Сценарий внеклассного мероприятия «Для чего нужна математика»
1. Вступительное слово учителя:
2. Ведущий:
Любой ученик, который учиться в школе, не раз задавал себе вопрос: «Зачем же нужна математика?» Мы уверены, что математика нужна всем и каждому. Вы не встретите в жизни ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый умеет считать, знает таблицу умножения, умеет рисовать геометрические фигуры.
Сейчас мы расскажем, почему мы так уверены, что без математики человеку не прожить в современном мире!
3. Ученик:
Математика – наука,
хороша и всем нужна!
Без нее прожить нам трудно,
без нее нам жизнь сложна!
4. Ученик:
А между тем, математика встречается везде, иногда мы ее используем, даже не задумываясь об этом. Утром встаем и смотрим на часы – который час? Покупаем продукты в магазине, когда есть хочется! Готовим себе пищу, например, яблочный пирог – ведь необходимо знать, сколько муки, воды и других компонентов нужно взять для замеса теста.
Нам все время приходиться выполнять простые и сложные математические операции – отсчитывать деньги и получать сдачу, узнать через сколько минут начнется киносеанс, когда отправляется автобус или поезд, сколько нужно заплатить за коммунальные услуги, планировать семейный бюджет на месяц.
Даже расстановка мебели в квартире или офисе, рассаживание растений на даче и разбивка парка или сквера, размещение картин в музее, стратегия футбольного матча и его счет, и еще многое – многое - многое …
5. Ученик представляет проект «Зачем нужна математика»
Ведущий:
Ни одна профессия не обходится без знаний математики. Многие из нас проводили опрос среди своих родителей и их знакомых «Нужна ли им математика и если нужна, то зачем?». Я представляю вам проект моей одноклассницы.
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
И пусть пора сейчас настала
«Компьютер знает наш немало».
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать
6. Ученик:
Тяжело представить, но когда-то люди совсем не умели считать! Факты убедительно свидетельствуют о том, что счет возник раньше, чем названия чисел. А слова «один», «два» и «три» появились независимо от счета.
Во многом благодаря математике цивилизация стала такой, какая она есть сейчас: развитой, высокотехнологичной, образованной и обеспеченной. Математическая наука позволила цивилизации развиться во всех ее аспектах.
Без математики не обходиться ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, ни одно предприятие и государство. Недаром гениальный ученый Карл Фридрих Гаусс говорил, что математика – царица всех наук!
7. Видеоролик – проект «Для чего нужна математика?»
Я провела опрос среди самых маленьких: дошкольников и первоклассников.
А также среди людей тех профессий, которым, вроде бы, математика вовсе не нужна. (видеоролик)
Что делает техничка? Моет полы, вытирает пыль, поливает цветы или повар: варит обед, готовит салаты. А оказывается и им нужна математика, и они без нее ничего не могут сделать. Таким образом, я хочу сделать вывод: математика очень важна для каждого человека в отдельности и для развития человечества в целом.
8. Ученик:
«Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит» - это слова нашего гениального ученого Михаила Ломоносова. Очень тяжело в наше время найти работу по душе, где бы ни встречалась математика. Она присутствует везде: в Физике и Истории, в Химии и в Экономике и даже Природа подчиняется законам математики.
9. Ученик:
Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа!
10. Ведущий:
Впервые о системах счисления я узнал на уроках математики при знакомстве с нумерацией разных народов и способом образования однозначных и многозначных чисел.
Заинтересовали меня различные системы счисления после того, как я встретился со стихотворением А. Старикова «Сколько лет девочке?»
11. Ученик:
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
12. Ведущий:
У вас появилось много вопросов:
Как может быть девочке 1100 лет?
Как она может ходить в 101 класс?
Может ли быть у девочки 10 рук, 10 ног, 10 глаз?
Может ли у собаки быть 100 ног?
Такого в жизни не бывает!
Может быть причина в другом? Может быть девочка обыкновенная, а числа записаны по-другому, непривычным нам способом?
Если у вас возникло желание познакомиться с историей возникновения нумераций и систем счисления у разных народов, со способом образования и записи чисел в этих нумерациях и узнать – одинаков ли способ выполнения действий с многозначными числами в разных системах счисления, то мы будем рады.
13. Ученик:
Учите математику!
