Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1-5 -х классов в рамках реализации ФГОС НОО
Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1-5 -х классов в рамках реализации ФГОС НОО
Учителя математики и информатики систематически работают над формированием вычислительных навыков. Проводят с обучающимися устную работу, анализ контрольных работ. С помощью специальных упражнений педагоги работают над развитием умений сравнивать, классифицировать, обобщать. На уроках закрепления новых знаний педагоги развивают логику мышления с помощью заданий повышенной сложности, во внеурочное время дети активно участвуют в различных конкурсах (всероссийский конкурс « Кенгуру», «Русский медвежонок»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1-5 -х классов в рамках реализации ФГОС НОО»
Шаева Татьяна Ильинична 2018г
Программа
формирования универсальных учебных действий обучающихся
1,2,5-х классов в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО муниципального МБОУ СОШ №9
Фундаментальным ядром содержания образования являются универсальные учебные действия.
Цели программы:
1.Формирование у школьников универсальных учебных действий(умений учиться).
2.Развитие способности школьников к самосовершенствованию и саморазвитию.
3.Реализация системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе.
Задачи программы:
1.Научить школьника учиться в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
2.Сформировать у школьников алгоритмическое и эвристическое мышление.
2.Развить познавательные способности школьников через учебную и внеурочную деятельность.
4.Привлечь обучающихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа рассчитана на 2 года обучения, но в условиях перехода основной школы на федеральные государственные образовательные стандарты необходимо ее расширение.
Технологии развития УУД: учебные ситуации (ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-тренинг), ролевые и групповые игры, поиск решения, применение нового, метод сравнения, метод анализа и синтеза, метод проектов, продуктивное чтение ( работа с текстом до чтения , во время чтения, после чтения),портфолио школьника
Психолого-педагогические условия реализации программы:
1.Наличие преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в основной школе по отношению к начальной ступени общего образования.
2.Учет особенностей возрастного психофизического развития обучающихся 5-х классов.
3.Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, работающих в 5-х классах.
Требования
к уровню сформированности личностных УУД обучающихся
-уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-уметь соблюдать нормы поведения в коллективе;
-уметь толерантно относится к сверстникам другой национальности, признавать их традиции, обычаи;
-уметь объективно оценивать личностный рост через портфолио своих достижений;
- уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих;
-уметь самоопределяться в системе ценностей
к уровню сформированности познавательных УУД обучающихся :
- уметь определять цель урока, дидактическую задачу каждого этапа урока в условиях учебного сотрудничества с учителем;
- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-уметь структурировать знания;
-уметь работать с различными источниками информации, в том числе с помощью компьютерных средств;
-уметь решать логические задания;
-уметь писать изложение, сочинение, реферат, рецензию, статью, заявление, автобиографию;
-уметь создавать проекты и заниматься учебно-исследовательской деятельностью.
-уметь контролировать результаты своей деятельности;
к уровню сформированности коммуникативных УУД обучающихся:
-уметь доносить свою позицию;
-уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли;
-уметь разрешать конфликт;
- уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-уметь слушать собеседника;
-уметь вести диалог;
к уровню сформированности регулятивных УУД обучающихся:
-уметь анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, синтезировать, выделять главную мысль в процессе учебной деятельности;
-уметь работать с дополнительной литературой;
-уметь читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты;
--уметь объективно оценивать результаты своей деятельности;
Работа над развитием УУД в нашей школе проходит по следующим направлениям.
1.Деятельность учителей по формированию личностных учебных действий
В совместной деятельности учителя и обучающиеся определяют цель урока, определяют последовательность учебных действий, учат рациональным способам работы и умениям ее оценить, организуют на уроках разные способы проверки, учат составлению алгоритма выполнения различного рода заданий.
2.Деятельность учителей по формированию познавательных учебных действий.
Учителя математики и информатики систематически работают над формированием вычислительных навыков. Проводят с обучающимися устную работу, анализ контрольных работ. С помощью специальных упражнений педагоги работают над развитием умений сравнивать, классифицировать, обобщать. На уроках закрепления новых знаний педагоги развивают логику мышления с помощью заданий повышенной сложности, во внеурочное время дети активно участвуют в различных конкурсах (всероссийский конкурс « Кенгуру», «Русский медвежонок»).
3.Деятельность учителей по формированию коммуникативных учебных действий.
В своей работе педагоги регулярно используют эвристический метод, работают над развитием монологической и диалогической речи обучающихся, формируют умения слушать и вступать в диалог, умения учащихся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
4. Деятельность учителей по формированию регулятивных учебных действий.
Учителя работают над развитием этих умений и навыков на разных предметах.
