Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 4 класса»
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 4 класса разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
- АООП (Вариант 2) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат №11» по модулю «Школьный урок»;
- учебника «Математика» 4 класс / Т. В. Алышева, - М.: «Просвещение», 2020.
Указанная рабочая программа рассчитана на базовый уровень преподавания.
Цель программы обучения:
подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном
обществе и овладение доступными профессионально - трудовыми навыками.
Основные задачи:
-Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно- познавательных , учебно- практических. Житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования для решения соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Распределение часов по годам обучения
класс/часы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
за год
4класс
8
8
10
8
34
Программа в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и отводится 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты на уровне образования:
Личностные результаты обеспечивают овладение детьми необходимым комплексом жизненных компетенций, которые необходимы для введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам относятся:
Осознание себя, как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
освоение навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания к чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Познавательные БУД:
- выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делает простейшие обобщения, сравнения, классификации на математическом материале;
- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями при решении примеров и задач;
- читает; записывает; выполняет простые арифметические действия;
- наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работает с несложной по содержанию и структуре арифметической (математической) информацией.
Коммуникативные БУД:
- вступает в контакт и работает в коллективе (учитель −ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель −класс);
- использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (здоровается, прощается, благодарит);
- обращается за помощью и принимает помощь;
- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные БУД:
- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимает учебную задачу, и произвольно включатся в деятельность, следует предложенному плану;
- активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;
- соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Предметные результаты по учебному предмету «Математические представления»
Минимальный уровень:
- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- пересчитывать предметы в доступных пределах.
- представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
- обозначать арифметические действия знаками.
- распознавать цифры, обозначающие номер дома.
- различать части суток, соотносить действие с временными промежутками.
- измерять длину отрезков.
Достаточный уровень:
- количественные, порядковые числительные в пределах 10;
- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе в пределах 13
- линии — прямую, кривую, отрезок;
- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Тематическое планирование по предмету «Математические представления» 4 класс
№ п\п
Тема
Ключевые воспитательные моменты
Модуль воспитательной программы «Школьный урок»
Количество часов
1
Раздел «Пространственные представления»
1.Формирование умений через использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока). Воспитание умения сотрудничать педагога и обучающихся на учебном занятии.
2.Привитие умений навыков работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).
3.Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения.
«Безопасная дорога».
«Терроризм -глобальная проблема человечества». «Беслан: помним, скорбим».
«Цвети, земля!».
Международный день учителя
Всемирный день защиты животных
Неделя безопасности дорожного движения
8
2
Раздел «Количественные представления»
Всероссийский урок: «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» «Человек в мире правил»
Международный день инвалидов
Международный день толерантности.
Час памяти: «Блокада Ленинграда»
День памяти жертв Холокоста
День космонавтики. Гагаринский урок.
«Все профессии важны, все профессии нужны».День славянской письменности.
26
34
Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета
Количество часов
Содержание тем учебного предмета
Практическая часть
4 класс
34ч
Раздел «Пространственные представления»
8ч
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей.
Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия
Раздел «Количественные представления»
26ч
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета).
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10