kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей с умственной отсталостью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»»






























Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 4 класса разработана

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

- АООП (Вариант 2) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №11» по модулю «Школьный урок»;

- учебника «Математика» 4 класс / Т. В. Алышева, - М.: «Просвещение», 2020.

Указанная рабочая программа рассчитана на базовый уровень преподавания.

Цель программы обучения:

подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном

обществе и овладение доступными профессионально - трудовыми навыками.

Основные задачи:

-Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно- познавательных , учебно- практических. Житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования для решения соответствующих возрасту задач;

- коррекция и развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.

-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.



Распределение часов по годам обучения

класс/часы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

за год

4класс

8

8

10

8

34



Программа в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и отводится 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты на уровне образования:

Личностные результаты обеспечивают овладение детьми необходимым комплексом жизненных компетенций, которые необходимы для введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

К личностным результатам относятся:

  • Осознание себя, как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • освоение навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­-нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания к чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.



Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.



Познавательные БУД:

- выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- делает простейшие обобщения, сравнения, классификации на математическом материале;

- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями при решении примеров и задач;

- читает; записывает; выполняет простые арифметические действия;

- наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работает с несложной по содержанию и структуре арифметической (математической) информацией.


Коммуникативные БУД:

- вступает в контакт и работает в коллективе (учитель −ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель −класс);

- использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (здоровается, прощается, благодарит);

- обращается за помощью и принимает помощь;

- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Регулятивные БУД:

- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимает учебную задачу, и произвольно включатся в деятельность, следует предложенному плану;

- активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;

- соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Предметные результаты по учебному предмету «Математические представления»


Минимальный уровень:


- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

- пересчитывать предметы в доступных пределах.

- представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

- обозначать арифметические действия знаками.

- распознавать цифры, обозначающие номер дома.

- различать части суток, соотносить действие с временными промежутками.

- измерять длину отрезков.



Достаточный уровень:


- количественные, порядковые числительные в пределах 10;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе в пределах 13

- линии — прямую, кривую, отрезок;

- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;

- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.










Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания

с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Тематическое планирование по предмету «Математические представления» 4 класс


п\п

Тема

Ключевые воспитательные моменты

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов






1

Раздел «Пространственные представления»


1.Формирование умений через использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока). Воспитание умения сотрудничать педагога и обучающихся на учебном занятии.



2.Привитие умений навыков работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).

3.Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения. 


«Безопасная дорога».

«Терроризм -глобальная проблема человечества». «Беслан: помним, скорбим».

«Цвети, земля!».

Международный день учителя

Всемирный день защиты животных

Неделя безопасности дорожного движения

8

2

Раздел «Количественные представления»

Всероссийский урок: «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» «Человек в мире правил»

Международный день инвалидов

Международный день толерантности.

Час памяти: «Блокада Ленинграда»

День памяти жертв Холокоста

День космонавтики. Гагаринский урок.

«Все профессии важны, все профессии нужны».День славянской письменности.

26















34



Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

4 класс

34ч



Раздел «Пространственные представления»


Пространственные представления (верх, низ, перед, зад). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей.

Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия


Раздел «Количественные представления»

26ч

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета).

Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10

Счёт прямой и обратный.

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

Пересчет предметов по единице.

Счет равными числовыми группами (по 2, по 3)

Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.

Знание отрезка числового ряда 1 – 10.

Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Соотнесение числа и цифры.

Сравнение предметных множеств и чисел.

Определение места числа в ряду, восстановление числового ряда.

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание.

Присчитывание единицы.

Составление и решение задачи по картинкам.

Запись решения задачи под руководством учителя.

С помощью учителя упражняются в постановке вопроса к задаче.

Проверочная работа - 1















Календарно - тематическое планирование


п/п

Тема

Кол.час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа


«Пространственные представления»






1

Выявление знаний и умений. Свойства предметов.


1


Знания, умения

Беседа учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя.

Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду.

2

Положение предметов в пространстве: «в центре», «между», «в середине».

1



В центре, между, в середине

Выполнение практических заданий. Дид. игры «Кто твой сосед», «Расставь фигуры». Зарисовка и раскрашивание в тетради.

Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы относительно себя.

3

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине.

Практическая работа.

1


На, в , за, над, под, перед

Обводка по трафаретам геометрических фигур и раскрашивание по образцу.

Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы в порядке следования.

4

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.


1


Режим дня

Выполнение заданий по инструкции учителя. Раскрашивание в тетрадях предметов по инструкции учителя.

Коррекция пространственных представлений через упражнения в расположении и нахождении предметов на плоскости.

5

Временные понятия «рано -поздно», «давно-недавно»

1


«Рано - поздно», «давно-недавно»

Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом»

Коррекция временных представлений через развитие у детей чувства времени.

6

Понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день»

1


Сегодня, завтра, вчера, на следующий день

Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом». Работа в тетрадях.

Коррекция временных представлений через обучение ориентировке во времени во время выполнения практических заданий.