На уроках русского языка, литературы, истории, географии, биологии обучающиеся учатся составлять план текста, систематически отрабатывается техника чтения, а по результатам диагностики ведется индивидуальная работа.
На уроках истории, биологии, математики, информатики организована работа по составлению таблиц, графиков, схем. Учащиеся 5-х классов активно пользуются компьютерным источником информации.
Оценка совместной деятельности педагогов и обучающихся по формированию личностных УУД.
Перечень действий учителя
Приемы и методы
Формы занятий
Результаты деятельности обучающихся
Организует самоуправление в классе
Словесные, наглядные, игра
Беседа, групповая работа
Обязанности распределены с учетом желаний
Предлагает школьное мероприятие
Словесные, наглядные, иллюстративные
Беседа, объявление
Создают инициативную группу
Изучает моральные нормы
Словесные, наглядные
Фронтальная работа, беседа
Выполняют моральные нормы
Формирует познавательный интерес
Словесные практические,
иллюстративные, наглядные,
тестирование
Различные типы уроков в т.ч. интегрированные
Рост качества знаний, интерес к познават. деятельности
Оценка совместной деятельности учителей и обучающихся по формированию познавательных УУД.
Перечень действий учителя
Приемы и методы
Формы занятий
Результаты деятельности обучающихся
1.Определяет цель урока
Словесные,
практические
Групповая работа, фронтальная работа
Формулируют познавательную цель урока
2.Учит составлять алгоритм
Словесные, наглядные, практические
Групповая работа,практическая работа
Составляют,используют в работе
3Учит находить рациональные способы работы
Наглядные, практические
Фронтальная работа, работа в парах
применяют на практике
4.Учит способам взаимопроверки
практические
Работа в парах, группах
Закрепляют знания в ходе проверки
Оценка совместной деятельности педагогов и обучающихся по формированию коммуникативных УУД.
Перечень действий учителя
Приемы и методы
Формы занятий
Результаты деятельности обучающихся
2.Обучает различным способам разрешения конфликтных ситуаций
Учебная ситуация, игра
Беседа
Высказывают свое мнение
3. Организует коллективное обсуждение проблем
Учебная ситуация
Беседа, тестирование
Принимают решение
5.Формирует толерантное отношение к окружающим
Словесные, наглядные
Групповая работа, презентация, просмотр фильма с последующим обсуждением
Разрабатывают концепцию
6. Формирует умения слушать собеседника
Словесные, практические
Диспут
Вырабатывают
правила хорошего тона
Оценка совместной деятельности педагогов и обучающихся по формированию регулятивных УУД.
Перечень действий
учителя
Приемы и методы
Формы занятий
Результаты деятельности обучающихся
1.Учит планировать учебную и внеурочную деятельность
Словесные, наглядные, практические
Лекция, беседа, практическое занятие, тест
Соблюдают режим дня, расписание уроков
2.Ставит новую цель
Словесные, наглядные, практические, проблемная ситуация
Фронтальная и индивидуальная работа
Определяют способы решения поставленной цели
3. Создает проблему для размышления
Словесные, наглядные, практические, проблемная ситуация
Лекция, беседа, практическое занятие, тест
Находят пути решения данной
проблемы
Самооценка деятельности педагогов по формированию универсальных учебных действий
Виды универсальных учебных действий
Использую систематически
Формирую частично
1. Личностные
2.Познавательные
3.Коммуникативные
4.Регулятивные
К условиям и средствам формирования и развития УУД относятся формы организации обучения и внеурочной деятельности(учебное сотрудничество, совместная деятельность, дискуссия, тренинги).
Система занятий по развитию познавательных способностей обучающихся 5-х классов во внеурочной деятельности
Тема: Развитие интеллектуальных умений
№ п/п
Тема занятия
1.
Человек и его интеллект
2.
Диагностическое тестирование
3-4
Обобщение и ограничение понятий
5-6
Выделение существенных признаков
7-8
Обобщение понятий при построении определений
9.
Отношения между понятиями: рядоположности, часть-целое
10-11
Сравнение понятий. Установление сходства и отличия
12
Сравнение понятий. Отношения
Противоположности.
13-14
Установление причинно-следственных связей
15-16
Логические задачи
17-19
Классификация понятий
20-21
Сравнение понятий. Аналогия
22-25
Поиск закономерностей
26-27
Выделение существенных признаков предметов
28
Поиск закономерностей
29-30
Объяснение значения понятий в зависимости от контекста
31-32
Логические задачи
33-34
Итоговое тестирование с последующим анализом
Литература:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/(сост.Е.С. Савинков).-М.Просвещение,2011.
2.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова.-2-е изд.-М. .Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).
3.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся.5-8 классы / Н.А.Криволапова.-М. :Просвещение,2012.