Просмотр содержимого документа
«Арифметическая прогрессия (9 класс)»
Открытый урок по алгебре в 9 классе.
Тема: Арифметическая прогрессия.
Цель: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Продолжить
формирование навыков решения задач с использованием формулы
n–ного
члена арифметической прогрессии. Выработать навык решения задач с
использованием формулы суммы членов арифметической прогрессии.
2. Развивать логическое мышление учащихся, способствовать развитию
тренировки памяти и концентрации внимания учащихся.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН.
Оборудование: мультимедийный комплекс, карточки с заданиями (2 варианта), формулы, как сопутствующий материал на доске, коррекционные карточки для слабоуспевающих учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сообщить тему, цель урока, поставить познавательную задачу.
Организовать распределение учащихся по группам в зависимости от их
успеваемости: I и II группа – сильные учащиеся, III и IV группа – слабые
учащиеся. Каждая группа сидит за отдельным столом.
2.Актуализация опорных знаний.
Проводится в форме устной работы фронтально с использованием
мультимедийного комплекса. Вопросы задаются всем четырём группам
учащихся:
Вопрос 1: Сформулируйте определение арифметической прогрессии.
Вопрос 2: Назовите рекуррентную формулу арифметической прогрессии.
Вопрос 3: Какое число называют разностью арифметической прогрессии?
Как вычислить разность арифметической прогрессии?
Вопрос 4: Назовите формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Вопрос 5: Назовите характеристическое свойство арифметической
прогрессии.
Вопрос 6: Используя, какие формулу мы можем найти сумму n первых
членов арифметической прогрессии?
Вопрос 7: К множеству каких чисел принадлежит число n?
Первым двум группам на листах ватмана учитель даёт номера задач. Ученики маркерами пишут на этих листах решения, которые потом необходимо будет объяснить.
I группа
1 задача: Подберите числа x и y так, чтобы числа –2; x; y; 13 образовали арифметическую прогрессию.
2 задача: Сумма первого, второго и третьего членов арифметической прогрессии равна 3. Сумма второго, третьего и пятого её членов равна 11. Найти первый член и разность этой прогрессии.
II группа
1 задача: Разность третьего и первого членов арифметической прогрессии равна 6, а их произведение равно 27. Найти первый член и разность этой прогрессии.
2 задача: Найдите S10, если a5 = 9, a2 + a9 = 20.
Пока ученики I и II групп решают задачи, четыре ученика из III и IV групп, получив задания на листочках, выходят к доске и решают элементарные задачи под контролем учителя.
Оставшиеся ученики являются оппонентами первых четырех.
Ученики IV группы выполняют задания, предложенные на мониторе.
III группа
1 задача: Пусть an – арифметическая прогрессия, a1 = 3, d = 5, a6 - ?.
4 задача: Найти первые шесть членов последовательности (an) с общим
её членом: .
IV группа
Учащиеся решают задание с мультимедийным комплексом.
Слайд с задачей: Пусть (an) – арифметическая прогрессия, у которой a1=3,
d=5.
Найти: a7 - ?.
После выполнения задания учитель демонстрирует слайд «Проверь себя!», на котором расписано решение данного задания.
Разбор задач.
Устный разбор задач: выслушав и оценив работу учеников III и IV групп, все слушают решения задач I и II групп (ватман с решениями закреплён на доске; с помощью указки ученики кратко объясняют решения).
Письменный разбор задачи: разбор сложной задачи осуществляется у доски. К доске вызывается сильный ученик, и весь класс вместе с ним разбирают решение задания: