kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания для школьного этапа олимпиады

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для проведения школьного этапа олимпиады по математике в 10 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного этапа олимпиады»

10 класс

Задания

10.1. Существует ли натуральное n такое, что число n2012 – 1 является какой-либо степенью двойки?

10.2. Известно, что + b = + с = + a. Какие значения может принимать выражение а( - )+ b( - + с ( - ) ?

10.3. На базаре продаются рыбки, большие и маленькие. Сегодня три больших и одна маленькая стоят вместе столько же, сколько пять больших вчера. А две большие и одна маленькая сегодня стоят вместе столько же, сколько три больших и одна маленькая вчера. Можно ли по этим данным выяснить, что дороже: одна большая и две маленьких сегодня, или пять маленьких вчера?

10.4. Ненулевые числа a, b, c образуют в указанном порядке арифметическую прогрессию. Докажите, что уравнение a + 2 bx + c = 0 имеет два решения.

10.5. Один из углов трапеции равен 60°. Найдите отношение её оснований, если известно, что в эту трапецию можно вписать окружность и около этой трапеции можно описать окружность.



Решения

10.1 Существует ли натуральное n такое, что число n2012 – 1 является какой-либо степенью двойки?

Решение:

Преобразуем: n2012 – 1 = (n1006)2 – 1 = (n1006– 1)(n1006 +1).

Предположим, что данное число является степенью двойки, тогда каждый из двух полученных множителей также является степенью двойки, причем эти множители отличаются на 2. Это возможно только в одном случае, если n1006 – 1 = 2, а n1006 + 1 = 4, но таких натуральных n не существует.

Ответ: не существует.

10.2 Известно, что + b = + с = + a. Какие значения может принимать выражение а( - )+ b( - + с ( - ) ?

Решение:

Заметим, что равенство + b = + с можно записать в виде - = с - b. Аналогично имеем - = a – с, - = b - a . Подставляя эти равенства в искомое выражение, получаем, что

а( - )+ b( - + с ( - )= a(c – b) + b(a – c) + c(b – a)= 0/

Ответ: 0.

10.3 На базаре продаются рыбки, большие и маленькие. Сегодня три больших и одна маленькая стоят вместе столько же, сколько пять больших вчера. А две большие и одна маленькая сегодня стоят вместе столько же, сколько три больших и одна маленькая вчера. Можно ли по этим данным выяснить, что дороже: одна большая и две маленьких сегодня, или пять маленьких вчера?

Решение:

Обозначим на сегодня: большая б2, а маленькая м2. Цены на вчера: большая б1, а маленькая м1. Тогда из условия задачи имеем: 3б2 + м2 = 5б1, 2б2 + м2 = 3б1 + м1. Отсюда получаем: 5м1 = 5(2б2 + м2 – 3б1) = 10б2 + + 5м2 – 15б1 = 10б2 + 5м2 – 3(3б2 + м2) = б2 + 2м2. То есть пять маленьких вчера стоили столько же, сколько одна большая и две маленьких сегодня.

Ответ: пять маленьких вчера стоили столько же, сколько одна большая и две маленьких сегодня.

10.4 Ненулевые числа a, b, c образуют в указанном порядке арифметическую прогрессию. Докажите, что уравнение a + 2 bx + c = 0 имеет два решения.

Решение:

По свойству арифметической прогрессии получаем, что b = . Тогда дискриминант квадратного уравнения a + 2 bx + c = 0 равен D = 8 - 4ac = 2 - 4ac =2 + 2 . Значение этого выражения больше нуля, поэтому квадратное уравнение имеет два решения.

10.5 Один из углов трапеции равен 60°. Найдите отношение её оснований, если известно, что в эту трапецию можно вписать окружность и около этой
трапеции можно описать окружность.

Решение:

Так как АВСD вписанная, то она равнобедренная, т.е. АВ=СD. Так как ∠ВАD=60°, то ∠АВС=120°. Центр вписанной окружности лежит в точке O пересечения биссектрис BK и AO углов BAD и AВC. Т.к. ∠ABK=60°=∠BAK, то треугольник АВK – равносторонний, значит, биссектриса АO является медианой в этом треугольнике. Биссектриса СL угла ВСD также проходит через точку О. А так как О – середина ВК, то OL – средняя линия треугольника ABK (проходит через середину ВK и параллельно АВ), следовательно АL=LK. Аналогично LK=KD. Треугольники BCO и LKO – правильные (углы по 60°) и их стороны равны (BO=OK), следовательно ВС=LK=AL=KD, т.е. 3ВС=AD.

Ответ: ВС : АД = 1 : 3.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задания для школьного этапа олимпиады

Автор: Каплина Татьяна Алексеевна

Дата: 16.02.2024

Номер свидетельства: 645747

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку 7-8 классы "
    ["seo_title"] => string(71) "zadaniia-dlia-shkol-nogho-etapa-olimpiady-po-russkomu-iazyku-7-8-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "220161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434534591"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Олимпиадные задания для школьного этапы олимпиады по информатике 8 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "olimpiadnyie-zadaniia-dlia-shkol-nogho-etapy-olimpiady-po-informatikie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115244"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411910352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Тестовые задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Технология»."
    ["seo_title"] => string(80) "tiestovyie_zadaniia_dlia_shkol_nogho_etapa_vsierossiiskoi_olimpiady_shkol_nikov_"
    ["file_id"] => string(6) "365646"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1480860797"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Задания для школьного этапа олимпиады по музыке 5-6 классы"
    ["seo_title"] => string(63) "zadaniia_dlia_shkol_nogho_etapa_olimpiady_po_muzykie_5_6_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "372723"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482490275"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Задания для школьного этапа олимпиады по музыке 7-8 классы"
    ["seo_title"] => string(63) "zadaniia_dlia_shkol_nogho_etapa_olimpiady_po_muzykie_7_8_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "472162"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1528110602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства