Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике для 5,6 классов "Знай меру"»
Разработка внеклассного мероприятия
по математике
«Знай меру»
Праздник, посвященный старинным
русским мерам.
Май, 2017 год
Цели:
1. Расширить знания учащихся о старинных русских мерах.
2. Обратить внимание учащихся на самобытность русской культуры.
Оборудование: призы
Участники праздника:
учитель
два скомороха
выступающие ученики
Петрушка и купец
зрители
Сценарий праздника
Скоморохи:
- Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки,
- Юноши и девушки,
- Бабушки и дедушки!
- Начинаем наше представление о старинных русских мерах.
- Решил как- то Петрушка купить себе два аршина ситца на новую праздничную рубаху…
Кукольная интермедия «Петрушка и купец»
- Здорово, купец!
- Здравствуй, Петрушка!
- А продай-ка мне два аршина красного ситца на новую праздничную рубаху!
- А, пожалуй, продам. Вот твоя материя! ( Подает Петрушке маленький красный клочок)
- Это что за мистерия?! Разве здесь два аршина?!
- Конечно, два.
- Каким же аршином ты мерил?
- Своим. ( Достает маленькую деревянную линейку) Разве ты не знаешь, что у нас каждый купец своим аршином меряет?
- А ты разве не знаешь, что уже давно есть казенный аршин? ( Достает длинную металлическую линейку) Вот тебе! Вот тебе! Получай! Будешь знать, как обманывать честных людей! ( Бьет линейкой купца, тот кричит и убегает, Петрушка бежит за купцом)
Ученик. Дело в том, что в царской России в разных губерниях были приняты свои единицы измерения, поэтому купцы, продавая товар, как правило, мерили товар своим аршином, зачастую обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить различные толкования длины аршина, был введен казенный аршин. Это эталон аршина, представляющий собой металлическую линейку. Деревянные копии такой линейки рассылались по всей территории России. На ее концах были металлические наконечники с государственным клеймом.
Аршин- одна из основных русских мер длины (от персидского арш - локоть). Содержит длину вытянутой руки от плеча до конца среднего пальца. В аршине 71 см.
Скоморохи:
- Почтеннейшая публика!
- Кто хочет дырку от бублика?
- Тогда отвечайте без промедления:
Которая из трех винтовок трехлинейная?
(Скоморохи показывают три рисунка, первому угадавшему дают сладкий приз)
)
Ученик:Линия - старинная русская единица длины, равная 2,54 мм (0,1 дюйма) или ширине пшеничного зерна. Использовалась для обозначения диаметра нижней части (горловины) стекла керосиновых ламп. Этой единицей в настоящее время обозначается калибр - диаметр канала ствола огнестрельного оружия, наибольший диаметр пули, снаряда выражен в линиях или миллиметрах. Отсюда название «трехлинейная винтовка», имеющая калибр 7,62 мм (2,54 • 3 = 7,62).
Скоморохи: - Праздник продолжается,
- Заданья усложняются!
- Какая из картинок больше подходит к поговорке
«От горшка два вершка»?
- Когда так говорят?
(Скоморохи предлагают две иллюстрации, первый ответивший правильно получает сладкий приз.)
Ученик.Вершок – старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего). Длина вершка составляет примерно 4,4 см.
Скоморохи: - Ты смотри, какой (имя ученика) умный, прям семь пядей во лбу.
- Семь каких пядей?
- Обыкновенных!
- Обыкновенных не бывает. Есть пядь малая, пядь великая и пядь с кувырком!
- Откуда ты знаешь?
- (имя ученика) рассказал.
Ученик.Пядь,пядень (или четверть) - одна из самых старых мер длины: от древнерусского слова пясть - кулак или пять - кисть руки.
Пядь малая - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Длина малой пяди равна примерно 19 см.
Пядь великая - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, ее длина 22 - 23 см.
Пядь с кувырком. В старину эту единицу получали прибавлением к малой пяди длины двух или трех суставов указательного пальца. Длина такой пяди равна соответственно 27 см и 31 см или 5 вершков.
Учитель: закрепляет со зрителями понятия пядь малая, пядь великая, пядь с кувырком, вершок, аршин, линия через решение задач:
Учитель. Ребята, а что вы знаете о карате? Что такое карат?
Подробнее о карате нам расскажет (имя ученика).
