Рабочая программа элективного курса
учителя математики МБОУ «Каркалинская ООШ им.Галии и Замита Рахимовых»
Гилязева Акряма Гатаевича
«Избранные вопросы математики»
Пояснительная записка
Элективный курс “Избранные вопросы математики” предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая её целостности. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбранного профиля в старшей школе. Курс состоит из тем: “Проценты” и“ Квадратичная функция и её приложения ”. Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение. Он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету и формированию умений решать практические задачи. Курс формирует умения и навыки обращения с процентами, навыки в решении уравнений, неравенств, используя свойства квадратичной функции. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих проценты и свойства квадратичной функции.
Цели курса:
– помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) понимание содержательного смысла термина ”процент” и умение решать широкий класс задач на проценты; б) приёмы построения графика квадратичной функции и исследования свойств квадратичной функции;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
Задачи курса:
- научить решать типовые задачи на проценты;
- научить применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;
- научить решать уравнения и неравенства, используя свойства квадратичной функции.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать и уметь:
- применять алгоритм решения задач на проценты составлением уравнения;
- применять формулы начисления “сложных процентов” и простого роста;
- решать уравнения и неравенства, используя свойства квадратичной функции
Виды и формы контроля
Промежуточный, текущий и итоговый контроль предполагает использование тестов, самостоятельных и проверочных работ из книги авторов В.Н.Студенецкая и др. «Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы» Волгоград. Учитель,2007.
Программа элективного курса “Избранные вопросы математики” рассчитана на 17 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар, творческие задания. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных.
Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Программа мобильна, т. е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме (так как многие задания предназначены на отработку навыков по одному типу задач) при установлении степени достижения результатов. Дидактический материал для учителя содержит методические рекомендации к каждому занятию..
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты (2ч.)
Занятие 1-2. Проценты. Основные задачи на проценты. Нахождение процента от величины. Нахождение величины по её проценту. Нахождение процента одной величины от другой.
Методы обучения: лекция, беседа, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (2ч.)
Занятие3- 4. Начисление процентов в банке. Простые и сложные проценты. Проценты в общественной жизни. Проценты в бизнесе и экономике. Проценты в химии.
Методы обучения: лекция, объяснение.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Задачи на сплавы, смеси, растворы(2ч.)
Занятие 5-6. Усвоение понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работы с законом сохранения массы
Методы обучения: лекция, объяснение.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 4. Решение задач по теме «Проценты»(2ч.)
Занятие 7-8. Решение разнообразных задач по всей теме.
Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: самостоятельная работа
Тема 5. Квадратичная функция: общие сведения. Преобразование квадратичной функции. Графики квадратичной функции.(3ч.)
Занятие 9-11. График и свойства квадратичной функции, умение применять их для успешного решения многочисленных задач элементарной математики.
Методы обучения: лекция, объяснение.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 6. Решение уравнений и неравенств с помощью квадратичной функции.(3ч.)
Занятие 12-14. Примеры применения свойств квадратичной функции при решении уравнений и неравенств.
Методы обучения: лекция, объяснение.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 7. Свойства квадратичной функции в олимпиадных заданиях(2ч.)
Занятие 15-16. Решение олимпиадных заданий, содержащих квадратичные функции.
Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: самостоятельная работа
Тема 8. Проверочная работа (1 ч).
Занятие 17. Решение заданий самостоятельной работы .
Форма контроля: проверка усвоения элективного курса проводится в форме самостоятельной работы (используется дидактический материал)
Учебно-тематический план
№ п.п. | Наименование тем курса | Всего часов | План | Факт |
1 | Проценты. Основные задачи на проценты | 2 | 1.09 8.09 | |
2 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 2 | 15.09 22.09 | |
3 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 2 | 29.09 6.10 | |
4 | Решение задач по теме «Проценты» | 2 | 13.10 20.10 | |
5 | Квадратичная функция: общие сведения. Преобразование квадратичной функции. Графики квадратичной функции | 3 | 27.10 10.11 17.11 | |
6 | Решение уравнений и неравенств с помощью квадратичной функции. | 3 | 24.11 1.12 8.12 | |
7 | Свойства квадратичной функции в олимпиадных заданиях . | 2 | 15.12 22.12 | |
8 | Проверочная работа | 1 | 12.01 | |
Всего | 17 | | |
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя.
1. Астров К. Квадратичная функция и ее применение. (“Математика в школе” № 2, 2008 г.)
2. Болтянский, В. Г., Сидоров, Ю. В., Шабунин, М. И. Лекции и задачи по элементарной математике. – М.: Наука, 1971.
3. Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2010г.)
4. Галицкий, М. Л., Гольдман, А. М., Звавич, Л. И. Планирование учебного материала для 8 класса с углубленным изучением математики: методическое пособие. – М., 1988. – 78 с.
5. Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н .Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2008.
6. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 3, 2009г.)
Литература для учащихся.
1. Аверьянов, Д. И., Алтынов, П. И., Баврин, Н. Н. Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 864 с.
2. Алгебра. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / К. С. Муравин, Г. К. Муравин, Г. В. Дорофеев. – М.: Дрофа, 1997. – 208 с.
3. Виленкин, H. Я, Виленкин, Л. Н., Сурвилло, Г. С. и др. Алгебра. 8 класс: учебн. пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.
4. Виленкин, Н. Я., Сурвилло, Г. С., Симонов, А. С., Кудрявцев, А. И. Алгебра. 9 класс: учебн. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1996. – 384 с.
5. Галицкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов: учебн. пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. – 3-е изд. – М.: Просвещение 1995. – 217 с.
Рецензия
на рабочую программу элективного курса по математике для 9 класса
«Избранные вопросы математики»
учителя математики МБОУ «Каркалинская ООШ им.Галии и Замита Рахимовых»
Гилязева Акряма Гатаевича
Представленная к рецензированию программа элективного курса содержит: титульный лист ; пояснительную записку; цели курса; содержание курса; тематический план; литературу.
Программа «Избранные вопросы математики», рассчитанная на 17 часов, относится к предметно-ориентированному виду программ. Основная цель курса - создание базы для развития способностей учащихся, развитие памяти, логического мышления, привитие интереса к математике и углублённое изучение выбранных тем основного курса математики.
Данный курс ведет подготовку учащихся к обучению в 10 - 11 классах школы и помогает многим учащимся сделать выбор профиля старшей школы.
Необходимость изучения данного элективного курса в школе продиктовано важностью и сложностью рассматриваемых тем, а также большим количеством заданий по данной теме на экзаменах 9 и 11 классов в новой форме. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни
Курс направлен на приобретение навыков решения уравнений и неравенств, построения графиков квадратичных функций, проведения исследования квадратичных функций.
Содержание предлагаемого курса предпрофильной подготовки актуально, не дублирует базовый курс школьной математики , содержит все знания необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Программа Гилязева А.Г. «Избранные вопросы математики» отвечает требованиям, предъявляемым к программам элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9-х классах , и рекомендована к реализации.
Программа и рецензия обсуждены на заседании ШМО учителей естественно- математического цикла МБОУ «Каркалинская ООШ им.Галии и Замита Рахимовых» 13.08.18г.
Руководитель ШМО _______________Гатауллина Р.М.
Элективный курс по математике 9 класс
«Модуль в школьном курсе математики»
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая её целостности. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбранного профиля в старшей школе. В основной школе представление о модуле учащиеся получают, но решать задачи, как правило, не умеют.
Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение. Он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету и формированию умений решать практические задачи. Формирует умения и навыки решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль.
Цели курса:
– помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;
– создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
– помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
– научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
– научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
– научить строить графики, содержащие модуль;
– помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
– помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать и уметь:
– точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
– применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;
– преобразовывать выражения, содержащие модуль;
– решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
– строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар, творческие задания. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных
Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Программа мобильна, т. е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме (так как многие задания предназначены на отработку навыков по одному типу задач) при установлении степени достижения результатов. Дидактический материал для учителя содержит методические рекомендации к каждому занятию. Проверка усвоения элективного курса проводится в форме тестирования. Учащиеся, успешно справившиеся с тестом, получают «зачтено».
Содержание программы
Тема 1. Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль (3 ч)
Занятие 1-2. Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль.
М е т о д ы о б у ч е н и я: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Ф о р м ы к о н т р о л я: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 2. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль (6 ч)
Занятие 3-4. Решение уравнений, содержащих модуль (2 ч). Решение уравнений вида:
.
М е т о д ы о б у ч е н и я: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Ф о р м ы к о н т р о л я: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 5-7. Решение неравенств, содержащих модуль (2 ч). Решение неравенств вида:
.
М е т о д ы о б у ч е н и я: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Ф о р м ы к о н т р о л я: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 8-10. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Семинар (2 ч)
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль в модуле. Метод замены переменной. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль. Самостоятельная работа (15 мин).
М е т о д ы о б у ч е н и я: беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Ф о р м ы к о н т р о л я: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Графики функций, содержащих модуль (5ч)
Занятие 11-12. Построение графиков функций, содержащих модуль (2 ч). Построение графиков функций вида:
у = ; у = .
М е т о д ы о б у ч е н и я: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Ф о р м ы к о н т р о л я: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 13-14. Построение графиков функций, содержащих модуль (3 ч). Построение графиков функций вида:
|у| = f(х) и |у| = |f(х)|.
М е т о д ы о б у ч е н и я: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Ф о р м ы к о н т р о л я: проверка самостоятельно решеннных задач.
Тема 4. Модуль в заданиях ГИА (2ч)
Занятие 15-16.
Решение заданий государственной итоговой аттестации, содержащих модуль.
М е т о д ы о б у ч е н и я: объяснение, выполнение заданий государственной итоговой аттестации 2010-2011 и демоверсии 2012 года.
Ф о р м ы к о н т р о л я: проверка самостоятельно решенных задач.
Занятие 17. Проверочная работа (1 ч).
Форма контроля: проверка усвоения элективного курса проводится в форме тестирования. (Тест-задание прилагается)
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Коли- чество часов | План | Факт |
1 | Модуль: общие сведения. | 1 | 19.01 | |
2 | Преобразование выражений, содержащих модуль | 2 | 26.01 02.02 | |
3 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | 6 | С 09.02по 06.04 | |
4 | Графики функций, содержащих модуль | 5 | С13.04по 11.05 | |
5 | Модуль в заданиях ГИА.(Уплотнение ) | 2 | 18.05 | |
6 | Проверочная работа | 1 | 25.05 | |
Всего | 17 | | |
Тест-задание
Решите уравнения и неравенства
А. 1) |х|2 – 4 = 0. О т в е т:
2) |х|2 – 4
3) |х|2 – 4 0. О т в е т:
Б. 1) |х|2 – 3|х| ≥ 0. О т в е т:
2) |х|2 – 3|х| 0. О т в е т:
3) |х|2 – 3|х| ≤ 0. О т в е т:
4) |х|2 – 3|х|
В. 1) х2 – 2х + |х| = 0. О т в е т:
2) х2 – 2х + |х|
3) х2 – 2х + |х| 0. О т в е т:
Г. 1) |х2 – 2х| + х = 0. О т в е т:
2) |х2 – 2х| + х
3) |х2 – 2х| + х 0. О т в е т:
Д. 1) х2 + = 0. О т в е т:
2) х2 +
3) х2 + 0. О т в е т:
Е. 1) = 5. О т в е т:
2) = 5. О т в е т:
3) = 5. О т в е т:
4) = 5. О т в е т:
Ж. 1) (|х| – 2)2 = 0. О т в е т:
2) (|х| + 2)2 = 0. О т в е т:
3) (|х| – 2)2 = 1. О т в е т:
4) (|х| + 2)2 = 3. О т в е т:
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя.
1. Болтянский, В. Г., Сидоров, Ю. В., Шабунин, М. И. Лекции и задачи по элементарной математике. – М.: Наука, 1971.
2. Вавилов, В. В., Мельников, И. И., Олехник, С. Н., Пасиченко, П. И. Задачи по математике. Уравнения и неравенства: спра-вочное пособие. – М.: Наука, 1987.
3. Галицкий, М. Л., Гольдман, А. М., Звавич, Л. И. Планиро-вание учебного материала для 8 класса с углубленным изучением математики: методическое пособие. – М., 1988. – 78 с.
4. Егерман, Е. Задачи с модулем. 9–10 классы // Математика. – № 23. – 2004. – С. 18–20.
5. Егерман, Е. Задачи с модулем. 10–11 классы // Математика. – № 25–26. – 2004. – С. 27–33.
6. Садыкина, Н. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля // Математика. – № 33. – 2004. – С. 19–21.
7. Скворцова, М. Уравнения и неравенства с модулем. 8–9 классы // Математика. – № 20. – 2004. – С. 17.
Литература для учащихся.
1. Аверьянов, Д. И., Алтынов, П. И., Баврин, Н. Н. Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 864 с.
2. Алгебра. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / К. С. Муравин, Г. К. Муравин, Г. В. Дорофеев. – М.: Дрофа, 1997. – 208 с.
3. Виленкин, H. Я, Виленкин, Л. Н., Сурвилло, Г. С. и др. Алгебра. 8 класс: учебн. пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.
4. Виленкин, Н. Я., Сурвилло, Г. С., Симонов, А. С., Кудрявцев, А. И. Алгебра. 9 класс: учебн. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1996. – 384 с.
5. Галицкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов: учебн. пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. – 3-е изд. – М.: Просвещение 1995. – 217 с.
Рецензия
на программу элективного курса по математике для 9 класса
«Модуль в школьном курсе математики»
учителя математики МБОУ «Каркалинская ООШ им.Галии и Замита Рахимовых»
Гилязева Акряма Гатаевича
Представленная к рецензированию программа элективного курса содержит: титульный лист; пояснительную записку; цели курса; структуру курса; тематический план; литературу.
Программа «Модуль в школьном курсе математики», рассчитанная на 17 часов, относится к предметно-ориентированному виду программ. Основная цель курса - создание базы для развития способностей учащихся, развитие памяти, логического мышления, привитие интереса к математике и углублённое изучение выбранных тем основного курса математики.
Данный курс ведет подготовку учащихся к обучению в 10 - 11 классах школы и помогает многим учащимся сделать выбор профиля старшей школы. Курс учит учащихся строить графики, содержащие модуль; преобразовывать выражения, содержащие модуль; решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
Необходимость изучения данного элективного курса в школе продиктовано важностью и сложностью рассматриваемых тем, а также большим количеством заданий по данной теме на экзаменах 9 и 11 классов в новой форме.
Содержание предлагаемого курса предпрофильной подготовки актуально, не дублирует базовый курс школьной математики , содержит все знания, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Программа Гилязева А.Г. «Модуль в школьном курсе математики» отвечает требованиям, предъявляемым к программам элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9-х классах и рекомендована к реализации.
Программа и рецензия обсуждены на заседании ШМО учителей естественно- математического цикла МОУ «Шугуровская СОШ имени В.П. Чкалова» от 13.08.18. Руководитель ШМО
_______________Гатауллина Р.М.
Учитель математики МБОУ «Каркалинская ООШ им.Галии и Замита Рахимовых»
__________________Гилязев А.Г.