Одна учительница рассказывала про своего преподавателя математики:
Был он человеком крупным и любил покушать. В столовой он однажды взял два супа, два вторых… одним словом – обед в двух экземплярах. Подходит к кассе. Молоденькая кассирша щелк-щелк-щелк на счетах: «С Вас 2-17», он в ответ: «Не правильно». Кассирша снова за счеты…: «2-05», он в ответ: «Неправильно». Кассирша окончательно смущенная и запуганная щелк-щелк-щелк на счетах вновь: «рубль-17». А сей ученый ей в ответ: «Снова неправильно». Отчаявшаяся кассирша: «а сколько должно быть?» Он в ответ: «Не знаю. Но два одинаковых обеда – ЧЕТНОЕ ЧИСЛО!».
14. Ведущий:
Многие заботятся о своем здоровье и делают зарядку. Так вот математика является «зарядкой для ума» - говорил великий русский полководец Суворов, так как она развивает логическое мышление, которое необходимо человеку для познания окружающего мира, для развития творческих способностей.
1.Проведём гимнастику ума с помощью викторины «Обо всём». (Слайд 31)
Я буду задавать вопросы. Чтобы ответить на него, вы должны поднять руку.
На руках десять пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)
Незнайка, почёсывая затылок, никак не может придумать, какой знак надо поставить между 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6?
( «,», т.е. получится число 5,6)
От прямоугольной доски отрезали один угол. Сколько стало углов? (5)
Она любит всё делить. (Дробная черта)
Он сам не знает, что хочет: то уменьшает, то увеличивает. (Масштаб)
Она выясняет все отношения. (Пропорция)
Из трёхзначного числа вычли двузначное, получили однозначное. Назовите эти числа. (100, 99, 1)
Единица измерения угла? ( Градус)
Фигура, у которой все углы прямые, а все стороны равны? (Квадрат)
Крыса, которая делит угол пополам? (Биссектриса)
Сколько секунд в одном часе? (3600)
Какую «неизвестную» букву латинского алфавита чаще всего используют на уроках математики? (х)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
Как можно истолковать равенство: 9+8=5? (На языке часов.)
Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки. (Угол)
Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)
Горело семь электрических лампочек. Две погасли. Сколько осталось? (7)
Что все раны лечит? (Время)
Летела стая – 25 гусей. Одного убили. Сколько осталось? (1,остальные улетели.)
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
Что это? (Циркуль)
2.Конкурс художников. (Слайд 32)
Вызывается 4 желающих учеников из зала. Нужно будет изобразить на ватмане портрет любимого сказочного героя, используя как можно больше геометрических фигур, математических знаков и цифр. После того, как портреты будут нарисованы, рассказать о своём герое. Одному участнику завязываются глаза, а другой участник рукой первого рисует. При оценке конкурса учитывается количество разных фигур, знаков и то, как ребята поясняют свой рисунок.
5. Математический фокус «Угадывание дня рождения» (Слайд 35)
1. Запишите день своего рождения, т.е. число. (Например, 7.)
2. Умножьте его на 2. (7*2=14)
3. К полученному числу припишите справа 0. (140)
4. К результату прибавьте 73. (140+73=213)
5. Полученное число умножьте на 5. (213*5=1065)
6. Прибавьте к полученному числу номер месяца, в котором вы родились. (1065+10=1075)
7. Назовите свой ответ, а я назову день и месяц вашего рождения.
Для этого из полученного результата нужно всегда вычитать 365. (1075 – 365=710) В полученном числе первые две цифры или одна, если число трёхзначное, - день рождения, другие две – номер месяца.
У нас получилось
710
На основании всего увиденного, услышанного и сказанного мы с вами делаем вывод, что математика нужна:
- во-первых, для сдачи школьных выпускных и вступительных экзаменов в ВУЗ (для определенных специальностей);
- во-вторых, кому-то эта наука, может, просто очень нравится, в особенности, если это человек с аналитическим типом мышления;
- в-третьих, и это немаловажно, если бы математика как наука не развивалась, и она не была бы обязательным предметом, то доброй половины научных открытий, да и современных технологий просто не существовало бы сегодня, а это ну очень жизненная сторона вопроса. Поскольку точные науки все взаимосвязаны между собой, и если не работает одна, то другая от этого очень страдает;
- в-четвёртых, математика нужна людям различных профессий;
- в-пятых, математика нужна для развития ума;
- в-шестых, без математики не существовал бы весь окружающий мир.
Всем спасибо за внимание! До новых встреч! (Слайд 37)
6