Ученик:
Карат (от арабского слова кират) - единица веса (массы) драгоценных камней, бриллиантов, алмазов и пр., а также золота. Эту единицу используют ювелиры всех стран, в том числе и России. Спелые засушенные зерна единственного плода экзотического бобового растения влажных субтропиков - циратония были названы древними арабами каратами. Они долгие годы сохраняют свой вес постоянным, и поэтому использовались в древности как единица массы в ювелирном деле. С начала XX столетия установлен метрический карат, вес (масса) которого 0,2 г. Карат является мерой содержания золота в сплаве.
Скоморохи: - Вы без нас соскучились!
- С учителем замучились!
- Отвечайте напрямик:
Что такое золотник?
- Человек такой богатый
Или зверь совсем рогатый?
- Или деньги для обеда?
- Иль деталь от лисапеда?
(Ученик, ответивший правильно на заданный вопрос, получает сладкий приз.)
Ученик: Золотник - старинная русская мера веса (массы), около 4,3 г. Происхождение слова золотник неясно. Предполагается, что оно происходит от слова златник - названия монеты во время правления князя Владимира Святославовича (X в.). С конца XVI в. служил единицей веса драгоценных металлов и камней. Равен 1/96 фунта.
До 1927 г. в России была принята золотниковая система определения содержания драгоценных металлов (платины, золота, серебра) в сплаве (проба). Например, 1.фунт сплава серебра 84-й пробы содержит 84 золотника или 84 • 4,3 = 361,2 (г) чистого серебра.
Учитель закрепляет со зрителями понятия карат и золотник через решение задач
Беседует о дюжине.
Материал для беседы:
Дюжина. Некоторые виды товаров продавались счетом на дюжину - по 12 штук. Это столовые ножи, вилки, игральные карты, канцелярские принадлежности: перья, ручки, карандаши и т.д. В некоторых случаях дюжину употребляют и в настоящее время.
Учитель: Итак, подведем итоги первой части нашего праздника.
1. О каких мерах длины мы сегодня с вами говорили? (аршин, линия, вершок, пядь)
2. Какие меры веса (массы) обсуждали? (карат, золотник)
3. О какой мере счета беседовали? (дюжина)
4. Какие еще старинные русские меры вы знаете? (Ученик должен назвать меру и ее значение. За каждый правильный ответ – сладкий приз от скомороха ).
А сейчас проведем аукцион
« Старинные русские меры в народных пословицах и поговорках».
Ученик: Я начинаю, вы продолжаете, а кто заканчивает, тот и получает главный приз. Скоморохи, вы следите, чтобы пословицы и поговорки не повторялись.
( Учитель показывает участникам приз )
Итак, моя поговорка – «Все хорошо в меру». Кто следующий?
( Ученик берет аукционный молоточек и ведет аукцион:
«Все хорошо в меру» - раз, «Все хорошо в меру» - два…)
По окончании аукциона победителю вручают приз.
Скоморохи: - Почтеннейшая публика!
Кто получил дырку от бублика?
- Тот, кто меры не учил,
Тот и дырку получил!
- Или скромничал без меры:
При себе держал примеры!
- А надо было делиться!
- Позвольте нам удалиться?
- Всем спасибо за внимание!
- До свидания!
- До свидания!
Литература:
Е.Багаев «Старинные русские меры в народных пословицах и поговорках» - газета «Математика», еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №10/96.
Примечания:
Подготовка зрителей начинается за неделю до мероприятия.
На видное место помещается материал «Читай, запоминай – пригодится». Учитель рекомендует учащимся обратить внимание на этот материал и по возможности запомнить то, что там написано.
Учащиеся составляют задачи со старинными мерами, которые потом оформляются в задачник.
Вывешивается чистый лист, на который ребята записывают пословицы и поговорки со старинными мерами.
Приложение.
«Читай, запоминай – пригодится»
Таблица старинных мер
Меры длины
1 миля = 7 верстам (7,47 км)
1 верста = 500 саженей (1,.067 км)
1 сажень = 3 аршина (2,13 м) или 7 футам
1 аршин = 16 вершкам (0,71 м) или 28 дюймам
1 фут = 12 дюймам (0,305 м)
1 вершок = 0,444 м
1 дюйм = линиям (25,4 мм)
1 линия = 10 точкам (2,54 мм)
1 точка = 0,254 мм
Мера площади
1 десятина = 2400 кв. саж. (1,09 га) или 3200 кв. саж. (1,46 га)