7

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник.

1


Все стороны равны, три угла

Учатся находить его в окружающих предметах. Упражнения в классификации по двум признакам. Составление геометрических фигур из палочек.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки.

8

Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения.


1


Сложение,

сложить,


Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.


«Количественные представления»

26ч





9

Решение задач и примеров на сложение.

1


Прибавить,

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

10

Числовой ряд 1-8. Место числа в числовом ряду. Количественные и порядковые числительные.


1


Числовой ряд,

Числа

перед,

между

после

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания.

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности.


11

Сравнение предметных множеств и чисел.

Состав числа 8.

1


Больше

меньше

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел.

12

Геометрический материал. Строим башню по образцу.

1


Образец

Под руководством учителя овладевают смыслом практических действий, убирая или добавляя предметы.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание.

13

Решение примеров и задач на вычитание в пределах 8.

1


Вычитание

Вычесть

отнять

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

14

Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8.

1


Сравнение

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция временных представлений.

15

Промежуточный контроль.

Контрольная работа.

1


Числовой ряд

Стоит перед

следует за

Соотнесение с цифрой. Определение места числа в числовом ряду. Работа в тетради.

Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду.

16

Меры стоимости. Практическая работа с монетами:1 руб. 2 руб,5руб Распознавание монет:1 руб. 2 руб,5руб.

1


Монеты

Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия.

Коррекция количественных представлений через формирование понятия стоимости.

17


Сопоставление действий сложения и вычитания.




Складываем, убираем

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

18


Порядковые числительные первый – второй(5,6,7,8)




По порядку

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

19


Число и цифра 8. Место числа в числовом ряду.

1


Цифра

Число,

Числовой ряд

Образование числа путём присчитывания единицы;

знакомство с цифрой;

сравнение с другими цифрами.

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в соотнесение количества и числа.

20


Числовой ряд 1-8 Количественные и порядковые числительные.


1


Числовой ряд

Соседи числа

перед

между

после

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания .

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности.


21


Сравнение предметных множеств и чисел.

Состав числа 8.

1


Больше

меньше

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел.

22


Сравнение предметных множеств и чисел.

Состав числа 8

1


Больше

меньше

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел.

23


Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения.


1


Сложение

сложить

прибавить

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

24


Решение задач и примеров на сложение.

1


Сложение

сложить

прибавить

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

25

Вычитание. Знак «минус». Решение примеров и задач на вычитание.

1


Вычитание

Вычесть

отнять

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

26

Решение примеров с одним неизвестным. Сопоставление действий сложения и вычитания.


1


Сложение

вычитание

пример

Под руководством учителя овладевают смыслом арифметических действий, убирая или добавляя предметы; выбирают знак плюс или минус.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание.

27


Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8.

1


Сложение

сложить

прибавить

вычитание

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем

Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия.

28

Проверочная работа. Решение примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 8.

1


Сложение

вычитание

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры самостоятельно, индивидуально.

Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия.

29


Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8.

1


Количество

число

Работа с кассой цифр. Игра «Лото»

Коррекция связной речи через формирование умения отвечать на вопросы

30


Сравнение чисел 1,2,3,4,5,6,7,8 Монеты 1к, 2к,3к,4к. 1р., 2 р.,3р.,4р.


1


Монеты Плюс- минус

Сравнивают примеры на сложение и вычитание.

Коррекция количественных представление через сравнение знаков плюс и минус.

31


Итоговый контроль. Контрольная работа.

1


Сложение

сложить

прибавить

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают числа.

Коррекция количественных представлений через упражнения в определении количества предметов.

32


Устная и письменная нумерация в пределах 8.

1


Вычитание

Вычесть

отнять

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

33


Числовой ряд 1-9 Количественные и порядковые числительные.


1


Числовой ряд

соседи числа

перед

между

после

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания.

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности.


34


Числовой ряд 1-9. Упражнения в нахождении большего и меньшего чисел 1-9.

1


Сложение

сложить

прибавить

вычитание

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем.

Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия.


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»

Автор: Марина Викторовна Кицаева

Дата: 21.12.2023

Номер свидетельства: 642978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1доп класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_predmetu_matematicheskie_predstavleniia_dlia_obuchaiushch"
    ["file_id"] => string(6) "586052"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1630339926"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для класса "Особый ребенок""
    ["seo_title"] => string(110) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-matiematichieskiie-priedstavlieniia-dlia-klassa-osobyi-riebienok"
    ["file_id"] => string(6) "132727"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416402490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Адаптированная рабочая программа по математике"
    ["seo_title"] => string(52) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "281981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453633389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по геометрии для 7 класса (к УМК под ред. Л.С.Атанасяна) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-dlia-7-klassa-k-umk-pod-ried-l-s-atanasiana"
    ["file_id"] => string(6) "194044"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427722798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 4 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_po_uchebnomu_predmetu_matematicheskie_predst"
    ["file_id"] => string(6) "596255"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1640545448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства