Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по теме решения текстовых задач»
Элективный курс по теме «Решение текстовых задач»
Пояснительная записка
1) Как раньше, так и в настоящее время на ЕГЭ предлагается решить текстовую задачу, ее решение требует составление уравнения (или неравенства), а также их систем на основании условия задачи. Это сложная для учащихся деятельность. Её сложность определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условия условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто трудно достижимая для учащихся задача. А времени на решение текстовых задач в среднем и старшем звене школы отводится очень мало.
Умение решать ту или иную задачу зависит от многих факторов. Однако, прежде всего необходимо научиться различать основные типы задач и уметь решать простейшие из них. Отработка навыков решения таких задач поможет учащимся научиться устанавливать связи и отношения между данными и искомыми величинами, осознать идею решения, его логику, увидеть различные способы решения задачи, обосновывать выбор величин для введения переменных.
2)Цели и задачи данной программы:
Формировать у учащихся умение анализировать жизненную ситуацию, умение составлять математическую модель по условию задачи, обосновывать выбор переменных, составлять и обосновывать ответ.
Уметь определять основные типы задач и способы их решения.
Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Способствовать осмыслению логических приемов мышления, развитию образного и ассоциативного мышления.
Требование к уровню усвоения курса.
Курс предназначен для учащихся 9-10 классов, рассчитан на 25 часов аудиторного времени. Курс призван помочь учащемуся в овладении навыков решения задач с помощью уравнений и систем уравнений, повысить уровень общей математической культуры, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.
Учащиеся будут уметь:
Анализировать условие задачи, выявлять связи между величинами, представленными в задаче.
Решать полученные уравнения или их системы рациональным способом.
Знать:
Соотношения, показывающие связь между элементами в задачах на «движение», «работу» и т. п.
Основы поиска решения задачи.
Тематическое планирование
Задачи на движение из одного пункта и из разных пунктов.
Задачи на движение из одного пункта в другой с остановкой пути.
Задачи на движение по водному пути.
Задачи на совместную работу.
Задачи на «бассейн», который одновременно наполняется разными трубами.
Задачи на планирование.
Задачи на планирование, в которых надо определить объем работы.
Задачи, в которых объем работы, принимается за единицу.
Задачи, в которых требуется определить время на выполнение объема работы.
Задачи, в которых вместо времени выполнения работы дано число рабочих.
Задачи на работу.
Проверочная работа (1ч.)
Задачи на проценты, решаемые арифметическим способом.
Задачи, в которых известно, на сколько процентов одно число больше (меньше) другого.
Задачи с использованием формулы сложных процентов.
Задачи на смеси и сплавы.
Задачи на смеси и сплавы, в которых отношение компонентов задано в процентах.
Задачи на разбавление.
Задачи на заполнение бассейна.
Проверочная работа.
Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий.
Задачи, в которых требуется найти систему слагаемых.
Задачи, в которых используется формула двузначного числа.
Задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам(или дано их отношение).
Проверочная работа.
Утверждено на заседании методического
объединения учителей математики МОУ
СОШ № 2 п. Клетня Брянской обл.
«30 апреля 2010г.»
Рецензия на программу элективного курса « Решение текстовых задач» учителя математики МОУ СОШ №2 Магуриной И.Н.
Тема элективного курса актуальна. Она дает возможность расширения и обобщения знаний учащихся, развития их познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Каждая тема завершается либо вопросами для самопроверки, либо задачами, ориентированными на формирование умений применять полученные знания на практике.
Учитель смог обосновать важность темы, указав, что решение задач поможет учащимся в их самостоятельной работе по приобретению знаний и закреплению программного материала, а также ознакомить с задачами повышенной сложности.
Курс предполагает использование наиболее эффективных методов и приёмов работы, побуждающих учащихся мыслить и рассуждать, вести дискуссии, осуществлять исследовательскую работу. Формы контроля способствую определению уровня сформированности полученных знаний и умений, развития творческих способностей. Элективный курс «Решение текстовых задач» по содержанию и структуре соответствует требованиям, предъявляемым к элективным курсам.