kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по математике для детей с умственной отсталостью по адаптированной математике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 4 класса»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 4 класса разработана

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

- АООП (Вариант 2) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №11» по модулю «Школьный урок»;

- учебника «Математика» 4 класс / Т. В. Алышева, - М.: «Просвещение», 2020.

Указанная рабочая программа рассчитана на базовый уровень преподавания.

Цель программы обучения:

подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном

обществе и овладение доступными профессионально - трудовыми навыками.

Основные задачи:

-Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно- познавательных , учебно- практических. Житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования для решения соответствующих возрасту задач;

- коррекция и развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.

-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.



Распределение часов по годам обучения

класс/часы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

за год

4класс

8

8

10

8

34



Программа в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и отводится 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты на уровне образования:

Личностные результаты обеспечивают овладение детьми необходимым комплексом жизненных компетенций, которые необходимы для введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

К личностным результатам относятся:

  • Осознание себя, как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • освоение навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­-нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания к чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.



Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.



Познавательные БУД:

- выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- делает простейшие обобщения, сравнения, классификации на математическом материале;

- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями при решении примеров и задач;

- читает; записывает; выполняет простые арифметические действия;

- наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работает с несложной по содержанию и структуре арифметической (математической) информацией.


Коммуникативные БУД:

- вступает в контакт и работает в коллективе (учитель −ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель −класс);

- использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (здоровается, прощается, благодарит);

- обращается за помощью и принимает помощь;

- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Регулятивные БУД:

- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимает учебную задачу, и произвольно включатся в деятельность, следует предложенному плану;

- активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;

- соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Предметные результаты по учебному предмету «Математические представления»


Минимальный уровень:


- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

- пересчитывать предметы в доступных пределах.

- представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

- обозначать арифметические действия знаками.

- распознавать цифры, обозначающие номер дома.

- различать части суток, соотносить действие с временными промежутками.

- измерять длину отрезков.



Достаточный уровень:


- количественные, порядковые числительные в пределах 10;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе в пределах 13

- линии — прямую, кривую, отрезок;

- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;

- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.










Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания

с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Тематическое планирование по предмету «Математические представления» 4 класс


п\п

Тема

Ключевые воспитательные моменты

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов






1

Раздел «Пространственные представления»


1.Формирование умений через использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока). Воспитание умения сотрудничать педагога и обучающихся на учебном занятии.



2.Привитие умений навыков работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).

3.Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения. 


«Безопасная дорога».

«Терроризм -глобальная проблема человечества». «Беслан: помним, скорбим».

«Цвети, земля!».

Международный день учителя

Всемирный день защиты животных

Неделя безопасности дорожного движения

8

2

Раздел «Количественные представления»

Всероссийский урок: «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» «Человек в мире правил»

Международный день инвалидов

Международный день толерантности.

Час памяти: «Блокада Ленинграда»

День памяти жертв Холокоста

День космонавтики. Гагаринский урок.

«Все профессии важны, все профессии нужны».День славянской письменности.

26















34



Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

4 класс

34ч



Раздел «Пространственные представления»


Пространственные представления (верх, низ, перед, зад). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей.

Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия


Раздел «Количественные представления»

26ч

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета).

Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10

Счёт прямой и обратный.

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

Пересчет предметов по единице.

Счет равными числовыми группами (по 2, по 3)

Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.

Знание отрезка числового ряда 1 – 10.

Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Соотнесение числа и цифры.

Сравнение предметных множеств и чисел.

Определение места числа в ряду, восстановление числового ряда.

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание.

Присчитывание единицы.

Составление и решение задачи по картинкам.

Запись решения задачи под руководством учителя.

С помощью учителя упражняются в постановке вопроса к задаче.

Проверочная работа - 1















Календарно - тематическое планирование


п/п

Тема

Кол.час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа


«Пространственные представления»






1

Выявление знаний и умений. Свойства предметов.


1


Знания, умения

Беседа учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя.

Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду.

2

Положение предметов в пространстве: «в центре», «между», «в середине».

1



В центре, между, в середине

Выполнение практических заданий. Дид. игры «Кто твой сосед», «Расставь фигуры». Зарисовка и раскрашивание в тетради.

Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы относительно себя.

3

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине.

Практическая работа.

1


На, в , за, над, под, перед

Обводка по трафаретам геометрических фигур и раскрашивание по образцу.

Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы в порядке следования.

4

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.


1


Режим дня

Выполнение заданий по инструкции учителя. Раскрашивание в тетрадях предметов по инструкции учителя.

Коррекция пространственных представлений через упражнения в расположении и нахождении предметов на плоскости.

5

Временные понятия «рано -поздно», «давно-недавно»

1


«Рано - поздно», «давно-недавно»

Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом»

Коррекция временных представлений через развитие у детей чувства времени.

6

Понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день»

1


Сегодня, завтра, вчера, на следующий день

Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом». Работа в тетрадях.

