Просмотр содержимого документа
«Знатоки математики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Корткерос
ЗНАТОКИ МАТЕМАТИКИ .
РАЙОННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР
МЕЖДУ КОМАНДАМИ 3-4 классов
Составители:
Учителя начальных классов
Киселёва Татьяна Гелиевна,
Кутькина Светлана Васильевна
Стахиева Элла Александровна,
Цель: формирование навыков решения творческих задач, навыков поиска, анализа и интерпретации информации по предмету начальной школы «Математика».
Задачи конкурса:
развивать математическую грамотность как основу всего последующего обучения;
предоставить возможность учащимся оценить уровень подготовки по предмету в сравнении со сверстниками на муниципальном уровне;
формировать у учащихся умения выполнять тестовые и текстовые задания различных типов, учитывая временные ограничения;
выявить и стимулировать одаренных детей и творчески работающих педагогов;
способствовать воспитанию коллективизма, воспитанию уверенности в своих силах, развивать справедливость, ответственность, уважение к мнению товарищей;
формировать познавательные интересы.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал, чистые листы бумаги, ручки по количеству команд, спички.
Ход мероприятия.
Математический турнир мы открываем. Всем успехов пожелаем. Думать, мыслить, не зевать, Быстро всё в уме считать.
1. Представление команд
Команды могут получить максимально 5 баллов за полноту информации(название, эмблема, девиз, небольшой рассказ на тему «Наша команда в числах») , эмоциональность, оригинальность, художественное оформление и предъявление визитной карточки в рамках установленного времени -3 мин.
2. Разминка .
Разминку начинаем, Победителей узнаем! Кто же лучше всех считает? И ответ быстрее знает?
Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний.
Итак, разминка “Скажи – поспеши”.
Условие конкурса: отвечать надо быстро, вопросы задаются командам поочерёдно.
Нет ответа – переход хода. За правильный ответ -1 балл.
Как называется результат сложения? (Сумма)
Сколько кг в 1 тонне? (1000)
В каком числе 80 десятков? (800)
Число, предшествующее 200? (199)
В каком месяце бывает 28 или 29 дней? (Феврале)
Чему равна половина 120? (60)
Наибольшее трёхзначное число? (999)
Уменьшите 485 на 85. (400)
Сколько месяцев в году? (12)
У крышки стола отпилили два угла. Сколько углов стало? (6)
Делимое 56, делитель 7, назовите частное?(8)
Сколько лет в одном веке? (100)
Назовите результат, получаемый при умножении? (Произведение)
2) Следующее задание для разминки письменное. Называется « На букву «П»
По сигналу возьмите на столе лист бумаги и запишите слова - математические термины, которые начинаются на букву «П». Время -3 минуты. За каждый правильный термин команда получает 1 балл. Как будет дана команда «СТОП», выполнение задания прекращается.
Пока жюри подсчитывает баллы, к командам следующий вопрос: знаете ли вы, существуют ли в мире памятники цифрам, числам? … Если да, то можете ли вы рассказать о них поподробнее?
Мы нашли следующую информацию:
В столице Венгрии городе Будапеште есть свой «нулевой километр». Там установлен каменный памятник , который выглядит так ( слайд).
«Нулевой километр» в Венгрии
Постамент, на который установлен нолик имеет надпись «км». Это начало всех дорог в Венгрии. От этой точки измеряются все расстояния. Памятник высокий – целых 3 метра. Он был установлен в 1975 году на площади Адама Кларка.
Памятник цифре восемь установлен в Китае( слайд). Китайцы с трепетом относятся к цифрам. Каждая что-нибудь означает. Цифра 8 для них хорошая, она обозначает бесконечность и процветание. И именно восьмерке установили памятный знак в Гонконге около одного из самых успешных бизнес центров
«Памятник цифре 8» в Гонконге
Знаете ли вы, а существуют ли в республике Коми памятники цифрам или числам?
( слайд).
«Памятник первой лампочке» в Республике Коми
Такой знак был установлен в поселке Водный, который находится в Республике Коми. Он выглядит как единица. Установили его энергетики и посвятили первому киловатт-часу электроэнергии потраченной в Республике Коми. Именно поселок Водный и стал тем местом, где в далёком 1908 году впервые в Коми появилось электричество, и зажглась первая лампочка.
3. Вставь знаки и скобки
Думаю, жюри готовы, и мы продолжаем! 3 тур конкурса «Знатоки математики»( слайд)
«Арифметика – царица математики» - говорил немецкий математикКарл Фридрих Гаусс Эта самая древняя область математики, которая изучает свойства чисел и действия над ними.
Вот задача не из легких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим, к финишу придёшь!
Время на выполнение - 5 минуты . За каждый правильный ответ – 2 балла. Если задание выполните досрочно, сдадите работу жюри.
5 5 5 5=3
5 5 5 5=4
5 5 5 5=5
5 5 5 5=6
4.Ребусы
Конкурс “Ребусы”.
