kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие по математике "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание факультативных занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  факультатива «Занимательная математика» должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.

Задачи:

  • Привитие интереса к математике;
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области однозначных чисел;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие по математике "Занимательная математика"»

1. Пояснительная записка.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание факультативных занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  факультатива «Занимательная математика» должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Факультативное занятие создается при  участии  всего  класса.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

2. Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности:

Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.

Задачи:

    • Привитие интереса к математике;

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области однозначных чисел;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

3. Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятия, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный факультатив включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

     На данном занятии формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

    В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок. Характер материала определяет назначение факультатива: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

    Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме. Характер и назначение материала того или иного вида: Занимательный материал
Развлечения: математические (логические) и дидактические игры, задачи.
Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

  • Коллективизм;

  • Креативность (творчество);

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; ·

  • Научность;

  • Сознательность и активность учащихся;

  • Наглядность.

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;

  • Поощрение;

  • Наблюдение;

  • Коллективная работа;

  • Игра.

Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.


5. Требования к результатам освоения:

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.


6. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного планирования:

А)Книгопечатная литература:

1. Учебник «Математика » 3 класс 1 – 2 часть, издательство «Алматыкітап баспасы», 2014 г.,авторы А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева.

2.Рабочая тетрадь «Занимательная математика» издательство «Алматыкітап баспасы», 2014 г.,авторы А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева.

3. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.

4. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике »

Москва «Просвещение»1985г.

5. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов

Издательство «Лицей» 2002г.

6. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – С.:Лицей, 2000.


Б)Дидактические игры

В) Счетный материал.

Г) Интернет-ресурсы


Календарно-тематической планирование факультативного занятия по математике «Занимательная математика»

3 класс 2016-2017 учебный год


        Тема занятия

                           

Кол-во

часов

Дата


                             1 четверть



1.

Магические квадраты.

1

08.09

2.

Математические ребусы, шарады.

1

15.09

3.

Трехзначные числа.

1

22.09

4

Решение логических  и нестандартных задач.

1

29.09

5

Геометрия вокруг нас. Площадь фигур.

1

06.10

6

Геометрия вокруг нас. Площадь фигур

1

13.10

7

 Площадь и периметр.

1

20.10

8.

Игра «Самый умный».

1

27.10


2 четверть



9.

Примеры со звёздочками.

1

10.11

10.

Математические головоломки.

1

17.11

11.

Занимательная геометрия.

1

24.11

12

Занимательная геометрия.

1

03.12

13

Меры длины.

1

08.12

14.

Действия над многозначными числами.

1

15.12

15.

Решение логических  и нестандартных задач.

1

22.12

16

Решай, смекай, отгадывай.


29.12


                                   3 четверть



17.

Числовой луч. Именованные числа.

1

12.01

18.

Геометрические задачи на смекалку.

1

19.01

19

Решение заданий конкурса «Кенгуру».

1

26.01

20

Решение заданий конкурса «Кенгуру».

1

02.02

21.

 Задачи – сказки, задачи в стихах.

1

09.02

22.

Числовые и буквенные ребусы.

1

16.02

23.

Закономерность. Составление закономерностей.

1

23.02

24.

Уравнения сложной конструкции.

1

02.03

25.

Логические игры и задачи.

1

09.03

26.

 Математический КВН.

1

16.03


        4 четверть



27.

Занимательная геометрия.

1

06.04

28.

Занимательный материал с дробными числами.

1

13.04

29.

Решение нестандартных примеров и задач.

1

20.04

30.

Математические кроссворды.

1

27.04

31.

Задачи на движение на смекалку.

1

04.05

32.

Математический турнир.

Смекай, отгадывай, считай.

1

11.05

33.

Решение примеров со звёздочками.

1

18.05

34.

Математический калейдоскоп.

1

20.05


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Факультативное занятие по математике "Занимательная математика"

Автор: Матвеева Елена Францевна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Моделирование структурных компонентов  факультативных занятий по математике в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(94) "modielirovaniie-strukturnykh-komponientov-fakul-tativnykh-zaniatii-po-matiematikie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "214800"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432479877"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Виды внеклассной работы по математике "
    ["seo_title"] => string(40) "vidy-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "118086"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413034099"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "О программе  факультативного курса для 6 класса  «За страницами учебников математики». "
    ["seo_title"] => string(89) "o-proghrammie-fakul-tativnogho-kursa-dlia-6-klassa-za-stranitsami-uchiebnikov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "220748"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434825923"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства