Мастер-класс
по теме «Развитие познавательных способностей
учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС» (слайд 1)
Педагог-психолог
Бабиченко Елена Константиновна
Введение стандарта существенно повысило роль социально-психологической службы в обеспечении его реализации. Цель психологического сопровождения: создавать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению.
(слайд 2) Познавательные способности человека – это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов.
(слайд 3) Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. (слайд 4, 5, 6)
(слайд 7) Сегодня я хочу познакомить вас со своей рабочей программой педагога - психолога «Развитие познавательных способностей у учащихся 1-4 классов». Она составлена на основе развивающей программы для младших школьников «Уроки психологического развития», автором программы является Локалова Н.П. (Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. - М.: «Ось-89», 2006). В данной программе разработаны 120 развивающих занятий по 30 на каждый год обучения, длительность одного занятия 30-40 минут. Занятия проходят 1 раз в неделю. Данные занятия позволяют развивать ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, пространственные представления, самоконтроль, произвольность, зрительно-двигательные координации, артикуляцию и т.д., что в дальнейшем позволяет более успешно усваивать учебный материал.
Я хочу показать вам несколько упражнений на развитие познавательных способностей из данных занятий (все упражнения выполняются совместно с аудиторией). (слайд 8)
класс. Занятие 3. (Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»)
Задание 2а «Раскрась правильно».
Материал к заданию: каждый ученик должен иметь цветные карандаши и лист бумаги с контурами домиков. (Приложение 1)
а) Учитель говорит: «Раскрасьте синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находится перед синим. Раскрасьте желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за желтым».
(слайд 9) 2 класс. Занятие 32. (Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие наглядно-образного мышления)
Задание 2. «Полянки». (Приложение 2)
Материал к заданию: индивидуальный комплект листов с изображением четырех полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», указывающие путь к одному из домиков.
Сначала ученикам даются две вводные задачи (листы А и Б), затем по порядку задачи 1-3. Учитель говорит (первая вводная задача): «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, потом мимо грибка, тогда найдете правильно домик».
Вторая вводная задача (лист Б). Учитель говорит: «Здесь тоже два домика. Но письмо другое, в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать». Вместе с учениками учитель находит нужный домик. Затем ученики самостоятельно решают основные задачи.
(слайд 10) 3 класс. Занятие 62. (Развитие мышления (процессы обобщения, установление закономерностей).
Задание 2 «Найди девятый» (Приложение 3)
Материал к заданию: плакат с рисунками фигур. Поставить на место вопросительного знака одну из фигур, нарисованных в нижней части листа (правильный ответ - 4).
(слайд 11) 4 класс. Занятие 104 (Развитие опосредованной памяти)
Задание 1. «Письмо инопланетянина» (Приложение 4)
Материал к заданию: листы бумаги, расчерченные на 15 клеток (3 по горизонтали и 5 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.
Ход работы: Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков. Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т.е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.
Слова читаются с интервалом 15-20 сек., чтобы все ученики успели сделать зарисовку. После окончания чтения слов (вначале сразу, а потом - минут через 10-15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Следить за точностью воспроизведения слов и словосочетаний.
Слова для предъявления:
Веселый праздник Теплый ветер
Тяжелая работа Печаль
Болезнь Разлука
Счастье Вкусный ужин
Смелый поступок Богатство
Дружба Сердитый человек
Темная ночь Радость Справедливость (слайд 12)
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. |
10. | 11. | 12. |
13. | 14. | 15. |