Коррекция временных представлений через обучение ориентировке во времени во время выполнения практических заданий.

7

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник.

1


Все стороны равны, три угла

Учатся находить его в окружающих предметах. Упражнения в классификации по двум признакам. Составление геометрических фигур из палочек.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки.

8

Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения.


1


Сложение,

сложить,


Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.


«Количественные представления»

26ч





9

Решение задач и примеров на сложение.

1


Прибавить,

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

10

Числовой ряд 1-8. Место числа в числовом ряду. Количественные и порядковые числительные.


1


Числовой ряд,

Числа

перед,

между

после

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания.

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности.


11

Сравнение предметных множеств и чисел.

Состав числа 8.

1


Больше

меньше

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел.

12

Геометрический материал. Строим башню по образцу.

1


Образец

Под руководством учителя овладевают смыслом практических действий, убирая или добавляя предметы.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание.

13

Решение примеров и задач на вычитание в пределах 8.

1


Вычитание

Вычесть

отнять

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

14

Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8.

1


Сравнение

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция временных представлений.

15

Промежуточный контроль.

Контрольная работа.

1


Числовой ряд

Стоит перед

следует за

Соотнесение с цифрой. Определение места числа в числовом ряду. Работа в тетради.

Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду.

16

Меры стоимости. Практическая работа с монетами:1 руб. 2 руб,5руб Распознавание монет:1 руб. 2 руб,5руб.

1


Монеты

Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия.

Коррекция количественных представлений через формирование понятия стоимости.

17


Сопоставление действий сложения и вычитания.




Складываем, убираем

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

18


Порядковые числительные первый – второй(5,6,7,8)




По порядку

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

19


Число и цифра 8. Место числа в числовом ряду.

1


Цифра

Число,

Числовой ряд

Образование числа путём присчитывания единицы;

знакомство с цифрой;

сравнение с другими цифрами.

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в соотнесение количества и числа.

20


Числовой ряд 1-8 Количественные и порядковые числительные.


1


Числовой ряд

Соседи числа

перед

между

после

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания .

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности.


21


Сравнение предметных множеств и чисел.

Состав числа 8.

1


Больше

меньше

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел.

22


Сравнение предметных множеств и чисел.

Состав числа 8

1


Больше

меньше

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел.

23


Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения.


1


Сложение

сложить

прибавить

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

24


Решение задач и примеров на сложение.

1


Сложение

сложить

прибавить

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

25

Вычитание. Знак «минус». Решение примеров и задач на вычитание.

1


Вычитание

Вычесть

отнять

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

26

Решение примеров с одним неизвестным. Сопоставление действий сложения и вычитания.


1


Сложение

вычитание

пример

Под руководством учителя овладевают смыслом арифметических действий, убирая или добавляя предметы; выбирают знак плюс или минус.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание.

27


Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8.

1


Сложение

сложить

прибавить

вычитание

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем

Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия.

28

Проверочная работа. Решение примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 8.

1


Сложение

вычитание

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры самостоятельно, индивидуально.

Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия.

29


Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8.

1


Количество

число

Работа с кассой цифр. Игра «Лото»

Коррекция связной речи через формирование умения отвечать на вопросы

30


Сравнение чисел 1,2,3,4,5,6,7,8 Монеты 1к, 2к,3к,4к. 1р., 2 р.,3р.,4р.


1


Монеты Плюс- минус

Сравнивают примеры на сложение и вычитание.

Коррекция количественных представление через сравнение знаков плюс и минус.

31


Итоговый контроль. Контрольная работа.

1


Сложение

сложить

прибавить

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают числа.

Коррекция количественных представлений через упражнения в определении количества предметов.

32


Устная и письменная нумерация в пределах 8.

1


Вычитание

Вычесть

отнять

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

33


Числовой ряд 1-9 Количественные и порядковые числительные.


1


Числовой ряд

соседи числа

перед

между

после

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания.

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности.


34


Числовой ряд 1-9. Упражнения в нахождении большего и меньшего чисел 1-9.

1


Сложение

сложить

прибавить

вычитание

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем.

Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия.


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кицаева Марина Викторовна

Дата: 26.12.2021

Номер свидетельства: 596255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для класса "Особый ребенок""
    ["seo_title"] => string(110) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-matiematichieskiie-priedstavlieniia-dlia-klassa-osobyi-riebienok"
    ["file_id"] => string(6) "132727"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416402490"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1доп класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_predmetu_matematicheskie_predstavleniia_dlia_obuchaiushch"
    ["file_id"] => string(6) "586052"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1630339926"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Адаптированная рабочая программа по математике"
    ["seo_title"] => string(52) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "281981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453633389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по геометрии для 7 класса (к УМК под ред. Л.С.Атанасяна) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-dlia-7-klassa-k-umk-pod-ried-l-s-atanasiana"
    ["file_id"] => string(6) "194044"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427722798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Адаптированная образовательная программа по математике 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "adaptirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-matiematikie-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "122004"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414136222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства