Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 4 класса разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
- АООП (Вариант 2) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
- учебника «Математика» 4 класс / Т. В. Алышева, - М.: «Просвещение», 2020.
Указанная рабочая программа рассчитана на базовый уровень преподавания.
обществе и овладение доступными профессионально - трудовыми навыками.
-Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно- познавательных , учебно- практических. Житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования для решения соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Программа в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и отводится 34 часа (1 час в неделю).
- выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делает простейшие обобщения, сравнения, классификации на математическом материале;
- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями при решении примеров и задач;
- наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работает с несложной по содержанию и структуре арифметической (математической) информацией.
- вступает в контакт и работает в коллективе (учитель −ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель −класс);
- использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (здоровается, прощается, благодарит);
- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимает учебную задачу, и произвольно включатся в деятельность, следует предложенному плану;
- активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;
- соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- пересчитывать предметы в доступных пределах.
- представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
- обозначать арифметические действия знаками.
- распознавать цифры, обозначающие номер дома.
- различать части суток, соотносить действие с временными промежутками.
- измерять длину отрезков.
- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе в пределах 13
- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
№ п/п | Тема | Кол.час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа |
| «Пространственные представления» | 8ч | | | | |
1 | Выявление знаний и умений. Свойства предметов. | 1 | | Знания, умения | Беседа учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя. | Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду. |
2 | Положение предметов в пространстве: «в центре», «между», «в середине». | 1 | | В центре, между, в середине | Выполнение практических заданий. Дид. игры «Кто твой сосед», «Расставь фигуры». Зарисовка и раскрашивание в тетради. | Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы относительно себя. |
3 | Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине. Практическая работа. | 1 | | На, в , за, над, под, перед | Обводка по трафаретам геометрических фигур и раскрашивание по образцу. | Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы в порядке следования. |
4 | Временные понятия: утро, день, вечер, ночь. | 1 | | Режим дня | Выполнение заданий по инструкции учителя. Раскрашивание в тетрадях предметов по инструкции учителя. | Коррекция пространственных представлений через упражнения в расположении и нахождении предметов на плоскости. |
5 | Временные понятия «рано -поздно», «давно-недавно» | 1 | | «Рано - поздно», «давно-недавно» | Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом» | Коррекция временных представлений через развитие у детей чувства времени. |
6 | Понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день» | 1 | | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день | Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом». Работа в тетрадях. | Коррекция временных представлений через обучение ориентировке во времени во время выполнения практических заданий. |
7 | Геометрические фигуры: квадрат, треугольник. | 1 | | Все стороны равны, три угла | Учатся находить его в окружающих предметах. Упражнения в классификации по двум признакам. Составление геометрических фигур из палочек. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки. |
8 | Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения. | 1 | | Сложение, сложить, | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. |
| «Количественные представления» | 26ч | | | | |
9 | Решение задач и примеров на сложение. | 1 | | Прибавить, пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. |
10 | Числовой ряд 1-8. Место числа в числовом ряду. Количественные и порядковые числительные. | 1 | | Числовой ряд, Числа перед, между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. |
11 | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8. | 1 | | Больше меньше | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел. |
12 | Геометрический материал. Строим башню по образцу. | 1 | | Образец | Под руководством учителя овладевают смыслом практических действий, убирая или добавляя предметы. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание. |
13 | Решение примеров и задач на вычитание в пределах 8. | 1 | | Вычитание Вычесть отнять пример | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. |
14 | Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8. | 1 | | Сравнение | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция временных представлений. |
15 | Промежуточный контроль. Контрольная работа. | 1 | | Числовой ряд Стоит перед следует за | Соотнесение с цифрой. Определение места числа в числовом ряду. Работа в тетради. | Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду. |
16 | Меры стоимости. Практическая работа с монетами:1 руб. 2 руб,5руб Распознавание монет:1 руб. 2 руб,5руб. | 1 | | Монеты | Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия. | Коррекция количественных представлений через формирование понятия стоимости. |
17 | Сопоставление действий сложения и вычитания. | | | Складываем, убираем | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. |
18 | Порядковые числительные первый – второй(5,6,7,8) | | | По порядку | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. |
19 | Число и цифра 8. Место числа в числовом ряду. | 1 | | Цифра Число, Числовой ряд | Образование числа путём присчитывания единицы; знакомство с цифрой; сравнение с другими цифрами. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в соотнесение количества и числа. |
20 | Числовой ряд 1-8 Количественные и порядковые числительные. | 1 | | Числовой ряд Соседи числа перед между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания . | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. |
21 | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8. | 1 | | Больше меньше | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел. |
22 | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8 | 1 | | Больше меньше | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел. |
23 | Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения. | 1 | | Сложение сложить прибавить пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. |
24 | Решение задач и примеров на сложение. | 1 | | Сложение сложить прибавить пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. |
25 | Вычитание. Знак «минус». Решение примеров и задач на вычитание. | 1 | | Вычитание Вычесть отнять пример | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. |
26 | Решение примеров с одним неизвестным. Сопоставление действий сложения и вычитания. | 1 | | Сложение вычитание пример | Под руководством учителя овладевают смыслом арифметических действий, убирая или добавляя предметы; выбирают знак плюс или минус. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание. |
27 | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8. | 1 | | Сложение сложить прибавить вычитание | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. |
28 | Проверочная работа. Решение примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 8. | 1 | | Сложение вычитание | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры самостоятельно, индивидуально. | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. |
29 | Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8. | 1 | | Количество число | Работа с кассой цифр. Игра «Лото» | Коррекция связной речи через формирование умения отвечать на вопросы |
30 | Сравнение чисел 1,2,3,4,5,6,7,8 Монеты 1к, 2к,3к,4к. 1р., 2 р.,3р.,4р. | 1 | | Монеты Плюс- минус | Сравнивают примеры на сложение и вычитание. | Коррекция количественных представление через сравнение знаков плюс и минус. |
31 | Итоговый контроль. Контрольная работа. | 1 | | Сложение сложить прибавить пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают числа. | Коррекция количественных представлений через упражнения в определении количества предметов. |
32 | Устная и письменная нумерация в пределах 8. | 1 | | Вычитание Вычесть отнять пример | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. |
33 | Числовой ряд 1-9 Количественные и порядковые числительные. | 1 | | Числовой ряд соседи числа перед между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. |
34 | Числовой ряд 1-9. Упражнения в нахождении большего и меньшего чисел 1-9. | 1 | | Сложение сложить прибавить вычитание | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем. | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. |