Ребус - это такая головоломка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, названия которых надо отгадать. Появились ребусы очень давно. Название произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: «Не словами, а при помощи букв и цифр».
За каждый решенный ребус команда получает по 1 баллу. Время на выполнение - 4 минуты.
…
Проверка на экране, после сдачи листов ответов.
5. Решение задач
На листах записаны задачи. За решение первой задачи начисляется 1 балл, второй- 2 балла, 3- 3 балла. Время для решения – 6? минут. Можете начинать с решения любой задачи. Послушайте условия.
1)Длина прямоугольника 14 см. Чему равна ширина, если периметр 44 см?
2) В парке двухколесные и трехколесные велосипеды. У всех велосипедов 18 колес, а рулей - 7. Сколько велосипедов каждого вида в парке?
3)Если Грушам дать по груше, То одна в избытке груша. Если дать по паре груш, То не хватит пары груш. Сколько Груш? И сколько груш?
6.Конкурс капитанов
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка –
Это флаг корабля…
- поётся в известной песенке, а для нашего конкурса это означает, что пришло время соревноваться лидерам ваших команд. Приглашаются капитаны.
Капитанам необходимо ответить на вопрос задачи, пользуясь данными столбчатой диаграммы. Верный ответ принесет команде 2 балла
На диаграмме показано количество фруктов каждого вида в корзине – яблок, груш, персиков и слив. Известно, что больше всего яблок, меньше всего слив. Персиков больше, чем груш. Используя диаграмму, ответь на вопрос: сколько груш лежит в корзине?
Ответ:___________
Пока капитаны защищают честь своих команд, вопрос к ребятам :
Знаете ли вы, почему арабские цифры, которыми мы привыкли пользоваться, имеют именно такое начертание?(слайд)
Арабские цифры были созданы по принципу «значение цифры соответствует количеству углов в ее написании». Это сейчас цифры округлились, а изначально состояли только из прямых отрезков, кроме нуля. Ноль – ноль углов, единица – один угол, двойка – два угла и т. Д.
Знатокам можно добавить 1 балл. Как считает жюри?
7. Игры со спичками
«Спички –детям не игрушка»- это выражение мы слышим с детства. Но сегодня, не нарушая смысла этого правила, мы поиграем со спичками в математические игры. За правильно выполненное задание команды получат по 3б.Время -5 минут.
Игра (слайд)
Выложите, пожалуйста, спички, как показано на рисунке: 40+8=96. Верное равенство? Уберите 3 спички так, чтобы равенство стало верным. Ответ зафиксируйте на листе бумаги.
Игра (слайд)
Выложите, пожалуйста, из спичек шестиугольник с треугольниками внутри, как показано на рисунке. Добавьте 4 спички так, чтобы получилось суммарно 10 треугольников. Ответ зафиксируйте на листе бумаги.
1)Длина прямоугольника 14 см. Чему равна ширина, если периметр 44 см?
1)14*2=28(см)- две длины
2)44-28=16(см)-две ширины
3)16:2=8(см)- ширина прямоугольника.
2) В парке двухколесные и трехколесные велосипеды. У всех велосипедов 18 колес, а рулей - 7. Сколько велосипедов каждого вида в парке?
Четыре трехколесных и три двухколесных
Если Грушам дать по груше,
То одна в избытке груша. Если дать по паре груш, То не хватит пары груш. Сколько Груш? И сколько груш? 3Груши и 4 груши
6.Конкурс капитанов - 20 груш
7. Игры со спичками
* Если есть вариант решения – и значение верно – баллы засчитываются.
1) 40 + 6 = 46
2)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Раздаточный материал
1. Вставь знаки и скобки
5 5 5 5=3
5 5 5 5=4
5 5 5 5=5
5 5 5 5=6
2. Решите ребусы
3. Решите задачи, запишите ответ.
1)Длина прямоугольника 14 см. Чему равна ширина, если периметр 44 см?
Ответ:________________________________________
2) В парке двухколесные и трехколесные велосипеды. У всех велосипедов 18 колес, а рулей - 7. Сколько велосипедов каждого вида в парке?
Ответ:________________________________________
3)Если Грушам дать по груше, То одна в избытке груша. Если дать по паре груш, То не хватит пары груш. Сколько Груш? И сколько груш?
Ответ:________________________________________
4. Решите задачу, запишите ответ
На диаграмме показано количество фруктов каждого вида в корзине – яблок, груш, персиков и слив. Известно, что больше всего яблок, меньше всего слив. Персиков больше, чем груш. Используя диаграмму, ответь на вопрос: сколько груш лежит в корзине?
Ответ:___________
5.
Уберите 3 спички так, чтобы равенство стало верным. Ответ зафиксируйте на листе бумаги ( зачеркните лишние)
Добавьте 4 спички так, чтобы получилось суммарно 10 треугольников. Ответ
На букву «П» https://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov/vneklasnoe-meroprijatie-po-matematike-4-klas.html