений и измерений
18
2
9.
Повторение. Решение задач
11
1
10.
Резерв
3
Итого
170
14
Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 5 класса
В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Чувство гордости за свою Родину;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
• Независимость и критичность мышления.
• Воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные результаты
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь вьдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметные результаты
Предметным результатомизучения курса является сформированность следующих умений:
Предметная область «Арифметика»
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь - в виде процентов;
• находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;
• округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
• переводить условия задачи на математический язык;
• использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• изображать числа точками на координатном луче;
• определять координаты точки на координатном луче;
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и уменияв практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
• в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
На изучение математики в 5 классе отводится 5 ч в неделю, итого 170 ч за учебный год. В том числе 14 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу. Уровень обучения – базовый.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Литература и средства обучения
А.С. Чесноков, К.И. Нешков Дидактические материалы по математике 5 класс — М.: Просвещение, 2007—2008.
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013.
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. М.: Илекса, 2010.
Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Жохов В.И. Контрольные работы по математике. Пособие. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2011.
Киселева Г.М. Математика 5-6 классы. Организация познавательной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2012.
Математика. 5 класс. Рабочая программа по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др. / Т.А.Лопатина, Г.С.Мещерякова.- Учитель, 2011
Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др. (М.: Мнемозина) / О.С.Кузнецова, Л.Н. Абознова и др. – Волгоград: Учитель, 2012
Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. (М.: Мнемозина) / В. И. Ахременкова. – Москва: ВАКО, 2013
Математика. 5—6 классы. Тесты для про межуточной аттестации / Под ред. Ф.Ф. Лысенко Л.С. Ольховой, С.Ю. Кулабухова. Ростов н/Д: Легион - М, 2010.
Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. – Экзамен, 2012.
Попова Л. П. Контрольно-измерительные материалы. Математика 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010
Рудницкая В. Н. Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. "Математика. 5 класс". ФГОС. - Экзамен, 2013.
ФГОС_ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.
комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.
№ урока
Тема урока
Тип урока
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Планируемые результаты
Дата план
Дата факт
Предметные
Личностные
Метапредметные (УУД)
Натуральные числа и шкалы (15 ч.)
Обозначение натуральных чисел.
Урок освоения новых знаний
Беседа об истории математики, знакомство с условными обозначениями и структурой учебника. Фронтальная работа с классом
Формирование представлений о математике как о методе познания действительности.
Читать и записывать многозначные числа, называть предшествующее и последующее число.
Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность
(Р) – Определение цели УД; работа по составленному плану. (П) – Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. (К) – Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Обозначение натуральных чисел.
Урок закрепления знаний
Сам. Работа со взаимопроверкой по эталону, анализ допущенных ошибок.
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
Урок овладения новыми ЗУНами
Математический диктант, фронтальная работа с классом
Строить отрезок, называть его элементы, измерять длину отрезка, выражать длину в различных единицах
Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают положит. отношение к процессу познания
(Р) – Определение цели УД, формировать последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; работа по составленному плану. (П) – записывают правила «если…то…»; Передают содержание в сжатом виде. (К) – Уметь отстаивать точку зрения; работа в группе
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
Комбинированный урок
Сообщение с презентацией на тему «Старинные меры длины и история их появления»
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
Урок обобщения и систематизации
Фронтальная работа с классом, индивидальная работа (карточки-задания)
Плоскость. Прямая. Луч
Урок освоения новых знаний
Работа у доски, выдвижение гтпотез с их последующей проверкой
Строитьт прямую, луч; называть точки, прямые, лучи, точки
выражают положит. отношение к процессу познания; дают адекватную оценку своей учебной деятельности
(Р) – работа по составленному плану; доп. источники информации. (П) – «если… то…», выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения (К) – умеют слушать других, договариваться
Плоскость. Прямая. Луч
Урок закрепления знаний
Устный счет, работа в парах с взаимопроверкой
Шкалы и координаты
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа у доски
Строить координатный луч, изображают точки на нём; единицы измерения. Находить длину отрезка на координатном луче.
Осваивают роль обучающегося; дают адекватную оценку своей учебной деятельности; объясняют отличия в оценках ситуации разными людьми
(Р) – составление плана и работа по плану. (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения учебной задачи. (К) – умеют договариваться, менять точку зрения
Шкалы и координаты
Урок практикум
Индивидальная работа (карточки-задания), работа у доски
Шкалы и координаты
Урок закрепления знаний
Устный опрос, работа в парах с взаимопроверкой
Меньше или больше
Урок изучения нового
Математический диктант, работа у доски
Сравнивать числа по разрядам; записывать результат сравнения с помощью «,»
Проявляют познавательный интерес к изучению предмета; применяют правила делового сотрудничества
(Р) – совершенствуют критерии оценки и самооценки. (П) – передают сод-е в сжатом или развернутом виде. (К) – оформление мысли в устной и письменной речи
Меньше или больше
Комбинированный урок
Фронтальный опрос, работа у доски, КИМ
Меньше или больше
Урок обобщения и систематизации
Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски
к/р№ 1: Натуральные числа и шкалы
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности выполняемых заданий
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, выход и этой ситуации. (П) – делают предположения об инф-ции. (К) –критично относятся к своему мнению
Решение задач
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
Научиться применять приобретенные ЗУН для решения практических задач
Формируют познавательный интерес
(Р) – формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). (П) – уметь осущ. Анализ объектов (К) – организовывать и планировать учебное сотрудничество
Сложение и вычитание натуральных чисел ( 21 ч.)
Сложение натуральных чисел и его свойства
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Складывать натуральные числа; прогнозировать результат вычислений. Решать задач с условием в косвенной форме.
Понимают причины успеха в учебной деятельности; проявляют познавательный интерес к учению; дают адекватную оценку своей деятельности
(Р) – определяют цель учебной деят-ти; работают по составленному плану. (П) – передают сод-е в развёрнутом или сжатом виде. (К) – умеют принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе
Сложение натуральных чисел и его свойства
Урок обобщения и систематизации
Устный опрос, работа у доски, работа в руппах
Сложение натуральных чисел и его свойства
Урок изучения нового
Работа у доски, индивидуальная работа
Сложение натуральных чисел и его свойства
Урок обобщения и систематизации
Работа у доски, сам. Работа по теме «Сложение»
Вычитание
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Вычитать натуральные числа; прогнозировать рез-тат вычисления, выбирая удобный порядок
Понимают необходимость учения; объясняют отличия в оценках той или иной ситуации разными людьми
(Р) – определяют цель учения; работают по составленному плану. (П) – записывают выводы правил «если… то…». (К) – умеют организовать учебное взаимодействие в группе
Вычитание
Урок изучения нового
Устный счет, фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Вычитание
Урок закрепления знаний
Фронтальный опрос, работа у доски, КИМ
Вычитание
Урок обобщения и систематизации
Индивидуальная работа (картоки)
к/р №2: Сложение и вычитание натуральных чисел
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Используют разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач
Числовые и буквенные выражения
Урок изучения нового
Работа с текстом учебника, анализ типичных ошибок, допущенных в контрольной работе
Составлять и записывать буквенные выражения;
Проявляют положит-ное отн-е к урокам математики, объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, оценивают свою познавательную деятельность
(Р) – обнаруживают и формулируют проблему вместе с учителем. (П) – делают предположение об инф-ции, необходимой для решения задачи. (К) – умеют принимать точку зрения других, договариваться
Числовые и буквенные выражения
Урок закрепления
Устный счет, работа в группах
Числовые и буквенные выражения
Урок обобщения и систематизации
Работа у доски, сам. Работа по теме
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Читать и записывать с помощью букв свойства сложения и вычитания; вычислять числовое значение буквенного выражения
Дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету
(Р) – определяют цель УД; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) – умеют организовать учебное взаимодействие в группе; умеют принимать точку зрения других, договариваться, изменять свою точку зрения
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Урок овладения
Математический диктант, работа у доски
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Урок обобщения и систематизации
Работа у доски, сам. Работа по теме
Уравнение
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Решать простейшие уравнения; составлять уравнение как математическую модель задачи
Дают позитивную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету
(Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем. (П) – сопоставляют отбирают информацию. (К) – умеют оформлять мысли в устной и письменной форме
Уравнение
Урок формирования и применения ЗУНов
Фронтальный опрос. Работа у доски
Уравнение
Урок закрепления
Работа у доски, сам. Работа по теме
Уравнение
Урок обобщения и систематизации
Фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки)
К/р №3: Числовые и буквенные выражения
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Используют разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Решение задач
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач, КИМ
Научиться применять приобретенные ЗУН для решения практических задач
Формируют познавательный интерес
(Р) – формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). (П) – уметь осущ. Анализ объектов (К) – организовывать и планировать учебное сотрудничество
Умножение и деление натуральных чисел (27 ч.)
Умножение натуральных чисел и его свойства
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Находить и выбирать порядок действий; пошагово контролировать правильность вычислений; моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Объясняют отличия в оценках одной ситуации разными людьми; проявляют интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету
(Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…». (К) – умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе
Умножение натуральных чисел и его свойства
Урок изучения нового
Математический диктант, работа у доски
Умножение натуральных чисел и его свойства
Урок формирования и применения ЗУН
Работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
Умножение натуральных чисел и его свойства
Комбини рованный урок
Работа у доски, работа в парах
Умножение натуральных чисел и его свойства
Комбинированный урок
Работа у доски, сам. работа по теме
Умножение натуральных чисел и его свойства
Урок обобщения и систематизации
Фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки), КИМ
Деление
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют устойчивый интерес к способам решения задач
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других
Деление
Урок формирования и применения ЗУН
Устная работа, работа у доски
Деление
Урок закрепление
Индивидуальная работа (карточки), работа у доски
Деление
Комбинированный урок
Работа у доски, сам. работа по теме
Деление
Урок обобщения и систематизации
Фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки), КИМ
Деление с остатком
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения;
Проявляют устойчивый интерес к способам решения задач; объясняют ход решения задачи
(Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого
Деление с остатком
Урок пратикум
Математическийдиктант, индивидуальная работа (карточки), работа у доски
Деление с остатком
Урок обобщения и систематизации
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа у доски
К/р №4: Умножение и деление натуральных чисел
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Упрощение выражений
Урок изучения нового
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, работа с текстом учебника, работа у доски
Применять буквы для обозначения чисел; выбирать удобный порядок выполнять действий; составлять буквенные выражения
Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; осознают и принимают социальную роль ученика
(Р) – работают по составленному плану, используют дополнительную литературу. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи. (К) – умеют слушать других; принимать точку зрения другого
Упрощение выражений
Урок формирования и применения ЗУН
Математический диктант с последующей самопроверкой, работа у доски
Упрощение выражений
Урок практикум
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
Упрощение выражений
Комбинированный урок
Работа у доски, сам. работа по теме
Упрощение выражений
Урок закрепления ЗУН
Работа у доски, сам. Работа с взаимопроверкой по эталону
Упрощение выражений
Урок обобщения и систематизации
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа у доски
Порядок выполнения действий
Урок изучения нового
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски
Действовать по самостоятельно выбранному алгоритму решения задач
Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД;
(Р) – понимают причины своего неуспеха; выход из данной ситуации. (П) – передают сод-е в сжатом или развернутом виде. (К) – умеют слушать других;
Порядок выполнения действий
Урок обобщения и систематизации
Математический диктант, работа у доски
Квадрат и куб числа
Урок изучения нового
Работа с текстом учебника, работа у доски
Контролировать правильность выполнения заданий
Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают и принимают социальную роль ученика
(Р) – работают по составленному плану. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи. (К) – умеют слушать других; принимать точку зрения другого
Квадрат и куб числа
Урок обобщения и систематизации
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски
К/р №5: Упрощение выражений
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Решение задач
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач, КИМ
Научиться применять приобретенные ЗУН для решения практических задач
Формируют познавательный интерес
(Р) – формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). (П) – уметь осущ. Анализ объектов (К) – организовывать и планировать учебное сотрудничество
Площади и объемы (12 ч.)
Формулы
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Составлять буквенные выражения, находят значения выражений
Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают и принимают социальную роль ученика
(Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого
Формулы
Урок обобщения и систематизации
Работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
Площадь. Формула площади прямоугольника
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Описывать явления и события с использованием буквенных выражений; работают по составленному плану
Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – работают по составленному плану. (П) – записывают выводы «если… то…». (К) – умеют высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи
Площадь. Формула площади прямоугольника
Урок обобщения и систематизации
Работа в группах, фронтальная работа в классе
Единицы измерения площадей
Урок изучения нового
Работа у доски, КИМ
Переходить от одних единиц измерения к другим; решать житейские ситуации (планировка, разметка)
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения; Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают социальную роль ученика
(Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – записывают выводы правил «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого
Единицы измерения площадей
Урок закрепления
Сообщение с презентацией о старинных единицах измерения площадей и истории их происхождения, работа у доски
Единицы измерения площадей
Комбинированный урок
Работа у доски, сам. работа по теме
Прямоугольный параллелепипед
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Распознавать на чертежах прямоугольный параллелепипед
дают положительную самооценку и оценку результатов УД;
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
Урок изучения нового
Устный счет, работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
Переходить от одних единиц измерения к другим; пошагово контролировать правильность и полноту выполнения
Проявляют положит-ное отн-е к урокам математики, объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, оценивают свою познавательную деятельность
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
Урок овладения ЗУНами
Фронтальный опрос. Работа у доски, КИМ
Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда
Урок закрепления
Работа у доски, работа в парах
алгоритма арифметического действия
дают положительную самооценку и оценку результатов УД;
(Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого
К/р №6: Площади и объёмы
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Обыкновенные дроби (23 ч.)
Окружность и круг
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Изображать окружность, круг; наблюдать за изменением решения задач от условия
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения; Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают социальную роль ученика
(Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – записывают выводы правил «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого
Окружность и круг
Комбинированный урок
Фронтальный опрос. Работа у доски
Доли. Обыкновенные дроби
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия; использовать различные приёмы проверки правильности выполнения заданий
Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…». (К) – умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе
Доли. Обыкновенные дроби
Урок изучения нового
работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
Доли. Обыкновенные дроби
Урок овладения ЗУНами
Устный опрос, работа у доски
Доли. Обыкновенные дроби
Урок закрепления
Работа у доски, сам. Работа по теме
Доли. Обыкновенные дроби
Урок обобщения и систематизации
Работа у доски, КИМ
Сравнение дробей
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД.
(Р) – определяют цель учебной деятельности; осущ-ют поиск средств её достижения. (П) – записывают выводы правил «если…, то…». (К) – умеют критично относиться к своему мнению; организовать взаимодействие в группе
Сравнение дробей
Урок обобщения и систематизации
Работа у доски, КИМ
Правильные и неправильные дроби
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Указывать правильные и неправильные дроби; выделять целую часть из неправильной дроби;
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД
(Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – записывают выводы правил «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого
Правильные и неправильные дроби
Урок закрепления
Фронтальная работа с классом, сам. работа по теме
Правильные и неправильные дроби
Урок обобщения и систематизации
Работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
К/р №7: Обыкновенные дроби
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Урок изучения нового
Анализ контрольной работы. Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера; самостоятельно выбирать способ решения заданий
Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД.
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде; выводы правил «если…, то…». (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; умеют организовать взаимодействие в группе
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Урок овладения ЗУНами
Устный опрос, работа у доски
Деление и дроби
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Записывать дробь в виде частного и частное в виде дроби
Проявляют положительное отношение к урокам математики; понимают причины успеха в своей УД.
(Р) – работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других.
Деление и дроби
Комбинированный урок
Работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
Смешанные числа
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Представлять число в виде суммы его целой и дробной части; действовать по заданному и самостоятельно выбранному плану
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения; Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; осознают и принимают социальную роль ученика
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других
Смешанные числа
Урок овладения ЗУНами
Работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
Сложение и вычитание смешанных чисел
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Складывать и вычитать смешанные числа; используют математическую терминологию при записи и выполнении действия
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют устойчивый интерес к способам решения задач; Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач;
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют уважительно относиться к мнению других
Сложение и вычитание смешанных чисел
Комбинированный урок
Работа у доски, сам. работа
Сложение и вычитание смешанных чисел
Урок обобщения и систематизации
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки)
К/р №8: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Сложение и вычитание десятичных дробей (14 ч.)
Десятичная запись дробных чисел
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Читать и записывать десятичные дроби; прогнозировать результат вычислений
дают положительную самооценку и оценку результатов УД; Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач,
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют уважительно относиться к мнению других
Десятичная запись дробных чисел
Урок закрепления
Математический диктант, работа у доски
Сравнение десятичных дробей
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Исследовать ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; сравнивать числа по классам и разрядам; объяснять ход решения задачи
Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют уважительно относиться к мнению других
Сравнение десятичных дробей
Комбинированный урок
Работа у доски, тестовая работа
Сравнение десятичных дробей
Урок закрепления
Работа у доски, работа в парах
Сложение и вычитание десятичных дробей
Урок изучения нового
Сообщение с презентацией правил сложения вычитания дес. Дробей. Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Складывать и вычитать десятичные дроби; используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания)
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД; Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач,
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других
Сложение и вычитание десятичных дробей
Урок овладения ЗУНами
Работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
Сложение и вычитание десятичных дробей
Комбинированный урок
Работа у доски, сам. работа со взаимопроверкой
Сложение и вычитание десятичных дробей
Урок закрепления
Работа у доски, устный опрос
Сложение и вычитание десятичных дробей
Урок обобщения и систематизации
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки), КИМ
Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Округлять числа до заданного разряда
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД;
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; умеют организовать взаимодействие в группе
Приближённые значения чисел. Округление чисел.
Урок обобщения и систематизации
Фронтальная работа с классом, сам. работа со взаимопроверкой
К/р №9: Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Решение задач
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач, КИМ
Научиться применять приобретенные ЗУН для решения практических задач
Формируют познавательный интерес
(Р) – формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). (П) – уметь осущ. Анализ объектов (К) – организовывать и планировать учебное сотрудничество
Умножение и деление десятичных дробей (26 ч.)
Умножение десятичных дробей на натуральное число
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Умножать десятичные числа на натуральное число; пошагово контролировать правильность выполнения арифметического действия
Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других
Умножение десятичных дробей на натуральное число
Урок овладения ЗУНами
Математический диктант, работа у доски
Умножение десятичных дробей на натуральное число
Урок закрепления
Работа у доски, сам. работа по теме
Деление десятичной дроби на натуральное число
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Делить десятичные дроби на натуральные числа; моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения
Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности
(Р) – составляют план выполнения заданий вместе с учителем; работают по составленному плану. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; записывают вывод «если… то…». (К) – умеют отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе
Деление десятичной дроби на натуральное число
Урок овладения ЗУНами
Работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
Деление десятичной дроби на натуральное число
Комбинированный урок
Работа у доски, сам. работа со взаимопроверкой
Деление десятичной дроби на натуральное число
Урок закрепления
Работа у доски, сам. работа по теме
Деление десятичной дроби на натуральное число
Урок обобщения и систематизации
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки)
К/р №10: Умножение и деление десятичных дробей
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Умножение десятичных дробей
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Умножать десятичные дроби; решают задачи на умножение десятичных робей
Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других
Умножение десятичных дробей
Урок изучения нового
Матем. диктант, работа у доски
Умножение десятичных дробей
Комбинированный урок
Фронтальный опрос, работа у доски
Умножение десятичных дробей
Урок закрепления
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки)
Умножение десятичных дробей
Урок обобщения и систематизации
Работа у доски, КИМ
Деление на десятичную дробь
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Делить на десятичную дробь; решать задачи на деление на десятичную дробь; действуют по составленному плану решения заданий
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД; Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач,
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде; выводы правил «если…, то…». (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других; умеют организовать взаимодействие в группе
Деление на десятичную дробь
Урок изучения нового
Матем. диктант, работа у доски
Деление на десятичную дробь
Комбинированный урок
Фронтальная беседа с классом, работа в парах
Деление на десятичную дробь
Урок практикум
Работа у доски, индивидуальная работа (карточки)
Деление на десятичную дробь
Урок закрепления
Работа в группах, фронтальная работа с классом
Деление на десятичную дробь
Урок закрепления
Работа у доски, КИМ
Деление на десятичную дробь
Урок обобщения и систематизации
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки)
Среднее арифметическое
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; умеют организовать взаимодействие в группе
Среднее арифметическое
Урок овладения ЗУНами
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки)
Среднее арифметическое
Урок закрепления
Сам. работа по теме, работа у доски
Среднее арифметическое
Урок обобщения и систематизации
Работа в парах, работа у доски
К/р №11: Умножение и деление десятичных дробей
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Инструменты для вычислений и измерений (18 ч.)
Микрокалькулятор
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Планировать решение задачи
Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Микрокалькулятор
Урок закрепления
Работа в группах, работа у доски
Проценты
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Записывать проценты в виде десятичных дробей, и наоборот; обнаруживать и устранять ошибки в вычислениях
Объясняют отличия в оценках той или иной ситуации разными людьми; проявляют положительное отношение к результатам своей учебной деятельности
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; работают по составленному плану. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; умеют организовать взаимодействие в группе
Проценты
Урок изучения нового
Матем. диктант, работа у доски
Проценты
Урок овладения ЗУНами
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки)
Проценты
Комбинированный урок
Работа у доски, КИМ
Проценты
Урок обобщения и систематизации
Работа в парах, работа у доски
К/р №12: Инструменты для вычислений и измерений
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов на плоскости; определять геометрические фигуры
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД;
(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения; используют основные и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – имеют свою точку зрения; умеют уважительно относиться к мнению других
Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник
Урок практикум
Работа с текстом учебника, работа у доски
Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник
Комбинированный урок
Работа у доски, сам. работа по теме
Измерение углов. Транспортир
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Определять виды углов, действуют по заданному плану, самостоятельно выбирают способ решения задач
Проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – работают по составленному плану, используют дополнительную литературу. (П) – строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи. (К) – умеют слушать других; принимать точку зрения другого
Измерение углов. Транспортир
Урок практикум
Фронтальная беседа, работа у доски
Измерение углов. Транспортир
Урок закрепления
Работа в парах, КИМ
Круговые диаграммы
Урок изучения нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
Наблюдать за изменением решения задач при изменении условия
Проявляют устойчивый широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Круговые диаграммы
Урок обобщения и систематизации
Работа в парах, работа у доски
К/р №13: Инструменты для вычислений и измерений
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа
Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха, (П) – делают предположения об инф-ции, нужной для решения задач (К) – умеют критично относиться к своему мнению
Решение задач
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач, КИМ
Научиться применять приобретенные ЗУН для решения практических задач
Формируют познавательный интерес
(Р) – формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). (П) – уметь осущ. Анализ объектов (К) – организовывать и планировать учебное сотрудничество
Повторение (11 ч.)
Натуральные числа и шкалы
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
Читать и записывать многозначные числа; строить координатный луч; координаты точки
Дают адекватную самооценку результатам своей УД; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
(Р) – работают по составленному плану; (П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде; (К) – умеют принимать точку зрения другого
Сложение и вычитание натуральных чисел
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану
Проявляют мотивы УД; дают оценку результатам своей УД; применяют правила делового сотрудничества
(Р) – работают по составленному плану; (П) – передают содержание в сжатом или развернутом виде; (К) – умеют высказывать точку зрения
1159
Умножение и деление натуральных чисел
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
Пошагово контролировать ход выполнения заданий
Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей УД;
(Р) – понимают причины неуспеха,
(П) – делают предположения об
инф-ции, нужной для решения
задач
(К) – умеют критично относиться
к своему мнению
160
Площади и объемы
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
Самостоятельно выбирать способ решения задач
Дают адекватную оценку результатам своей УД; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
(Р) – работают по составленному
плану. (П) – выводы правил «если…,
то…». (К) – умеют слушать других;
уважительно относиться к
мнению других; умеют
организовать взаимодействие
в группе
161.
Обыкновенные дроби
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения
Проявляют положительное отношение к урокам математики, понимают причины успеха в своей УД. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения
(Р) – понимают причины неуспеха,
(П) – делают предположения об
инф-ции, нужной для решения
задач (К) – умеют критично
относиться к своему мнению
162.
Сложение и вычитание десятичных дробей
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
Прогнозировать результат своих вычислений
Дают адекватную оценку результатам своей УД; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
(Р) – работают по составленному
плану; (П) – передают
содержание в сжатом или
развернутом виде; (К) – умеют
высказывать точку зрения
163.
Сложение и вычитание десятичных дробей
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
164.
Умножение и деление десятичных дробей
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
Прогнозировать результат своих вычислений
Дают адекватную оценку результатам своей УД; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
(Р) – работают по составленному
плану; (П) – передают
содержание в сжатом или
развернутом виде; (К) – умеют
высказывать точку зрения
165.
Умножение и деление десятичных дробей
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
166.
Инструменты для вычислений и измерений
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски
Находить геометрические фигуры
Проявляют положительное отношение к урокам математики, понимают причины успеха в своей УД.
(Р) – работают по составленному
плану. (П) – выводы правил
«если…, то…». (К) – умеют
слушать других; уважительно
относиться к мнению других;
умеют организовать
взаимодействие в группе
167.
Итоговая контрольная работа
Урок проверки, оценки знаний, полученных в 5 классе
Написание контрольной работы
Использовать разные приемы проверки правильности ответа